Налоговый учет по месту нахождения имущества

Юридическая информация на тему: "Налоговый учет по месту нахождения имущества" с подробными разъяснениями. Мы собрали и систематизировали информацию по теме и предоставили ее в удобном для чтения виде.

Содержание

  • Обязательно ли вставать ИП на учет по месту нахождения недвижимого имущества

    Вопрос: Индивидуальный предприниматель ведет деятельность, переведенную на УСН (“доходы минус расходы”), по месту своего жительства (в г. Смоленске). Предприниматель решает заняться этой же деятельностью в другом регионе (в г. Брянске), для этого приобретает там нежилое помещение.

    Обязательно ли вставать на учет по месту нахождения недвижимого имущества? Если да, то как считать совокупный доход предпринимателя для сохранения права применения УСН?

    Ответ: Предприниматель, ведущий деятельность, переведенную на УСН (“доходы минус расходы”), по месту своего жительства и решивший заняться этой же деятельностью в другом регионе, приобретая там нежилое помещение, не обязан вставать на учет по месту нахождения недвижимого имущества. Постановка на учет по месту нахождения нежилого помещения будет произведена налоговым органом самостоятельно, при этом предприниматель будет поставлен на учет как физическое лицо. Подсчет совокупного дохода должен вестись предпринимателем по всем местам деятельности в одной книге учета доходов и расходов согласно ст. 346.24 Налогового кодекса РФ.

    Обоснование: В целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества (п. 1 ст. 83 НК РФ).

    Постановка на учет, снятие с учета физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ (п. 5 ст. 83 НК РФ).

    Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации (п. 4 ст. 85 НК РФ).

    Порядок постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц – граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержден Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н (далее – Порядок).

    В соответствии с п. 14 Порядка постановка на учет в налоговом органе физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, указанными в п. 4 ст. 85 НК РФ, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) физическому лицу уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной ФНС России.

    Следовательно, по общему правилу постановку на учет физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества осуществляет налоговый орган на основании сведений органа, осуществившего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

    Индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст. 83 НК РФ).

    При этом положения ст. 83 и гл. 26.2 “Упрощенная система налогообложения” НК РФ не обязывают индивидуальных предпринимателей становиться на налоговый учет по месту осуществления предпринимательской деятельности, если оно отличается от места их жительства (Письмо Минфина России от 24.01.2011 N 03-11-11/13).

    Таким образом, в рассматриваемом случае предприниматель будет состоять на налоговом учете по месту нахождения недвижимости лишь как физическое лицо.

    Уплата налога по УСН и представление декларации по данному налоговому режиму осуществляются только в налоговый орган по месту жительства предпринимателя (п. 6 ст. 346.21 и п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

    Соответственно, подсчет совокупного дохода должен вестись предпринимателем по всем местам деятельности в одной книге учета доходов и расходов согласно ст. 346.24 НК РФ, поскольку иной порядок положениями гл. 26.2 НК РФ не установлен.

    Контроль постановки на налоговый учет организаций по месту нахождения недвижимого имущества

    «Налоги и налогообложение», 2008, N 7

    В январе 2008 г. ФНС России с целью осуществления налогового контроля за постановкой на учет организаций по месту нахождения недвижимого имущества разослала в территориальные налоговые инспекции соответствующие Методические указания . Особое внимание в них уделено вопросам постановки на учет налогоплательщиков, владеющих имуществом:

    • на праве собственности, по договору лизинга;
    • на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

    О направлении новой редакции Методических указаний «К вопросу о постановке на учет организации по месту нахождения недвижимого имущества»: Письмо ФНС России от 25.01.2008 N СК-6-09/[email protected]

    Методические указания в основном касаются внутреннего порядка деятельности налоговых органов при постановке на учет организаций по месту нахождения недвижимого имущества.

    Общие правила постановки на учет. Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям.

    Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 5 ст. 83 НК РФ).

    После регистрации прав организации на недвижимое имущество органы Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации) обязаны сообщать сведения о зарегистрированном имуществе, а также их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации (п. 4 ст. 85 НК РФ и Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

    Читайте так же:  Какая индексация пенсий уволившимся пенсионерам

    Специальные правила постановки на учет отдельных категорий налогоплательщиков. В Методических указаниях урегулированы следующие вопросы постановки налогоплательщиков на учет:

    1. Связанные с характером имущества/его правовым статусом, в т.ч. если:
    • организация владеет протяженным объектом недвижимого имущества, расположенным на территории одного/нескольких субъектов РФ;
    • транспортное средство является предметом договора финансовой аренды (лизинга).
    1. Связанные с моментом регистрации имущества, в т.ч. если:
    • недвижимое имущество и транспортные средства зарегистрированы до 2004 г.;
    • недвижимое имущество приобретено до 1998 г.
    1. Иные вопросы, в том числе если:
    • земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование;
    • недвижимое имущество принадлежит на праве собственности муниципальному образованию, субъекту РФ или Российской Федерации;
    • недвижимое имущество принадлежит организации на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
    • отсутствуют основания для постановки налогоплательщика на учет в налоговом органе.
    1. Вопросы, связанные с характером имущества/его правовым статусом.

    Если организация владеет протяженным объектом недвижимого имущества, расположенным на территории нескольких субъектов РФ, то постановка на учет может осуществляться в одном из налоговых органов каждого субъекта Российской Федерации. Регистрирующие и налоговые органы будут взаимодействовать в следующем порядке:

    1. Росрегистрация представляет сведения в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика.
    2. Налоговый орган направляет сведения в Управления ФНС субъектов РФ.
    3. Управления ФНС субъектов РФ направляют сведения в уполномоченные налоговые органы.

    Уполномоченным налоговым органом может быть налоговый орган по месту нахождения организации/обособленного подразделения либо по месту фактического нахождения недвижимого имущества.

    При этом выбор уполномоченного налогового органа осуществляется Управлениями ФНС субъектов РФ с учетом:

    • удобства взаимодействия налогоплательщика с данным налоговым органом;
    • наилучшей оснащенности налогового органа для обмена информацией в электронном виде;
    • территориальной удаленности налогового органа от места фактического нахождения недвижимого имущества.

    Если организация владеет протяженным объектом недвижимого имущества, расположенным на территории одного субъекта РФ, то постановка на учет осуществляется в одном из налоговых органов этого субъекта РФ.

    Порядок взаимодействия органов регистрации и налоговых органов, а также порядок и критерии выбора уполномоченного налогового органа аналогичны описанным выше.

    Если транспортное средство является предметом финансовой аренды (лизинга), то постановке на учет подлежит та организация или физическое лицо, на чье имя выдано свидетельство о регистрации транспортного средства, по месту нахождения этого транспортного средства.

    При этом организацией, подлежащей постановке на учет по месту нахождения транспортного средства, может быть как лизингодатель, так и лизингополучатель .

    См. п. 52 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 «О порядке регистрации транспортных средств».

    1. Вопросы, связанные с моментом регистрации имущества.

    Недвижимое имущество и транспортные средства зарегистрированы до 2004 г. Несмотря на то что до 2004 г. не существовало обязанности регистрирующих органов предоставлять информацию об имуществе налогоплательщика при подаче налогоплательщиком заявления о постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества, налоговые органы обязаны принять это заявление. При этом налоговому органу рекомендуется обратиться с запросом о представлении сведений в регистрирующие органы вне зависимости от того, имелись ли уже сведения об объектах недвижимого имущества/транспортных средствах, принадлежащих налогоплательщику.

    После получения запрошенных сведений налоговый орган обязан осуществить постановку организации на учет по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества или транспортных средств в общеустановленном порядке.

    За непредставление налогоплательщиком заявления штрафные санкции не применяются.

    Недвижимое имущество приобретено до 1998 г. До 1998 право на недвижимое имущество не подлежало государственной регистрации в учреждениях Минюста России. В отношении недвижимого имущества, приобретенного до 1998 г., налогоплательщик был обязан подать заявление о постановке на учет по месту нахождения этого имущества до 1 января 2000 г. . Если налогоплательщик не состоит на учете, но у него возникла обязанность по уплате налога на имущество, постановка на учет по месту нахождения имущества осуществляется на основании письма или заявления. При этом предусмотрены новые КПП для постановки или снятия с учета таких налогоплательщиков («39» и «87» соответственно).

    См.: Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    1. Иные вопросы постановки налогоплательщика на учет.

    Земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование. В связи с введением в действие Земельного кодекса все юридические лица (за исключением государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления ) были обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность. В последнем случае налоговый орган обязан на основании п. 5 ст. 83 НК РФ осуществлять постановку на учет организаций по месту нахождения принадлежащих им на праве собственности земельных участков.

    См.: п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
    См.: п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ.

    Недвижимое имущество принадлежит на праве собственности муниципальному образованию, субъекту РФ или Российской Федерации.

    В случае если собственником недвижимого имущества является муниципальное образование, субъект РФ или РФ, постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения объекта недвижимого имущества не осуществляется. Если же объекты недвижимости, принадлежащие муниципальному образованию, субъекту РФ или Российской Федерации, переданы в оперативное управление или хозяйственное ведение, то такая организация на основании п. 5 ст. 83 НК РФ подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества.

    Недвижимое имущество принадлежит организации на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Постановка на учет не осуществляется, если организация уже состоит на учете в налоговом органе в отношении недвижимого имущества, зарегистрированного организацией на праве оперативного управления или хозяйственного ведения до 1 января 2004 г. Если организация не состоит на учете в налоговом органе в отношении вышеназванного имущества и у нее возникает обязанность по уплате налога на имущество в отношении такого имущества, то постановка на учет в налоговом органе данной организации по месту нахождения имущества осуществляется налоговым органом на основании письма (заявления) об обязанности организации по уплате налога на имущество в отношении недвижимого имущества (в том числе земли), зарегистрированного организацией на праве оперативного управления или хозяйственного ведения до 1 января 2004 г.

    Читайте так же:  Надо ли платить налог если переплата

    Если отсутствуют основания для постановки на учет в налоговом органе, но существует обязанность по уплате отдельных налогов и сборов. При возникновении обязанности у организации по уплате отдельных налогов и сборов и отсутствия у нее на территории, подведомственной налоговому органу, оснований для постановки на учет налоговые органы по месту уплаты отдельных налогов и сборов осуществляют учет организаций на основании письма (заявления) об обязанности организации по уплате отдельных видов налогов и сборов.

    В качестве примеров Методические рекомендации приводят следующие ситуации:

    • учет сведений об организации в налоговых органах по месту уплаты сбора за пользование объектами животного мира;
    • учет сведений об организации в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества в случае подачи организацией документов в органы Росрегистрации для государственной регистрации прав на указанное имущество;
    • учет сведений об организации, уплачивающей регулярные платежи за пользование недрами.

    При этом предусмотрены новые КПП для постановки или снятия с учета таких налогоплательщиков («41» и «31» соответственно).

    Куда должно направляться налоговое уведомление на уплату налога на имущество физических лиц по месту нахождения имущества или по адресу места жительства физического лица?

    Межрайонная ИФНС N 8 по Саратовской области.

    Куда должно направляться налоговое уведомление на уплату налога на имущество физических лиц по месту нахождения имущества или по адресу места жительства физического лица?

    В соответствии с п. 9 Инструкции МНС России от 2 ноября 1999г. N 54 по применению закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» налог исчисляется налоговым органом по месту нахождения объектов налогообложения. В случае, когда физическое лицо не проживает по месту нахождения имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговое уведомление на уплату исчисленного налога направляется налогоплательщику по почте заказным письмом по адресу его места жительства.

    Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» первоначально было введено следующее положение в ст. 11 НК РФ: «место жительства физического лица — место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает». Указанное положение порождало вопросы в тех случаях, когда физическое лицо неоднократно изменяло место проживания или место пребывания в течение одного налогового периода.

    Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ (вступил в силу с 1 января 2004 г.) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей абзац изложен в новой редакции действующей в настоящее время редакции, которая существенно конкретизировала значение понятия «место жительства физического лица».

    [3]

    Место жительства физического лица — адрес (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством РФ.

    Для целей налогообложения под местом жительства физического лица понимается место его регистрации по месту жительства в органах МВД или в органах местного самоуправления. Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

    В соответствии со ст. 2 указанного Закона местом жительства могут быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

    Межрайонная ИФНС N 8 по Саратовской области.

    Порядок уплаты и представления отчетности по налогу на имущество

    * Приведенное правило нужно соблюдать не всегда. Иногда налоговую отчетность можно подавать централизованно.

    ** Движимое имущество, включенное в первую и вторую амортизационные группы по Классификации основных средств, налогом на имущество не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

    *** Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества на госучреждения не распространяется. Его могут применять только собственники отдельных объектов недвижимости (п. 2 ст. 375, подп. 3 п. 12, п. 13 ст. 378.2 НК РФ). Учреждения же собственниками не являются, поскольку владеют имуществом на праве оперативного управления (п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 296 ГК РФ). А значит, в отношении любой недвижимости определять налоговую базу они должны в общем порядке – исходя из среднегодовой (средней) стоимости имущества. Об этом сказано в письме Минфина России от 19 мая 2014 г. № 03-05-04-01/23641. Прочтите, как рассчитать среднюю стоимость имущества за отчетный период.

    Энциклопедия решений. Постановка физических лиц на учет в налоговом органе (снятие с учета) по месту нахождения недвижимого имущества

    Постановка физических лиц на учет в налоговом органе (снятие с учета) по месту нахождения недвижимого имущества

    Согласно п. 5 ст. 83 НК РФ физическое лицо подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве собственности.

    Местом нахождения недвижимого имущества признается место фактического нахождения имущества.

    Постановка на учет, снятие с учета физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 85 НК РФ).

    В настоящее время функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), через свои территориальные органы (п.п. 1, 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457).

    Приказом ФНС России и Росрегистрации от 08.09.2005 N 130/САЭ-3-21/436 утверждено Соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной регистрационной службы и Федеральной налоговой службы (далее — Соглашение). В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ и ст. 6 Соглашения в порядке, установленном Соглашением, Федеральная регистрационная служба представляет в Федеральную налоговую службу сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе:

    Читайте так же:  Надбавка к пенсии за боевые действия

    — зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах);

    — о владельцах зарегистрированного в этих органах имущества.

    Сведения представляются отделениями Росреестра в налоговые органы по месту своего нахождения:

    — в течение 10 рабочих дней со дня соответствующей регистрации;

    — ежегодно до 15 февраля по состоянию на 1 января текущего года (п. 4 ст. 85 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ).

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Указанные сведения представляются только в электронной форме (п. 11 ст. 85 НК РФ).

    Форма для подачи сведений о зарегистрированных правах на недвижимость (в т.ч. земельные участки) и сделках с ней, правообладателях и соответствующих объектах, порядок ее заполнения и формат утверждены приказом ФНС России от 13.01.2011 N ММВ-7-11/[email protected]

    В течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений из отделений Росреестра налоговый орган обязан поставить физическое лицо на учет по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества.

    В тот же срок налоговый орган обязан сообщить новому собственнику недвижимости о постановке его на учет. Форма уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе N 2-3-Учет утверждена приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/[email protected] (далее — Приказ N ЯК-7-6/[email protected]). Уведомление может быть выдано непосредственно собственнику (либо его представителю) или направлено ему по почте заказным письмом (п. 2 ст. 84 НК РФ).

    Уведомление о постановке на учет физического лица выдается налоговым органом единожды, при получении сведений об имуществе физического лица в первый раз. В дальнейшем, при получении сведений о новых объектах недвижимости, зарегистрированных на это физическое лицо, налоговый орган осуществляет только учетные действия. Уведомление при этом не выдается (п. 5 письма ФНС России от 16.03.2010 N МН-22-6/[email protected]).

    Датой постановки на учет физического лица в налоговом органе по этому основанию является дата регистрации права собственности на недвижимое имущество, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами Росреестра.

    Таким образом, постановка на учет физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества осуществляется налоговым органом только на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    С 01.01.2015 года ст. 23 НК РФ дополнена п. 2.1, в соответствии с которым налогоплательщики — физические лица обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества. Однако сообщать об этом необходимо только в случае неполучения налогового уведомления, и, как следствие, неуплаты налога в отношении указанного объекта налогообложения за период владения им. К сообщению необходимо приложить копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества. Сообщение представляется однократно и должно быть направлено до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Не требуется представлять сообщение о наличии объекта недвижимости в налоговый орган в следующих случаях:

    — если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта;

    — или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

    Сообщение может быть представлено в налоговый орган одним из следующих способов:

    — по почте заказным письмом;

    — передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В этом случае сообщение должно быть заверено усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представившего его, или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

    За непредставление или несвоевременное представление сообщения п. 3 ст. 129.1 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества, по которому не представлено или несвоевременно представлено соответствующее сообщение. Указанная норма вступает в силу с 01.01.2017 года.

    Все указанные выше дополнения внесены в НК РФ Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ.

    Снятие с учета физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества осуществляется также только на основании сведений, сообщенных органами Росреестра.

    В течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений налоговый орган осуществляет снятие с учета физического лица. И в этот же срок он должен известить налогоплательщика о снятии его с учета. Уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе осуществляется по форме N 2-4-Учет, утв. приказом N ЯК-7-6/[email protected]

    Датой снятия с учета физического лица в налоговом органе по этому основанию будет являться дата прекращения права собственности на недвижимое имущество, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами Росреестра.

    Налоговый учет по месту нахождения имущества

    Некоторые предприниматели уверены, что достаточно зарегистрировать предприятие в зоне с облегченным налоговым режимом, и можно налоги не платить. Однако это не совсем так.

    Согласно статьи 19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

    В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

    Однако частью первой Кодекса упомянутый порядок не определен.

    Согласно статье 7 Федерального закона №147-ФЗ от31.07.99 «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 данного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с ней.

    Таким образом, до введения в действие части второй Кодекса, порядок уплаты налогов и сборов организациями по месту нахождения их филиалов и иных обособленных подразделений устанавливается Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в части перечня уплачиваемых налогов) и законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов.

    Читайте так же:  Подать алименты матери 3 лет

    Кроме того, Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ статья 9 Федерального закона №147-ФЗ дополнена частями третьей и четвертой следующего содержания:

    Если иное не предусмотрено настоящей статьей, до введения в действие части второй Кодекса признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.

    Филиалы и представительства, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» являются самостоятельными налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, до введения в действие части второй Кодекса, исполняя обязанность головной организации по уплате налога на добавленную стоимость, исчисляют и уплачивают налог в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость».

    [2]

    В соответствии со статьей 83 НК РФ, в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

    Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

    При этом, постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога:

    При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

    Следует иметь в виду, что нарушение срока постановки на учет в налоговом органе грозит штрафом до 10 тысяч рублей (статья 116 НК РФ), а уклонение от постановки на учет в налоговом органе — штраф до 20% от доходов, полученных во время деятельности без постановки на учет, но не менее 20 тысяч рублей (статья 117).

    Из определений, данных в статье 11 НК РФ следует, что

    • местом нахождения российской организации является место ее государственной регистрации;
    • обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца;
    • местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

    Рассмотрим, как действующие законы об основных налогах регулируют уплату налогов обособленными подразделениями.

    Закон РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-I «О налоге на добавленную стоимость»(с изменениями) устанавливает (пп г) п.1 ст.2), что филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории Российской Федерации и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

    Налог на прибыль

    Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изменениями) устанавливает (п.1 и 3 ст.1), что

    Филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет являются плательщиками налога.

    По предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, зачисление налога на прибыль в части, зачисляемой в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, производится в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения, определяемой пропорционально их среднесписочной численности (фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом сумма налога по указанным предприятиям и структурным подразделениям определяется в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где расположены эти предприятия и структурные подразделения.

    С учетом вышеуказанных норм закона №155-ФЗ, начиная с 1 января 2000 года, организации, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий корреспондентский) счет (далее — филиалы и представительства), расчеты по налогу на прибыль производят в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 660 «О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета»

    Налог на пользователей автодорог

    Закон РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-I «О дорожных фондах в Российской Федерации» (с изменениями) устанавливает (ст.5), что налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают : филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

    Налог на содержание жилфонда (в Новосибирске)

    Согласно Положению «О взимании налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы» филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц выполняют обязанности этих юридических лиц по исчислению и уплате налогов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

    Налог на имущество

    Закон РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» (с изменениями) устанавливает, что плательщиками налога филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет: Предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в порядке, установленном настоящим Законом, в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений. При этом уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по предприятию, и суммами налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета.

    Читайте так же:  Ставка земельного налога для организаций

    Налог с продаж (Новосибирская область)

    В соответствии с законом Новосибирской области филиалы, представительства и другие обособленные подразделения выполняют обязанности юридического лица по уплате налога с продаж на той территории, на которой эти филиалы, представительства и другие обособленные подразделения осуществляют функции юридического лица.

    Таким образом, наличие обособленного подразделения в любом случае влечет необходимость постановки на учет по месту нахождения указанного подразделения, а также необходимость уплаты основных налогов по месту нахождения обособленного подразделения (по ставкам, действующим в месте нахождения обособленного подразделения).

    Следует иметь в виду, что в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом. (ст.83 п.9 НК РФ)

    Встать на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества до его регистрации следует на основании заявления в произвольной форме

    Рекомендации ФНС России

    Согласно ст. 376 НК РФ налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения российской организации и ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, исчисляется отдельно.

    Статьей 386 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика по представлению налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу) в налоговый орган по местонахождению указанных объектов недвижимости.

    Соответственно, налогоплательщику необходимо встать на учет в этом налоговом органе, получить КПП и указывать его в декларациях (расчетах), представляемых в налоговую инспекцию.

    Налоговый орган ставит налогоплательщика на учет по месту нахождения объекта недвижимости только на основании данных, полученных из Росреестра.

    Что делать налогоплательщику в случае, когда объект уже принят к учету в качестве основного средства, а право собственности на него еще не зарегистрировано (или сведения из регпалаты еще не поступили)?

    ФНС России в письме от 06.09.2013 № БС-4-11/16221 рекомендует налогоплательщикам подать в налоговый орган по месту нахождения объекта недвижимости в произвольной форме заявление об учете с приложением документа, подтверждающего факт подачи документов на государственную регистрацию прав. Налоговым органом в соответствии с п. 8 Методических указаний для налоговых органов «К вопросу о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества» (Приложение к Письму ФНС России от 25.01.2008 N СК-6-09/49) будет осуществлена процедура учета организации с присвоением КПП «41». При поступлении в последующем сведений от органов Росреестра о государственной регистрации прав на указанное выше недвижимое имущество постановка на учет по данному основанию будет осуществлена в установленном порядке.

    Налог на имущество следует платить по месту нахождения объекта недвижимости

    Компания по ошибке платила налог по месту своей регистрации

    [1]

    Как следует из материалов дела, предприятие уплачивало налог на имущество не по месту нахождения имущества, а по месту постановки на учет самой организации. В результате инспекция привлекла общество к ответственности. Было выставлено требование об уплате налога, которое компания не исполнила.

    Спор решался в арбитражном суде. В начале судебного разбирательства компания выиграла спор. Арбитры исходили из отсутствия у предприятия недоимки по налогу на имущество на момент выставления требования. По их мнению, факт не поступления налога в соответствующий бюджет обусловлен бездействием МРИ ФНС России № 22 по Московской области, не направившей налогоплательщику уведомление о постановке на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества.

    Однако ФАС Московского округа занял позицию налогового органа. Судьи подчеркнули – выводы суда о том, что факт не поступления налога в соответствующий бюджет обусловлен бездействием МРИ ФНС России № 22 по Московской области, не направившей налогоплательщику уведомление о постановке на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества, не основаны на положениях действующего законодательства.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Обязанность налогоплательщика по уплате налога связана с наличием у него объекта налогообложения, и вышеуказанное бездействие налогового органа не может рассматриваться в качестве оснований для освобождения его от данной обязанности. Следует помнить, что налог на имущество в отношении имущества, находящегося вне местонахождения организации, исчисляется отдельно и уплачивается в бюджет субъекта по месту нахождения указанного имущества. Основание – ст. 376, 382 и 385 НК РФ.

    Источники


    1. Керимов, Д.А. Проблемы общей теории права; М.: Современный гуманитарный университет, 2012. — 121 c.

    2. Сборник постановлений пленума верховного суда СССР. (1924-1977 гг.) (комплект из 2 книг). — М.: Известия Советов народных депутатов СССР, 2016. — 822 c.

    3. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2010. — 480 c.
    4. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.
    5. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.
    Налоговый учет по месту нахождения имущества
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here