Перерасчет налогов за предыдущие годы

Юридическая информация на тему: "Перерасчет налогов за предыдущие годы" с подробными разъяснениями. Мы собрали и систематизировали информацию по теме и предоставили ее в удобном для чтения виде.

Налог на имущество физлиц пересчитают, даже если за льготой обратились несвоевременно

Специалисты ФНС России разъяснили, в каком порядке будет осуществляться перерасчет налога на имущество физлиц в случае, когда налогоплательщик, имеющий право на льготу, обратился за ней несвоевременно (письма ФНС России от 18 февраля 2016 г. № БС-19-11/18 “О налоге на имущество физических лиц” и от 18 февраля 2016 г. № БС-17-11/18 “О рассмотрении обращения”). Речь идет о такой льготной категории плательщиков налога как пенсионеры.

Как сообщили налоговики, перерасчет налога за прошлые налоговые периоды, в случае, когда пенсионер предоставил копию пенсионного удостоверения с опозданием, возможен. Но пересчитают налог не более чем за три года, предшествующих обращению, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу (п. 6 ст. 408 НК РФ).

Это возможно как за налоговые периоды до 1 января 2015 года, когда порядок налогообложения регулировался Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 ”О налогах на имущество физических лиц”. Так и за периоды, начиная с 1 января 2015 года. Напомним, с этой даты действует гл. 32 НК РФ.

Выявленная переплата подлежит зачету (в счет будущих платежей, пеней или штрафов) или возврату налогоплательщику (п. 1 ст. 78 НК РФ). Вернут переплату по письменному заявлению в налоговый орган в течение одного месяца (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Также ФНС России напомнила, что льгота, в том числе пенсионеру, в виде полного освобождения от уплаты налога предоставляется с 1 января 2015 года в отношении одного объекта недвижимости каждого вида. Льгота может быть предоставлена по следующим видам объектов:

  • квартира или комната;
  • жилой дом;
  • помещение или сооружение, используемое для профессиональной творческой деятельности (в том числе мастерские, ателье, студии);
  • хозяйственное строение или сооружение площадью менее 50 кв. м, расположенное на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
  • гараж или машино-место.

Таким образом, гражданин, имеющий право на применение льготы, с 2015 года имеет право на освобождение от уплаты налога в полном объеме только, например, в отношении одного жилого дома, по своему выбору, вне зависимости от количества жилых домов, принадлежащих ему на праве собственности.

О выбранном объекте нужно уведомить налоговый орган до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Такое уведомление составляется по форме, которая утверждена приказом ФНС России от 13 июля 2015 г. № ММВ-7-11/[email protected]

[3]

Если такое уведомление не будет подано, то налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога, сообщают специалисты ФНС России.

Перерасчет налогов за предыдущие годы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 25 ноября 2015 г. № БС-4-11/[email protected] “О земельном налоге”

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу о перерасчете земельного налога за предыдущие три года, и сообщает следующее.

В силу пункта 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Пунктом 2 статьи 52 Кодекса установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Также согласно пункту 4 статьи 397 Кодекса налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 396 Кодекса сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

На основании пункта 4 статьи 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Перерасчет налога может быть осуществлен в следующих ситуациях.

Если органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в результате технической ошибки или судебного решения, проведена корректировка налоговой базы в налоговом периоде, за который налогоплательщику уже было направлено налоговое уведомление, то налоговые органы пересчитывают сумму земельного налога и направляют налогоплательщику уточненное налоговое уведомление, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления уточненного уведомления.

Также налоговыми органами производится перерасчет земельного налога и направляется налогоплательщику новое налоговое уведомление в связи с получением налоговыми органами от органов, представляющих сведения для исчисления земельного налога, ранее не представленной в установленном порядке информации о прекращении (возникновении) права собственности на земельный участок, о кадастровой стоимости земельного участка, об изменении адреса места жительства физического лица.

Кроме того, при предоставлении налогоплательщиком заявления на льготу по земельному налогу применительно к налоговым периодам, за которые направлены налоговые уведомления, также производится перерасчет земельного налога.

В случае, если в результате перерасчета у налогоплательщика возникает сумма земельного налога к доплате, данный налог подлежит перечислению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее, чем за 30 дней до срока уплаты налога.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Кодекса.

В соответствии с положениями пункта 7 статьи 78 Кодекса налогоплательщикам производится возврат суммы излишне уплаченного налога, с момента уплаты которой прошло не более трех лет.

[2]

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л. Бондарчук
Читайте так же:  Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства

Обзор документа

Возник вопрос о перерасчете земельного налога за предыдущие 3 года.

Разъяснено, что перерасчет налога может быть осуществлен в следующих ситуациях.

Если органами, осуществляющими кадастровый учет, госрегистрацию прав, ведение госкадастра недвижимости, в результате технической ошибки или судебного решения скорректирована налоговая база в периоде, за который налогоплательщику уже было направлено уведомление, то налоговые органы пересчитывают сумму земельного налога и направляют уточненное налоговое уведомление, но не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления уточненного уведомления.

Также налоговые органы пересчитывают земельный налог и направляют новое налоговое уведомление в связи с получением от органов, представляющих сведения для исчисления земельного налога, ранее не поданной в установленном порядке информации о прекращении (возникновении) права собственности на участок, о кадастровой стоимости участка, об изменении адреса места жительства физлица.

Кроме того, при предоставлении налогоплательщиком заявления на льготу по земельному налогу применительно к налоговым периодам, за которые направлены налоговые уведомления, также производится перерасчет земельного налога.

Если в результате перерасчета у налогоплательщика возникает сумма земельного налога к доплате, он должен быть перечислен в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом уведомление должно быть направлено не позднее чем за 30 дней до срока уплаты налога.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом осуществляется за период такого перерасчета.

Перерасчет земельного налога, уплачиваемого физлицами

ФНС России в письме от 25.11.2015 № БС-4-11/[email protected] рассказала, в каких случаях возможен перерасчет земельного налога за предыдущие три года.

Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Налоговики рассчитывают налог на основании сведений, которые представляются им органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Перерасчет налога может быть осуществлен в следующих ситуациях.

Если органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в результате технической ошибки или судебного решения проведена корректировка налоговой базы в налоговом периоде, за который налогоплательщику уже было направлено налоговое уведомление, то налоговые органы пересчитывают сумму земельного налога и направляют налогоплательщику уточненное налоговое уведомление, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления уточненного уведомления.

Также налоговыми органами производится перерасчет земельного налога и направляется налогоплательщику новое налоговое уведомление в связи с получением налоговыми органами от органов, предоставляющих сведения для исчисления земельного налога, ранее не предоставленной в установленном порядке информации о прекращении (возникновении) права собственности на земельный участок, о кадастровой стоимости земельного участка, об изменении адреса места жительства физического лица.

Кроме того, при предоставлении налогоплательщиком заявления на льготу по земельному налогу применительно к налоговым периодам, за которые направлены налоговые уведомления, также производится перерасчет земельного налога.

Поправки в НК РФ: что изменилось в расчете налога на имущество организаций, налога на имущество физлиц и земельного налога

В Налоговом кодексе появился целый рад поправок, затрагивающих налог на имущество (как организаций, так и физлиц), земельный налог и транспортный налог. Изменения внесены Федеральным законом от 03.08.18 № 334-ФЗ (далее — Закон № 334-ФЗ). Некоторые новшества уже начали действовать, другие вступят в силу с января 2019 года. Среди нововведений — скорректированные правила перерасчета налогов в случае изменения кадастровой стоимости объекта; ограничение по сроку перерасчета налогов для физлиц и сокращение числа налоговых периодов, в течение которых налог на имущество физлиц рассчитывается с применением понижающего коэффициента.

Новые правила перерасчета налогов (начнут действовать с января 2019 года)

При изменении количественных и качественных характеристик объекта

В главах НК РФ, посвященных налогу на имущество организаций, налогу на имущество физлиц и земельному налогу, появилось понятие «изменение количественных и качественных характеристик» объекта налогообложения. Применительно к земельному налогу это означает изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земли из одной категории в другую и изменение площади участка. Для налога на имущество (как организаций, так и физлиц), это означает, в частности, изменение площади или назначения объекта.

При изменении количественных и качественных характеристик объекта налогообложения корректируется его кадастровая стоимость. Вслед за ней меняется и сумма налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости. Комментируемый закон утвердил правила, по которым нужно пересчитывать сумму налога.
Так, налог на имущество (как организаций, так и физлиц), следует пересчитывать с той даты, когда запись о корректировке кадастровой стоимости внесена в Единый государственный реестр недвижимости (новые редакции п. 15 ст. 378.2 НК РФ и п. 2 ст. 403 НК РФ). Если изменения произошли в середине года, то при расчете налога нужно учитывать следующие правила (новые п. 5.1 ст. 382 НК РФ и п. 5.1 ст. 408 НК РФ):

  • за период с 1 января до указанной даты сумма налога вычисляется исходя из прежней кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с 1 января до указанной даты, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена после 15-го числа, текущий месяц считается за полный месяц;
  • за период с указанной даты по 31 декабря сумма налога вычисляется исходя из измененной кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с указанной даты до конца налогового периода, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена 15-го числа или ранее, текущий месяц считается за полный месяц.

Добавим, что до 2019 года корректировка количественных и качественных характеристик объекта при расчете налога на имущество организаций и налога на имущество физлиц не учитывается.

По земельному налогу существенных новшеств нет. В действующей редакции пункта 1 статьи 391 НК РФ говорится: корректировка кадастровой стоимости участка вследствие изменения его площади, вида разрешенного использования или перевода земли в другую категорию, учитывается с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН. Начиная с января 2019 года, аналогичная норма будет содержаться в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.

При исправлении ошибки и при обжаловании кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость объекта недвижимости и земельного участка может измениться по решению специальной комиссии, по решению суда, либо путем исправления технической ошибки, допущенной ранее в ЕГРН. Подобные изменения влекут за собой и пересчет налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости.

Сейчас действует правило, согласно которому при исправлении технической ошибки налог на имущество (как организаций, так и физлиц) и земельный налог пересчитываются задним числом за все периоды с момента возникновения данной ошибки. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или по решению суда указанные выше налоги подлежат пересчету с того налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре (но не ранее даты внесения в ЕГРН спорной кадастровой стоимости). Это закреплено в пункте 15 статьи 378.2 НК РФ, в пункте 2 статьи 403 НК РФ и в пункте 1 статьи 391 НК РФ.

Читайте так же:  Условия для второй пенсии военным пенсионерам

С 1 января 2019 года вводится новшество, касающееся последствий изменения кадастровой стоимости объекта по решению комиссии или по решению суда. С указанной даты сумма налога будет пересчитываться задним числом за все периоды, в которых применялась оспоренная кадастровая стоимость (а не с момента подачи заявления об оспаривании, как сейчас). При исправлении технических ошибок все останется по-прежнему: налог будет пересчитываться задним числом за все периоды с момента возникновения ошибки. Эти положения изложены в новых редакциях пункта 15 статьи 378.2 НК РФ, пункта 2 статьи 403 НК РФ и в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.

Ограничение по перерасчету налогов для физических лиц

Законодатели ввели ограничение по перерасчету имущественных налогов, которые платят граждане. Если перерасчет налога на имущество физлиц и земельного налога приводит к уменьшению налога, такой перерасчет возможен только за три года, предшествующих календарному году, в котором ИФНС направила уведомление о перерасчете. Что касается перерасчета, приводящего к увеличению суммы указанных налогов, то он вообще не возможен.

Это правило введено новым пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ (вступает в силу с 2019 года). Оно применяется независимо от того, какой была причина перерасчета: исправление ошибки, изменение количественных или качественных характеристик объекта, либо изменение кадастровой стоимости по решению комиссии или по суду.

Перерасчет имущественных налогов физлиц делают налоговики на основании сведений, которые к ним поступают из Росреестра (например, в случае внесения в ЕГРН измененной кадастровой стоимости объекта или исправления допущенной ранее технической ошибки) или из других источников.
Также новое правило об ограничении тремя года срока, за который возможна корректировка налога в меньшую сторону, будет применяться и при перерасчете транспортного налога.

Другие новшества по налогу на имущество физлиц

С момента подписания Закона № 334-ФЗ (то есть с 3 августа 2018 года) применяется новшество, затрагивающее расчет налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объекта. С указанной даты рассчитывать налог по формуле, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент, можно только в течение первых трех налоговых периодов (ранее было в течение первых четырех налоговых периодов). Начиная с четвертого налогового периода в общем случае нужно считать налог без понижающих коэффициентов (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

Также есть ряд поправок, которые вступили в силу и распространяются на правоотношения, возникшие с января 2017 года. То есть эти новшества должны быть учтены уже при расчете налога на имущество физлиц за 2017 год.

Во-первых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для квартиры, теперь применяются и в отношении части жилого дома. База каждого из этих объектов (в том числе, части жилого дома) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 20 кв. метров его общей площади (новая редакция п. 3 ст. 403 НК РФ).

Во-вторых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для комнаты, теперь применяются и в отношении части квартиры. База для каждого из этих объектов (в том числе, части квартиры) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 10 кв. метров его площади (новая редакция п. 4 ст. 403 НК РФ).

В-третьих, установлено, что ставка налога не может превышать 0,1% кадастровой стоимости не только для жилых домов, квартир и комнат, как было раньше, но еще и для частей жилых домов и частей квартир (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

В-четвертых, налоговые льготы, которые ранее были предусмотрены в отношении квартир и жилых домов, теперь распространяются также и на части квартир и части жилых домов (новая редакция подп. 1 и 2 п. 4 ст. 407 НК РФ).

В-пятых, добавлен ряд уточнений, посвященных расчету налога в отношении гаражей и машино-мест, которые расположены в торговых, офисных комплексах и других объектах, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Раньше в отношении таких гаражей и машино-мест нужно было платить налог по той же ставке, что и в отношении других помещений в этих объектах (то есть по максимальной ставке 2%).Теперь же установлено, что гаражи и машино-места облагаются налогом на имущество физлиц по ставке не более 0,1% и в том случае, если они расположены в объектах, которые входят в «кадастровый» перечень (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

Кроме того, законодатель уточнил, что в отношении любых гаражей и машино-мест (независимо от того, где они расположены) можно применять налоговые льготы (новая редакция п. 5 ст. 407 НК РФ). А при расчете налога в отношении таких объектов в течение первых трех лет можно использовать формулу, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

В-шестых, появилось новое правило об ограничении ежегодного увеличения налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости объекта. Чтобы определить сумму налога, подлежащую уплате, необходимо сравнить две величины. Первая — это налог за текущий период. Вторая — это налог за предыдущий период, умноженный на коэффициент 1,1. Важная деталь: обе величины следует рассматривать без учета коэффициента, который применяется в ситуации, когда в середине года у налогоплательщика произошли какие-либо изменения (поменялась доля в праве общей собственности, появилось или пропало право на льготу, появилось или пропало право собственности на объект). Если окажется, что первая величина больше второй, налог за текущий период будет равен второй величине с учетом указанного выше коэффициента 1,1 (новый п. 8.1 ст. 408 НК РФ).

Отметим, что данная формула не применяется в отношении торговых, офисных комплексов и других объектов, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Исключение касается гаражей и машино-мест, входящих в состав этих объектов. При расчете налога по таким гаражам и машино-местам нужно будет применять правило, введенное пунктом 8.1 статьи 408 НК РФ (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

Пришел перерасчет налога на имущество физлиц за прошлые годы: почему такое случается

Мы благодарим за предложенную тему статьи главного бухгалтера ООО «Фаворит-М» Дрыкину Ларису Сергеевну, Московская область.

Приближается 1 ноября — предельный срок уплаты налога на личную недвижимость (дома, квартиры, дачи, гаражи и т. д.) за Большинство налогоплательщиков уже получили уведомлени на уплату налога на имущество физических По крайней мере, ФНС настоятельно рекомендовала своим региональным управлениям разослать их до 15 июня этого год

Читайте так же:  Сделать квитанцию на оплату налогов

Напомним, что ставки «имущественного» налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга

Некоторых граждан, среди которых есть и наши читатели, при вскрытии конвертов ожидал неприятный сюрприз. Они обнаружили в полученном уведомлении перерасчет налога за 2009 или 2010 г., а то и за оба года сразу. И «обновленные» суммы налога в несколько раз превышали первоначальные (уже уплаченные по ранее полученным уведомлениям). Как следовало из уведомления, причиной перерасчета явилось значительное увеличение инвентаризационной стоимости недвижимости, на основании которой рассчитывается нало

Пени на перерассчитанные суммы налога за прошедшие периоды не начисляются. Доплатить налог нужно в течение месяца со дня получения налогового уведомления, если только в нем не указан более продолжительный срок для уплаты налог

Естественно, люди задались вполне логичными вопросами: законен ли такой перерасчет, почему вдруг задним числом увеличилась «БТИ­шная» стоимость их имущества, можно ли ее как-то проверить? Отвечаем.

Возможность перерасчета налога на имущество физических лиц прямо предусмотрена законом. Однако он допускается не более чем за 3 года, предшествующих году, в котором вам было направлено уведомление с перерасчето То есть в уведомлении, пришедшем в 2012 г., будет расчет налога за 2011 г. плюс возможный перерасчет за 2009 и 2010 гг.

Перерасчет может быть связан, в частности, с тем, что к налоговикам с опозданием поступили из БТИ сведения об инвентаризационной стоимости недвижимост и раньше они просто не могли посчитать правильную сумму к уплат

Упомянутые сведения должны поступать к налоговикам ежегодно до 1 марта того года, за который впоследствии будет начислен нало То есть, к примеру, информация об инвентаризационной стоимости на 2010 г. должна была дойти до инспекций не позднее 01.03.2010.

Но это по закону, а в жизни все происходит совсем иначе. Пока БТИ посчитают новую инвентаризационную стоимость, пока заполнят специальные формы и в электронном виде передадут в Межрегиональную инспекцию ФНС по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД), пока там их обработают и подгрузят информацию в автоматизированную систему, которую используют налоговики. На все это порой уходит больше года. Хотя во многих регионах БТИ и инспекции взаимодействуют довольно оперативно.

Стоит ли саботировать присланный перерасчет? Однозначно не стоит. Только нарветесь на пен а налоговая через суд все равно взыщет с вас неуплаченный нало Если же вы хотите удостовериться в том, что налоговая при исчислении налога использовала верную инвентаризационную стоимость, вы можете в своем БТИ запросить соответствующую справку за интересующий вас период. Правда, такие справки выдаются не бесплатн И их стоимость может быть сравнима с суммой налога к доплате.

Перерасчет налогов за предыдущие годы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 1 декабря 2016 г. № БС-4-21/[email protected] “О перерасчетах налогов на имущество физических лиц”

В связи с поступающими в ФНС России обращениями по вопросам взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками — физическими лицами в случае перерасчета им транспортного налога, налога на имущество физических лиц и (или) земельного налога (далее — налоги) предлагаем учитывать следующее.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Независимо от вида налога направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363, пункт 4 статьи 397, пункт 3 статьи 409 Кодекса).

Исходя из пункта 5 приказа ФНС России от 25.12.2014 № ММВ-7-11/[email protected] «Об утверждении формы налогового уведомления» при перерасчете суммы налога, указанной в ранее направленном налоговом уведомлении, формируется раздел «Перерасчет налога» по налогу, по которому произошли изменения. При этом перерасчет налога осуществляется в отношении объекта (объектов) налогообложения в целом по каждому: муниципальному образованию — по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц; субъекту Российской Федерации — по транспортному налогу.

Применение вышеперечисленных положений может осуществляться в случае перерасчета налогов обусловленного, в частности:

1) обращением налогоплательщика о неактуальных сведениях, указанных в налоговом уведомлении, требующем взаимодействия налогового органа с органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими предоставление сведений в соответствии со статьей 85 Кодекса, далее — регистрирующие органы (в т.ч. по основаниям, предусмотренным пунктом 101 Административного регламента, утверждённого приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н);

2) предоставлением налогоплательщиком документов, подтверждающих право на налоговую льготу, налоговый вычет, освобождение от уплаты налога, за налоговый период, указанный в налоговом уведомлении;

3) изданием нормативных правовых актов, изменяющих элементы налогообложения (размеры налоговых ставок, налоговых льгот, налоговых вычетов и т.п.), распространяющихся с обратной датой на налоговый период, за который было направлено налоговое уведомление;

4) определением кадастровой стоимости объектов недвижимости (налоговой базы) по результатам исправления ошибок либо вследствие оспаривания её значения после направления налоговых уведомлений за налоговый период, на который распространяется действие вновь определенной кадастровой стоимости;

5) получением налоговыми органами ранее не предоставленных регистрирующими органами сведений о прекращении (возникновении, регистрации) прав на объект налогообложения, об изменении адреса места жительства физического лица и иных сведений, влияющих на формирование налогового уведомления;

6) иными ошибками (некорректная настройка справочников НСИ, ошибки в идентификации сведений и т.п.).

По общему правилу, в вышеперечисленных случаях налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия / отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).

При этом следует понимать, что Кодексом не установлен предельный срок, в течение которого налоговому органу необходимо завершить перерасчет налогов, влекущий (при наличии оснований) формирование налогового уведомления, за исключением общей нормы о том, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Читайте так же:  Управление судебных приставов по алиментам

Кроме того, положениями приказов ФНС России от 25.12.2014 № ММВ-7-11/[email protected] и от 26.05.2016 № ММВ-7-12/[email protected] «Об утверждении Порядка выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов в условиях централизованной обработки данных» не исключено направление налоговых уведомлений с перерасчетом налогов как в рамках ежегодного графика массовой печати и отправки налоговых документов, так и в режиме единичного формирования налогового уведомления.

С учетом изложенного налоговый орган в срок, установленный законодательством для рассмотрения соответствующего обращения налогоплательщика, принимает исчерпывающие меры, направленные на уточнение сведений, содержащихся в налоговом уведомлении либо на сторнирование налоговых обязательств (при наличии оснований), с запуском необходимых технических процессов в автоматизированной информационной системе, используемой для администрирования налогов.

В случае, если до истечения предельного срока рассмотрения обращения, информация, позволяющая определить наличие / отсутствие оснований для перерасчета налогов налоговым органом не получена, налогоплательщик в итоговом ответе на обращение информируется о мерах, принятых налоговым органом по актуализации сведений, с сообщением о том, что новое налоговое уведомление будет сформировано и направлено (вручено) в установленном порядке либо будет выполнено сторнирование налоговых обязательств при наличии оснований, предусмотренных Кодексом. Дальнейшее выполнение соответствующих действий мониториться структурным подразделением налоговой инспекции, ответственным за формирование налоговых обязательств по налогам.

В каждом случае при возникновении (документированном подтверждении) оснований для формирования нового налогового уведомления вследствие перерасчета налога (налогов), работник налогового органа, ответственный за расчет и формирование нового налогового уведомления, не позднее 30 дней*:

— проводит актуализацию налоговых обязательств со сторнированием ранее начисленной суммы налога и пеней (с информированием налогоплательщика в установленном порядке);

— определяет новый срок уплаты налога в налоговом уведомлении, при этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении;

— информирует налогоплательщика о том, что актуальная информация о налоговых обязательствах и налоговые уведомления размещаются в интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» на официальном сайте ФНС России;

— после завершения процесса формирования налогового уведомления информирует налогоплательщика о возможности получения налогового уведомления при личном обращении (либо обращении уполномоченного представителя налогоплательщика) в налоговую инспекцию (за исключением пользователей Личного кабинета налогоплательщика), а в случае неполучения налогового уведомления при личном обращении — принимает меры по обеспечению направления налогового уведомления в установленном порядке.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается довести настоящие разъяснения до сотрудников, осуществляющих администрирование налогов, а также обеспечить наличие на информационных стендах по месту приёма налогоплательщиков прилагаемого типового листа информирования.

Приложение: типовой лист информирования (на 1 л. в 1 экз. в каждый адрес).

Заместитель
руководителя ФНС России
С.Л. Бондарчук
Заместитель
руководителя ФНС России
А.Л. Оверчук

[1]

* В исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней при неполучении по запросу налогового органа необходимых документов и материалов.

Приложение
к письму Федеральной налоговой службы
от 1 декабря 2016 г. № БС-4-21/[email protected]
(1)(рекомендуемое)

Типовой лист информирования

налогоплательщиков-физических лиц по вопросу

перерасчета налогов на имущество(1)

Уважаемые налогоплательщики — физические лица!

Если в вашем налоговом уведомлении:

— содержатся неточные (неактуальные) сведения;

— не учтены налоговые льготы и (или) налоговые вычеты —

Вы можете направить соответствующее обращение в налоговую инспекцию

с использованием сервисов «Личный кабинет налогоплательщика» или

«Обратиться в ФНС России», размещенных на официальном интернет-сайте

ФНС России (www.nalog.ru).

При наличии оснований для перерасчета налога (налогов) и

формирования нового налогового уведомления налоговая инспекция не

позднее 30 дней*(2):

1) обнулит ранее начисленную сумму налога и пеней;

2) сформирует новое налоговое уведомление с указанием нового срока

уплаты налога и разместит его в Личном кабинете налогоплательщика;

3) в случае если вы не являетесь пользователем Личного кабинета

налогоплательщика, направит вам новое налоговое уведомление в

4) направит вам ответ на обращение (разместит его в Личном кабинете

налогоплательщика), в т.ч. в случае отсутствия основания для перерасчета

Дополнительную информацию можно получить по телефону налоговой

(указать наименование инспекции)

номер телефона: _____________________________________ либо по бесплатному

телефону Единого контакт-центра ФНС России: 8 800-222-22-22.

(1) Для размещения на информационных стендах инспекций ФНС России по

месту приёма налогоплательщиков-физических лиц.

(2) В исключительных случаях указанный срок может быть продлен не

более чем на 30 дней при неполучении по запросу налогового органа

необходимых документов и материалов.

Обзор документа

Разработан типовой лист информирования физлиц по вопросу перерасчета имущественных налогов. В нем указано следующее.

Если в налоговом уведомлении содержатся неточные (неактуальные) сведения либо не учтены налоговые льготы и (или) налоговые вычеты, то гражданин может направить в инспекцию соответствующее обращение. Для этого используются сервисы «Личный кабинет налогоплательщика» или «Обратиться в ФНС России», размещенные на официальном сайте Службы.

Если имеются основания для перерасчета налога и формирования нового налогового уведомления, то инспекция не позднее 30 дней совершает следующие действия. Она должна обнулить ранее начисленную сумму налога и пеней, сформировать новое налоговое уведомление с указанием нового срока уплаты налога и разместить его в Личном кабинете налогоплательщика. Если гражданин не является пользователем данного сервиса, уведомление направляется в установленном порядке. Ответ на обращение поступит в т. ч. в случае отсутствия основания для перерасчета налога. 30-дневный срок может быть продлен не более чем на аналогичный период при неполучении по запросу налогового органа необходимых документов и материалов.

Дополнительную информацию можно получить по телефону налоговой инспекции либо по бесплатному телефону Единого контакт-центра ФНС России: 8 800-222-22-22.

Правомерен ли перерасчет земельного налога за прошлые периоды?

Вы не должны исполнять данное уведомление. Объясним почему.

Что предъявлено, то и уплачено

Физические лица сами не рассчитывают земельный налог (п. 4 ст. 391 НК РФ). За них это делают налоговики, направляя налоговое уведомление, в котором указана сумма налога, подлежащая уплате. Само уведомление может содержать расчет налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Из текста вопроса следует, что налог на основании полученных уведомлений перечислялся вами свое­временно и в полном объеме. Таким образом, обязанность по уплате налога за 2010, 2011 и 2012 гг. вами полностью исполнена.

Когда возможен пересчет

Необходимость перерасчета земельного налога может возникнуть, если сведения, исходя из которых был произведен расчет налога, оказались ошибочными, или если органом исполнительной власти субъекта РФ были утверждены новые результаты государственной оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды.

Налоговая база по земельному налогу определяется

налоговиками как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, на основании сведений, предоставляемых им органами Росреестра (п. 1 ст. 390, п. 1, 4 ст. 391 НК РФ). Данные о кадастровой стоимости содержатся в государственном кадастре недвижимости (подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42). Ошибки в кадастре могут быть двух видов: технические и кадастровые.

Читайте так же:  На сколько индексируют пенсии работающим пенсионерам

Техническая ошибка возникает в случае несоответствия сведений, отраженных в кадастре, данным, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в кадастр (подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», далее — Закон № 221-ФЗ). Исправление такой ошибки осуществляется на основании решения органа кадастрового учета.

ФНС России и Минфин России выработали согласованное мнение по вопросу перерасчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости земельных участков в результате исправления техничес­ких ошибок. В письме ФНС России от 18.03.2011 № ЗН-4-11/[email protected] чиновники пришли к выводу, что перерасчет земельного налога за прошлые периоды нужно производить, если органами Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка. Если же исправление технической ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости земельного участка, перерасчет налога производится только когда исправление технической ошибки произведено по решению суда. Данное письмо размещено на сайте ФНС России в рубрике «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». ФНС России еще раз подтвердила эту позицию в письме от 25.01.2013 № БС-4-11/959.

Из текста вопроса можно предположить, что никакого судебного разбирательства, связанного с исправлением технической ошибки, не было. Поэтому налоговая не вправе выставлять вам уведомление о доплате налога за прошлые периоды, если пересчет налога был вызван технической ошибкой в кадастре.

Кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (подп. 2 п. 1 ст. 28 Закона № 221-ФЗ). Из письма Росрегистрации от 03.04.2009 № 3-1324-ГЕ следует, что исправленная кадастровая стоимость подлежит внесению в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков.

Отметим, что аналогичная ситуация (в части изменения кадастровой стоимости в нормативном акте) возникает и в случае утверждения органом исполнительной власти субъекта РФ своим нормативным актом результатов государственной оценки земель задним числом.

Вопрос о порядке вступления в силу правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков был рассмотрен Конституционным судом в Определении от 03.02.2010 № 165-О-О. Суд решил, что такие правовые акты в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.

На основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу, только если они улучшают положение налогоплательщиков. Исходя из этого, Минфин России в своих письмах неоднократно разъяснял, что вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, только в том случае, если улучшается положение налогоплательщика (письма от 18.12.2012 № 03-05-04-02/105, от 30.10.2012 № 03-05-05-02/110).

Таким образом, и в случае исправления кадастровой ошибки, или утверждения новых результатов оценки земель местными органами власти, налоговики не вправе выставлять вам уведомление о пересчете налоговой базы по земельному налогу за прошлые периоды в сторону увеличения.

Что нужно предпринять

Итак, уведомление о доплате земельного налога было выставлено в ваш адрес незаконно. Однако его неисполнение доначислений налога не отменит. Более того, если вы в установленный срок не произведете оплату, налоговики начислят пени. Наличие задолженности по налогам чревато появлением проблем (в том числе и в виде отказа вам в выезде за границу (п. 1 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»)).

Чтобы снять незаконные доначисления, вам нужно обжаловать выставленное уведомление в вышестоящем налоговом органе или в суде (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, который направил вам оспариваемое уведомление. Подать жалобу можно в течение года с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). В вашем случае это будет момент получения уведомления. Налоговая, направившая вам уведомление, в течение трех дней переправит жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139 НК РФ). Вышестоящий налоговый орган должен принять решение по жалобе в течение 15 дней со дня ее получения. Этот срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, но не более чем на 15 дней. В течение трех дней с момента принятия решения оно вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу (п. 6 ст. 140 НК РФ). Если жалоба удовлетворена не будет, вы можете либо обжаловать это решение в ФНС России, либо обратиться за защитой своих прав в суд. Жалоба в ФНС России может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы решите защищать свои права в судебном порядке, нужно учитывать, что обратиться в суд с заявлением необходимо в течение трех месяцев со дня получения уведомления (п. 1 ст. 256 ГПК РФ). Но пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не означает, что в принятии заявления будет обязательно отказано. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании, и на их основании суд принимает решение, принять заявление или нет (п. 2 ст. 256 ГПК РФ).

Источники


  1. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.

  2. Макаров, Ю.Я. Рассмотрение мировыми судьями уголовных дел / Ю.Я. Макаров. — Москва: ИЛ, 2015. — 302 c.

  3. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2010. — 480 c.
  4. Лившиц, Р.З.; Чубайс, Б.М. Трудовой договор; М.: Наука, 2011. — 174 c.
Перерасчет налогов за предыдущие годы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here