Планы проведения выездной налоговой проверки

Юридическая информация на тему: "Планы проведения выездной налоговой проверки" с подробными разъяснениями. Мы собрали и систематизировали информацию по теме и предоставили ее в удобном для чтения виде.

1.4. Порядок планирования выездных налоговых проверок

Изменив стратегию выездного контроля, ФНС России начала работу по предупреждению налоговых нарушений и стимулированию налогоплательщиков к добровольному отказу от применения схем минимизации налогообложения.

Качественное планирование выездных налоговых проверок является одним из условий повышения эффективности налогового администрирования, включающего, с одной стороны, налоговый контроль, а с другой — достижение более высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Налоговая служба на протяжении ряда лет выстраивала Концепцию планирования выездных налоговых проверок. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] был утвержден документ, который давно ждали и налогоплательщики, и налоговые органы — Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция), которая успешно работает вот уже полтора года.

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, а не налогового органа, что создает дополнительные возможности для проверки налоговыми органами самых разных аспектов деятельности налогоплательщика, влияющих на правильность исчисления и уплаты налогов и сборов.

Как показывает практика, перспектива проведения выездной проверки заметно нервирует налогоплательщиков, и дело не только в том, что контролирующим органом могут быть выявлены нарушения. Выездная проверка — это еще и серьезный дестабилизирующий фактор, сказывающийся на повседневной работе налогоплательщика, поскольку подразумевает отвлечение сотрудников от выполнения их должностных обязанностей, представление и массовое копирование документов, использующихся в производственной деятельности, и ряд других отвлекающих моментов.

Кроме того, проведение налоговой проверки на территории налогоплательщика создает прекрасную почву для различного рода злоупотреблений и нарушений как со стороны налогоплательщика, так и со стороны сотрудников налоговых органов. Нередко в условиях прямого контакта налогоплательщик пытается «договориться» с проверяющим лицом в обмен на игнорирование действительных и мнимых нарушений, а необходимость достижения плановых показателей по собираемости налогов ведет к тому, что должностные лица налоговых органов порой выходят за рамки служебных полномочий, проводя отдельные контрольные действия с нарушениями и тем самым нанося ущерб деятельности налогоплательщика.

Планирование и подготовка выездных налоговых проверок проводятся в несколько этапов:

1. Сбор и систематизация информации о налогоплательщиках.

2. Камеральный анализ налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков.

3. Анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщиков на контролируемой налоговой инспекцией территории.

4. Выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок.

5. Подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок на предстоящий квартал.

6. Предпроверочный анализ информации о налогоплательщиках, отобранных для проведения выездных налоговых проверок, и подготовка перечней вопросов, подлежащих проверке.

В целях правильного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговой инспекции необходимо иметь максимально полную информацию о налогоплательщиках. Информация для анализа поступает как из внутренних, так и из внешних источников. К информации из внутренних источников можно отнести сведения, накопленные в ходе государственной регистрации и учета налогоплательщиков, камеральных проверок их деклараций, лицевых счетов и т.п. К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами от других государственных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, а также других юридических и физических лиц. Конечным результатом работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках является формирование в рамках автоматизированной информационной системы налоговых органов баз данных, содержащих информацию из вышеназванных источников по каждому налогоплательщику, состоящему на учете в налоговых органах.

В 2012 г. охват выездными налоговыми проверками (далее – ВНП) составлял менее 1% общего числа налогоплательщиков. В малом предпринимательстве этот показатель еще ниже – 0,5%. Однако по сравнению с 2004 г. результативность одной ВНП возросла в 4,5 раза. По данным ФНС России, в 2012 г. средний «результат» по стране составил менее 13 млн руб., а в Московской области – менее 9 млн руб. Одна ВНП по налогу на прибыль организаций или НДС в среднем по России «стоила» около 3 млн руб., по налогу на имущество организаций – 0,2 млн руб.,по налогу, уплачиваемому субъектами, применяющими упрощенную систему налогообложения, – 0,3 млн руб. В каждой двадцатой ВНП выявлялись налоговые схемы с участием «однодневок».

Так в соответствии с Приказом от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» 15 основными приоритетами, принципы и направления реализации единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

Предлагаемая система планирования позволит:

1) для налогоплательщиков — максимально уменьшить вероятность того, что выездная налоговая проверка в текущем году затронет законопослушного налогоплательщика, полностью исполнившего свои обязательства перед бюджетом;

2) для налоговых органов — выявить наиболее вероятные «зоны риска» (нарушения законодательства о налогах и сборах), своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.

Принципы, заложенные в настоящей Концепции, позволят реализовать:

1. Формирование единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

2. Стимулирование налогоплательщиков в части соблюдения законодательства о налогах и сборах.

3. Повышение налоговой грамотности и дисциплины налогоплательщиков.

Основания и порядок продления срока проведения ВНП устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (приказ ФНС России № САЭ-3-06/[email protected], п. 6 ст. 89 НК РФ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.04 г. № 506).

Основаниями для продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки могут являться:

-получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

-наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный согласно п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

-иные обстоятельства и др.

Вместе с тем необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Читайте так же:  Процедура взыскания алиментов судебными приставами

Срок проведения ВНП исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение ВНП на срок до 6 месяцев по следующим основаниям:

-истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ (не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы);

-получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ (срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на 3 месяца, если в течение 6 месяцев информация не была получена);

-перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

На период действия срока приостановления проведения ВНП приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Налоговые органы должны знакомить проверяемого с решениями о приостановлении или возобновлении проверки (письмо Минфина России от 7.07.08 г. № 03-02-07/1-249).

При проведении ВНП у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

Общий алгоритм проведения проверки заключается в том, что проверяющими на основе имеющихся документов и сведений, фактических данных, полученных в ходе проведения налогового контроля (осмотра территории и помещений налогоплательщика, инвентаризации, опроса свидетелей и т.д.):

-анализируется финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика, имеющая значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности перечисления в соответствующие бюджеты налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством;

-выявляются искажения и противоречия в содержании исследуемых документов, в том числе несоответствие информации о количестве счетов, открытых налогоплательщиком в кредитных учреждениях, количестве филиалов и представительств данным, имеющимся у налоговых органов, факты нарушения порядка ведения бухгалтерского и налогового учета, составления бухгалтерской и налоговой отчетности, анализируется влияние указанных нарушений на формирование налоговой базы;

-устанавливаются факты занижения налоговой базы и иные налоговые правонарушения;

-формируется доказательственная база по фактам выявленных налоговых правонарушений;

-производится доначисление сумм неисчисленных (неправильно исчисленных) налогов и сборов, а также расчет пеней за несвоевременную уплату;

Счет-фактура, книга покупок, книга продаж

Товарная накладная № ТОРГ-12, товарно-транспортная накладная № 1-Т

НДС, налог на прибыль

Авансовый отчет № АО-1, приказ о командировке № Т-9

Налог на прибыль, НДФЛ

Расчетная ведомость Т-51, путевой лист форма № 3, договоры

Налог на прибыль, НДФЛ

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) № ОС-1

Налог на прибыль, налог на имущество организации

Акт приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг)

Налог на прибыль, НДС

-проверяется правильность выполнения обязанностей налогового агента;

-формируются предложения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений или об отказе в привлечении к ней, а также об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

[1]

В таблице выделены основные документы, которые необходимо проверить при ВНП по различным налогам.

Основные документы, которые необходимо проверить при ВНП

Если предполагается, что налогоплательщик уклоняется от уплаты Если предполагается, что налогоплательщик уклоняется от уплаты налогов, применяя налоговые схемы, выявляются следующие факторы:

-наличие среди контрагентов взаимозависимых лиц и «однодневки»;

-соответствие цен «по цепочке» поставщиков уровню рыночных цен;

-реальность сделки (на основе анализа договоров с поставщиками и покупателями с учетом оценки обоснованности отсрочки платежей и реальности указанных сроков и дат);

-рентабельность продаж (при расчете торговой наценки);

-соответствие рыночным ценам по договорам аренды;

-использование труда инвалидов (возможность заниматься соответствующей деятельностью, уровень оплаты труда, реальность заключения договоров).

В последний день проведения ВНП проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

НК РФ не устанавливает конкретный срок для изучения налогоплательщиком документов, полученных по результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, и представления возражений относительно данных документов. Однако суды считают, что достаточным и разумным является срок от 5 до 15 дней (постановление ФАС Уральского округа от 14.12.10 г. № Ф09-10298/10-С3).

Минфин России в письме от 18.02.11 г. № 03-02-07/1-58 отмечает, что до вынесения соответствующего решения налоговым органом должно быть обеспечено ознакомление лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к этой ответственности.

В указанном решении излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие данные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием соответствующих статей НК РФ, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Выездная налоговая проверка 2017: порядок проведения

Правильность уплаты налогов может быть проверена налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки, которая регламентируется ст. 89 НК РФ. Это самый эффективный механизм для выяснения налоговых обязательств налогоплательщика, так как проводится на основании документов, могут применяться и иные меры налогового контроля.

Проведение проверки

Правила не претерпели изменений, и порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017 году подчиняется тем же требованиям. По решению руководителя налогового органа проверяется деятельность налогоплательщика, но не более чем за три года. При этом проверка проходит на основании анализа документов налогоплательщика по одному или нескольким налогам.

Читайте так же:  Как узнать сколько налог на имущество

Если налогоплательщик применяет специальный режим, то проверяется соблюдение требований к спецрежиму. Если применяет общий режим или упрощенный с учетом расходов, то тщательно проверяются расходные документы и документы, которые являются основанием для налоговых вычетов.

Заканчивается проверка составлением акта. Достаточно подробно в разд. 5 Письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» указаны порядок проведения проверок, документы, которые могут быть истребованы у налогоплательщиков, мероприятия, которые проводит налоговый орган при проведении выездной проверки. Например, в отношении запроса в рамках обмена информацией с другими государствами указаны основания, при которых может быть направлен запрос. При этом указано, что такой запрос может быть направлен, если исчерпаны другие возможности.

Критерии для планирования проверок

Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» были утверждены критерии, используемые налоговыми органами при проведении проверок. Каждый налогоплательщик может оценить деятельность своей организации или деятельность ИП, насколько велика вероятность выбора именно его для проверки. Выделены 12 критериев, по которым и оценивается необходимость проведения проверки:

  1. Низкая налоговая нагрузка
  2. Более двух лет были убытки
  3. Вычеты НДС составляют более 89% за год
  4. Расходы увеличиваются, при этом доходы или не увеличиваются, или увеличиваются незначительно
  5. Низкая заработная плата работников, при этом данные сравниваются со статистикой по отрасли и региону
  6. Если налогоплательщик применяет специальный режим, то учитывается частое (более двух раз в год) приближение к такому лимиту. Учитываются все показатели, например численность до 100 человек при УСН, физические показатели при ЕНВД. Приближение учитывается в переделах 5%
  7. Для ИП, применяющих общую систему налогообложения, – если сумма расходов составляет более 83% от доходов
  8. Применение налоговых схем
  9. Отсутствие пояснений, документов по запросам налоговой, а также утрата, порча документов
  10. Частый переход из одной налоговой в другую
  11. Уровень рентабельности не соответствует среднему по отрасли
  12. Ведение деятельности с высоким налоговым риском

В этом документе содержатся данные о налоговой нагрузке, рентабельности, то есть налогоплательщик может самостоятельно проверить, насколько его финансовые показатели могут заинтересовать налоговые органы и быть предметом для включения в план выездных налоговых проверок.

Кроме того, указаны признаки налоговых рисков, например, в отношении контрагента налогоплательщика это отсутствие какой-то подтверждённой информации – нет рекламы компании, по официальному адресу сотрудников компании нет, с руководством невозможно связаться. При этом компания не зарегистрирована в ЕГРЮЛ или запись о копании исключена. Для снижения таких рисков на сайте ФНС есть сервис по проверке контрагента, где указаны ранее выявленные лица, допустившие нарушения. Могут быть и другие признаки, например, нехарактерная для данной отрасли отсрочка платежа. Чем больше таких факторов, тем выше налоговые риски. При этом организация, выявив их, может самостоятельно откорректировать обязательства и подавать уточненную декларацию вместе с пояснительной запиской с просьбой учесть эту информацию при отборе объектов для выездной проверки.

1. Выездная налоговая проверка как наиболее эффективная форма налогового контроля…………………………………………………………………………. 4

1.1 Планирование и подготовка ВНП …………………………………………4

1.2 Порядок проведения ВНП и оформление её результатов..……….…. 10

2. Рассмотрение результатов ВНП и принятие решения……….…….……….20

2.1 Порядок рассмотрения материалов ВНП………………………………. 20

2.2 Порядок принятия решения по результатам рассмотренных материалов выездной налоговой проверки………………………………………………….23

Основной формой контроля за соблюдением налогового законодательства и правильностью исчисления налогов являются выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения налогоплательщика.

Тема данной работы очень актуальна, так как выездные проверки являются более эффективными, позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить гораздо больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Основная доля доначисленных налогов, штрафных санкций в ходе контрольной работы приходится на выездные проверки.

При этом, выездная налоговая проверка является, говоря образно, самой травматичной для налогоплательщика формой налогового контроля. Во-первых, присутствие на территории предприятия представителя контролирующего органа всегда вносит некоторую дезорганизацию в работу бухгалтерской службы, становится источником стресса для проверяемых. Во-вторых, именно во время выездных налоговых проверок материализуются в реальные результаты, то есть в доначисленные налоги, пени и штрафы, те ожидания и надежды, которые налоговые органы связывали с посещением конкретного налогоплательщика.

Цель данной работы состоит в изучении процесса планирования, подготовки, проведения и оформления результатов выездной налоговой проверки.

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— изучение понятия и сущности выездной налоговой проверки;

— рассмотрение этапов планирования и подготовки к проведению выездной налоговой проверки;

— выявление проблем и путей совершенствования механизма подготовки к проведению выездных налоговых проверок.

— Порядок проведения выездных налоговых проверок.

— Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки.

1. Выездная налоговая проверка как наиболее

ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

1.1 Планирование и подготовка внп

В соответствии с действующим порядком работа налогового органа по проведению выездной налоговой проверке организуется на основе ежеквартально составляемых планов проведения выездных налоговых проверок. Форма плана утверждена ФНС РФ. План проведения выездных налоговых проверок утверждается руководителем налогового органа или его заместителем. В плане отражаются следующие данные: наименование налогоплательщика; ИНН и КПП; категория проверки; сведения об участии представителей других контролирующих органов; период деятельности, подлежащий проверке; фамилия, имя, отчество начальника отдела, ответственного за проведение проверки.

План проведения ВНП должен быть утвержден руководителем налогового органа не позднее, чем за 15 дней до начала квартала, следующего за отчётным. Работа по подготовке плана ВНП на квартал ведется отделами, ответственными за проведение ВНП. План проведения может подвергаться корректировке на основании решения руководителя налогового органа. При принятии данного решения по причине невозможности проведения проверки соответствующего налогоплательщика в запланированные сроки начальником отдела, ответственного за проведение, составляется на имя руководителя налогового органа служебная записка с указанием соответствующих оснований.

Контроль за выполнением плана проведения ВНП осуществляет руководитель налогового органа.

Составление указанных планов должно являться результатом тщательного отбора для проведения ВНП тех налогоплательщиков, результаты анализа всей имеющейся информации о которых дают основания предполагать наличие повышенной вероятности обнаружения у них нарушений законодательства о налогах и сборах.

Работа по планированию выездных налоговых проверок начинается с формирования массива данных о налогоплательщиках (налоговых агентах). Для правильного выбора объектов ВНП налоговым органам необходимо иметь максимально полную информацию о налогоплательщиках. Такая информация поступает, во-первых, из внутренних источников. К ней относятся сведения, содержащиеся в базах данных ЕГРН, на карточках лицевых счетов; базы данных бухгалтерской и налоговой отчетности и результатов камеральных проверок; материалы ранее проведенных ВНП; сведения о претензионно-исковой деятельности налоговых органов и др. Во-вторых, информация поступает из внешних источников – от правоохранительных и других контролирующих органов, органов государственной власти и местного самоуправления, банков, юридических и физических лиц, средств массовой информации.

[3]

Основанием для начала проверки является оформленное соответствующим образом решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа о назначении повторной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа оформляется в виде мотивированного постановления, которое помимо реквизитов, предусмотренных для решения о назначении проверки, должно содержать ссылку на обстоятельства, явившиеся основанием для повторной проверки.

Читайте так же:  Счет на оплату налога на имущество

При этом следует иметь в виду, что назначение выездных налоговых проверок филиалов или представительств (в НК РФ участниками налоговых правоотношений являются обособленные структурные подразделения) может проводиться независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента).

Назначение выездных налоговых проверок филиалов или представительств налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) может проводится независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора-организации), а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может назначаться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

Запрещается назначение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка назначается в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора-организации) или в порядке контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

Сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, в следующем порядке.

Приказ МВД РФ № 495, ФСН РФ № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 01.09.2009, № 14675.

Для организации взаимодействия между органами внутренних дел и налоговыми органами утверждены следующие документы.

1. Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок.

2. Инструкция о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения.

3. Инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления.

Мотивированный запрос налогового органа об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке может быть направлен в орган внутренних дел как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения.

Основаниями для направления указанного мотивированного запроса могут являться:

а) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;

б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Налогового кодекса;

в) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);

г) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей.

Запрос налогового органа должен содержать:

полное наименование организации (ИНН/КПП), фамилию, имя, отчество физического лица (ИНН — при наличии), адрес местонахождения организации, место жительства физического лица; вопросы проверки (виды налогов (сборов), по которым проводится проверка); период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика — плательщика сбора, налогового агента, за который проводится проверка;

изложение обстоятельств, вызывающих необходимость участия сотрудников органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке: описание формы, характера и содержания предполагаемого нарушения законодательства о налогах и сборах, основанное на имеющейся у налогового органа информации;

обоснование привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

В случае, если проверка назначена по результатам рассмотрения материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, вместо указанных данных приводится ссылка на номер и дату письма органа внутренних дел, с которым были представлены эти материалы; предложения по количеству и составу сотрудников органа внутренних дел, привлекаемых для участия в выездной (повторной выездной) налоговой проверке; предполагаемые сроки проведения проверки.

Не позднее пяти дней со дня поступления запроса налогового органа орган внутренних дел направляет налоговому органу информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке, или мотивированный отказ от участия в указанной проверке.

Основаниями для отказа по запросу налогового органа об участии органа внутренних дел в выездной налоговой проверке могут являться:

отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах;

несоответствие изложенной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проверке компетенции органов внутренних дел;

Читайте так же:  Возражение на апелляционную жалобу по алиментам образец

отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

В целях обеспечения координации действий участников выездной (повторной выездной) налоговой проверки непосредственно перед ее началом должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, назначенными для участия в ее проведении, проводится рабочее совещание, на котором вырабатываются и согласуются основные направления проведения предстоящей проверки, составляется аналитическая схема выявления нарушений налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом законодательства о налогах и сборах, по которым имеется соответствующая информация, а также вопросы организации и тактики осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

При проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки проверяющие действуют в пределах прав и обязанностей, предоставленных им законодательством Российской Федерации.

Этапы процесса планирования и подготовки выездной налоговой проверки

Планирование выездных налоговых проверок является подготовительным этапом проведения выездных налоговых проверок и состоит в определении перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки в предстоящем квартале; сроков их проведения; видов налогов и периодов, которые должны быть охвачены проверкой, а также кадровых ресурсов, необходимых для ее проведения, в целях обеспечения оптимального выбора для проведения выездных налоговых проверок таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения законодательства о налогах и сборах и обеспечить поступление в бюджет сумм доначисленных налогов (сборов и других обязательных платежей), пеней и налоговых санкций.

Планирование выездных проверок проводится в соответствии со следующими принципами.

1. Принцип комплексности предполагает согласованность всех этапов планирования — от сбора и обработки информации о налогоплательщиках до составления плана проверок и перечня вопросов, подлежащих проверке.

2. Принцип непрерывности выражается в увязке всех стадий планирования по срокам их проведения.

3. Принцип оптимальности предполагает выбор для проведения выездных проверок таких объектов, где можно с наибольшей вероятностью выявить нарушения налогового законодательства и обеспечить максимальное поступление в бюджет сумм дополнительно начисленных налогов, пени и штрафов при минимальных затратах рабочего времени специалистов налоговых органов.

Подготовка выездных налоговых проверок представляет собой комплекс проводимых налоговым органом процедур, обеспечивающих углубленное изучение информации о налогоплательщиках, включенных в план проведения выездных налоговых проверок, а также других мероприятий, направленных на создание условий для наиболее эффективного проведения указанных проверок.

Составными частями (этапами) процесса планирования и подготовки выездных налоговых проверок являются следующие процедуры:

— формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках;

— анализ результатов камеральной проверки налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей (налоговой отчетности);

— анализ налоговой и бухгалтерской отчетности, проводимый в рамках камеральной налоговой проверки;

— анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу;

— выбор объектов проверки;

— подготовка и составление перечня вопросов проверки по видам налогов (сборов и других обязательных платежей), обязанность уплаты которых возложена на данного налогоплательщика (комплексная проверка), или же одному или отдельным видам налогов (сборов и других обязательных платежей) (тематическая проверка) и периодам их проверки;

— предварительная подготовка предложений о предполагаемых затратах времени на проведение выездной налоговой проверки, включенной в план проведения выездных налоговых проверок, о количестве специалистов налоговых органов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки, необходимости привлечения к проверке правоохранительных органов;

— подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок на предстоящий квартал, и контроль его выполнения.

При подготовке выездной проверки налоговая инспекция имеет право использовать любую имеющуюся у нее информацию о налогоплательщике, если эта информация получена законным путем.

Организация и методика проведения выездной налоговой проверки

В Налоговом кодексе РФ нет понятия выездной налоговой проверки — статья 89 НК РФ содержится лишь перечень признаков проверки:

  • 1. Выездная проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика. И только если у налогоплательщика нет помещения, где можно разместить налоговых инспекторов на время проведения проверки, она может проводиться по месту нахождения налогового органа.
  • 2. Предметом выездной налоговой проверки признается правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
  • 3. Проверка проводится в течение 2 месяцев уполномоченными должностными лицами налогового органа на основании решения налогового органа, оформленного по определенной форме.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

  • 4. Проверочные действия состоят из анализа документов — как представленьях налогоплательщиком, так и запрошенных во время проведения проверки.
  • 5. Максимальное количество лет, которое может быть охвачено проверкой составляет 3 года, непосредственно предшествующих году проведения проверки.

Выездная налоговая проверка — это форма налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога, проводимая должностными лицами налоговых органов в рамках полномочий, предоставленных им налоговым законодательством, на основании специального решения руководителя и длящаяся в течение двух месяцев с момента вынесения такого решения путем анализа документов, имеющихся в распоряжении налоговых органов и (или) запрошенных у налогоплательщика [17, c.57].

При этом налоговые органы не вправе:

проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года;

проверять периоды, превышающие три календарных года, предшествующих году проверки, за исключением случаев, указанных в статье 89 НК.

В зависимости от количества подлежащих проверке налогов и сборов, выделяются следующие виды выездных налоговых проверок:

  • — комплексные — в ходе которых охватываются все налоги и сборы, уплачиваемые проверяемым лицом;
  • — тематические — в ходе которых проверяются только некоторые налоги и сборы по выбору проверяющих должностных лиц.

Перечень подлежащих выездной налоговой проверке налогоплательщиков утверждается руководителем налогового органа (его заместителем) ежеквартально в составе плана выездных налоговых проверок, и должен содержать помимо налогоплательщиков, в отношении которых сотрудники налогового органа могут с определенной долей уверенности предполагать наличие или отсутствие нарушения законодательства о налогах и сборах, также налогоплательщиков, которые подлежат обязательной проверке в соответствии с действующим законодательством, указаниями вышестоящих налоговых органов, поручениями правоохранительных органов.

Читайте так же:  Заявление на перерасчет пенсии госуслуги

Для каждого налогоплательщика, включенного в план выездных налоговых проверок, разрабатывается и утверждается отдельная программа выездной налоговой проверки, в которой решаются вопросы о виде предстоящей выездной налоговой проверки, о предмете выездной налоговой проверки, о периоде, подлежащем выездной налоговой проверке, о проверяющем составе и некоторые другие вопросы [18, c.89].

Проверка назначается, составленным по определенной форме, решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которое должно содержать:

полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

периоды, за которые проводится проверка;

должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Отсутствие любого из этих обязательных реквизитов может повлечь признание проверки и ее результатов незаконными.

Учитывая, что целью проведения любой проверки является проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов, проверка состоит из ряда мероприятий, направленных на сбор информации и фиксацию доказательств совершения налогового правонарушения, если у сотрудников налоговых органов есть достаточные основания полагать, что оно совершено налогоплательщиком или могло быть им совершено.

К таким мероприятиям относятся:

  • 1. Истребование у налогоплательщика документов.
  • 2. Истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках.
  • 3. Проведение выемки.
  • 4. Осмотр территории, помещении, документов и предметов.
  • 5. Проведение инвентаризации имущества налогоплательщика.
  • 6. Вызов налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой.
  • 7. Опрос свидетелей.
  • 8. Привлечение экспертов, специалистов и переводчиков.
  • 9. Использование других прав, предоставленных НК РФ.

Основной обязанностью налогоплательщика при проведении выездной проверки является обеспечение возможности должностным лицам, проводящим выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов [12, c.32-34]. При этом надо иметь в виду, что проверяющие не вправе истребовать документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица.

Окончание выездной налоговой проверки оформляется справкой о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка вручается налогоплательщику или его представителю. Дата, указанная в этой справке, считается днем окончания выездной налоговой проверки.

Оформление результатов налоговых проверок осуществляется в порядке статьи 100 НК и заключается в составлении акта налоговой проверки по окончании выездной проверки.

По результатам выезднойналоговой проверки акт составляется по установленной форме в течение двух месяцев со дня составления справки о проведённой выездной проверки организации уполномоченными должностными лицами налоговых органов независимо от того, обнаружены или нет какие-либо нарушения законодательства о налогах и сборах.

В акте налоговой проверки указываются:

  • 1. дата акта налоговой проверки;
  • 2. полное и сокращенное наименование фирмы либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица;
  • 3. фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
  • 4. дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;
  • 5. перечень документов, представленных в ходе налоговой проверки;
  • 6. период, за который проведена проверка;
  • 8. наименование налога, в отношении которого проводилась проверка;
  • 9. даты начала и окончания налоговой проверки;
  • 10. адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;
  • 11. сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
  • 12. документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
  • 13. выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений со ссылками на статьи НК.

К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.

После получения акта у налогоплательщика есть возможность в течении 30 рабочих дней предоставить в письменном виде свои возражения по акту выездной проверки и участвовать в рассмотрении материалов проверки [26, c 76-77].

Если проверкой выявлены факты нарушения налогового законодательства, то по результатам проверки налоговым органом выносится решение о привлечении налогоплательщика к налоговойответственности.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель ИФНС выносит решение:

о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.7 ст.101 НК РФ).

Решение принимается в течение 10 дней со дня истечения 30 дневного срока, отведенного на предоставление возражений. Срок принятия решения может быть продлен, но не более чем на один месяц (п.1 ст.101 НК РФ).

Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его налогоплательщику. Именно в течении этого срока, в соответствии с п.2 ст.139 НК РФ, налогоплательщик может подать апелляционную жалобу на решение ИФНС в вышестоящий налоговый орган.

[2]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В случае подачи апелляционной жалобы на решение ИФНС, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Источники


  1. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.

  2. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.

  3. Владимиров Л. Л. Е. Владимиров. Защитительные речи и публичные лекции; Издание П. В. Каменского — М., 2010. — 497 c.
  4. Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.
Планы проведения выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here