Налоговый учет и налогообложение организаций

Юридическая информация на тему: "Налоговый учет и налогообложение организаций" с подробными разъяснениями. Мы собрали и систематизировали информацию по теме и предоставили ее в удобном для чтения виде.

Организация налогового учета на предприятии

Глава 25 НК РФ предусматривает в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль ведение налогового учета.

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с нормами НК РФ (ст. 313 НК РФ).

Содержание данных налогового учета является налоговой тайной. Правовые основы налогового учета определяются НК РФ.

[2]

Цели ведения налогового учета:

  • — формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
  • — обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Из этого следует, что налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между организацией и государством. Отличие налогового учета от бухгалтерского заключается в том, что налоговый учет осуществляется исключительно в целях налогообложения (табл. 1). Он должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью налогоплательщика, и его финансового положения. Необходимость налогового учета определена тем, что система бухгалтерского учета недостаточна для определения налогооблагаемой базы [2. С. 132].

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Аналитические регистры налогового учета — совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Создание единой системы налогового учета как аналогичного бухгалтерскому учету отдельного обязательного порядка сбора и систематизации данных о проводимых организацией операциях, влекущих налоговые последствия, законодательством не предусмотрено.

Каждая организация в зависимости от набора и специфики проводимых операций имеет право самостоятельно выбрать способ регистрации данных о проведенных операциях, который определяет порядок их учета при формировании налоговой базы, исходя из законодательно установленного принципа — последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому [3.С. 284].

[1]

Общие подходы к формированию налоговой учетной политики по налогообложению прибыли приведены в ст. ст. 313, 314 НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Она утверждаемой соответствующим приказом руководителя (ст. 313 НК РФ).

[3]

Изменения учетной политики допускаются в случае: изменения законодательства; изменения применяемых методов учета; если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (в учетной политике отразить порядок их учета). Изменения, внесенные в учетную политику, применяются с начала нового налогового периода.

Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:

  • 1) обособленный учет — при таком способе организации налоговый учет ведется полностью независимо от бухгалтерского. Такая ситуация возможна в случае, когда в организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии;
  • 2) объединенный учет — этот способ предполагает ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность;
  • 3) смешанный учет представляет промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль».

Таким образом, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок.

Данные налогового учета должны отражать:

  • — порядок формирования суммы доходов и расходов [4.С. 244];
  • — порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • — сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • — порядок формирования сумм создаваемых резервов;
  • — сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации.

Подтверждением данных налогового учета являются:

Общая схема постановки налогового учета на предприятии представлена в приложении 1. По данным схемы можно сделать вывод, что первичные документы служат основой для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.

В связи с тем, что единых утвержденных форм регистров налогового учета не существует, учреждение должно разрабатывать их самостоятельно либо вносить в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета. И в том и в другом случае регистры необходимо указывать в учетной политике для целей налогообложения.

Организация вправе использовать данные аналитического учета, разработанные в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, при условии, что информация содержит все необходимые сведения для расчета налога на прибыль (Письмо Минфина России от 01.08.2007 № 03-03-06/1/531).

В соответствии со ст. 9 ФЗ № 129_ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Таким образом, первичные документы служат основанием для организации как бухгалтерского, так и налогового учета.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы обеспечивал непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности и раскрывал порядок формирования налоговой базы [7.С. 136].

Читайте так же:  Втб 24 накопительная часть пенсии

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • — наименование регистра;
  • — период (дату) составления;
  • — измерители операции в натуральном и денежном выражении;
  • — наименование хозяйственных операций;
  • — подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Еще одно немаловажное замечание касается формата отражения данных в регистрах налогового учета. В соответствии со ст. 314 НК РФ корреспонденция счетов бухгалтерского учета в налоговом учете не указывается — отражаются только наименование хозяйственной операции (или группы одноименных операций) и их сумма. Однако, чтобы облегчить встречную сверку данных бухгалтерского и налогового учета, весьма полезным может оказаться включение в форму регистра налогового учета корреспонденции счетов (но как справочной, а не основной информации).

Согласно ст. 314 НК РФ правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

При составлении регистров должно быть обеспечено достижение целей:

  • — минимизация трудозатрат для дальнейшей обработки информации;
  • — возможность переносить данные налоговых регистров в налоговую декларацию непосредственно или после незначительной обработки;
  • — возможность проводить последующие проверки правильности переноса данных из регистров бухгалтерского учета.

Расчет налоговой базы составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными гл. 25 НК РФ. Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:

  • 1. Период, за который определяется налоговая база [4.С. 273].
  • 2. Сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде.
  • 3. Сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации.
  • 4. Прибыль (убыток) от реализации.
  • 5. Сумму внереализационных доходов.
  • 6. Сумму внереализационных расходов

Налоговый учет и налогообложение организаций

рЕТЕИПД тПУУЙЙ Л ТЩОПЮОПК ЬЛПОПНЙЛЕ Ч 90-Е ЗПДЩ 20 ЧЕЛБ УПРТПЧПЦДБМУС УФБОПЧМЕОЙЕН ОБМПЗПЧПЗП ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ. вПМШЫЙОУФЧП ЖЕДЕТБМШОЩИ ЪБЛПОПЧ П ОБМПЗБИ ВЩМП РТЙОСФП Ч 1991 ЗПДХ. ьФП РТПЙЪПЫМП ОЕ УМХЮБКОП. вХТОПЕ ЪБТПЦДЕОЙЕ ЛПННЕТЮЕУЛЙИ ПТЗБОЙЪБГЙК Ч ФЕ ЗПДЩ, ЙИ БЛФЙЧОБС ДЕСФЕМШОПУФШ РП РПМХЮЕОЙА УПВУФЧЕООЩИ УТЕДУФЧ Ч ЧЙДЕ РТЙВЩМЙ РПУМХЦЙМБ ПУОПЧБОЙЕН ДМС РЕТЕЧПДБ ДПИПДОПК ЮБУФЙ ВАДЦЕФБ УФТБОЩ ОБ РПУФХРМЕОЙС ПФ ОБМПЗПЧ Й УВПТПЧ ЧЪБНЕО ЖПТНЙТПЧБОЙС ЕЕ РХФЕН ГЕОФТБМЙЪПЧБООПЗП ЙЪЯСФЙС ДПИПДПЧ РТЕДРТЙСФЙК.

рЕТЧЩЕ ЪБЛПОЩ П ОБМПЗБИ (ОБМПЗ ОБ РТЙВЩМШ, оду, ОБМПЗ ОБ ЙНХЭЕУФЧП) УПДЕТЦБМЙ ПУОПЧОЩЕ РТЙОГЙРЩ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС. вПМЕЕ РПДТПВОП НЕИБОЙЪН ЙУЮЙУМЕОЙС ОБМПЗБ ЙЪМБЗБМУС Ч ЧЕДПНУФЧЕООПК ЙОУФТХЛГЙЙ зПУХДБТУФЧЕООПК оБМПЗПЧПК уМХЦВЩ. рТЙ ТБЪТБВПФЛЕ ЪБЛПОПЧ Й ЙОУФТХЛГЙК РТЕДРПМБЗБМПУШ, ЮФП ДМС ПРТЕДЕМЕОЙС УХННЩ ОБМПЗБ ВХДХФ ЙУРПМШЪПЧБФШУС ДБООЩЕ ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЈФБ. оБРТЙНЕТ, ЧЩТХЮЛБ — ДМС ЙУЮЙУМЕОЙС оду, БЛФЙЧ ВБМБОУБ — ДМС ОБМПЗБ ОБ ЙНХЭЕУФЧП, ВХИЗБМФЕТУЛБС РТЙВЩМШ — ДМС ОБМПЗБ ОБ РТЙВЩМШ.

оП, УП ЧТЕНЕОЕН ЧЩСУОЙМПУШ, ЮФП ОБМПЗПЧЩЕ ПТЗБОЩ РП ЙОПНХ РПОЙНБАФ ЖПТНЙТПЧБОЙЕ ЧЩТХЮЛЙ, УЕВЕУФПЙНПУФЙ Й РТЙВЩМЙ, ОЕЦЕМЙ ВХИЗБМФЕТЩ, ЛПФПТЩЕ РПДУЮЙФЩЧБМЙ ЬФЙ РПЛБЪБФЕМЙ УПЗМБУОП РТБЧЙМБН ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЈФБ. фБЛ, ОБРТЙНЕТ, ЖПТНЙТПЧБОЙЕ ЧЩТХЮЛЙ Ч ВХИЗБМФЕТУЛПН ХЮЈФЕ ФТБДЙГЙПООП РТПЙУИПДЙФ У ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН УЮЕФПЧ ТЕБМЙЪБГЙЙ, РП ЛТЕДЙФХ ЛПФПТЩИ ПФТБЦБЕФУС УХННБ, РПДМЕЦБЭБС Л РПМХЮЕОЙА ПФ РПЛХРБФЕМС ДЕОЕЦОЩИ УТЕДУФЧ УПЗМБУОП ДПЗПЧПТБ, ПФЗТХЪПЮОЩИ Й РМБФЈЦОЩИ ДПЛХНЕОФПЧ (УЮЕФПЧ, УЮЕФПЧ-ЖБЛФХТ, ОБЛМБДОЩИ).

оБМПЗПЧЩЕ ЦЕ ПТЗБОЩ, РТПЧПДС ЛПОФТПМШ РТБЧЙМШОПУФЙ ЙУЮЙУМЕОЙС Й ХРМБФЩ ОБМПЗПЧ, ПУФБЧМСАФ ЪБ УПВПК РТБЧП УПЗМБУОП УФ. 40 ол тж РТПЧЕТЙФШ УДЕМЛХ ОБ УППФЧЕФУФЧЙЕ ТЩОПЮОЩН ГЕОБН, ХУФБОПЧЙЧЫЙНУС Ч ТЕЗЙПОЕ ОБ БОБМПЗЙЮОХА ПФЗТХЦЕООПК РТПДХЛГЙА (ФПЧБТ). й, ЕУМЙ ХУФБОПЧЙЧЫЙЕУС Ч ТЕЗЙПОЕ ГЕОБ ЧЩЫЕ, ЮЕН ГЕОБ РП ДПЗПЧПТХ, ФП ТБВПФОЙЛЙ ноу ЧРТБЧЕ РЕТЕУЮЙФБФШ ЧЩТХЮЛХ Й ДПОБЮЙУМЙФШ УППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ ОБМПЗЙ (ОБРТЙНЕТ, оду Й ОБМПЗ ОБ РТЙВЩМШ).

юФП ЛБУБЕФУС УЕВЕУФПЙНПУФЙ РТПДХЛГЙЙ (ТБВПФ, ХУМХЗ), ФП РЕТЕТБУЮЈФ ВХИЗБМФЕТУЛПК УЕВЕУФПЙНПУФЙ Ч ГЕМСИ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС ЙНЕЕФ, ОБЧЕТОПЕ, УБНХА ДБЧОАА ЙУФПТЙА.

ъБЛПОПДБФЕМШОП ТБЪМЙЮОЩЕ РПДИПДЩ Л ЖПТНЙТПЧБОЙА ВХИЗБМФЕТУЛПК Й ОБМПЗПЧПК УЕВЕУФПЙНПУФЙ ВЩМЙ ХУФБОПЧМЕОЩ У РТЙОСФЙЕН «рПМПЦЕОЙС П УПУФБЧЕ ЪБФТБФ РП РТПЙЪЧПДУФЧХ Й ТЕБМЙЪБГЙЙ РТПДХЛГЙЙ (ТБВПФ, ХУМХЗ) Й РПТСДЛЕ ЖПТНЙТПЧБОЙС ЖЙОБОУПЧЩИ ТЕЪХМШФБФПЧ, ХЮЙФЩЧБЕНЩИ РТЙ ОБМПЗППВМПЦЕОЙЙ РТЙВЩМЙ», ХФЧЕТЦДЈООПЗП РПУФБОПЧМЕОЙЕН рТБЧЙФЕМШУФЧБ тж 5.08.92З. 552. ч ЬФПН рПМПЦЕОЙЙ ЪБЛПОПДБФЕМШОП ХЛБЪБО ЪБЛТЩФЩК, ФП ЕУФШ ПЗТБОЙЮЕООЩК РЕТЕЮЕОШ ЪБФТБФ, ЛПФПТЩЕ НПЗХФ ВЩФШ ПФОЕУЕОЩ ОБ УЕВЕУФПЙНПУФШ Й ФБЛЙН ПВТБЪПН ХНЕОШЫЙФШ ОБМПЗППВМБЗБЕНХА РТЙВЩМШ. пУФБМШОЩЕ, ОЕ ЧПЫЕДЫЙЕ Ч РЕТЕЮЕОШ ЪБФТБФЩ РПДМЕЦБФ ПФОЕУЕОЙА ЪБ УЮЈФ УПВУФЧЕООЩИ УТЕДУФЧ ПТЗБОЙЪБГЙЙ, ФП ЕУФШ ЪБ УЮЈФ ЮЙУФПК РТЙВЩМЙ.

оП РПУЛПМШЛХ рПМПЦЕОЙЕ ВЩМП РТЙОСФП Ч 1992 ЗПДХ, ФП ЕУФШ ОБ ЪБТЕ ТЩОПЮОПК ЬЛПОПНЙЛЙ, Б У ТБЪЧЙФЙЕН ЛПННЕТЮЕУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ОЕПВИПДЙНЩЕ ДМС ЧЕДЕОЙС ХУРЕЫОПЗП ВЙЪОЕУБ ЪБФТБФЩ ОЕ НПЗМЙ ХНЕУФЙФШУС Ч ФЕУОЩИ ТБНЛБИ ЪБЛТЩФПЗП РЕТЕЮОС Й ВХЛЧБМШОП ЙУФПЭБМЙ ЙУФПЮОЙЛЙ УПВУФЧЕООЩИ УТЕДУФЧ, ЧПЪОЙЛБМБ ОЕПВИПДЙНПУФШ ТБЪХНОПЗП ТЩОПЮОПЗП РПДИПДБ Л ХЮЈФХ ФБЛЙИ ЪБФТБФ. тЕБМЙЪБГЙЕК ЬФПЗП РПДИПДБ СЧЙМПУШ рПУФБОПЧМЕОЙЕ рТБЧЙФЕМШУФЧБ тж ПФ 1.07.1995З. 661. ьФЙН РПУФБОПЧМЕОЙЕН ВХИЗБМФЕТУЛЙК ХЮЈФ ЪБФТБФ ВЩМ ПФДЕМЈО ПФ ОБМПЗПЧПЗП. ъБЛТЩФЩК РЕТЕЮЕОШ ЪБФТБФ У 1.01.95З. РТЕДРЙУЩЧБМПУШ РТЙНЕОСФШ ДМС ОБМПЗПЧПЗП ХЮЈФБ РХФЈН ЛПТТЕЛФЙТПЧЛЙ ДБООЩИ ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЈФБ. дТХЗЙНЙ УМПЧБНЙ, ЧУЕ ЪБФТБФЩ ПФЮЈФОПЗП РЕТЙПДБ, Ч ФПН ЮЙУМЕ УЧЕТИОПТНБФЙЧОЩЕ, УЧЕТИМЙНЙФОЩЕ Й ОЕ ЧИПДСЭЙЕ Ч ЪБЛТЩФЩК РЕТЕЮЕОШ РПДМЕЦБМЙ ЧЛМАЮЕОЙА Ч ВХИЗБМФЕТУЛХА УЕВЕУФПЙНПУФШ. б Ч ГЕМСИ ТБУЮЈФБ ОБМПЗПЧПК УЕВЕУФПЙНПУФЙ ПОЙ ДПМЦОЩ ВЩМЙ ВЩФШ ПФЛПТТЕЛФЙТПЧБОЩ, ФП ЕУФШ ХЧЕМЙЮЙЧБМЙ ОБМПЗППВМБЗБЕНХА РТЙВЩМШ.

бРПЖЕПЪПН ОБМПЗПЧПК ТЕЖПТНЩ СЧЙМБУШ уРТБЧЛБ Л ТБУЮЈФХ ОБМПЗБ ПФ ЖБЛФЙЮЕУЛПК РТЙВЩМЙ, ЛПФПТБС Л ЛПОГХ 2001З. ДПУФЙЗМБ 4-И МЙУФПЧ ХРПТЙУФПЗП ФЕЛУФБ, ДМС ЪБРПМОЕОЙС ЛПФПТПК ВЩМЙ ЙЪДБОЩ УРЕГЙБМШОЩЕ НЕФПДЙЮЕУЛЙЕ ТЕЛПНЕОДБГЙЙ. ч ЬФПК уРТБЧЛЕ РЕТЕЮЙУМСМЙУШ ЧУЕ ЧПЪНПЦОЩЕ ТБУИПДЩ ПТЗБОЙЪБГЙЙ, ЛПФПТЩЕ ЧПЪОЙЛБАФ Ч ИПДЕ ЛПННЕТЮЕУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ, ОП ОЕ НПЗХФ ВЩФШ РТЙОСФЩНЙ ОБМПЗПЧЩНЙ ПТЗБОБНЙ Й ДПМЦОЩ ХЧЕМЙЮЙЧБФШ РТЙВЩМШ Ч ГЕМСИ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС.

уЙФХБГЙС У ОБМПЗПЧЩН Й ВХИЗБМФЕТУЛЙН ХЮЈФПН УЕВЕУФПЙНПУФЙ, Б ЪОБЮЙФ Й РТЙВЩМЙ ТБЪТЕЫЙМЙУШ У РТЙОСФЙЕН 25 ЗМБЧЩ ол тж, ЛПФПТБС ЧУФХРЙМБ Ч УЙМХ 1.01.2002З. уПЗМБУОП ЬФПК ЗМБЧЕ ПТЗБОЙЪБГЙС ПВСЪБОБ ЧЕУФЙ ТБЪДЕМШОЩК ХЮЈФ ДПИПДПЧ Й ТБУИПДПЧ Ч ГЕМСИ ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЈФБ Й Ч ГЕМСИ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС. фБЛЙН ПВТБЪПН, ОЕПВИПДЙНПУФШ ЛПТТЕЛФЙТПЧПЛ ПФРБДБЕФ.

еЭЈ ПДЙО ЧБЦОЩК ОБМПЗ, Ч ПФОПЫЕОЙЙ ЛПФПТПЗП ТБЪДЕМЕОЙЕ ВХИЗБМФЕТУЛПЗП Й ОБМПЗПЧПЗП ХЮЈФБ ЙНЕЕФ ДБЧОАА ЙУФПТЙА — оду. ч ПФОПЫЕОЙЙ ЧЩТХЮЛЙ, ЛБЛ ВБЪЩ ДМС ЙУЮЙУМЕОЙС оду РТЙНЕОСАФУС НЕФПДЩ ПРТЕДЕМЕОЙС ЧЩТХЮЛЙ РП ПРМБФЕ ЙМЙ РП ПФЗТХЪЛЕ. у ЧЧЕДЕОЙЕН ЗМ.21 ол тж Ч УФ. 167 ЧРЕТЧЩЕ Ч РТБЛФЙЛЕ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС ЧЧЕДЈО ФЕТНЙО «ХЮЈФОБС РПМЙФЙЛБ Ч ГЕМСИ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС».

Читайте так же:  До какого возраста выплачивают алименты на ребенка

бОБМПЗЙЮОЩН ПВТБЪПН ЪБЛПОПДБФЕМШОП ТЕЗХМЙТПЧБМУС ВХИЗБМФЕТУЛЙК Й ОБМПЗПЧЩК ХЮЈФ ВБЪЩ ДМС ЙУЮЙУМЕОЙС ОБМПЗБ ОБ РПМШЪПЧБФЕМЕК БЧФПНПВЙМШОЩИ ДПТПЗ (ПФНЕОЈО У 1.01.2003З).

оБТСДХ У ОБМПЗБНЙ, ВБЪЩ РП ЛПФПТЩН ЙУЮЙУМСАФУС Ч ОБМПЗПЧПН ХЮЈФЕ, ЮБУФШ ОБМПЗПЧ ПРТЕДЕМСЕФУС ФПМШЛП РП ДБООЩН ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЈФБ. ьФП ОБМПЗ ОБ ЙНХЭЕУФЧП, ФТБОУРПТФОЩК ОБМПЗ Й ДТХЗЙЕ.

фЕОДЕОГЙС ТБЪЧЙФЙС ОБМПЗПЧПЗП ХЮЈФБ Ч ОБРТБЧМЕОЙЙ ПФДЕМЕОЙС ЙУЮЙУМЕОЙС ОБМПЗППВМБЗБЕНПК ВБЪЩ ПФ ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЈФБ РПЪЧПМСАФ РТЕДРПМПЦЙФШ, ЮФП Й Ч ПФОПЫЕОЙЙ ДТХЗЙИ ОБМПЗПЧ ФБЛЦЕ ВХДЕФ ХУФБОПЧМЕО УРЕГЙБМШОЩК РПТСДПЛ.

уМЕДХЕФ ПФНЕФЙФШ, ЮФП тПУУЙС ОЕ ПДЙОПЛБ Ч ПФОПЫЕОЙЙ РТПДЧЙЦЕОЙС РП РХФЙ Л ПФДЕМЕОЙА ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЈФБ ПФ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЈФБ.

рБТБММЕМШОПЕ ЧЕДЕОЙЕ ХЮЈФБ Ч ЬФЙИ ОБРТБЧМЕОЙСИ ИБТБЛФЕТОП ДМС ХЮЈФОПК УЙУФЕНЩ уыб , чЕМЙЛПВТЙФБОЙЙ , бЧУФТЙЙ . ч ФП ЦЕ ЧТЕНС ЖБЛФЙЮЕУЛЙ УПЧРБДБАФ ВХИЗБМФЕТУЛЙК Й ОБМПЗПЧЩК ХЮЈФЩ Ч зЕТНБОЙЙ , ыЧЕГЙЙ , йФБМЙЙ .

Бухгалтерский и налоговый учет в системе исчисления налога

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 29-ФЗ «О бухгалтерском учете» «бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций».

Главной задачей бухгалтерского учета выступает формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, ее имущественном и финансовом положении. Следовательно, по своей природе бухгалтерский учет не предназначен для решения задач, связанных с исчислением налоговых платежей. Целью ведения бухгалтерского учета является обеспечение внутренних и внешних потребителей финансовой информацией о хозяйствующем субъекте. Наиболее заинтересованными пользователями финансовой информации деятельности хозяйствующего субъекта выступают налоговые органы.

Реформирование российской налоговой системы привело к необходимости приспособления системы бухгалтерского учета к процессу исчисления налоговых платежей.

По мере развития и совершенствования российской налоговой системы стали проявляться противоречия между порядком ведения бухгалтерского учета и процессом исчисления налога. Изменения, которые происходили в российской налоговой системе, привели к тому, что для выполнения тех или иных задач налогообложения одних только данных бухгалтерского учета стало недостаточно. Кроме того, с вступлением в действие главы 25 Налогового кодекса РФ законодательно установлена обязанность организаций по ведению налогового учета. В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством.

Главная задача налогового учета — формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение налогового периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Налоговый учет ведется через систематизацию данных налогового учета за отчетный период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без отражения по счетам бухгалтерского учета, с применением аналитических регистров налогового учета. Принципиальное отличие заключается в том, что в бухгалтерском учете применяется двойная запись с корреспонденцией счетов (проводка), а в налоговом учете отражается операция, увеличивающая или уменьшающая налоговую базу.

Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета очевидна. Так, ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика вести в установленном порядке учет своих доходов и расходов, других объектов налогообложения; ст. 54 НК РФ предусматривает исчисление налоговой базы по итогам налогового периода налогопла- телыциками-организациями на основе данных регистров бухгалтерского учета и на основе других документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с формированием налоговой базы; ст. 120 НК РФ предусматривает взыскание штрафных санкций за грубое нарушение налогоплательщиками правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения.

Для выполнения функций и задач, стоящих перед налоговым учетом, налоговым законодательством определены специальные приемы и способы, образующие методологию налогового учета.

К методам ведения налогового учета следует отнести:

  • 1) введение специальных показателей налогового учета, рассчитываемых на базе данных бухгалтерского учета (для целей налогового учета — доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, внереализационные доходы; для целей бухгалтерского учета — доходы от обычных видов деятельности, операционные доходы, внереализационные доходы);
  • 2) установление методики формирования налоговых показателей, которая определяется учетной политикой для целей налогообложения, например выбор порядка признания доходов и расходов, способов начисления амортизации, методов оценки товарноматериальных ценностей для включения в материальные расходы;
  • 3) определение способов ведения налогового учета (налоговый учет ведется либо на базе бухгалтерской службы организации, либо путем создания налоговой службы);
  • 4) установление специальных форм регистров налогового учета и других форм налогового учета.

Методология налогового учета раскрывается в учетной политике организации для целей налогообложения.

Под учетной политикой организации для целей налогообложения следует понимать принятую совокупность методических и организационно-технических способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов в целях формирования достоверной информации о налоговых обязательствах и налоговой декларации.

Учетная политика для целей налогообложения должна раскрывать подходы организации к вопросам: определения налоговой базы по налогу на прибыль и формированию налоговых обязательств перед бюджетом; оценки имущества в целях определения выручки от его реализации; распределения убытков между налоговыми периодами.

Налоговым кодексом РФ определены способы ведения налогового учета по следующим элементам учетной политики:

  • • классификация доходов и расходов;
  • • порядок признания доходов и расходов;
  • • момент определения налоговой базы при реализации товаров, работ, услуг;
  • • методы оценки сырья и материалов;
  • • методы оценки покупных товаров;
  • • методы оценки остатков незавершенного производства;
  • • методы оценки остатков готовой продукции;
  • • метод начисления амортизации;
  • • порядок формирования резервов;
  • • порядок переноса убытка на будущее;
  • • периодичность уплаты в бюджет налога на прибыль.

Принятая учетная политика утверждается соответствующим

приказам или распоряжением руководителя организации. Выбранные организацией способы ведения налогового учета применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменения в учетную политику могут вноситься в случае изменения налогового законодательства либо изменения способов налогового учета. Принятой в организации учетной политикой должны руководствоваться все ее подразделения.

Читайте так же:  Как подать на признание отцовства и алименты

Вместе с тем следует отметить, что ведение налогового учета приводит к расхождению его данных не только с данными бухгалтерского учета, но и параллельных систем ведения налогового учета в разрезе налогов. Данный факт требует от налогоплательщиков тщательной разработки всех параметров учетной политики для целей налогообложения.

Налоговый учет

Понятие налогового учета приведено в ст. 313 НК РФ. Так, указано, что налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

В то же время в более широком смысле налоговый учет является системой определения облагаемой базы по всем налогам, сборам, страховым взносам, предусмотренным налоговым законодательством РФ. Именно поэтому нормативное регулирование налогового учета в РФ не ограничено лишь главой 25 «Налог на прибыль» НК РФ, а включает в себя весь спектр налогового законодательства, в т.ч. НК РФ и принятых в соответствии с ним региональных и местных нормативных актов в области налогообложения. И поэтому в учетной политике организации в целях налогообложения вопросы учета налогов и сборов не ограничиваются одним лишь налогом на прибыль. Налоговая учетная политика дополняет правовые основы налогового учета определенного налогоплательщика, устанавливая конкретные способы и приемы ведения налогового учета в тех случаях, когда по тем или иным вопросам предусмотрена вариативность или какие-то аспекты не урегулированы нормативно на должном уровне, а отданы на усмотрение организации.

Для чего нужен налоговый учет?

Налоговый учет предназначен для того, чтобы налогоплательщик смог правильно рассчитать свои налоговые обязательства. Ведь порядок исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов определяется правилами не бухгалтерского, а налогового учета. Поэтому если не вести налоговый учет, т. е. не определять объект налогообложения, не исчислять налоговую базу, не руководствоваться предусмотренным налоговым законодательством порядком исчисления налогов, а также не соблюдать порядок и сроки уплаты налога, налогоплательщик не сможет выполнять свою главную обязанность – уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Функции налогового учета

В системе налогового учета выделают, как правило, 3 основные функции:

Сущность фискальной функции состоит в том, что благодаря правильной постановке и ведению налогового учета выполняется основное назначение налогов – пополнение доходной части бюджета для обеспечения возложенных на государство задач.

Информационная функция налогового учета состоит в предоставлении информации как для самого налогоплательщика, так и для налоговых органов о правильности и полноте исчисления налогов, сборов и страховых взносов, а также о финансовом положении налогоплательщика.

Путем составления и представления налоговой отчетности обеспечивается возможность контроля данных налогового учета и взаимной сверки и сопоставления показателей между собой. В этом заключается контрольная функция налогового учета.

Налоговый учет: разработка и внедрение на предприятии

Зачем и как строится учетная система по налогам и сборам

Налоговый учет и налоговое планирование в организации очень важны не только потому, что регламентированы законодательно. Выбор правильных методов и принципов формирования налогооблагаемой базы по налогам и сборам позволяет избежать излишне уплачиваемых сумм налогов. Также очень важно построить систему правильно в соответствии с НК РФ , чтобы избежать претензий контролирующих органов.

Вести учет формирования налогооблагаемой базы НК РФ позволяет:

  • в отдельных самостоятельных регистрах;
  • если информации бухучета достаточно, то позволяется использовать бухгалтерские регистры, дополняя их при необходимости дополнительными регистрами.

Учетная политика для целей налогообложения

Организация налогового учета на предприятии начинается с разработки и утверждения учетной политики. Разрабатывается она организацией самостоятельно, составляется в произвольной форме, утверждается локальным нормативным актом (приказом руководителя). В ней необходимо отразить основные принципы ведения налогового учета:

  • методы, используемые для отражения доходов и расходов;
  • применяемые первичные документы;
  • используемые регистры.

Как составить учетную политику для целей налогообложения и организовать налоговый учет в организации на примере 2019 года, можно посмотреть в статье.

Что нужно отразить в учетной политике для целей налогообложения

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Составляя учетную политику, слово в слово переписывать НК РФ не нужно. В ней необходимо отразить методику, выбранную организацией для отражения данных по операциям, по которым предусмотрены варианты ведения налогового учета.

В обязательном порядке организации следует выбрать и отразить в политике:

  • метод признания доходов и расходов: кассовый или начисления;
  • способ начисления амортизации: линейный или нелинейный;
  • порядок оценки сырья и материалов, а также товаров, приобретенных для перепродажи: по средней стоимости, по стоимости единицы запасов, метод ФИФО;
  • перечень прямых и косвенных расходов;
  • порядок формирования и перечень создаваемых резервов: на оплату отпусков, по сомнительным долгам, на ремонт и др.

В зависимости от специфики деятельности организации, в учетную политику включаются иные вопросы, по которым НК РФ предоставляет налогоплательщику право выбора порядка отражения.

Ведение налогового учета: регистры и источники данных

Учетные данные должны содержать информацию об учтенных в целях исчисления налога на прибыль доходах и расходах. Для отражения такой информации используются специальные регистры. Формы регистров, используемых при расчете налогов и сборов, должны быть разработаны организацией и утверждены в составе учетной политики. Статья 313 НК РФ предусматривает обязательное наличие в них следующих реквизитов:

  • наименование регистра;
  • дата составления и период, за который отражены данные;
  • наименования хозяйственных операций;
  • измерители операции в натуральном и стоимостном выражении;
  • данные и подпись лица, ответственного за составление регистра.

На основе таких регистров определяется налогооблагаемая база и рассчитывается налог к уплате в бюджет.

Источником данных для заполнения являются первичные документы. Они должны отражать факты хозяйственной жизни, а их форма — соответствовать требованиям статьи 9 Федерального закона «О бухучете» № 402-ФЗ.

Внесение изменений в порядок ведения налогового учета

Внесение изменений в учетную политику допускается в следующих случаях:

  • при изменении законодательства о налогах и сборах: изменения вносятся с даты вступления в силу новых законодательных норм;
  • при изменении принципов и методик отражения доходов и расходов, иных хозяйственных фактов по инициативе налогоплательщика: возможно только с начала нового налогового периода;
  • появление новых видов деятельности: изменения вносятся с момента начала работы по новым направлениям.
Читайте так же:  Критерии для выездной налоговой проверки

Вносятся изменения путем издания приказа (или иного локального нормативного акта) руководителя предприятия, в котором прописываются новые положения и причины, по которым они вносятся.

Налоговый учет на предприятии (стр. 1 из 5)

«Налоги» – это привычное для нас слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки.

А ведь первоначально налоги называли «auxilia» (помощь) и собирали с граждан только в экстренных случаях. Но на содержание армии и постоянно возрастающего чиновничьего аппарата непрерывно требовалось всё больше и больше денег, и налоги, из временного, превратились в постоянный источник государственных доходов. [6,89]

И вот, со времени появления налогов, проблема совмещения интересов государства и прав налогоплательщиков стоит на первом месте. Государство стремится пополнить казну, а налогоплательщик стремится защитить свои интересы, добиваясь, чтобы налоговый гнёт был минимальным и не губил интереса к предпринимательству.

Один из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов является налог на прибыль. Налог на прибыль занимает центральное место в системе налогообложения предприятия, организаций.

Поэтому цель работы заключается в исследовании по налогообложению прибыли.

Под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по определенному налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в установленном порядке.

В организациях должна быть установлена единая система ведения налогового учета. Ее целью является установление единых принципов и подходов к организации системы налогового учета в организации с целью правильного и точного исчисления налогов, сборов, других обязательных платежей, их удержание и внесение в установленные законодательством сроки в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды. [4,56]

Основными задачами системы организации налогового учета являются:

определение общих принципов разделения полномочий и ответственности налоговых и учетных служб на каждом уровне управления (по вертикали) и внутри каждого уровня управления (по горизонтали);

создание единой системы внутрифирменных документов, регламентирующих деятельность налоговых и учетных служб в системе ведения налогового учета организации. [4,77]

Такими документами могут являться:

Положения о налоговых и учетных службах;

учетная политика в целях налогообложения;

различного рода внутренние инструкции и положения, составленные на основании действующего налогового законодательства, но с учетом специфики деятельности предприятия.

Следует отметить, что система налогового учета организуется предприятиями самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Это означает, что данная система должна применяться последовательно от одного налогового периода к другому. При этом порядок ведения налогового учета устанавливается организациями торговли и общепита в своей учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Изменение порядка налогового учета отдельных хозяйственных операций или объектов может осуществляться предприятием как в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета, так и по своему желанию (в установленных налоговым законодательством пределах). Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Изменения учетной политики для целей налогообложения также следует утвердить приказом (или распоряжением) руководителя организации.

Структура учетной политики в целях налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения может быть сформирована как в виде отдельно утвержденного документа, так и в виде раздела общей учетной политики предприятия, принимаемой и для бухгалтерского учета, и в целях налогообложения. Поскольку обязательность принятия отдельного положения налоговым законодательством не регламентирована, организации торговли и общепита могут самостоятельно выбирать порядок ее утверждения.

В части построения учетной политики для целей налогообложения каких-либо рекомендаций налоговых или иных органов не существует. Есть только отдельные положения налогового законодательства (касающиеся налога на прибыль и НДС), подлежащие отражению в этом документе. [7,111]

Ниже предлагается примерная форма построения такой учетной политики, включающая в себя три основных раздела:

1) организационные моменты налогового учета в организации;

2) методы и способы налогообложения;

3) налоговые учетные регистры.

Рассмотрим особенности формирования каждого из указанных разделов.

Организационные моменты налогового учета

Этот раздел целесообразно начать с общих принципов построения налогового учета в организациях торговли или общественного питания.

Поскольку такой учет осуществляется на всех уровнях управления предприятием, то ведение такой работы может быть возложено либо на бухгалтерию организации (в частности, ее отдел, отвечающий за процесс налогообложения данного предприятия), либо на специально созданное в организации налоговое управление (отдел, службу), входящее в структуру организации в качестве отдельного подразделения. Данный момент должен быть обязательно отражен в учетной политике для целей налогообложения.

Также возможно отражение в учетной политике отраслевых особенностей предприятия, которые могут оказать влияние на построение налогового учета.

Если организация имеет территориально обособленные структурные подразделения (филиалы, представительства), которые наделены функциями расчета и уплаты налогов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, необходимо определить сроки представления данных расчетов налоговым органам по месту нахождения филиала (представительства), а также головному подразделению для ведения налогового учета в целом по предприятию.

Естественно, необходимо также предусмотреть правила утверждения самой учетной политики в целях налогообложения (кто утверждает, сроки принятия учетной политики на отчетный год, каким образом данный документ формируется: в составе общей учетной политики предприятия или отдельным положением и т.п.), порядок внесения в нее изменений.

Если организация относится к субъектам малого предпринимательства либо перешла на упрощенную систему налогообложения, то данный факт также следует отразить в учетной политике для целей налогообложения, так как для таких предприятий существуют некоторые особенности налогового учета и налогообложения.

Читайте так же:  Ип на 6 процентах какие платит налоги

Правила и способы налогообложения

В данном разделе отражаются правила и способы (методы) ведения налогового учета.

Правила ведения налогового учета касаются случаев, когда законодательными или нормативными документами не предусматривается вариантность ведения учета, но допускается детализация и конкретизация порядка учета самой организацией. Соответственно в учетной политике отражаются только такие моменты (правила), которые имеют некоторые специфические особенности налогового учета (налогообложения). [2,93]

Под способами ведения налогового учета подразумевается тот факт, что законодательными или нормативными документами предусмотрена вариантность применения отдельных принципов налогообложения. В этом случае организация самостоятельно выбирает один из возможных вариантов (способов, методов).

Ниже приводится примерный перечень позиций, который следует отразить в учетной политике организаций торговли и общественного питания для целей налогообложения в разрезе отдельных налогов.

1.1 Исходные данные

1.1 Выписка из Устава организации

1. ЗАО «Домино» зарегистрировано 20.04.2002 г. Учредителями организации являются ООО «Кедр» и ЗАО «Климат».

2. Величина Уставного капитала составляет 10 000 р. и формируется путем размещения обыкновенных акций Общества номинальной стоимостью 10 р.

3. Доля ООО «Кедр» в Уставном капитале Общества составляет 90%, ему принадлежат 900 акций номиналом 10 р. Общая стоимость доли ООО «Кедр» составляет 900 р.

Доля ЗАО «Климат» составляет 10%, ему принадлежат 100 акций номиналом 10 р. Общая стоимость доли ЗАО «Климат» в Уставном капитале Общества составляет 1000 р.

4. Общество создано с целью получения прибыли. Основными видами деятельности Общества являются:

– торговля строительными материалами;

– предоставление консалтинговых услуг по строительству;

– маркетинг рынка недвижимости;

– внешеэкономическая деятельность и пр.

1.2 Выписка из учетной политики организации

1. Объекты сроком службы более одного года являются объектами основных средств.

2. Износ по объектам основных средств начисляется ежеквартально, исходя из установленных норм амортизации.

3. Объекты сроком службы менее 1 года и стоимостью менее J0 000 р. относятся к категории хозяйственного инвентаря и оборудования.

4. Стоимость хозяйственного инвентаря и оборудования относится на расходы единовременно при передаче в эксплуатацию.

5. Доход от реализации и внереализационных операций определяется кассовым методом.

6. Все объекты налогообложения считаются существующими после фактического поступления денежных средств.

1.3 Журнал хозяйственных операций организации за первое полугодие

1. Затраты на банковское обслуживание за весь отчетный период составили 3000 р., в том числе расчетно-кассовое обслуживание, оплата междугородних платежей, информационные услуги банка. Налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) не облагается.

Организация налогового учета на предприятии

Что понимается под налоговым учетом в организации, какова его сущность и в чем состоят его функции, мы рассказывали в нашей консультации. О порядке ведения налогового учета расскажем в этом материале.

Ведение налогового учета

Мы отмечали, что в основном своем значении под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Именно в этом смысле термин «налоговый учет» используется в НК РФ. Однако на практике налоговый учет ведется не только по налогу на прибыль, но и иным налогам, сборам, страховым взносам. Так, организации ведут налоговый учет, к примеру, по НДС и УСН, ЕНВД и НДФЛ.

При этом применяемые организацией принципы ведения налогового учета должны обеспечивать полноту и достоверность определения налогооблагаемых показателей с учетом требования рациональности.

Конкретные варианты ведения налогового учета устанавливаются организацией в том случае, когда отдельные вопросы не урегулированы на должном уровне либо действующим налоговым законодательством предусмотрена вариативность. Выбранные правила организации учета по налогам и сборам утверждаются в налоговой Учетной политике, которая может быть как частью общей Учетной политики организации, так и отдельным документом – Учетной политикой для целей налогообложения.

Поскольку налоговый учет и налоговое планирование в организации находятся в тесной взаимосвязи, анализ применяемых способов и правил налогового учета может вести к их пересмотру и утверждению новых. Однако необходимо учитывать ограничения, которые накладывает налоговое законодательство на изменение применяемых организацией способов и правил в налоговом учете. Так, к примеру, переход с нелинейного метода начисления амортизации основных средств на линейный метод допускается не чаще 1 раза в 5 лет (п. 1 ст. 259 НК РФ).

Налоговый учет в организации на примере

Когда конкретные способы и формы ведения налогового учета не предусмотрены, организация вправе выбирать самостоятельно наиболее удобные для нее с учетом специфики деятельности и особенностей функционирования. При этом, к примеру, для целей ведения налогового учета по налогу на прибыль организация может воспользоваться Рекомендациями МНС РФ «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

В этих рекомендациях, в частности, приводятся формы регистров, которые плательщик налога на прибыль может применять при ведении налогового учета.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Примеры того, чтобы надо закрепить в налоговой Учетной политике, можно найти в нашем Конструкторе учетной политики.

Источники


  1. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 304 c.

  2. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.

  3. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 464 c.
  4. Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.
  5. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения. Практическое пособие / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2014. — 416 c.
Налоговый учет и налогообложение организаций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here