Налоговый орган приостановил выездную налоговую проверку

Юридическая информация на тему: "Налоговый орган приостановил выездную налоговую проверку" с подробными разъяснениями. Мы собрали и систематизировали информацию по теме и предоставили ее в удобном для чтения виде.

Содержание

Выездная налоговая проверка приостановлена: представление документов

«Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 6

Обязан ли налогоплательщик представлять запрошенные налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки документы, если проведение проверки приостановлено?

Порядок истребования документов при проведении налоговой проверки прописан в ст. 93 НК РФ. Пунктом 1 этой статьи должностному лицу налогового органа, проводящему налоговую проверку, предоставлено право истребовать у проверяемого лица необходимые для осуществления проверки документы.

Если должностное лицо налогового органа находится на территории налогоплательщика, требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его представителю) лично под расписку. При невозможности передать требование таким способом оно направляется налогоплательщику в порядке, установленном п. 4 ст. 31 НК РФ.

У налогоплательщика, получившего требование о представлении документов, по понятным причинам возникает обязанность по его исполнению в определенные сроки. Однако сохраняется ли эта обязанность, если проведение выездной налоговой проверки приостановлено? Это важно, так как отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются в силу п. 4 ст. 93 НК РФ налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Что касается документов, они при указанных обстоятельствах подлежат выемке должностным лицом налогового органа.

К сведению. Ответственность по ст. 126 НК РФ подлежит применению за непредставление каждого истребуемого документа. Следовательно, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом. Установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из числа запрошенных видов документов недопустимо (Постановления АС ПО от 17.03.2015 N Ф06-20963/2013 по делу N А55-4441/2014, ФАС СЗО от 19.06.2014 N Ф07-3849/2014 по делу N А21-3571/2013).

Приостановление проведения выездной проверки

Итак, в соответствии с п. 9 ст. 89 НК РФ руководитель налогового органа (его заместитель) вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки с целью:

  • истребования документов (информации) согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ (приостановление проверки по этому основанию допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы);
  • получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  • проведения экспертиз;
  • перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Налоговым кодексом (абз. 9 п. 9 ст. 89) предусмотрено, что на период приостановления проведения выездной проверки приостанавливаются:

  • действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки;
  • действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с названной проверкой.

Однако, как указала ФНС в Письме от 07.08.2015 N ЕД-4-2/[email protected], ни эта норма, ни Налоговый кодекс в целом не содержат положения, освобождающие налогоплательщика в случае приостановления выездной налоговой проверки от обязанности представления ранее запрошенных и не представленных к моменту приостановления проведения проверки документов.

Разъяснения по поводу применения абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ дал и Пленум ВАС (п. 26 Постановления от 30.07.2013 N 57, которое было размещено в Интернете на сайте ВАС 27.08.2013).

По смыслу приведенной нормы в период приостановления выездной налоговой проверки не допускаются также получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников.

В то же время налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов.

Кроме того, налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки.

Таким образом, в период приостановления выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан на основании требования о представлении документов (информации), полученного до момента приостановления проверки, представить документы (информацию) в тот налоговый орган, который указан в требовании.

Отсрочка представления документов

Единственное, что может сделать налогоплательщик, если у него отсутствует возможность представить документы в налоговый орган в указанный в требовании срок, — это предпринять попытку отсрочить срок представления документов в порядке, прописанном в п. 3 ст. 93 НК РФ. Схематично он выглядит так.

Имеется в виду один рабочий день, следующий за днем получения требования о представлении документов.

Иного, помимо указанного в п. 3 ст. 93 НК РФ, порядка продления срока представления документов по требованию налогового органа законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.

Вывод с оговорками

Как мы выяснили, ФНС с учетом позиции высшего арбитра считает, что в случае приостановления проведения выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки. При этом ФНС в Письме от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 подчеркнула: при применении п. 26 Постановления N 57 следует учитывать, что в случае приостановления выездной (повторной выездной) налоговой проверки течение срока на представление документов, предусмотренного п. 3 ст. 93 НК РФ, не приостанавливается.

Часть складывающейся арбитражной практики подтверждает такой подход без всяких оговорок (определяющим фактором для судей является тот факт, что требование о представлении документов получено налогоплательщиком до приостановления проверки). Приведем примеры: Постановления АС ВСО от 04.03.2015 N Ф02-523/2015 по делу N А19-11326/2014, ФАС ПО от 22.01.2014 N Ф06-1361/2013 по делу N А57-5057/2013 (в передаче которого в Президиум ВАС отказано Определением ВАС РФ от 07.07.2014 N ВАС-5679/14), ФАС ЗСО от 20.01.2014 N Ф04-7685/2013 по делу N А27-19160/2012, АС МО от 10.11.2014 N Ф05-12543/2014 по делу N А40-19592/14.

В то же время среди арбитров есть и такой подход. Если 10-дневный срок представления истребованных документов истекает в период приостановления проведения проверки, непредставление указанных документов в период приостановления проверки не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ (Постановление АС СЗО от 18.03.2015 N Ф07-635/2015 по делу N А44-2155/2014).

Читайте так же:  Сколько процентов от дохода составляют налоги

Приятная добавка

Итак, если требование о представлении документов получено налогоплательщиком до приостановления проведения выездной налоговой проверки, документы следует представить в установленный срок — в течение 10 рабочих дней с момента получения требования (если только не удастся получить отсрочку). Неисполнение данной обязанности чревато привлечением к ответственности по ст. 126 НК РФ за каждый непредставленный документ. В то же время арбитры могут посчитать, что непредставление документов в период приостановления проверки не является правонарушением.

Налоговый орган приостановил выездную налоговую проверку

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В организации более года проходит налоговая проверка. Проверяющие неоднократно представляли решения о приостановлении проверки. Какие этапы есть у налоговой проверки? Есть ли какие-то основания для ее продления? Когда и чем она заканчивается?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления проверяющими справки о проведенной проверке.
Кроме того, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки.
Срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
В результате с учетом продления и периодов приостановления проведение выездной налоговой проверки максимально может продолжаться до 15 месяцев.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Налоговый орган приостановил выездную налоговую проверку

Вопрос: Руководитель налогового органа принял решение о проведении выездной налоговой проверки индивидуального предпринимателя. Спустя неделю после начала выездной налоговой проверки она была приостановлена на том основании, что единственный проверяющий инспектор находится на больничном, а другие работники отдела выездных налоговых проверок заняты проведением выездных налоговых проверок иных налогоплательщиков и не могут быть направлены на проверку предпринимателя.
Правомерно ли при указанных условиях приостановление выездной налоговой проверки предпринимателя?

Ответ: Правомочие налогового органа по приостановлению проведения выездной налоговой проверки может быть реализовано только на основании положений Налогового кодекса РФ.
Так как нормы НК РФ не содержат такого основания для приостановления проведения выездной налоговой проверки, как временная нетрудоспособность проверяющего инспектора и отсутствие возможности произвести замену проводящего выездную налоговую проверку лица, а также в связи с тем, что положения НК РФ не предусматривают открытого перечня оснований для приостановления проведения выездной налоговой проверки, полагаем, что налоговый орган не вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки предпринимателя.

М.Ю.Мордасов
Юридическая компания «Юново»
07.04.2014

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Выездная налоговая проверка является разновидностью налогового контроля с присущими ей особенностями. Так, она может проводиться по месту нахождения налогоплательщика, и инспекторы имеют право проверять несколько налогов. Если избежать выездной проверки ИФНС все же не удалось, рекомендуем вам ознакомиться с главными нюансами такой формы контроля.

Выездная налоговая проверка в 2018 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2018 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС в срок до 28.02.2019 об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Читайте так же:  Платят ли пенсионеры алименты на детей

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

[2]

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Налоговый орган приостановил выездную налоговую проверку

Вопрос: Налоговый орган вынес решение о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика. Позднее указанная проверка была приостановлена. Впоследствии проведение выездной налоговой проверки было возобновлено, однако соответствующее решение о возобновлении выездной налоговой проверки налоговым органом не принималось. Является ли указанное обстоятельство основанием для отмены решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, вынесенного по результатам проведения такой проверки?

Ответ: Факт возобновления выездной налоговой проверки без вынесения соответствующего решения не является основанием для отмены решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, вынесенного по результатам проведения такой проверки.

Е.А.Башарин
Юридическая компания «Юново»
03.10.2014

Налоговый орган приостановил выездную налоговую проверку

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте так же:  Досрочная пенсия в сельской местности

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В организации наступил срок окончания выездной налоговой проверки. Налоговая инспекция направила по телекоммуникационным системам связи решение о возобновлении выездной проверки, но решение о приостановлении в организацию не приходило.
По словам налогового инспектора, сказанным по телефону, при отправке решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки по телекоммуникационным канал связи произошел сбой. Решение о приостановлении будет отправлено налогоплательщику в день, следующий за днем отправки решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки. Налогоплательщик хочет обжаловать решение о возобновлении проверки на том основании, что до его получения он не получал решения о приостановлении проверки.
Обязан ли налоговый орган известить руководителя предприятия о приостановлении выездной проверки?
Если да, то в какой момент организация должна опротестовать нарушенную процедуру?
Если решение налоговой отменят и проверка будет считаться законченной, вправе ли они вторично проверить этот же период?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Решение о приостановлении выездной налоговой проверки должно доводиться до проверяемой организации.
В рассматриваемой ситуации налогоплательщик может обжаловать решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки на том основании, что до его получения он не получал решения о приостановлении выездной налоговой проверки, но, поскольку НК РФ не установлен срок для вручения таких решений, мы не можем исключать вероятности того, что жалоба будет оставлена без удовлетворения.
Судебная практика исходит из того, что факт более позднего вручения решения о приостановлении выездной налоговой проверки, чем дата его вынесения, не является существенным нарушением процедуры и обычно не рассматривается как основание для отмены решения по результатам выездной налоговой проверки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

18 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Налоговый орган приостановил выездную налоговую проверку

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В организации проводится выездная налоговая проверка. Она начата 31.03.2016, с 06.05.2016 приостановлена на основании решения руководителя налогового органа в связи с необходимостью истребования документов в соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ у контрагентов. Все контрагенты, перечисленные в решении о приостановлении проверки, представили документы в налоговые органы, последний контрагент представил документы 19.07.2016, т.е. с момента представления документов последним контрагентом оснований для приостановления налоговой проверки нет. На 24.08.2016 проверка не возобновлена, налоговым органом проводятся допросы свидетелей и встречные проверки с другими контрагентами, не обозначенными в решении о приостановлении проверки. В какие сроки налоговый орган обязан возобновить налоговую проверку? Может ли являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных в п. 14 ст. 101 НК РФ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Приведенные в вопросе обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о каких-либо нарушениях со стороны налогового органа.

[3]

Обоснование позиции:

[1]

Порядок и сроки приостановления проведения выездной налоговой проверки (далее — проверка), а также основания, по которым проверка может приостанавливаться, предусмотрены п. 9 ст. 89 НК РФ. Одним из таких оснований является необходимость истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ (пп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ).

Не нарушен в рассматриваемой ситуации и срок, на который может быть приостановлена проверка. В силу предпоследнего абзаца п. 9 ст. 89 НК РФ общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В описанной ситуации этот срок еще не истек.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Действия налоговых органов во время приостановления выездной проверки,

— Энциклопедия решений. Сроки проведения выездных налоговых проверок,

— Энциклопедия решений. Приостановление и возобновление выездной налоговой проверки,

— Энциклопедия решений. Приостановление выездной проверки в связи с истребованием документов у контрагентов и иных лиц,

— Энциклопедия решений. Допрос свидетелей при осуществлении мероприятий налогового контроля,

— Энциклопедия решений. Последствия нарушения сроков проведения выездной налоговой проверки.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

25 августа 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Налоговым органом вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика. Позднее указанная проверка была приостановлена, при этом на момент приостановления проведения выездной налоговой проверки арбитражным судом было вынесено определение о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Вправе ли налоговый орган приостановить проведение выездной налоговой проверки, в случае если имеется определение о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки?

Ответ: В период действия обеспечительных мер в виде приостановления исполнения решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки налоговая инспекция не вправе выносить решение о приостановлении выездной налоговой проверки.

Обоснование: Пунктом 1 ст. 82 Налогового кодекса РФ определено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Читайте так же:  Форма заявления на социальный налоговый вычет

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Согласно ст. 87 НК РФ установлены следующие виды налоговых проверок:

— камеральные налоговые проверки;

— выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Согласно п. 2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Таким образом, выездная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля.

В соответствии с п. 9 ст. 89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

— истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

— получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

— перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

При этом в силу абз. 7 п. 9 ст. 89 НК РФ приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Формы таких решений указаны в Приложениях 1 и 2 к Приказу ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/[email protected]

Следовательно, налоговый орган вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки только в случаях, предусмотренных НК РФ, и только на основании соответствующего решения.

При этом положениями законодательства РФ, в частности нормами ст. ст. 90 и 91 Арбитражного процессуального кодекса РФ, предусмотрена возможность введения в отношении ненормативного акта налогового органа обеспечительных мер, выражающихся в запрете налоговому органу совершать действия, касающиеся предмета спора.

Следовательно, арбитражный суд вправе вынести определение о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.

При этом положения НК РФ не содержат положений, прямо запрещающих приостановление выездной налоговой проверки в случае вынесения арбитражным судом определения о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.

Вместе с тем ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 06.03.2014 N Ф03-285/2014 по делу N А37-796/2013 указал, что в период действия обеспечительных мер инспекция не вправе выносить решения, касающиеся проведения проверок правильности исчисления и своевременности уплаты налогов обществом.

Принимая во внимание, что решение о приостановлении выездной налоговой проверки касается проведения выездной налоговой проверки, следует вывод, что в период действия обеспечительных мер в виде приостановления исполнения решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки налоговая инспекция не вправе выносить решение о приостановлении выездной налоговой проверки.

Какой срок проведения выездной налоговой проверки?

Срок проведения выездной налоговой проверки отдельной организации согласно общему правилу составляет 2 месяца. Для филиалов и представительств длительность срока проведения выездной налоговой проверки иная — 1 месяц. Однако на практике эти временные промежутки могут продлеваться многократно и на значительные периоды. В статье пойдет речь о том, каковы сроки проведения этого контрольного мероприятия и в каких пределах его разрешено продлевать.

Когда начинается и когда должна закончиться выездная налоговая проверка

Сроки выездной налоговой проверки регулируются п. 6 и абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ. Согласно нормам Налогового кодекса, содержащимся в этих пунктах, продолжительность выездной проверки не должна превышать 2 месяцев для организации в целом и 1 месяца для отдельной проверки филиала или представительства.

Правда, эти сроки разрешено продлевать до 4 месяцев, а в порядке исключения и до 6. Подробнее об этом говорится в письме Минфина России от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516 (п. 2). Иногда случается, что с учетом приостановления общая продолжительность контрольных мероприятий может достичь года, а то и больше.

Временные рамки выездной налоговой проверки таковы:

  • ее началом, согласно п. 8 ст. 89, п. 8 ст. 89.1 НК РФ, считается день, когда принято решение о начале проверки.
  • окончанием, согласно п. 8 ст. 89, п. 8 ст. 89.1 НК РФ, считается день, когда составлена справка о проведении налоговой проверки.

Продление срока выездной проверки

ФНС России в письме от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 4.1) указала, что продлевать срок проведения выездной проверки можно, и не раз. Однако для этого нужны веские основания, которые приведены в приложении 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]

Кроме того, Налоговый кодекс не устанавливает ограничений по мероприятиям, проводимым в период, на который проверка продлена. Потому налоговые органы активно пользуются возможностью по приостановке выездных проверок. Именно такой вывод делают авторы письма ИФНС России по г. Москве от 21.02.2008 № 16-27.

Для проведения выездной налоговой проверки ООО «Омега» вначале предусматривался 2-месячный срок. Однако после начального изучения материалов решением руководства инспекции срок продлен до 4 месяцев. Но далее оказалось, что нужны сведения от контрагентов. Налоговый орган по прошествии 3,5 месяца проверки приостановил ее. С точки зрения законности действия ИФНС сомнений не вызывают.

Вместе с тем налоговые органы не всегда имеют право на продление. Это следующие случаи:

  • Если проводится самостоятельная налоговая проверка филиалов или представительств. Для них установлен срок в 1 один месяц, и исключений п. 7 ст. 89 НК РФ не предусматривает.
  • Если проводится проверка консолидированной группы налогоплательщиков. Для них этот срок, согласно п. 5 ст. 89.1 НК РФ, должен составлять не более 2 месяцев. Увеличиваться он может на столько месяцев, сколько налогоплательщиков входит в группу, не считая ответственного участника. Но в любом случае общий срок не должен быть более 1 года.

ФНС России в письме от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 4.1) проанализировала данную норму и указала, что срок проверки для КГН установлен изначально и не может быть продлен.

По каким основаниям продлеваются сроки выездной налоговой проверки

Для продления выездной проверки нужны основания, оговоренные в подп. 1–6 п. 2 Оснований и порядка продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки, утвержденных приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (далее — Основания). Приведем их вкратце:

Читайте так же:  Кому выплачивается фиксированная выплата к пенсии

1. Проверяется деятельность налогоплательщика, входящего в категорию крупнейших.

2. В налоговый орган поступила информация о нарушениях налогового законодательства, которая требует дополнительного исследования.

3. Территория, на которой производится проверка, подверглась стихийным бедствиям, или возникли другие обстоятельства непреодолимой силы.

4. Проверяемый налогоплательщик владеет несколькими обособленными подразделениями.

5. Проверяемый налогоплательщик нарушил срок (установленный п. 3 ст. 93 НК РФ) представления документов, запрошенных инспекцией.

6. Возникли другие обстоятельства, определенные подп. 6 п. 2 Оснований и связанные:

  • с продолжительностью проверяемого периода;
  • объемом документов, которые надо проверить;
  • количеством налогов и сборов, правильность начисления и уплаты которых надо проверить;
  • количеством видов деятельности, которые осуществляет проверяемый налогоплательщик;
  • разветвленностью организационно-хозяйственной структуры проверяемой организации;
  • сложностью технологических процессов;
  • иными обстоятельствами.

О перечне документов, которые налоговики вправе требовать от проверяемой организации, читайте в материале «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».

Что такое исключительный случай

Как уже было сказано выше, согласно п. 6 ст. 89 НК РФ, продление срока проверки до 6 месяцев возможно только в исключительных случаях. Подп. 4 п. 2 Оснований конкретно определяет лишь один такой случай — когда у проверяемой компании насчитывается 10 и более обособленных подразделений.

Планируете открыть обособленное подразделение – узнайте полезную информацию из материалов:

В других обстоятельствах исключительные случаи зависят от конкретной ситуации. В п. 2 определения Конституционного суда РФ от 09.11.2010 № 1434-О-О говорится, что налоговый орган самостоятельно оценивает целесообразность продления контрольного мероприятия.

Впрочем, иногда налоговики злоупотребляют такой возможностью и в ответ получают судебные процессы. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012 показывает, что причины продления, приводимые инспекторами, не всегда убедительны не только для налогоплательщика, но и для арбитров.

В каких случаях выездная проверка приостанавливается

Налоговый орган, в соответствии с нормами п. 9 ст. 89 НК РФ, вправе приостановить выездную проверку. Возникает перерыв, по окончании которого проверка возобновляется.

Если приостановить на 15 дней выездную проверку, длившуюся до этого момента 1 месяц, то через 15 дней инспекторы возобновят проверку. Причем у них останется еще месяц до окончания контрольного мероприятия.

Налоговый кодекс в абз. 9 п. 9 ст. 89 указывает, что должны сделать инспекторы в случае приостановления проверки:

  • покинуть территорию налогоплательщика;
  • перестать требовать у налогоплательщика документы;
  • вернуть все подлинники, ранее затребованные у налогоплательщика, но документы, изъятые при выемке, при этом не возвращаются.

В письмах от 21.11.2013 № ЕД-3-2/[email protected] и от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 4.2) список запретов расширен. Налоговикам в период приостановки запрещено, кроме сказанного:

  • производить выемку документов и предметов;
  • производить осмотр (полагаем, что и инвентаризацию имущества);
  • знакомиться с подлинниками документов на территории налогоплательщика.

Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства тоже может приостанавливаться, поскольку п. 9 ст. 89 Налогового кодекса не содержит запрета на это.

О том, какие периоды вправе проверять инспекторы, можно узнать из материала «Повторная выездная проверка может быть «глубже» 3 лет».

Что разрешено делать инспекторам в период приостановления

Налоговый орган в период перерыва в процессе проверки может рассылать запросы третьим лицам для получения информации о налогоплательщике в порядке, определенном ст. 93.1 НК РФ. Такие действия не противоречат Налоговому кодексу, поскольку проводятся вне территории налогоплательщика. Подтверждение данного тезиса можно найти в письме Минфина России от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156.

Среди налоговых инспекторов распространено мнение, что допрос свидетелей тоже не возбраняется проводить в этот период. Они вызывают таких лиц в инспекцию, формально не нарушая законодательство. Однако правомерность такого подхода спорна и вызывает неоднократные жалобы налогоплательщиков.

Отдельно стоит отметить, что выездную проверку можно сначала продлить, а потом приостановить. Можно совершить такие действия и в обратном порядке. Нарушений закона при этом не возникает. Подтверждение тому можно отыскать в письме УФНС России по городу Москве от 21.02.2008 № 16-27.

За неделю до окончания 2-го месяца выездной проверки ООО «Омега» налоговая инспекция приостановила ее на 2 месяца для истребования информации у контрагентов данной компании. После того как срок приостановления истек, приняты следующие решения:

1. Налоговая инспекция решила возобновить выездную налоговую проверку.

2. Областное управление ФНС решило продлить выездную проверку до 3 месяцев.

Решения налоговых инстанций вполне правомерны.

Установленный в ст. 89 НК РФ срок выездной проверки (2 месяца) может продлеваться до 4 месяцев: если проверяется крупный налогоплательщик, на территории компании произошло стихийное бедствие, в структуре проверяемого лица несколько обособленных подразделений и в некоторых других случаях.

В исключительных случаях срок выездной проверки допускается продлевать до 6 месяцев: если у проверяемой фирмы 10 и более обособленных подразделений и в иных случаях по усмотрению налоговиков с учетом конкретных обстоятельств.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

НК РФ допускает приостановление выездной проверки с последующим ее продолжением. В этот период налоговики обязаны покинуть территорию налогоплательщика, не могут производить выемку документов и предметов, осуществлять ряд иных процедур, право на которые возникает только в период проведения выездной проверки.

Источники


  1. Жанна, Владимировна Уманская История и методология науки. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Жанна Владимировна Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 653 c.

  2. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 766 c.

  3. Котенев А. А., Лекарев С. В. Современный энциклопедический словарь по безопасности. Секьюрити; Ягуар — М., 2013. — 504 c.
  4. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.
  5. Гусов, К.Н. Комментарий к трудовому кодексу Российской федерации (вводный); М.: ВИТРЭМ, 2013. — 240 c.
Налоговый орган приостановил выездную налоговую проверку
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here