Налогов установления налоговых льгот ставок

Юридическая информация на тему: "Налогов установления налоговых льгот ставок" с подробными разъяснениями. Мы собрали и систематизировали информацию по теме и предоставили ее в удобном для чтения виде.

Понятие, виды и порядок установления налоговых льгот

Льготы по налогам и сборам — это преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков или плательщиков сборов по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. Применение льгот является не обязанностью налогоплательщика, а правом, которым он может и не воспользоваться и исчислять налоги на общих основаниях. Если же налогоплательщик желает воспользоваться предоставляемыми ему законодательством о налогах и сборах льготами, ему необходимо выполнить все условия, которые установлены законодательством для их применения.

Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие общие принципы предоставления налоговых льгот:

1) не допускается установление налоговых льгот

в зависимости от формысобственности, гражданства физических лиц или местапроисхождения капитала;

2) нормы законодательства

о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения налоговых льгот, не могут носить индивидуального характера. Реализация данного принципа призвана способствовать формированию равных условий для всех налогоплательщиков и препятствовать искусственному созданию «индивидуально облегченных» условий хозяйствования для конкретных налогоплательщиков;

3) налогоплательщик вправе отказаться

от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах;

4) законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе предусматривать

налоговые льготы, основания и порядок их применения при установлении региональных налогов;

5) представительные органы муниципальных образований вправе предусматривать

налоговые льготы, основания и порядок их применения при установлении местных налогов;

6) налоговые льготы могут быть предоставлены только и исключительно актами законодательства

о налогах и сборах. На практике это означает, что налоговые льготы не могут быть предоставлены, например, законодательством об иностранных инвестициях, образовании, культуре и т.п.

Основными целями предоставления льгот по налогам и сборам могут являться:

реализация федеральных, региональных и местных программ и социально-экономических задач, отнесенных к числу приоритетных;

стимулирование использования финансовых ресурсов налогоплательщиков для расширения и обновления производств и технологий с целью увеличения объемов производства, выпуска конкурентоспособной продукции и создания новых рабочих мест;

повышение уровня социальной защиты населения;

обеспечение полноты и своевременности поступлений сумм налогов и сборов в бюджеты соответствующих уровней.

Налогоплательщикам и плательщикам сборов могут предоставляться льготы по налогам и сборам в следующих формах:

— необлагаемый минимум объекта налога (сбора);

— изъятие из обложения определенных объектов налога (сбора);

— освобождение от уплаты налога (сбора);

— понижение налоговых ставок;

— вычет из суммы налога (сбора), подлежащей к уплате;

— иные предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики (плательщики сборов) вправе:

1) использовать льготы

по налогам и сборам на основании и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

2) отказаться от использования льгот

по налогам и сборам либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

При использовании права на налоговые льготы налогоплательщик представляет в налоговый или финансовый орган сведения о сумме, на которую уменьшена величина платежа в результате использования льгот.

Следует отметить, что в законодательстве о налогах могут быть предусмотрены нормы, которые условно можно обозначить как регламентирующие льготное налогообложение, но вообще не относящиеся ни к льготам, ни к вычетам, ни к расходам. Обычно отказ от применения данных норм невозможен.

Следует отметить, что кроме налоговых льгот в литературе встречается и парный (противоположный) термин — «налоговое ужесточение«, под которым, очевидно, понимается повышенное (иногда близкое к штрафному) налогообложение некоторых видов деятельности (имущества). Однако рассчитывать на то, что такой термин будет введен в законодательство, не приходится.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8590 —

| 7069 — или читать все.

О налоговых преференциях для сельскохозяйственных товаропроизводителей; об установлении ставок и льгот по транспортному налогу

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 декабря 2015 г. N 03-01-11/70568

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает.

В части налоговых преференций для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс) предусмотрены различные налоговые преференции в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Федеральным законом от 02.10.2012 N 161-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” введены и вступили в действие с 1 января 2013 года положения пункта 1.3 статьи 284 Кодекса, устанавливающие налоговую ставку по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, в размере 0 процентов.

Одной из мер поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и предприятий агропромышленного комплекса, относящихся к сельскохозяйственным товаропроизводителям, является специальный налоговый режим, который предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и соответствующих налогов у индивидуальных предпринимателей уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей за налоговый период (пункт 3 статьи 346.1 Кодекса).

Согласно статье 346.8 Кодекса налоговая ставка по единому сельскохозяйственному налогу для вышеуказанных налогоплательщиков установлена в размере 6 процентов.

Крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия и индивидуальные предприниматели агропромышленного комплекса вправе применять специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, который согласно статье 346.11 Кодекса также предусматривает замену вышеуказанных видов налогов налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Статьей 346.20 Кодекса установлено, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка установлена в размере 6 процентов.

С 1 января 2016 года законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15 процентов. При этом законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Читайте так же:  Закон о порядке назначения пенсии

Таким образом, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в части специальных налоговых режимов для налогоплательщиков, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и предприятий агропромышленного комплекса, предусмотрены пониженные налоговые ставки по сравнению с общим режимом налогообложения.

В отношении транспортного налога.

Согласно статье 14 Кодекса транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

Так, налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 361 Кодекса, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Статьей 356 Кодекса определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Таким образом, вопросы о введении транспортного налога, установлении размера налоговой ставки, а также установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов.

В случае отмены транспортного налога в целях возмещения бюджетных потерь потребуется существенно повысить ставки акцизов на нефтепродукты, что, в свою очередь, приведет к значительному росту цен практически на все товары.

Одновременно сообщается, что плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, не относится к налогам и сборам, регулируемым Налоговым кодексом Российской Федерации.

Вопросы, касающиеся установления указанной платы, относятся к компетенции Минтранса России.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики

Вопрос 1.Налоговая льгота и виды налоговых льгот

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Налоговая льгота и виды налоговых льгот ………………………3
2. Земельный налог: сущность, назначение, основные элементы…9
Список литературы…………………………………………………14

Вопрос 1.Налоговая льгота и виды налоговых льгот

История развития любого государства представляет собой процесс последовательного поиска оптимальных способов и форм стимулирующего воздействия на экономику. Система общественных отношений в сфере налогообложения является одной из самых динамичных общественных систем. Вместе с развитием общества меняется и налоговое законодательство, любое изменение которого должно происходить на высоком качественном уровне, и при этом должны быть обеспечены гарантии участников налоговых отношений и определенная стабильность этих отношений[1].

Принятие Налогового Кодекса Российской Федерации ознаменовало собой очень важный этап развития не только российского налогового законодательства, но и российской налоговой системы в целом. В ряду основных направлений налоговой реформы, проходящей в настоящее время в России, на данном этапе можно выделить такие, как снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей; сокращение общего числа налогов; уменьшение количества и упорядочение налоговых льгот.

Налог — это часть денежных средств, принадлежащих физическому лицу или организации на праве собственности и отчуждаемых в пользу государства. А право собственности не должно нарушаться. Возврат той части собственности, которая по закону должна оставаться у налогоплательщика, нельзя рассматривать как освобождение от уплаты налога[1].

Виды налоговых льгот

В НК РФ отсутствует полный перечень видов налоговых льгот, а также, если следовать логике его разработчиков, не признаются таковыми общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, что противоречит общепринятому подходу к понятию налоговых льгот как инструменту налогового регулирования. Общие налоговые вычеты и скидки, так же как и другие виды налоговых льгот, в том числе специальные или частные, имеют ту или иную регулирующую направленность.

В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они разделяются на 3 вида:

Изъятия – это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут представляться:

— на постоянной основе и на ограниченный срок;

— как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории.

Изъятия из налогообложения для отдельных категорий лиц. Например, ст. 333.35 НК РФ «Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций». Освобождение от уплаты может быть постоянным или срочным (налоговые каникулы). Налоговый иммунитет в отношении дипломатических представительств и консульств на основе международных соглашенийнеоблагаемый налогом минимум дохода — то есть минимальная часть объекта, не облагаемая налогом[2].Обложению подлежат лишь те доходы и объекты плательщика, которые превышают этот минимум. Например, из налогообложения изымаются доходы, не превышающие 4 000 рублей, полученные по каждому из определённых законом оснований за налоговый период (стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей и т. д.) – п. 28 ст. 217 НК РФ

Скидки – это льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на:

— лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщикам);

— общие скидки (ими пользуются все плательщик, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков НДФЛ) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении этого же налога).

Налоговые кредиты — это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад (сумму налога). Основания, условия и порядок предоставления налогового кредита установлены в ст. 65,68 части первой НК РФ. Инвестиционный налоговый кредит. Эта льгота состоит в предоставлении организациям, инвестирующим средства на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, техническое перевооружение производства, создание новых технологий, а также выполняющим особо важные заказы по социально-экономическому развитию регионов, права уменьшать свои налоговые выплаты с последующей поэтапной уплатой этих сумм и начисленных процентов[9].

Если максимальный срок налогового кредита составляет один год, то инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от одного года до пяти лет. В договоре об инвестиционном налоговом кредите определяется вид налога, сумма кредита, срок действия договора, размер процентов, порядок погашения, меры по обеспечению выполнения условий договора (залог, поручительство), ответственность сторон[10].

Читайте так же:  Правила выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам

Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

— снижение ставки налога;

— вычет из налогового оклада (валового налога);

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— отсрочка или рассрочка уплаты налога;

— возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);

— зачёт ранее уплаченного налога;

— целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть как частичным, так и полным, на определённое время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определённый период называется налоговыми каникулами.Отсрочка уплаты налога – это перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога — распределение суммы налога на определённые части с установлением сроков их уплаты[2].

Согласно ст.52 НК РФ «налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот». Например, исчисление налога на прибыль организаций проводится налогоплательщиком-организацией самостоятельно. Обязанность по определению суммы налога также может быть возложена на налоговый орган (в случае расчёта налога на землю для физических лиц) или третье лицо — налогового агента, например, при исчислении НДФЛ[4].

Вывод:В результате проведенного исследования понятия и видов налоговых льгот можно сделать следующие выводы.

Определено, что налоговыми льготами или льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст. 56 НК РФ.

Выявлено, что благодаря применению данного налогового инструмента государством достигаются две цели. Главная цель состоит в сокращении размеров налогового обязательства налогоплательщика. Вторая цель, которая на практике преследуется относительно реже, — это отсрочка или рассрочка платежа. Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8286 —

| 7244 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Элементы налога. Виды налоговых ставок и налоговых льгот

Налог – это сложная система отношений, включающая ряд взаимодействующих составляющих, каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Эти составляющие именуются элементами налога.
Согласно ст.3 НК РФ «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.
Хотя структура налогов различна и количество налогов велико, элементы налогообложения имеют универсальное значение. Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными, называют существенными элементами закона о налоге.
Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие основные (обязательные) элементы налогообложения:

1) объект налогообложения;
2) налоговая база;
3) налоговый период;
4) налоговая ставка;
5) порядок исчисления налога;
6) порядок и сроки уплаты налога;
Они всегда должны быть установлены в законодательном акте при установлении налогового обязательства.
Факультативные элементы необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам:
1) порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога;
2) ответственность за налоговые правонарушения;
3) налоговые льготы.
Законодательные органы власти субъектов РФ (местного самоуправления), устанавливая региональные или местные налоги и сборы, определяют в нормативных и правовых актах как основные, так и факультативные элементы налогообложения (ст.12НК РФ):

  1. налоговые ставки, в пределах, установленных НК РФ;

О порядке применения налоговых льгот (на примере налоговых льгот по налогу на прибыль организаций)

Авдеев А.А., советник налоговой службы II ранга.

В налоговом законодательстве налоговая льгота определяется следующим образом. В соответствии с п. 1 ст. 56 «Установление и использование льгот по налогам и сборам» части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Каков общий порядок установления налоговых льгот?

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

[1]

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога (п. 1 ст. 17 «Общие условия установления налогов и сборов» Кодекса).

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п. 2 ст. 17 Кодекса).

Таким образом, при установлении отдельных налогов налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком могут не предусматриваться.

Подпунктом 3 п. 1 ст. 21 «Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)» установлено, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 12 «Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов» Кодекса в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 указанной статьи (п. 2 ст. 12 Кодекса).

Пунктом 3 ст. 12 Кодекса установлено, что региональными налогами признаются налоги, которые установлены Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 указанной статьи.

Пунктом 7 ст. 12 Кодекса предусмотрено, что Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Читайте так же:  Пенсия родителям после смерти ребенка

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13 — 15 Кодекса.

Согласно ст. 13 «Федеральные налоги и сборы» Кодекса к федеральным налогам и сборам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. единый социальный налог;
  5. налог на прибыль организаций;
  6. налог на добычу полезных ископаемых;
  7. налог на наследование или дарение;
  8. водный налог;
  9. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  10. государственная пошлина.

Статьей 14 «Региональные налоги» установлено, что к региональным налогам относятся:

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на игорный бизнес;
  3. транспортный налог.

В свою очередь, ст. 15 «Местные налоги» установлено, что к местным налогам относятся:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц.

Согласно п. 3 ст. 12 Кодекса региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Пунктом 4 ст. 12 Кодекса установлено, что местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено указанным пунктом и п. 7 указанной статьи.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено п. 7 указанной статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 указанной статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (п. 4 ст. 12 Кодекса).

Таким образом, ст. 12 Кодекса предусмотрено, что в отношении региональных и местных налогов могут устанавливаться налоговые льготы.

О возможности установления льгот в отношении федеральных налогов в ст. 12 Кодекса не говорится.

Это означает, что возможность установления налоговых льгот в отношении такого федерального налога, как налог на прибыль организаций, ст. 12 Кодекса не предусмотрена. Тем не менее это не означает, что указанная возможность не предусмотрена другими нормами налогового законодательства.

Так какие же налоговые льготы по налогу на прибыль организаций предоставлены налогоплательщикам в настоящее время?

В соответствии с п. 14 ст. 1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации дополняется гл. 25 «Налог на прибыль организаций».

Согласно ст. 2 названного Федерального закона следует признать утратившими силу со дня введения в действие названного Федерального закона:

Таким образом, после вступления в силу гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Кодекса (с 1 января 2005 г.) продолжают применяться (не утратили силу) некоторые налоговые льготы по налогу на прибыль, введенные в действие ранее (в первую очередь Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций»).

В этой связи возникает следующий вопрос: предоставлены ли налогоплательщикам какие-либо налоговые льготы по налогу на прибыль организаций в соответствии с актами законодательства о налогах, вступившими в силу после 1 января 2005 г.?

Согласно ст. 2.1 названного Федерального закона налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих порядке и размере:

в 2004 — 2005 гг. — 0%;

в 2006 — 2008 гг. — 6%;

в 2009 — 2011 гг. — 12%;

в 2012 — 2014 гг. — 18%;

начиная с 2015 г. — в соответствии с п. 1 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, установленной в 2006 — 2008 гг., зачисляется:

Анализ налоговых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации в части установления налоговых ставок и налоговых льгот

Научный руководитель направления «Межбюджетные отношения»
Центра фискальной политики
fpcenter@fpcenter.org

[2]

Анализ налоговых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации в части установления налоговых ставок и налоговых льгот

Законодательство Российской Федерации[1] наделяет органы власти субъектов Российской Федерации (и местные органы власти) рядом полномочий по определению налоговых баз и налоговых ставок как по региональным и местным, так и по федеральным налогам (в части зачисления в субфедеральные бюджеты). Как правило, эти полномочия связаны с предоставлением права субфедеральным органам власти устанавливать налоговые ставки (в рамках, определяемых федеральным законодательством) или предоставлять дополнительные налоговые льготы. Полнота и эффективность использования данных полномочий существенно влияет на объем налоговых поступлений в субфедеральные бюджеты.

Читайте так же:  Рф физические лица налоги виды

В данной статье описываются и кратко анализируются основные налоговые полномочия, предоставляемые субфедеральным органам власти по налогу на доходы физических лиц, налогу на игорный бизнес, единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и транспортному налогу. При этом, особое внимание уделяется описанию и анализу налоговых полномочий по налогам на прибыль и имущество организаций, как одним из основных источников мобилизации дополнительных налоговых поступлений в субфедеральные бюджеты и проведения активной региональной экономической политики.

Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц, хотя и зачисляется в полном объеме в субфедеральные бюджеты, является федеральным налогом. Субфедеральные органы власти не обладают никакими законодательными полномочиями по изменению налоговой базы или налоговой ставки по этому налогу, кроме уменьшения объема социальных и имущественных вычетов. В соответствии со статьей 222 НК РФ законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации в пределах размеров социальных налоговых вычетов и имущественных налоговых вычетов, установленных статьями Налогового кодекса, могут устанавливать иные размеры вычетов с учетом своих региональных особенностей. На практике, как показывает анализ действующего регионального законодательства, на сегодняшний момент ни в одном субъекте РФ социальные и имущественные вычеты не уменьшены.

Налог на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес является региональным налогом, поэтому органы власти субъектов РФ имеют достаточно широкие возможности по установлению налоговых ставок. В соответствии со статьей 369 Налогового кодекса, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:

1) за один игровой стол — от 25000 до 125000 рублей;

2) за один игровой автомат — от 1500 до 7500 рублей;

3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — от 25000 до 125000 рублей.

При этом, если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством по нижним границам указанных интервалов.

На сегодняшний момент субъекты РФ активно используют данное им полномочие. Так, например, в Москве ставки налога на игорный бизнес устанавливаются в следующих размерах:

1) за один игровой стол — 100000 рублей в месяц;

2) за один игровой автомат — 3750 рублей в месяц;

3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — 100000 рублей в месяц.

[3]

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности[2]

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности является федеральным налогом, 90% которого поступает в субфедеральные бюджеты. Налоговые полномочия субъектов РФ по данному налогу достаточно ограничены. В соответствии со статьей 346.26 Налогового кодекса законами субъектов Российской Федерации определяются: порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного федеральным законодательством; значения коэффициента К2, то есть, корректирующего коэффициента базовой доходности, учитывающего совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности.

Большинство субъектов РФ ввели данный налог на своей территории, при этом перечень видов предпринимательской деятельности, попадающих под налогообложение данным налогом, и значения коэффициентов базовой доходности в каждом субъекте определен индивидуально. С 2005 года из-за отмены налога на рекламу перечень видов деятельности, которые могут облагаться налогом на вмененный доход, пополнится предпринимательской деятельностью по распространению и (или) размещению наружной рекламы.

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, поэтому основными налоговыми полномочиями обладают местные органы власти. На сегодняшний момент основным федеральным документом, регулирующим порядок установления, исчисления и уплаты налога, является Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» № 000-1 от 9 декабря 1991 года.

В соответствии со статьей 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах: стоимость имущества до 300 тыс. рублей – ставка налога до 0,1%; стоимость имущества от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей – ставка налога от 0,1 до 0,3%; стоимость имущества свыше 500 тыс. рублей – ставка налога от 0,3 до 2,0%. При этом местные органы власти имеют право устанавливать дополнительные льготы по налогам, установленным настоящим Законом, как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков.

На сегодняшний момент ставки и льготы по налогу на имущество физических лиц отличаются друг от друга, как между субъектами, так и внутри отдельных субъектов РФ.

Земельный налог

Земельный налог (налог на землю) в соответствии с новой редакцией Налогового кодекса, является местным налогом. В 2004 году уплата этого налога происходила на основании Закона РФ «О плате за землю» № 000-1 от 01.01.01 года, а с 1 января 2005 года на основании главы 31 Налогового Кодекса «Земельный налог».

Исходя из законодательно устанавливаемых средних ставок налога на землю, органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления устанавливали ставки налога на землю в пределах сумм земельного налога, зачисляемого в соответствующие бюджеты. Также органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации имели право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации, а органы местного самоуправления имели право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

Читайте так же:  Накопительная пенсия в сбербанке отзывы

Также как и по налогу на имущество физических лиц, по земельному налогу ставки и льготы отличаются друг от друга, как между субъектами, так и внутри отдельных субъектов РФ.

Транспортный налог

Транспортный налог является региональным налогом. В соответствии со статьей 361 Налогового кодекса, налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Базовые ставки устанавливаются Налоговым кодексом. Эти базовые налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Ставки транспортного налога сильно дифференцированы по различным субъектам РФ, при этом, как правило, ставки не устанавливаются ниже базового уровня. Например, в Свердловской области максимальная ставка на легковые автомобили составляет 30 рублей (на уровне базовой ставки), в Москве 35 рублей, в Тульской области 60 рублей, в Московской области 90 рублей, в Калужской области и Архангельской области 150 рублей (максимально возможное значение). При этом есть ряд субъектов РФ, где все-таки установлены ставки, ниже базовых (например, в Приморском крае аналогичная ставка составляет от 15 до 25 рублей в зависимости от возраста автомобиля).

Налог на прибыль организаций

Несмотря на то, что налог на прибыль организаций является федеральным налогом, органы власти субъектов РФ имеют полномочия устанавливать налоговые ставки по региональной части налога на прибыль. В соответствии со статьей 284 Налогового кодекса в 2005 году сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента (17% в 2004 году, 16% в 2003 году), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации (плюс 2% в местные бюджеты в 2004 и 2003 годах). При этом, налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. Однако указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента (13% в 2004 году, 12% в 2003 году).

По данным формы МНС 5-НБ за 2003 год, самый значительный объем недопоступления налога на прибыль в связи с установлением органами власти субъектов РФ пониженной ставки наблюдался у Республики Мордовия, Астраханской области, Агинского Бурятского автономного округа, Республики Алтай, Республики Дагестан и Белгородской области. Максимальный объем недопоступления налога на прибыль составил 10,5 процентных пунктов (Республика Мордовия). При этом проведенный анализ всех имеющихся данных и информации не позволил выявить причин такого высокого объема недопоступлений (при законодательно установленном максимальном понижении ставки не более, чем на 4 процентных пункта). Больше ни один субъект РФ не показал такого объема недопоступлений за счет понижения ставки. Аналогичные значения для Агинского Бурятского автономного округа и Астраханской области, идущих на втором и третьем местах после Республики Мордовия, составили 4,3 процентных пункта и 1,8 процентных пункта, соответственно. Полный список регионов, с объемом недопоступлений по налогу на прибыль, превышающим 5% от поступлений в федеральный бюджет по данному субъекту, приводится в Таблице 1, примеры предоставляемых льготных налоговых ставок в этих регионах приводятся в Приложении 1.

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций является региональным налогом. Органы власти субъектов РФ обладают широкими полномочиями по установлению налоговых ставок (включая налоговые освобождения, то есть нулевую налоговую ставку). В соответствии со статьей 380 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента (в 2003 году предельная ставка составляла 2,0%). При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Различные субъекты РФ по-разному используют данное полномочие. В ряде субъектов РФ для всех видов имущества и категорий налогоплательщиков устанавливается предельная налоговая ставка 2,2% (например, в Республике Тыва, Алтайском крае, Приморском крае, Ямало-Ненецком автономном округе). В других субъектах, наоборот, пониженная ставка распространяется практически на все виды имущества и категории налогоплательщиков (1% в Республике Карелия, 2% в Республике Дагестан, Коми-Пермяцком автономном округе и Ивановской области, 1,1% в Астраханской области).

Таким образом, налоговые полномочия по налогу на имущество не только дают возможность органам власти субъектов РФ напрямую воздействовать на объем налоговых поступлений, путем установления налоговых ставок и предоставления налоговых освобождений, но и косвенно через проведение определенной экономической политики, направленной на привлечение инвестиций и стимулирование роста производства в той или иной отрасли.

Таблица 1. Недопоступления налога на прибыль в связи с установлением льготных налоговых ставок, 2003 год

Налог на прибыль, ФБ,
тыс. руб.

Налог на прибыль, КБСФ,
тыс. руб.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Недо-поступления налога
тыс. руб.

Источники


  1. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.

  2. Медик, В. А. Заболеваемость населения. История, современное состояние и методология изучения / В.А. Медик. — М.: Медицина, 2016. — 512 c.

  3. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 464 c.
  4. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.
  5. ашов, А. И. Правоведение. Учебник для вузов / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. — М.: Питер, 2015. — 544 c.
Налогов установления налоговых льгот ставок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here