Что означает вне рамок налоговых проверок

Юридическая информация на тему: "Что означает вне рамок налоговых проверок" с подробными разъяснениями. Мы собрали и систематизировали информацию по теме и предоставили ее в удобном для чтения виде.

Запрос документов вне рамок проверки. Ответственность и защита

Теперь налоговики вправе истребовать у компании документы и другую информацию по конкретной сделке вне рамок проведения налоговой проверки. Однако от необоснованных запросов можно защититься.

С 30 июня 2013 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс 1 , которые позволяют контролерам, если у них есть обоснованная необходимость, истребовать документы (информацию) относительно конкретной сделки у ее участников или иных лиц вне рамок проведения налоговых проверок. На практике налоговики и ранее запрашивали у компаний как информацию, так и конкретные документы. Однако суды не поддерживали такие истребования, ссылаясь на отсутствие разрешающих норм в Налоговом кодексе 2 . Рассмотрим судебную практику и доводы, которые помогут фирме защитить свои права в новых условиях.

Проблемы применения ответственности

Налоговое законодательство предусматривает ответственность компании по смежным правонарушениям при непредставлении запрашиваемых документов вне рамок проведения налоговой проверки:

  • за несообщение сведений, которые, в соответствии с Налоговым кодексом, фирма должна передать контролерам 3 ;
  • за непредставление документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах 4 .

При этом различается как сумма штрафа (5000 руб. в первом случае и 200 руб. во втором), так и порядок определения ответственности. В рамках статьи 129.1 Налогового кодекса неважно количество документов. Ответственность наступает за факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) требования. В рамках статьи 126 Налогового кодекса имеет значение количество представленных (несвоевременно представленных) документов.

Однако, чтобы применение ответственности было законным и обоснованным, налоговый орган должен точно указать фирме перечень истребуемых документов и список тех документов, которые были у него на момент запроса, но не были представлены по требованию. Первую информацию налоговики указывают в требовании о представлении документов. Вторую можно получить в рамках выездной налоговой проверки путем выемки документов 5 . В условиях же, когда запрос производится вне рамок какой-либо налоговой проверки, эта существенная для привлечения к ответственности информация остается недоступной контролерам, пока ее не раскроет сама фирма (например, представив документы с просрочкой). Таким образом, возникает проблема, решение которой сможет дать либо судебная практика, либо очередные поправки в Налоговый кодекс.

Как защититься?

При возникновении разногласий с контролерами по поводу представления документов вне рамок проведения налоговой проверки компания может руководствоваться следующими позициями:

1. Инспекторы обязаны обосновать свое требование, необходимость получения документов должна быть очевидно обоснованной. Законодательство дает фирме право не выполнять неправомерные требования проверяющих как не соответствующие Налоговому кодексу 6 . Следовательно, фирма, не исполняющая требование о представлении документов, явно не соответствующее закону, действует в рамках своего права, то есть правомерно и добросовестно. Арбитры в данной ситуации с большой долей вероятности встанут на сторону компании. Так, ФАС Дальневосточного округа указал 7 , что вне рамок проверки налоговики не вправе истребовать какие-либо документы и информацию, в том числе относящиеся к конкретным сделкам, без соответствующего обоснования необходимости их получения. К аналогичным выводам пришел и ФАС Западно-Сибирского округа 8 .

2. Запрашиваемые документы должны относиться к конкретной сделке, указанной в требовании. Компания вправе представлять налоговикам только те документы, которые, по ее мнению, имеют отношение к деятельности контрагента или к конкретной сделке. Так, ФАС Поволжского округа рассматривал ситуацию 9 , когда инспекция затребовала у фирмы документы, не касающиеся ее взаимоотношений с контрагентом (конкретной сделки), а являющиеся внутренними документами (карточки бухгалтерских счетов, выписки из книги продаж, лицензия, договоры с субподрядчиками). Поскольку проверяющие не доказали, что запрошенные документы каким-либо образом связаны с деятельностью контрагента, данное обстоятельство послужило одним из оснований для признания решения о привлечении фирмы к ответственности недействительным 10 .

3. Требование о представлении документов должно быть исполнимым. При назначении срока для исполнения требования о представлении документов налоговики должны учитывать реальную возможность компании передать необходимое количество документов в установленный срок 11 . Судьи Северо-Западного округа рассматривали случай, когда фирма не смогла своевременно представить 18 748 документов в ходе выездной налоговой проверки. Инспекторы хотели привлечь ее к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса. Однако арбитры признали такое решение незаконным, сославшись на то, что у фирмы отсутствовала возможность представления копий всех документов в установленный ИФНС срок в связи с большим объемом технической работы по ксерокопированию при численности работников четыре человека 12 .

4. Представление документов непосредственно в суд не говорит о том, что их не было в ходе налоговой проверки. Фирма может представить истребуемые документы непосредственно в ходе судебного разбирательства. Так, суд кассационной инстанции отклонил доводы налоговиков о непредставлении фирмой документов в ходе проверки, поскольку, как было установлено, эти документы в требовании прямо поименованы не были, а содержалось лишь указание «представить другие документы, подтверждающие убыток» 13 .

Сноски:
1 Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ
2 пост. ФАС ПО от 17.01.2013 № Ф06-10424/12, от 28.04.2012 № Ф06-2701/12, от 26.05.2009 № А55-17265/2008, ФАС ЗСО от 12.05.2011 № Ф04-2381/11
3 ст. 129.1 НК РФ
4 ст. 126 НК РФ
5 ст. 93 НК РФ
6 п. 11 ст. 21 НК РФ
7 пост. ФАС ДО от 06.03.2012 № Ф03-306/12
8 пост. ФАС ЗСО от 12.05.2011 № Ф04-2381/11, от 04.08.2008 № Ф04-3684/2008(6766-А75-14)
9 пост. ФАС ПО от 28.04.2012 № Ф06-2701/12
10 пост. ФАС ДО от 06.03.2012 № Ф03-306/2012, ФАС ЗСО от 29.12.2010 № А27-4698/2010, ФАС МО от 30.04.2009 № КА-А40/3266-09 по делу № А40-64682/08-99-198, ФАС ЦО от 09.08.2010 № А68-13557/09
11 пост. ФАС ДО от 19.12.2007 № Ф03-А51/07-2/5682
12 п. 2 ст. 109 НК РФ; пост. ФАС СЗО от 15.05.2008 № А42-488/2007
13 пост. ФАС СЗО от 27.07.2006 № А56-44532/2005

Истребование документов вне рамок проверок

Отвечает Ваш персональный эксперт

Требование со ссылкой на п. 2 ст. 93.1 НК РФ законно, его следует исполнить.

Норма п. 2 ст. 93.1 НК РФ позволяет инспекции запрашивать документы вне рамок проверок по конкретным сделкам. Организацию могут оштрафовать на 5000 руб. – за непредставление информации и на 10000 руб. – за непредставление документов (п. 2 ст. 126 и ст. 129.1 НК РФ).

ФНС России в письме от 27.06.17 № ЕД-4-2/[email protected] запретила инспекторам требовать все подряд документы вне рамок проверок. Налоговики должны запрашивать документы и информацию только в объеме, который реально им необходим и они могут изучить.

При этом, в требовании о представлении документов и информации инспекция не обязана указывать конкретную причину, по которой их истребует. Но налоговики должны указать, что они нужны вне рамок проведения налоговых проверок. Подтверждает это постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.06.17 № Ф04-1488/2017.

Налоговики вне рамок проверки вправе запросить у компании только документы по конкретным сделкам. Если из требования непонятно, по какой именно сделке запрашивают документы, то организация вправе не исполнять такой запрос. Судьи в этих ситуациях согласны с компаниями (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.03.17 № Ф03-712/2017).

Читайте так же:  Начисляются ли алименты с премии

Из статьи журнала «Практическое налоговое планирование», № 11, ноябрь 2017

Как использовать контррасчет в споре с налоговиками

ФНС запретила инспекторам требовать все подряд документы вне рамок проверок. Налоговики должны запрашивать документы и информацию только в объеме, который реально им необходим и они могут изучить.*

Изменения выгодны — налоговики должны запрашивать меньше бумаг. Но это не значит, что компания может больше не исполнять излишние требования. Мы выяснили, как безопаснее отвечать на новые запросы вне рамок проверки.

Что изменилось в запросах вне рамок проверки

Налоговики перед отправкой требования вне рамок проверок должны оценить реальную необходимость в запросе бумаг и информации, возможность их получить и изучить. Такое указание ФНС дала налоговикам на местах в письме от 27.06.17 № ЕД-4-2/[email protected]

Вне рамок проверок инспекторы вправе запросить документы или информацию по конкретной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Но на практике налоговики высылают требования на большое количество документов и компании не могут их исполнить. Инспекторы должны быть готовы объяснить подобные запросы в УФНС и суде и, прежде чем штрафовать за непредставление бумаг и информации, учитывать:

— необходимость в требуемых документах и информации;
— возможность инспекторов изучить запрошенный объем бумаг;
— возможность компании изготовить и представить копии в большом объеме;
— наличие ходатайства компании о продлении срока сдачи бумаг.

ФНС отметила, что судьи снижают или отменяют штрафы из-за нереально большого объема документов. Неэффективны и сами штрафы, ведь они не зависят от объема непредставленных бумаг. Это в любом случае 5000 руб. за непредставленную информацию и 10 000 руб. — за документы (п. 2 ст. 126 и ст. 129.1 НК РФ). Формально теперь инспекторы должны запрашивать меньше бумаг. У компаний же есть больше оснований, чтобы продлить срок для их подготовки, а также снизить или отменить штраф.*

Что вправе запросить вне рамок проверки

Налоговиков обязали аргументировать причины запроса большого числа документов вне рамок проверок. Но пояснять их инспекторы должны в УФНС, в суде или при внутреннем аудите, а не компании.

В требовании о представлении документов и информации инспекция не обязана указывать конкретную причину, по которой их истребует. Но налоговики должны указать, что они нужны вне рамок проведения налоговых проверок (приложение № 15 к приказу ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected]). Подтверждает это постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.06.17 № Ф04-1488/2017.*

Несмотря на выгодные разъяснения ФНС, компаниям опасно самостоятельно сокращать число представляемых по требованию бумаг (см. врезку ниже). Но если представить все запрошенные бумаги нереально, проверьте, какие вы вправе не представлять.

Можно ли самостоятельно сократить число запрошенных бумаг?

Сергей Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса: «Когда есть сомнения в том, что требование инспекции представить документы или информацию вне рамок мотивированно, рекомендую все равно его исполнить. Опасно в ответ на требование направлять уведомление с предложением обосновать истребование документов и информации.

Инспекторы могут квалифицировать такое уведомление как отказ представить запрошенные данные и приравнять к непредставлению документов и информации. За это компанию вправе оштрафовать на 5000 руб. за информацию и на 10 000 руб. за документы (ст. 126 и 129.1 НК РФ).*

Уведомление о невозможности представить документы и информацию используют только в двух случаях, когда:

—?необходимо по объективным причинам продлить срок исполнения требования о представлении документов или информации;
—?невозможно представить истребованные документы и информацию по причине их отсутствия

Документы по компании. Налоговики не вправе требовать вне рамок проверок документы непосредственно по вашей деятельности. Например, запрашивать данные бухучета, налоговые регистры или внутренние документы организации.

Вне рамок проверки налоговики вправе запросить только те документы, которые касаются деятельности проверяемого контрагента (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Подтверждают это и судьи (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.06.12 № А29-8138/2011).

Но налоговики могут запросить, к примеру, внутренние документы в виде выписок по конкретным компаниям. Такие требования игнорировать опасно. Судьи считают, что подобные запросы законны (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.04.16 № 02АП-1203/2016).*

Сведения не по конкретной сделке. Налоговики вне рамок проверки вправе запросить у компании только документы по конкретным сделкам (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Если из требования непонятно, по какой именно сделке запрашивают документы, то организация вправе не исполнять такой запрос. Судьи в этих ситуациях согласны с компаниями (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.03.17 № Ф03-712/2017).*

Как продлить срок сдачи документов

[3]

В новых разъяснениях ФНС обратила внимание на опасность формальных отказов в продлении сроков представления бумаг по требованию. Например, за несоблюдение формы уведомления или недостаточной аргументации ходатайства (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Судьи считают их необоснованными и снижают или снимают штраф за непредставление бумаг. Значит, налоговики будут реже отказывать в отсрочке по формальным основаниям.

Представить документы по требованию вне рамок проверки надо в течение пяти рабочих дней. Чтобы инспекторы продлили срок, отправить ходатайство надо на следующий день после получения требования, не позже (п. 3 и 5 ст. 93.1 НК РФ). Если с ходатайством опоздать, налоговики могут отказаться продлевать сроки по требованию.

Когда получите запрос из инспекции, сразу оцените, сможете выполнить его в срок или нет. Если не уверены, подайте ходатайство (см. образец 1 ниже). Бланк возьмите из приказа ФНС России от 25.01.17 № ММВ-7-2/[email protected] Даже если налоговики откажут, сам по себе факт отправки ходатайства будет для компании смягчающим обстоятельством. Это поможет снизить штраф за опоздание с документами или даже избежать его вовсе.

Образец 1. Уведомление, чтобы продлить срок представления документов (фрагмент)

Кликайте на картинки, чтобы увеличить

Как снизить штраф за непредставленные бумаги

Компании теперь будет проще без суда снизить или отменить штраф за непредставление бумаг по требованию вне рамок проверок. Если инспекторы необоснованно запросили большой объем бумаг и отказали в отсрочке, подайте жалобу в УФНС и сошлитесь в ней на новые разъяснения ФНС (см. образец 2 ниже).

Образец 2. Как составить идеальную жалобу (скачать)

Перечислите в жалобе основания, по которым инспекторы необоснованно запросили бумаги и отказали в продлении сроков их подготовки. Например, невозможность изготовить и представить копии запрошенных бумаг за пять рабочих дней. Приведите в жалобе судебную практику в пользу компаний.

Специалисты УФНС потребуют от налоговиков объяснения, зачем им такой большой объем документов. Если выяснится, что часть бумаг проверяющие запросили зря, то штраф компании снизят минимум вдвое или вообще отменят.

Истребование документов вне налоговой проверки инспекции должны обосновывать

ФНС предписала сотрудникам инспекций истребовать у налогоплательщиков документы вне рамок налоговых проверок лишь в случае, когда на то есть обоснованная необходимость.

Поскольку истребование документации в излишнем объеме может привести к жалобам налогоплательщиков и плохо отразиться на репутации налоговиков, при направлении запроса на предоставление большого количества документов следует руководствоваться принципами целесообразности, разумности и обоснованности.

Сотрудникам инспекций стоит учитывать, что хотя в судебной практике большое количество истребуемых документов само по себе не является основанием для признания действий налогового органа незаконными, однако, при вынесении решения о привлечении налогоплательщиков к ответственности за непредставление запрошенных документов, суды принимают во внимание следующие факторы:

Читайте так же:  Заявление на алименты на неработающего

— реальная необходимость истребования конкретных документов исходя из ситуации (т.е. разумность и обоснованность требований);

— реальная возможность проверяющих изучить большой объем документации;

— реальная возможность контрагента проверяемого налогоплательщика изготовить копии истребуемых документов;

— обращался ли налогоплательщик с ходатайством о продлении срока представления документов.

По итогам анализа этих факторов суды зачастую принимают смягчающие обстоятельства и даже полностью отменяют штрафные санкции.

Поэтому сотрудникам инспекций следует быть готовыми аргументировано обосновать необходимость истребования документов и не запрашивать документы наобум.

запрос налоговой вне рамок налоговых проверок

Добрый вечер! поступило требование от налоговой об истребовании документов и информации от налоговой другого региона по договорным отношениям за 2 кв.2018 г с субподрядчиком.При этом субподрядчик зарегистрирован вообще в другом (третьем) регионе.
Насколько правомерен данный запрос в рамках контроля информации о сделках, как указывает Иркутская налоговая;что нужно предоставить все документы- договор, акты, счета, оборотки, сертификаты качества, пофамильно кто исполнял от подрядчика работы, кому принадлежат трудовые и материальные ресурсы, где хранились ТМЦ подрядчика и договора аренды подрядчика?

Карина Мельникова → Налоговая проводит мероприятия по контролю информации о сделках вне рамок налоговой проверки

При проработке одного небольшого вопроса, составился такой текст.
Люблю Налоговый Кодекс за то, что он такой, какой есть… без бутылки не разберешься. Поэтому, когда материал представляет собой путаницу взаимоисключающих норм, я, порой, составляю для себя небольшие резюме, во-первых, таким образом выстраивается более ясная картина, во – вторых, лучше воспринимается и запоминается материал.
Надеюсь, информация будет понятна и полезна.

Налоговикам предписано не требовать чрезмерного количества документов вне налоговой проверки

При решении вопроса об истребовании документов вне рамок проведения налоговых проверок инспекторам следует исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности. Запрашивать документы можно только в случае, если есть обоснованная необходимость. Данное разъяснение ФНС России разослала по нижестоящим налоговым органам письмом от 27.06.17 № ЕД-4-2/[email protected] .

В Федеральной налоговой службе опасаются, что истребование документов (информации) в излишнем объеме может привести к жалобам налогоплательщиков.

Вообще, суды признают, что большое количество истребуемых документов само по себе не является основанием для признания действий инспекции незаконными. Вместе с тем, при решении вопроса о правомерности штрафа, предусмотренного пунктом 2 статьи 126 НК РФ за непредставление документов, суды учитывают следующее:

[1]

  • реальную необходимость истребования конкретных документов (разумность и обоснованность требований);
  • реальную возможность инспекторов изучить (проанализировать) большой объем истребуемых документов;
  • реальную возможность контрагента проверяемого налогоплательщика изготовить и представить копии истребуемых документов в большом объеме;
  • обращался ли налогоплательщик с ходатайством о продлении срока представления истребуемых документов; было ли принято решение инспекции по этому вопросу (и какое именно).

По итогам исследования перечисленных обстоятельств суды нередко снижают или вовсе отменяют штраф.

В связи с этим инспекторам нужно быть готовыми к тому, чтобы аргументированно ответить на вопросы вышестоящего налогового органа или суда, возникающие в связи с вышеуказанными обстоятельствами. Соответственно, прежде чем запросить пакет документов, контролерам следует убедиться в том, что запрос является обоснованным и целесообразным.

ИФНС не вправе использовать показания свидетеля, допрос которого был проведен после завершения налоговой проверки

Налоговики могут проводить допросы свидетелей налогового правонарушения в любое время — до, во время и после налоговой проверки. Однако в настоящее время суды принимают только те доказательства, которые были получены от свидетелей в рамках налоговой проверки. Об этом сообщает ФНС России в письме от 23.04.14 № ЕД-4-2/[email protected]

Специалисты налогового ведомства напоминают, что свидетелем может быть любое физическое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства налогового правонарушения, за исключением:
– лиц, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
– лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц (адвокат, аудитор).

Свидетели могут быть вызваны налоговиками для дачи показаний (ст. 90 НК РФ). При этом в Налоговом кодексе нет запрета на проведение допросов свидетелей вне рамок налоговых проверок. Однако, как отмечают в ФНС, арбитражные суды признают недопустимым использование свидетельских показаний, которые были получены после завершения налоговой проверки. Основание — статья 68 АПК РФ «Допустимость доказательств». Она гласит, что обстоятельства дела, которые должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. Показания свидетеля будут признаны допустимым доказательством лишь в случае, если инспекция приняла все необходимые меры, чтобы провести допрос в рамках налоговой проверки. Говоря о допустимости доказательств, в ФНС отмечают, что налоговики на основании пункта 4 статьи 101 НК РФ вправе исследовать документы, полученные до начала налоговой проверки. Такой вывод содержится в пункте 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ».

Об истребовании документов вне рамок проведения налоговой проверки: представлять или нет?

Как понимать выражение «вне рамок налогового контроля»?

В последнее время налогоплательщики все чаще и чаще сталкиваются с проблемой, когда налоговый орган направляет в их адрес Требование о предоставлении документов и информации ВНЕ РАМОК НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ, ссылаясь на ст. 93.1 НК РФ.

Возникает вопрос: «А что это такое?»

Есть камеральные налоговые проверки. Вроде все понятно. Истребовать документы в этом случае могут.
Есть выездные налоговые проверки. Здесь тем более могут истребовать.

А что это за форма такая «вне рамок налоговой проверки?»
Как реагировать на такое требование? Представлять документы и информацию или нет?

Забегая вперед скажу, что истребование документов вне рамок налоговой проверки – это фактически предпроверочный анализ деятельности компании, когда налоговики только собирают документы о компании и пока еще не приняли решение о проведении в отношении компании проверки (выездной или камеральной).

Так представлять или не представлять документы и информацию?
Предусмотрена ли ответственность за непредоставление документов вне рамок налоговой проверки?
Ответственность предусмотрена.
Это статья 126 НК (200 рублей за каждый непредставленный документ), а за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации — ст. 129.1 НК – штраф 5 000 рублей.

Итак, есть право налогового органа истребовать документы и информацию вне рамок налоговой проверки, есть штраф.

Но что это за процедура «вне рамок налогового контроля»? Не получается ли так, что теперь налоговики могут в любой момент запросить у налогоплательщика любые документы и проводить вне рамок налоговой проверки фактически камеральную или выездную?

Давайте вместе прочитаем ч. 2 ст. 93.1 НК РФ: в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Ключевые слова: «обоснованная необходимость», «получение документов (информации) относительно конкретной сделки».

Еще раз: исключительный характер, обоснованная необходимость и конкретная сделка.

Читайте так же:  Закон о задолженности по алиментам

То есть в Требовании должно быть указано при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

И как эти признаки определить на практике? Обратимся к критерию истины – судебной практике.

Вот Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.07.2014 по делу N А27-12135/2013.

Предприятие отказалось предоставить по запросу документы. Налоговый орган привлек предприятие к ответственности в виде штрафа.

Суд вынес решение: требование частично удовлетворено, поскольку решение и требование, принятые инспекцией, не соответствуют положениям НК РФ, в первоначальном требовании о предоставлении документов не указано, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуются документы и в связи с чем запрашивается информация в отношении юридического лица, поименованы конкретные документы, а не информация относительно сделки, которая может быть истребована вне рамок налоговой проверки.

Обратите внимание, что сказал, суд: «… поименованы конкретные документы, а не информация относительно сделки…»
А вот другой случай: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2018 N Ф09-535/18 по делу N А50-23230/2017.

Здесь так же налогоплательщик получил требование представить первичные документы по сделкам с контрагентом.
Не представил. Его привлекли к ответственности. Обжаловал.
В удовлетворении заявления налогоплательщика отказано, суд сделал вывод: у налогового органа вне рамок налоговой проверки возникла обоснованная необходимость получения информации относительно сделок контрагента налогоплательщика, требование содержит необходимые сведения, позволяющие определить мероприятия налогового контроля и идентифицировать информацию по запрашиваемым сделкам.

Также в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2017 N Ф04-7101/2017 по делу N А75-6717/2016 сделан следующий вывод о том, что при истребовании документов (информации) налоговый орган в соответствующем требовании (поручении) должен указать, в рамках какого именно мероприятия налогового контроля (налоговая проверка или иное конкретное мероприятие налогового контроля) запрашиваются документы, а при истребовании документов вне рамок налоговой проверки — также обозначить идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой требуется представление информации.
Удовлетворяя жалобу налогоплательщика суд указал, что налоговые органы не уточнили, в связи с какими проводимыми мероприятиями налогового контроля необходимо представить запрошенные документы, и, как следствие, не обосновали причину истребования документов по конкретным сделкам. Далее суд указал, что в оспариваемом требовании поименованы в том числе конкретные документы, а не информация относительно определенной сделки, которая может быть истребована вне рамок налоговой проверки.

Для полноты картины прочитаем выдержку из Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2016 года по делу № А09-72215/2016, в котором суд очень хорошо расписал, а что собственно должно быть указано в Требования.

Вот что написал суд:

Ну, а теперь, общий вывод (при каких условиях следует представить документы, в случае, когда вы получили Требование вне рамок проведения налогового контроля):

  1. Следует оценить Требование с учетом сказанного выше на предмет его законности: оно должно быть вынесено вне рамок налогового контроля и у налогового органа должна была быть обоснованная необходимость.
  2. Далее, определить (найти) в Требовании ссылку на договор, период его заключения и указание на контрагента.
  3. Документы передаем только те, которые указаны в Требовании. Не стоит передавать документы, которые не указаны в требовании. Если же у вас требуют информацию – передаем информацию, а не документы.
  4. Необходимо сравнить перечень запрашиваемых документов, и, если ваша инспекция попросила документов побольше – передаем ровно те документы, которые указаны в первоначальном Требовании.
  5. Если у вас затребовали документы в очень большом объеме, и вы не в состоянии такой объем подготовить – пишите ходатайство о продлении срока представления документов.
  6. Если вас мучают сомнения – представлять или не представлять конкретные документы – вы можете обратиться письменно в ИФНС за разъяснением. Не стоит молчать. Лучше уточниться. И затем принять адекватное решение в соответствии со сложившейся практикой и реакцией судов.

Особенности проведения встречной налоговой проверки

Встречная налоговая проверка — такого термина нет в нынешней редакции Налогового кодекса РФ. Однако встречные налоговые проверки проводятся инспекциями и правоохранительными органами довольно активно. В статье пойдет речь об особенностях проведения такого рода контрольных мероприятий.

Что понимается под термином «встречная проверка»

Понятие «встречная налоговая проверка» в действительности существовало, но до 01.01.2007, когда из абз. 2 ст. 87 НК РФ было исключено такое дополнительное мероприятие налогового контроля, проводимое при осуществлении камеральных или выездных налоговых проверок.

Суть его была проста: налоговая инспекция запрашивала документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика, а затем сравнивала полученные сведения с теми, которые были отражены в документах организации.

Однако взамен термина «встречная проверка», исключенного из НК РФ, в кодекс введена новая статья 93.1. Она предусматривает запрашивание информации и документов о налогоплательщике и по конкретным сделкам. При этом в рамках таких запросов у налоговых органов полномочий стало существенно больше.

Тем не менее в деловой практике такие мероприятия по-прежнему называют встречной налоговой проверкой, поскольку суть их не изменилась: истребование документов и информации у третьих лиц для проверки достоверности сведений, отраженных у проверяемого налогоплательщика.

Почему документы в рамках «встречки» следует обязательно представлять, читайте в материале «Контрагент обязан представить истребуемые налоговиками документы».

Встречная проверка налоговой инспекции: ее суть и цель проведения

Несмотря на название, встречная проверка, согласно ст. 87 НК РФ, не включена в список налоговых проверок. Дело в том, что по ее результатам не выносится решений, обязательных для выполнения налогоплательщиком. Это всего лишь одно из мероприятий, проводимых в рамках налогового контроля. В результате ее проведения налоговая инспекция получает информацию о налогоплательщике от его контрагентов и партнеров. О такой сущности встречной проверки можно судить по п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 93.1, абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ и письму ФНС России от 16.04.2007 № ШТ-13-06/[email protected]

Цели встречной проверки налоговой инспекции таковы:

  • проверка реальности существования контрагента, сотрудничающего с налогоплательщиком по сделкам, интересующим ФНС;
  • реальность операций, совершенных налогоплательщиком;
  • сверка информации о финансово-хозяйственных операциях, которая есть у проверяемого налогоплательщика и его контрагента.

При обнаружении расхождений между данными контрагента и налогоплательщика эти данные налоговые инспекторы исследуют на предмет того, повлияли ли эти разночтения на налоговую базу или нет. Если налоговая база уменьшилась, полученные данные отражаются в акте проверки, документы присоединяются к акту и в дальнейшем используются в качестве доказательства вины налогоплательщика в совершении правонарушения.

Может случиться так, что проверяемый налогоплательщик остается вне подозрений, но по контрагенту возникают вопросы. В подобных обстоятельствах контрагенту следует ждать сначала камеральную проверку, а затем и выездную (если предварительный анализ подтвердил его неблагонадежность).

В каких случаях проводится встречная налоговая проверка

Подп. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ определено, что встречная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

1. Если проводится выездная или камеральная проверка (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

При этом выездная проверка может быть даже приостановлена на время отправки встречных запросов. Эту норму регулирует подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ; кроме того, она отражена в письме Минфина России от 28.10.2008 № 03-02-07/1-433.

2. После того как встречная или камеральная проверка уже завершена (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Читайте так же:  Законопроект о повышении пенсионного возраста сотрудникам мвд

Встречная проверка в таком случае проводится в период рассмотрения материалов и выступает здесь, согласно абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ, как дополнительное мероприятие налогового контроля.

Кроме того, у налогового органа есть еще немного времени для проведения встречной проверки. В НК РФ нет четкого определения, когда мероприятия налогового контроля при проверке заканчиваются. Поэтому суды могут принять документы, полученные по запросам, проведенным уже после окончания выездной проверки, но до составления окончательного акта. На этот счет есть указание ВАС РФ, содержащееся в определении от 11.02.2010 № ВАС-24/10.

Судя по всему, ВАС принимает во внимание норму п. 2 ст. 93.1 НК РФ, которая определяет, что у третьих лиц налоговый орган может требовать информацию и вне рамок официальных проверок. Однако инспекторы вправе делать такие запросы лишь по конкретным сделкам.

Какие документы вправе истребовать налоговые органы

Налоговым органам при проведении проверок предоставлено право требовать любые документы, касающиеся деятельности конкретного налогоплательщика. Это определено в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136.

Согласно внутренним регламентам ФНС такими документами являются договоры, счета-фактуры, акты приемки и сдачи, накладные — все то, что может содержать информацию о взаимодействии проверяемого налогоплательщика с контрагентами.

Нужно ли представлять документы, если в требовании не указаны их точные реквизиты, узнайте здесь.

Налоговые органы могут затребовать у контрагента сведения о налогоплательщике, у которого идет проверка.

Следует иметь в виду, что если документы или информация не касаются предмета проверки, то налоговый орган не вправе требовать их представления.

Налоговая инспекция при проведении камеральной проверки компании ООО «Омега» запросила штатное расписание у ее контрагента — ООО «Геркон». Такое требование неправомерно, поскольку по штатному расписанию ООО «Геркон» нельзя судить о деятельности проверяемой компании даже косвенно.

Подобного мнения придерживаются и арбитражные суды, что отражено, в частности, в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2013 № А10-2227/2012, ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2010 № А56-59024/2009 и ФАС Дальневосточного округа от 16.11.2012 № Ф03-5399/2012.

Может произойти так, что документ не имеет прямого отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика, но там есть упоминание о его хозяйственных операциях. Такие документы могут быть затребованы с большой вероятностью. Например, когда книга продаж контрагента содержит запись об одной операции с налогоплательщиком. Ее налоговый орган имеет полное право запросить согласно ст. 93.1 НК РФ (определение ВАС РФ от 19.01.2012 № ВАС-17466/11).

Однако выяснить обоснованность запроса можно лишь в суде, где квалифицированные юристы проверят, действительно ли связан запрашиваемый документ с деятельностью налогоплательщика.

А вот период, к которому относятся такие документы, не ограничен. По этой причине инспекторы довольно часто запрашивают материалы не только по тому периоду, по которому проводится проверка, но и по более широким временным рамкам. Минфин в письме от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519 подтвердил, что такие полномочия у налоговых органов есть.

Процедура запроса

Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ при налоговых проверках право истребовать документы есть у того налогового органа, который ее проводит. Именно он может направлять поручение в налоговую инспекцию, где состоит на учете то лицо, у которого есть информация о деятельности проверяемого налогоплательщика.

Эти и другие правила установлены ст. 93.1 НК РФ и Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации), утвержденным приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]

Процедура встречной проверки согласно этим нормам такова:

  • Сначала проверяющая инспекция направляет поручение в налоговый орган по месту постановки на учет лица, у которого есть сведения о проверяемом налогоплательщике. Поручение оформляется в письменном виде и содержит просьбу об истребовании документов либо информации (возможно, и того и другого) у этого лица.
  • Местной инспекции отводится 5 рабочих дней для того, чтобы оформить и направить требование уже контрагенту. К этому требованию, содержащему перечень документов и информацию, должна быть приложена копия исходного поручения.
  • Контрагенту, в свою очередь, тоже дается 5 рабочих дней на то, чтобы дать ответ местному налоговому органу. В этот срок он должен либо представить все запрошенные документы, либо сообщить об отсутствии таковых. Если возникнут затруднения с подготовкой нужных инспекторам материалов, можно обратиться в налоговый орган с просьбой о продлении срока. По решению инспекции временные рамки для представления ответа могут быть продлены.

При подготовке нужных инспекторам материалов можно обратиться в налоговый орган с просьбой о продлении срока. По решению инспекции временные рамки для представления ответа могут быть продлены.

В какой форме подать уведомление о невозможности предоставления в срок документов (информации), расскажем здесь.

Налоговики вправе запросить у вас документы или информацию о вашем контрагенте в рамках так называемой встречной проверки – специального мероприятия налогового контроля. Число запрашиваемых документов и период, за который они запрашиваются, в налоговом законодательстве не регламентируются.

Представить документы (информацию) о контрагенте или сообщить об их отсутствии необходимо в течение 5 рабочих дней с момента получения требования от своей налоговой инспекции.

Требование вне рамок налоговых проверок

Отвечает Ваш персональный эксперт

Инспекция истребует документы вне рамок налоговых проверок. Обычно она ссылается на нормы подпункта 7 пункта 1 статьи 23, подпункт 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Но ни одна из этих норм не обязывает организацию исполнять требование. На практике инспекция таким образом собирает информацию для т.н. «убыточных комиссий».

За отказ исполнить требование вне рамок проверок ответственности нет. Вместе с тем, инспекция может попробовать привлечь организацию к ответственности по ст. 129.1 НК РФ.

В вашем случае имеет смысл все же представить хотя бы письменный ответ с причиной отказа. Напишите, что у инспекции нет оснований для запроса, а у компании — обязанности представлять бумаги и информацию. Кроме отказа, попросите инспекторов пояснить причины подобного запроса и интереса к компании. Образец письма мы привели ниже.

Если компания получила такое требование, она уже привлекла внимание налоговиков и они в дальнейшем уделят ей внимание при проверке. Даже если представить бумаги и информацию, это не изменит отношения инспекторов, но упростит работу, чтобы доначислить налоги.

Из статьи журнала «РНК», № 9, май 2016

Что ответить на уведомление налоговиков, если они просят раскрыть структуру бизнеса

Денис Скрябин, управляющий партнер юридической фирмы «Скрябин и партнеры»

Компания не обязана представлять бумаги по уведомлению

Уведомление — пробный шаг, чтобы проверить компанию

Просите инспекцию пояснить причины запроса

Компании стали чаще получать из инспекций уведомления с вызовом в инспекцию и просьбой представить документы и информацию. Запрос никак не связан ни с камеральной, ни с выездной или встречной проверкой. Как пишут в уведомлении сами инспекторы, он «вне рамок налоговых проверок для мониторинга за деятельностью компаний с низкой налоговой нагрузкой по отрасли». Но просят налоговики у компаний ни много ни мало:*

—?общую оборотно-сальдовую ведомость по всем счетам бухучета;
—?оборотно-сальдовые ведомости в разрезе контрагентов по всем субсчетам счетов 60, 62 и 76 с ИНН партнеров и кратким описанием операций;
—?письменные пояснения о фактическом бизнесе компании;
—?информацию из книг покупок и продаж за I, II, III и IV кварталы;
—?расшифровку расходов по строке 030 листа 02 и внереализационных расходов по строке 040 листа 02 декларации по налогу на прибыль;
—?структуру бизнеса с подробным описанием сути и механизма, отраслевой специфики, как компания ведет бизнес — сама или привлекает другие организации;
—?учетную политику;
—?договоры аренды на адрес регистрации и фактический адрес;
—?штатное расписание с зарплатой и ФИО сотрудников.

Читайте так же:  Индексация пенсий работающим пенсионерам новое

Инспекторы добавляют запросу весомость и ссылками на подпункт 7 пункта 1 статьи 23, подпункт 4 пункта 1 статьи 31,* пункт 1 статьи 82 и пункт 2 статьи 93.1 НК РФ. Но это не значит, что компания обязана его исполнять. Почему налоговики шлют эти запросы и как на них реагировать — в нашей статье.*

Компания не обязана представлять бумаги по уведомлению

Ни одна из статей Кодекса, которые налоговики перечислили в уведомлении, не обязывает компанию на него реагировать и тем более его исполнять. Эти статьи Кодекса не относятся к истребованию документов, кроме пункта 2 статьи 93.1 НК РФ. Но она про возможность истребовать бумаги по конкретной сделке и не связана с требованиями в уведомлении.

Инспекторы не вправе требовать у компании такой объем бумаг и информации вне рамок налоговых проверок и конкретных сделок. Значит, компания не обязана исполнять просьбы из уведомления.*

Уведомления нужны инспекторам для налоговых комиссий

В Кодексе ничего не сказано про «мониторинг за бизнесом компаний с низкой налоговой нагрузкой». Но инспекция его проводит при комиссиях по легализации налоговой базы (письмо ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722).

Компания не обязана исполнять просьбы и требования из уведомлений налоговиков

Подобный запрос — пробный шаг, чтобы проверить реакцию компаний. Если они добровольно представят бумаги по уведомлению, отправку такого запроса инспекторы включат в регламент работы комиссий по легализации налоговой базы.* Если нет, рассмотрят возможность внести изменения в законодательство, чтобы налоговики получили право запрашивать бумаги вне рамок налогового контроля. Либо опробуют иные шаги, чтобы легализовать право получать бумаги.

Компании стоит обосновать отказ представить бумаги

За отказ представить бумаги и информацию по уведомлению последствий нет. Если компания получила уведомление, она уже привлекла внимание налоговиков. и они в дальнейшем уделят ей внимание при проверке. За отказ представить бумаги и информацию по уведомлению штрафов нет. Даже если представить бумаги и информацию, это не изменит отношения инспекторов, но упростит работу, чтобы доначислить налоги.

Компании стоит не игнорировать уведомление, а представить письменный ответ с причиной отказа. Напишите, что у инспекции нет оснований для запроса, а у компании — обязанности представлять бумаги и информацию. Кроме отказа, попросите инспекторов пояснить причины подобного запроса и интереса к компании. Образец письма мы привели ниже.*

[2]

Из статьи журнала «Учет в сфере образования», № 11, ноябрь 2014

Какие документы могут истребовать налоговики

При проведении контрольных мероприятий налоговики могут потребовать любые документы относительно конкретной сделки. В письме отмечено, что такое право есть у инспекторов не только в рамках налоговых проверок.*

А обо всех новых законах и актуальных для образовательной сферы разъяснениях чиновников вы можете своевременно узнать из еженедельной новостной рассылки.

Из статьи журнала «Учет в сельском хозяйстве», № 12, декабрь 2014

Если налоговики требуют документы вне рамок проверки

Чиновники пояснили, что у налоговиков есть право запрашивать любые документы относительно конкретной сделки у лиц, обладающих такими сведениями*. В каких еще случаях инспекторы могут запросить информацию у хозяйства вне рамок его налоговой проверки*? Когда можно не выполнять подобные требования? Об этом и не только расскажем в статье.

Когда могут запросить сведения

Перечень прав инспекторов установлен статьей 31 Налогового кодекса РФ. При этом он не является исчерпывающим, поскольку фискалы имеют и другие права, предусмотренные налоговым законодательством. В частности, согласно статье 93.1 Налогового кодекса РФ, они могут затребовать документы или информацию у предприятия, в отношении которого не проводится выездная либо камеральная проверка. Но это возможно в двух случаях:

1) компания является контрагентом проверяемой организации или располагает сведениями о ее деятельности (п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ);

2) хозяйство является участником конкретной сделки (или имеет информацию о ней), если вне рамок проведения проверки налоговикам необходимо получить соответствующие документы и сведения (п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ).

В письме от 30 сентября 2014 г. № ЕД-4-2/19869 специалисты ФНС России пояснили: инспекторы вправе требовать любые документы относительно конкретной сделки у лиц, имеющих такие сведения. Причем даже вне рамок налоговых проверок.*

Если документы не представлены…

Компания должна исполнить требование о представлении документов или информации в течение пяти дней с момента его получения (п. 5 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ). Отметим, что имеются в виду рабочие дни. В случае, когда у организации нет запрашиваемых сведений, об этом нужно сообщить в тот же срок.

Компанию могут оштрафовать

Согласно пункту 6 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ, если компания отказалась представлять документы или сделала это позже установленного срока, с нее могут взыскать штраф по статье 126 Налогового кодекса РФ – 10 000 руб.

А если предприятие не сообщило (или несвоевременно сообщило) налоговикам информацию, его оштрафуют по статье 129.1 Налогового кодекса РФ – 5000 руб., за повторное нарушение в течение года – 20 000 руб. И даже в суде оспорить штраф, скорее всего, не удастся. Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 27 февраля 2012 г. № А56-34525/2011 согласился, что компания правомерно привлечена к ответственности, поскольку не сообщила в пятидневный срок о том, что истребуемых документов у нее нет. Аналогичное решение было вынесено постановлением ФАС Московского округа от 5 октября 2010 г. № КА-А40/11649-10.*

Когда штрафа можно избежать

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если предприятие не исполнило требование о представлении документов, которые не относятся к деятельности проверяемого лица, это не является основанием для привлечения его к ответственности. К такому мнению пришел ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 9 августа 2013 г. № А82-12445/2012. Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Поволжского округа от 26 августа 2013 г. № А65-25346/2011: было установлено, что запрошенные инспекцией документы являются внутренними учетными документами контрагента, содержащими сведения о его деятельности, и не касаются проверяемой организации. Требование было признано недействительным.

Источники


  1. Чашин А. Н. Квалификационный экзамен на адвоката; Дело и сервис — М., 2010. — 544 c.

  2. Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.

  3. Кондратьев, Ф.В. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Очерки истории / ред. Т.Б. Дмитриева, Ф.В. Кондратьев. — М.: ГНЦССП им. Сербского, 2014. — 228 c.
Что означает вне рамок налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here