Контроль за уплатой налогов и сборов

Юридическая информация на тему: "Контроль за уплатой налогов и сборов" с подробными разъяснениями. Мы собрали и систематизировали информацию по теме и предоставили ее в удобном для чтения виде.

Органы, осуществляющие контроль и надзор в области налогов и сборов: виды, правовое положение

Согласно ст. 82 НК РФ Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах .

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел и следственные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Основная цель проведения налогового контроля — обеспечение режима законности в сфере налогообложения, формирование целостной системы налогообложения и достижение максимально высокого уровня налоговой дисциплины.

К органам, осуществляющим контроль и надзор в области налогов и сборов относят:

Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Таможенные органы. Таможенные платежи — неотъемлемая часть системы обязательных платежей, их применение возможно в случае факта перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Именно условие перемещения предопределяет особое место таможенных платежей в бюджетной системе Российской Федерации [5].

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Органы внутренних дел.При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, в отношении организации, физического лица, орган внутренних дел в десятидневный срок со дня получения данных сведений направляет материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Государственные внебюджетные фонды:

Вступление в действие Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“ (ред. от 25 ноября 2009 г., далее — Федеральный закон N 212-ФЗ) устанавливает осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Контроль налоговой службы за исчислением и уплатой налогов с физических лиц

контроль налоговой службы.doc

Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

Российский Экономический Университет им. Г.В. Плеханова

Кафедра Налогов и налогообложения

По дисциплине «Налогообложение физических лиц» на тему: «Контроль налоговой службы за исчислением и уплатой налогов с физических лиц»

Студентка Корогод А.А.

Группа 1-251 – ФФ

Глава 1. Теоретические аспекты налогового контроля 5

    1. Экономическое содержание налогового контроля 5
    2. Общая характеристика органов налогового контроля РФ 10

Глава 2. Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов с физических лиц 14

2.1. Общая характеристика камеральных налоговых проверок 14

2.2. Сущность выездных налоговых проверок 17

2.3. Проверки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) 21

Список использованной литературы 36

В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономически процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу. Денежные средства, собранные посредством налогов, дают государству возможность проводить социальную политику, в том числе оказывать материальную помощь тем слоям и группам населения, которые не в состоянии обеспечить свое существование на минимальном уровне.

Обложение налогом физических лиц, не говоря уже о том, что это снижает их жизненный уровень, приводит к сокращению покупательной способности населения. А это ухудшает общую экономическую ситуацию в стране – товары не находят спроса, заставляя производителей сокращать производство.

Налоги и сборы с физических лиц, предусмотрены налоговым законодательством РФ в достаточной степени не реализовали еще свои потенциальные инструменты формирования рыночной экономики. Они, являясь неотъемлемой частью системы налогообложения, должны помогать государству воздействовать на экономическое поведение населения, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, создавая при этом равные условия. Для этого, чтобы развиваться, государству необходимо изыскивать дополнительные финансовые ресурсы.

Налогообложение физических лиц в настоящее время характеризуется сложностью механизмов его взимания. Причем это определяется не только сложностью самой модели налогообложения, но и некачественным исполнением действующего законодательства, посредством которого эти налоги регулируются.

Читайте так же:  Пришла налоговая проверка без предупреждения

Указанные характерные черты налогов с физических лиц приобретают особую актуальность в условиях рыночной экономики, которые отличаются многообразием источников путей получения доходов.

Целью данной работы является исследование методов контроля за исчислением и уплатой налогов с физических лиц на современном этапе развития рыночной экономики и определение возможных путей совершенствования механизмов налогового контроля.

В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:

  • изучить теоретические аспекты осуществления налогового контроля;
  • определить основы организации налоговой службы в РФ;
  • расскрыть суть камеральных и выездных налоговых проверок;
  • рассмотреть порядок проверки по налогу на доходы физических лиц.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

В первой главе «Теоретические аспекты налогового контроля» дается общая характеристика налоговому контролю, представлены полномочия налоговых органов с учетом Положения о Федеральной налоговой службе. Вторая глава «Контроль за исчислением и уплатой налогов с физических лиц» раскрывает суть камеральных и выездных проверок, детально рассматривает особенности проверок по налогу на доходы физических лиц.

В заключение данной курсовой работы сформулированы выводы и предложения.

Глава 1. Теоретические аспекты налогового контроля

1.1. Экономическое содержание налогового контроля

В связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования ст. 82 НК РФ была дополнена определением налогового контроля: налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах (в ред. Федерального закона от 27 июля 2007 г. № 137-ФЗ).

Целями налогового контроля в контексте данного определения являются:

  1. выявление налоговых правонарушений;
  2. обеспечение неотвратимости наступления ответственности за налоговые правонарушения.

Объектом налогового контроля являются действия налогоплательщиков, плательщиков сборов по исчислению и уплате (удержанию и перечислению в качестве налоговых агентов) налогов и сборов (далее для краткости – налогоплательщики).

Предметом налогового контроля являются бухгалтерские книги, отчетность, налоговые декларации, договоры, приказы, иные документы, так или иначе связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, выполнением иных прав и обязанностей в сфере налогообложения, а также в отдельных случаях территории и помещения налогоплательщиков, в отношении которых проводится налоговый контроль.

В качестве субъектов налогового контроля выступают налоговые органы в отдельных случаях таможенные органы.

Содержание налогового контроля включает:

Налоговый контроль в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

  • правомочность;
  • полнота;
  • всеобщность;
  • регулярность;
  • единство;
  • соблюдение налоговой тайны;
  • объективность и достоверность. 1

Принцип правомочности означает осуществление налогового контроля только уполномоченными государством органами, которые действуют в пределах своих полномочий и в соответствии с уровнем компетенции, установленным федеральным законодательством.

Принцип полноты налогового контроля означает, что все виды законодательно установленных налогов и сборов должны быть охвачены системой контроля независимо от суммы платежей.

Всеобщность налогового контроля заключается в том, что все налогоплательщики – хозяйствующие субъекты (организации, индивидуальные предприниматели) и физические лица должны быть охвачены системой контроля.

Регулярность налогового контроля предполагает, что контрольная деятельность носит систематический характер и, кроме того, в определенных случаях законодательно установлены ограниченные сроки для проведения налогового контроля.

Единство налогового контроля предполагает единообразное осуществление налогового контроля на территории РФ, т.е. единство форм и методов и порядка проведения налогового контроля.

Принцип соблюдения налоговой тайны изложен в п. 1 ст. 102 НК РФ, в соответствии с которой налоговую тайну соблюдают любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органами государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике. Поступающие в налоговые органы и другие органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Принцип объективности и достоверности предполагает, что проведение налогового контроля должно исключать какую-либо предвзятость со стороны налоговых органов. Выявленные нарушения должны быть подтверждены соответствующими документами, а решение руководителя уполномоченного органа должно соответствовать фактическим обстоятельства.

Формы и методы налогового контроля

В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проявляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Налоговый контроль осуществляется в рамках процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют конкретные формы и методы.

Формами налогового контроля являются:

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Под методами налогового контроля понимается совокупность способов и приемов, используемых налоговыми органами в процессе контрольной деятельности.

Все методы, применяемые в налоговом контроле, можно классифицировать на три основные группы:

  1. общенаучные методы исследования объектов налогового контроля (анализ и синтез, аналогия, моделирование, сравнение);
  2. специальные методы (инвентаризация имущества, проверка первичных документов, выемка предметов и документов, осмотр помещений и территорий, экспертиза и т.д.);
  3. методы получения дополнительной информации у проверяемых лиц (письменный и устный опросы должностных лиц, допрос свидетелей и т.д.)

Формы и методы налогового контроля существуют в неразрывном единстве. Зачастую в рамках одной формы организации контрольной деятельности могут применяться различные методы контроля, в некоторых случаях совпадающие по наименованию с самой установленной законодательством формой контроля. Именно от правильно выбранного сочетания форм, методов и мероприятий налогового контроля зависит и результативность контрольной работы.

Основная форма налогового контроля – налоговые проверки. Налоговые поверки занимают ведущее место среди всех остальных форм налогового контроля. Высокая результативность налоговых проверок достигается в сочетании с другими формами налогового контроля. Налоговые проверки позволяют наиболее полно и всесторонне оценить правильность исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей, выявить те или иные отклонения.

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Камеральная налоговая проверка проводится в помещении самого налогового органа на основании документов о деятельности налогоплательщика, предоставленных им в налоговый орган. Выездные налоговые проверки проводятся на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по месту нахождения налогоплательщика либо месту занятия им предпринимательской деятельностью.

Читайте так же:  Налог при сдаче коммерческой недвижимости

Налоговый контроль

Налоговый контроль – это разновидность государственного финансового контроля, реализуемого в налоговой сфере. Руководство самим процессом контроля становится возможным посредством реализации системы мероприятий и процедур, действий, способов и методик контрольного, проверочного и аналитического характера.

Цель проведения налогового контроля — выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.

Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Таким образом, налоговый контроль позволяет пополнять государственный бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков.

В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая ведение налогового учета, налоговых проверок, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов, предоставлением налоговой отчетности и т.д.

В узком смысле под налоговым контролем подразумевается проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

Перед налоговым контролем стоят следующие задачи:

обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств перед бюджетом;

содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению налогового учета и отчетности;

обеспечить соблюдение действующего налогового законодательства;

выявить и пресечь налоговые правонарушения.

Методы налогового контроля — это совокупность приемов и способов, с помощью которых контролирующие органы осуществляют налоговый контроль. При проведении налогового контроля уполномоченные органы применяют общенаучные методы:

принципы логического и системного анализа;

методы экономического анализа и статистических группировок;

выборочная проверка документов и др.

Субъектами налогового контроля выступают участники налоговых правоотношений: налоговые, таможенные, финансовые органы; сборщики налогов; органы государственных внебюджетных фондов, которые действуют в рамках своей компетенции.

Объектами налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов.

Налоговые органы обязаны поставить на учет организацию или индивидуального предпринимателя в течение пяти дней после подачи заявления и предусмотренных законодательством документов и выслать по почте уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, утвержденном Минфином России.

В случае ликвидации или реорганизации организации, открытия или закрытия филиала или обособленного подразделения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган, который проводит снятие с учета, в течение 14 дней.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер, который необходимо указывать во всех документах, подаваемых в налоговый орган, в том числе в декларациях, отчетах и заявлениях. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на налоговый учет являются налоговой тайной. Законодательством также предусмотрен код причины постановки на налоговый учет (КПП), который присваивается в зависимости от вида деятельности, осуществляемой организацией.

При постановке на налоговый учет налогоплательщик получает соответствующее свидетельство, в котором указываются:

название организации (индивидуального предпринимателя);

данные о государственной регистрации;

другие необходимые данные.

5. Обязанность по уплате налогов и принципы ее исполнения.

Уплата налогов (сборов) является конституционной обязанностью лиц, выступающих в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков или плательщиков сборов.

Содержание обязанности по уплате налогов и сборов заключается в наличии у налогоплательщика (плательщика сбора) правовой обязанности уп­латить законно установленный, правильно исчисленный, в определенном размере, с соблюдением установленного порядка и срока налог или сбор.

[1]

Не всякий налог (сбор), установленный и введенный на той или иной территории по выраженной в соответствующем акте воле государства или территориально-административного образования (например, субъекта РФ или муниципалитета), порождает возникновение у указанных в нем в качестве налогоплательщиков лиц обязанность уплатить такой налог (сбор).

Налог считается установленным только при наличии юридического факта определенности налоговой обязанности, то есть когда в совокупности определены налогоплательщики и следующие обязательные элементы налогообложения:

объект налогообложения; налоговая база; налоговый период;

налоговая ставка; порядок исчисления налога;

• порядок и сроки уплаты налога.

При установлении сборов в качестве обязательных элементов должны быть определены:

плательщики сборов; объект обложения; облагаемая сбором база; ставка сбора.

Таким образом, если законодатель не установил или не определил хотя бы один из перечисленных обязательных элементов налогообложения, налог не должен считаться установленным, и обязанность по его уплате не возникает.

Помимо вышеперечисленных существенных (или обязательных) элементов налогообложения существуют и дополнительные (или факультативные) элементы юридического состава налога. Так, в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Исполнение налоговой обязанности обеспечивается силой государствен­ного принуждения, осуществляемого налоговыми органами, а в необходимых случаях — и органами налоговой полиции. За неисполнение рассматриваемой обязанности налогоплательщик несет ответственность, вплоть до уголовной. С учетом системообразующего характера и значения обязанности налогоплательщиков (или плательщиков сборов) участвовать в расходах государства отдельные авторы кратко именуют обязанность по уплате налога (сбора) общим термином «налоговая обязанность». Это узкий подход к определению понятия «налоговая обязанность налогоплательщика или плательщика сбора».

Обязанность по уплате налога (сбора) возникает, изменяется и прекра­щается при наличии определенных оснований, которые устанавлива­ются НК РФ. Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) может осуществляться добровольно и принудительно.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Обязанность по уплате конкретного налога (сбора) возникает у налого­плательщика и плательщика сбора с момента появления у него объекта налогообложения, которым могут являться: имущество, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), прибыль, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую ха­рактеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодатель­ство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по упла­те налога (п. 1 ст. 38 части первой НК РФ). При этом:

Читайте так же:  Минимальная пенсия по инвалидности в россии

• стоимостная характеристика объекта налогообложения означает, что он может выражаться в денежной сумме;

количественная — характеризует объект налогообложения количеством вещей, объединенных определенным родовым признаком (например, послевоенный налог на плодовые деревья на приусадебных участках, взимавшийся в зависимости от количества таких деревьев);

• физическая — используется, к примеру, при установлении и взимании транспортного налога, когда за основу расчета подлежащего уплате на­лога берется мощность двигателя транспортного средства, исчисляемая в лошадиных силах, либо объем двигателя, исчисляемый в кубических сантиметрах.

Под основными видами объектов налогообложения понимаются:

деятельность налогоплательщика по реализации товаров, работ, услуг;

экономические результаты такой деятельности, в частности: прибыль, доход;

Каждый налог имеет самостоятельный объект обложения. Объекты фе­деральных, региональных и местных налогов определяются исключи­тельно федеральным законодателем. Это одна из гарантий недопущения многократного налогообложения, когда один и тот же объект облагает­ся несколькими налогами одновременно. Приостановление обязанности по уплате налогов и сборов осуществля­ется в отношении налогоплательщиков — физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а принадлежащих им денежных средств — недостаточными для исполнения указанной обя­занности. Обязанность по уплате налогов приостанавливается по реше­нию налогового органа. При принятии в установленном порядке реше­ния об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения (п. 3 ст. 51 НК РФ).

Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается при наступлении хотя бы одного из нижеуказанных юридических фактов:

уплаты налога (сбора) — своевременного и в полном объеме исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора) своей налоговой обязан­ности путем перечисления исчисленной в установленном порядке сум­мы налога в соответствующий бюджет;

смерти налогоплательщика или признания его умершим в порядке, уста­новленном гражданским законодательством (исключение из данного общего правила: задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах сто­имости наследственного имущества);

ликвидации организации-налогоплательщика после проведения ликвида­ционной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фонда­ми) за счет оставшихся денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества;

наступления иных обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора (л. 3 ст. 44 НК РФ):

— удержание суммы налога (сбора) налоговым агентом (ст. 24 НК РФ);

— уплата налога за налогоплательщика поручителем (ст. 74 НК РФ);

— взыскание налога (сбора) налоговым органом в бесспорном порядке денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии достаточных денежных средств на счете (ст. 46 НК РФ);

— погашение налоговой обязанности посредством обращения налоговым органом (в отношении налогоплательщиков-организаций или налого­вого агента — организации) или судом (в отношении физического лица) взыскания на имущество налогоплательщика (статьи 47 и 48 НК РФ);

— исполнение обязанности по уплате налогов (сборов) реорганизован­ного юридического лица его правопреемником (ст. 50 НК РФ);

— исполнение обязанности по уплате налогов и сборов за физическое лицо, признанное судом безвестно отсутствующим лицом, упёлномо­ченным органом опеки и попечительства управлять имуществом нало­гоплательщика (ст. 51 НК РФ);

— списание безнадежных долгов по налогам и сборам (ст. 59 НК РФ);

— погашение налоговой обязанности по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа (в спорных случаях — по решению суда) с помощью зачета соответствующей суммы по другому излишне упла­ченному или излишне взысканному налогу (п. 5 ст. 78, ст. 79 НК РФ).

Если иное не предусмотрено налоговым законодательством, налогопла­тельщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате нало­га. Уплата налога за третье лицо (друга, мужа, сослуживца или тещу) не допускается. Естественно, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный налоговым законодательством (не возбраняется и досрочная уплата налога).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8226 —

| 7891 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Налоговый контроль

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.

Цель налогового контроля

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

проверки целевого использования налоговых льгот;

пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

Объекты и предметом налогового контроля

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Формы налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Читайте так же:  Женщина уходит на пенсию что подарить

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля

Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:

требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

Виды налогового контроля

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

органов внутренних дел;

3) В зависимости от места проведения:

выездной — в месте расположения налогоплательщика;

камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в 2015 году (Сильвестрова Т.)

Дата размещения статьи: 10.04.2015

[3]

Налоговый контроль — это деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, которыми, в частности, являются и государственные (муниципальные) учреждения, законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Проверки, проводимые налоговыми органами, подразделяются на камеральные и выездные (ст. 87 НК РФ). Среди Основных направлений налоговой политики РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (одобрены Правительством РФ 30.05.2013) была отмечена актуальность совершенствования процедуры камеральной налоговой проверки. С целью реализации поставленной задачи в ноябре 2014 г. был принят Федеральный закон от 24.11.2014 N 376-ФЗ (далее — Федеральный закон N 376-ФЗ), внесший соответствующие изменения в часть первую НК РФ. Положения этого нормативного акта вступили в силу 1 января 2015 г. В данной статье автор рассматривает мероприятия налогового контроля с учетом произошедших изменений.

Предмет налоговых проверок

Порядок проведения налоговых проверок

Для справки. Степень охвата проверкой документов и информации самостоятельно определяют должностные лица, проводящие проверку, исходя из объема данных, подлежащих проверке, состояния бухгалтерского (налогового) учета налогоплательщика, а также степени вероятности обнаружения налоговых правонарушений, оцениваемой проверяющими на основании сведений, полученных в результате предпроверочного анализа, анализа информации о налогоплательщике и итогов ранее проведенных мероприятий налогового контроля (п. 5.7 Письма N АС-4-2/13622).

Методы, используемые налоговыми органами при проведении выездных и камеральных налоговых проверок, разные, но все они направлены на выявление фактов нарушения налогоплательщиками налогового законодательства, контроль полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды

Налоговый контроль — комплекс мер по проверке исполнения норм налогового права. Целью этой процедуры является выявление нарушений законодательства. При этом налоговые органы используют различные формы налогового контроля и методы.

Формы и методы налогового контроля

Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.

Читайте так же:  Что подарить уходящему на пенсию женщине

О том, планируются ли выездные проверки, читайте в статье «Налоговые проверки в 2018 году — список организаций».

Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация, осуществление которой регламентируется положением, утвержденным приказом Минфина РФ и МНС РФ от 10.03.1999 № ГБ-3-04/39.

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторинг новая форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Подробнее о налоговом мониторинге смотрите здесь.

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Методы налогового контроля

Документальный налоговый контроль

Фактический налоговый контроль

включает следующие приемы:

  • формальную и арифметическую проверку;
  • юридическую оценку;
  • экономический анализ

включает следующие приемы:

  • учет налогоплательщиков;
  • показания свидетелей;
  • проведение инвентаризации;
  • привлечение экспертов

Виды налогового контроля

НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:

Виды налогового контроля

Налоговый контроль по времени проведения

Налоговый контроль по способу проверки

Налоговый контроль по месту проведения

Налоговый контроль по периодичности

  • текущий;
  • предварительный;
  • последующий
  • сплошной;
  • выборочный
  • выездной;
  • камеральный
  • первичный;
  • повторный

Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:

Формы и методы налогового контроля в РФ

В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:

1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).

2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).

3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.

4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

ВАЖНО! Юридические и физические лица могут теперь видеть свою «налоговую историю» на сайте ФНС РФ, в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь есть вся информация об объектах налогообложения, суммах налогов, о наличии переплаты или недоимки.

[2]

5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговый контроль направлен на решение главной задачи государства — пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме. Проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, дисциплинирующей налогоплательщиков.

Источники


  1. Редактор, Редактор Б. Пугинский И. Пугинский Правоведение / Редактор Б. Редактор И. Пугинский Пугинский. — М.: Юрайт, 2011. — 480 c.

  2. Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.

  3. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.
  4. Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.
  5. Радько, Т. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / Т.Н. Радько. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 608 c.
Контроль за уплатой налогов и сборов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here