По результатам налоговой проверки составляется

Юридическая информация на тему: "По результатам налоговой проверки составляется" с подробными разъяснениями. Мы собрали и систематизировали информацию по теме и предоставили ее в удобном для чтения виде.

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и его вступление в законную силу

Порядок вынесения руководителем налогового органа решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки установлен статьей 101 Налогового кодекса РФ. Согласно пункта 7 статьи 101 Налогового кодекса РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа или его заместитель выносит решение:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки должно быть вынесено руководителем налогового органа или его заместителем в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за последним днем месячного срока, отведенного налогоплательщику для представления возражений. Следует учитывать, что рассчитывать вынесение решения непосредственно в день рассмотрения материалов налоговой проверки не стоит (см. п. 43 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013г. № 57). Форма решения утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007г. № ММ-3-06/[email protected]

Права лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка. Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки

Обязанности налогового органа при рассмотрении материалов налоговой проверки и принятии решения о привлечении к ответственности

Перед началом рассмотрения материалов налоговой проверки, руководитель налогового органа или его заместитель, прежде всего, обязан:

  • объявить лиц, рассматривающих материалы налоговой проверки и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
  • установить факт явки всех лиц, приглашенных для участия в рассмотрении материалов налоговой проверки.

Если лица, приглашенные для участия в рассмотрении материалов налоговой проверки не явились в налоговый орган в назначенный день, руководитель налогового органа или его заместитель:

  • устанавливает факт извещения в установленном законом порядке участников проверки, принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц, либо об отложении такого рассмотрения;
  • проверить полномочия представителя налогоплательщика, в случае его участия от имени проверяемого лица (п.5 ст. 185, п. 1 ст.186 Гражданского кодекса РФ);
  • разъяснить права и обязанности всем лицам, участвующим в процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки;
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, чье участие в данной процедуре необходимо (п. 3 ст. 101 Налогового кодекса РФ).

Решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки при неявке проверяемого налогоплательщика составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 06.03.2007 года № ММ-3-06/[email protected] При отложении рассмотрения материалов налоговой проверки проверяемый налогоплательщик обязательно должен быть надлежащим образом извещен о времени и месте нового рассмотрения. Все вышеперечисленные процессуальные действия подготовительного характера руководитель налогового органа или его заместитель должен выполнить с целью соблюдения условий рассмотрения материалов налоговой проверки. После этого руководитель налогового органа приступает к непосредственному рассмотрению материалов налоговой проверки. При рассмотрении материалов налоговой проверки руководителем налогового органа должно оглашается:

  • акт налоговой проверки;
  • иные материалы мероприятий налогового контроля;
  • письменные возражения налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка (п. 4 ст. 101 Налогового кодекса РФ).

Если проверяемый налогоплательщик по каким-то причинам не представил свои письменные возражения на акт налоговой проверки, он может их заявить устно непосредственно при рассмотрении материалов налоговой проверки, на котором он будет присутствовать. На стадии рассмотрения материалов налоговой проверки налоговым органом исследуются:

  • представленные доказательства;
  • документы, ранее истребованные у налогоплательщика;
  • документы, представленные в налоговые органы при проведении проверки налогоплательщика;
  • иные документы, имеющиеся у налогового органа.

Согласно пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящей статьей, является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки служит основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в этом.

Оформление результата рассмотрения материалов налоговой проверки (принятие решения). Процедура, порядок, последовательность

Согласно пункта 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ по результатам налоговой проверки, не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной налоговой проверке, составляется акт налоговой проверки. Акт составляется независимо от того, были ли установлены факты нарушения налогового законодательства или нет. Форма акта налоговой проверки и требования по его составлению утверждены Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 года № САЭ-3-06/[email protected]

[2]

Акт налоговой проверки состоит из трех частей: вводной, описательной и итоговой. Пункт 3 статьи 100 Налогового кодекса РФ содержит конкретный перечень реквизитов и информации, которую должен содержать акт налоговой проверки, а именно:

Акт налоговой проверки не должен содержать помарок и исправлений, за исключением тех, что были оговорены и заверены подписями лиц, подписывающих такой акт. Также налоговое законодательство РФ устанавливает требования по обязательному изложению в акте налоговой проверки фактов каждого выявленного налогового правонарушения:

  • вид нарушения налогового законодательства, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому относится налоговое правонарушение;
  • оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях (расчетах) данными, связанными с исчислением и уплатой (удержанием, перечислением) налогов (сборов), и фактическими данными, установленными в ходе проверки;
  • ссылки на первичные бухгалтерские документы и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения налогового законодательства;
  • квалификация совершенного правонарушения со ссылками на соответствующие нормы Налогового кодекса РФ, которые были нарушены проверяемым лицом;
  • ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), протоколы допроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий).

В акте налоговой проверки должны быть отражены все существенные обстоятельства, относящиеся к выявленным налоговым правонарушениям, в частности:

  • сведения о непредставленных в налоговый орган налоговых декларациях (расчетах);
  • правильность и полнота отражения финансово-хозяйственных операций в налоговом учете;
  • об источниках оплаты произведенных налогоплательщиком затрат;
  • об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение налогоплательщиком налогового правонарушения нарушения.

К акту налоговой проверки, остающемуся на хранении в налоговом органе, должны быть приложены следующие документы:

Акт налоговой проверки подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими налоговую проверку, и налогоплательщиком, в отношении которого она проводилась или его уполномоченным представителем. Если проверяемое лицо отказывается от подписания указанного акта, в нем должностным лицом налогового органа делается соответствующая запись в акте. Акт налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка или его представителю под роспись или передается иным способом, подтверждающим дату его получения проверяемым лицом или его представителем. В случае, уклонения проверяемого лица от получения акта, этот факт заносится в акт налоговой проверки, а сам акт налоговой проверки направляется проверяемому лицу по почте заказным письмом по месту нахождения (если проверяемое лицо – организация) или месту жительства (если проверяемое лицо – физическое лицо). В течение пятнадцати дней со дня получения акта налоговой проверки налогоплательщик вправе представить в налоговый орган свои возражения на акт налоговой проверки или представить в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность своих возражений в виде заверенных копий.

Читайте так же:  Право на получение социальной пенсии имеют

Затем руководитель налогового органа или его заместитель, рассматривающий материалы налоговой проверки принимает решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, при этом указываются:

  • конкретные налоговые правонарушения, совершенные проверяемым налогоплательщиком;
  • статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за совершение выявленного налогового правонарушения, конкретные меры ответственности;
  • размер выявленной недоимки по налогам, суммы начисленных пеней, штраф, подлежащий уплате.

Если руководителем налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки будет принято решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в решении должны быть изложены обстоятельства, послужившие принятию такого отказа.

Важно! И в первом и во втором случае решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки должны содержать:

  • сроки и порядок обжалования принятого решения в вышестоящий налоговый орган;
  • наименование и место нахождения налогового органа, уполномоченного рассматривать дела по обжалованию вынесенных решений и иные необходимые сведения.

В решении излагаются обстоятельства налогового правонарушения, совершенного привлекаемым к ответственности налогоплательщиком, поскольку они установлены уже проведенной налоговой проверкой (п. 8 ст. 101 Налогового кодекса РФ). В решении должны быть указаны:

  • ссылки на документы, подтверждающие обстоятельства совершения налогоплательщиком налогового правонарушения;
  • доводы налогоплательщика, направленные на его защиту;
  • результаты проверки доводов налогоплательщика по фактам совершения налогового правонарушения.

Зачастую решение о привлечении проверяемого налогоплательщика к ответственности по итогам выездной налоговой проверки выносится налоговым органом в день рассмотрения материалов такой проверки, несмотря на установленный пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ десятидневный срок, который начинает исчисляться после истечения пятнадцати дней, в течение которых налогоплательщик вправе представить свои возражения по акту налоговой проверки. После вынесения руководителем налогового органа или его заместителем решения о привлечении проверяемого налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решение об отказе в таком привлечении, оно должно быть передано проверяемому лицу не позднее пяти дней с момента его вынесения. При этом налогоплательщику вручается оригинал решения с подписью руководителя и печатью налогового органа (см. Письмо Минфина России от 07.07.2011г. № 03-02-08/72).

Вступление в законную силу решения по результатам налоговой проверки

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в законную силу по истечении одного месяца со дня вручения проверяемому налогоплательщику или его представителю (п. 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ). Если решение налогового органа по результатам налоговой проверки направлено по почте заказным письмом, датой его вручения считается шестой день со дня его отправки. Срок начинает исчисляться в рабочих днях начиная со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (см. п.п. 2 и 6 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ).

Также статьей 101.2 Налогового кодекса РФ предусмотрены отдельные сроки вступления решения налогового органа в законную силу, если проверяемым лицом на такое решение подана апелляционная жалоба:

  • решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в не обжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе;
  • в случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия;
  • в случае если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.

Результаты камеральной проверки

Результаты камеральной проверки

Похожие публикации

Как будут зафиксированы результаты камеральной проверки, зависит от того, выявит ФНС нарушения или нет. Рассмотрим каждую ситуацию подробнее.

Оформление результатов камеральной проверки при отсутствии нарушений

Если результаты камеральной проверки не имеют нарушений налогового законодательства, то особого оформления не требуется. Отсутствие необходимости составлять какие-либо бумаги регламентировано ст.88 и ст.100 НК РФ.

ФНС также не обязана уведомлять компанию о том, что камеральная проверка завершена. Исключением будет только оформление результатов камеральной проверки декларации по НДС с возмещением. В этом случае ФНС уведомляет организацию об итогах письменно в течение семи дней (п.12 ст.176.1 НК РФ).

Чтобы получать уведомления в любом случае, необходимо обратиться в ФНС с письменным заявлением. Такое право налогоплательщика закреплено в ст.21 НК РФ.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки при наличии ошибок

Может быть и другая ситуация, когда нарушения выявлены. Тогда по результатам камеральной налоговой проверки составляется акт. Форма этого документа установлена приказом ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892.

Если ФНС не составляет акт, это будет являться нарушением процедуры и результаты камеральной проверки могут быть отменены. Отсутствие акта – достаточное на то основание.

[3]

Оформление результатов камеральной налоговой проверки должно включать следующие данные:

  • наименование и номер акта;
  • ФИО инспектора;
  • даты проверки и составления акта;
  • сведения о проверяемом предприятии (данные о внесении в реестр – наименование, ИНН, КПП);
  • конкретное описание нарушений с оценкой расхождений;
  • ссылки на нормы законодательства;
  • сведения о последствиях выявленных нарушений;
  • предложения по устранению нарушений;
  • доказательства нарушений в качестве приложений к акту.

ФНС оформляет результаты налоговой проверки в течение 10 рабочих дней с момента ее окончания. Акт составляется в двух экземплярах. Один документ остается в налоговой инспекции, осуществившей проверку, а второй направляется проверяемой компании. К экземпляру организации прилагаются дополнительные бумаги, которые служат подтверждением и обоснованием выявленных нарушений.

Читайте так же:  Со скольки лет можно выйти на пенсию

Выявленными нарушениями могут быть:

  1. Непредоставление налоговой декларации (п.1 ст.119 НК РФ).
  2. Нарушение порядка предоставления налоговой документации для проверки (ст. 119.1).
  3. Предоставление расчета, содержащего недостоверные данные (ст. 119.2).
  4. Существенное нарушение порядка учета доходов и расходов (ст. 120).
  5. Неуплата налогов в полном объеме (ст. 122).
  6. Несообщение данных, которое привело к неуплате налога в полном объеме (ст. 122.1).
  7. Несоблюдение правил перечисления налоговых платежей налоговым агентом (ст.123).
  8. Непредоставление данных для осуществления проверки (ст.126).

Если итоговые данные по фискальной проверке оформлены с ошибками, то они подлежат отмене. Это возможно, если ФНС были допущены нарушения, на основании которых принято неверное решение по итогам проверки. К примеру, если налоговая служба некорректно применила законодательные нормы или отразила в акте нарушение без достоверного обоснования.

Акт передается в организацию в течение пяти дней с момента его удостоверения. Стоит учесть, что если акт будет отправлен позже, это не станет основанием для отмены итогов камеральной фискальной проверки. Передать его можно лично в руки представителю фирмы под расписку или другими способами, которые предусматривают фиксирование даты получения (почтовым отправлением с уведомлением, курьером).

То, что итоги фискальной проверки донесены до сведения заинтересованного лица, фиксируется посредством личной подписи. Уполномоченный представитель фирмы удостоверяет на акте, что он его получил и ознакомился с содержанием.

В ответ на акт проверки фирма может составить возражения в письменной форме и отправить их в налоговую инспекцию. На основании всей предоставленной документации ФНС примет окончательное решение и осуществляет окончательное оформление результатов камеральной налоговой проверки.

СРОКИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Автор — Н. Селиванова, юрист компании «Гарант»

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены две формы налоговых проверок — камеральные и выездные налоговые проверки. Камеральные проверки являются основной формой налогового контроля — они проводятся каждый раз при поступлении от налогоплательщика деклараций или других документов, на основании которых происходит исчисление и уплата налогов, без специального решения руководителя налогового органа.

Выездные налоговые проверки проводятся исключительно по решению руководителя налогового органа, и в течение одного календарного года по одним и тем же налогам за один и тот же период времени может проводиться только одна выездная проверка (исключением являются повторные проверки при реорганизации/ликвидации предприятия или при осуществлении контроля деятельности налогового органа). Согласно п.2.5 Единых требований к формированию информационного ресурса «Выездные налоговые проверки» (утв. приказом МНС РФ от 17 ноября 2003 г. N БГ-3-06/[email protected]) налогоплательщик включается в план проведения выездных налоговых проверок, если выполняется хотя бы одно из условий:

— налогоплательщик относится к категории крупнейших и (или) основных,

— есть поручение правоохранительного органа,

— есть поручение вышестоящего налогового органа,

— организация представляет «нулевые балансы»,

— организация не представляет налоговую отчетность,

— необходимость проверки вытекает из мотивированного запроса другого налогового органа,

— налогоплательщик отобран по результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности,

— налогоплательщик отобран на основании анализа основных финансовых показателей деятельности по отраслевому принципу,

— налогоплательщик отобран на основании анализа иной информации, результаты которого позволяют сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений,

Для налоговых проверок законодательством установлено общее правило: налоговой проверкой охватываются только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Отметим, что налоговый орган вправе также исследовать документы более ранних периодов, если они имеют непосредственное отношение к проверяемому интервалу времени деятельности налогоплательщика.

По общему правилу камеральная налоговая проверка должна проводиться в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или других документов. Однако, как было отмечено в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 71, проведение камеральной налоговой проверки с нарушением указанных выше сроков само по себе не является препятствием для выявления налоговым органом фактов неуплаты налогов и принятия мер по их взысканию.

Срок проведения выездной налоговой проверки, за некоторым исключением, должен составлять не более двух месяцев. Согласно статье 89 Налогового кодекса РФ в этот срок включается время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Если по решению руководителя налогового органа выездная налоговая проверка приостанавливается на определенный период, то этот период в срок проведения проверки не включается.

Право налогового органа на приостановление выездной налоговой проверки Налоговым кодексом РФ прямо не предусмотрено. Соответствующие положения содержатся в Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 г. N 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах». Как следует из материалов судебной практики (Постановление ФАС ЗСО от 23.06.03 г. N Ф04/2800-937/А45-2003, Постановление ФАС СКО от 22.09.03 г. N Ф08-3301/2003-1370А, Постановление ФАС ВВО от 6.06.03 г. N А29-8408/02А), федеральные арбитражные суды округов признают, что положения данной Инструкции полностью соответствуют требованиям Налогового кодекса РФ.

Приостановление выездной налоговой проверки может быть обусловлено необходимостью проведения встречной налоговой проверки, непредставлением налогоплательщиком необходимых документов и т.п. Согласно указанной выше Инструкции в случае, когда по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа проверка была приостановлена, в акте выездной налоговой проверки приводится дата и номер соответствующего решения, а также период, на который проверка приостанавливалась.

В ходе проведения выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа могут изымать подлинные документы налогоплательщика. Изъятие подлинных документов происходит в случаях, когда для проведения проверки недостаточно выемки только копий документов и есть достаточные основания считать, что подлинники будут заменены или скрыты. В случае изъятия подлинных документов они должны быть возвращены лицу, у которого документы изымались, в течение пяти дней с момента изъятия.

Продолжительность проведения выездной налоговой проверки в исключительных случаях может быть увеличена до трех месяцев. К таким случаям, в частности, относятся: большой объем бухгалтерской документации налогоплательщика; необходимость направления запросов в другие организации, располагающие информацией о налогоплательщике; пожар, затопление или другие стихийные бедствия на территории налогоплательщика и т.д.

При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. В соответствии с Письмом МНС РФ от 7 мая 2001 г. N АС-6-16/369 проверка филиала (представительства), проводимая в рамках комплексной выездной налоговой проверки, не может быть начата ранее начала проведения проверки головной организации. Также не допускается проведение мероприятий проверки в отношении филиалов (представительств) после даты окончания комплексной налоговой проверки организации-налогоплательщика.

Читайте так же:  Автомобили облагаемые налогом на роскошь

Датой окончания выездной налоговой проверки является дата составления справки о проведенной проверке. Согласно Инструкции МНС РФ от 10.04.2000 г. N 60 непосредственно после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки, а также даты начала и окончания проверки. При этом датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения руководителя налогового органа о проведении проверки.

Не позднее двух месяцев после составления указанной справки уполномоченным должностным лицом налогового органа составляется акт выездной налоговой проверки. Акт выездной налоговой проверки должен быть передан для рассмотрения и подписания налогоплательщику. В случае несогласия с фактами, выводами или предложениями проверяющих, изложенными в акте проверки, налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменные возражения по акту и/или объяснения мотивов отказа подписать акт. При этом налогоплательщик вправе приложить к возражению (объяснению) заверенные копии документов, подтверждающие обоснованность его возражений.

По истечении указанного выше двухнедельного срока руководитель или заместитель руководителя налогового органа должен в течение 14 дней рассмотреть акт налоговой проверки и документы, представленные налогоплательщиком. По результатам рассмотрения данных материалов и при наличии фактов налоговых правонарушений выносится одно из следующих решений:

  • решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;
  • решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Необходимо отметить, что решение о проведении дополнительных мероприятий не является окончательным. Оно принимается в том случае, когда руководитель налогового органа (или его заместитель) не считает материалы проверки с учетом возражений налогоплательщика достаточным основанием для принятия одного из двух других перечисленных выше решений. После проведения дополнительных мероприятий окончательным решением в любом случае будет либо решение о привлечении к ответственности, либо решение об отказе в привлечении к ответственности.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает какие-либо специальные сроки для проведения дополнительных мероприятий. Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы не могут по истечении 6 месяцев со дня составления акта проверки обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании суммы штрафа. Данный срок является пресекательным. Поэтому в случае, когда дополнительные мероприятия проводятся за пределами данного срока, требования налоговых органов о взыскании налоговых санкций судом удовлетворены не будут.

Наталья Селиванова, юрист компании «Гарант»

6.5. Оформление результатов налоговой проверки

по результатам выездной налоговой проверки — в течение 2-х месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке;

по результатам камеральной налоговой проверки — в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается:

лицами, проводившими соответствующую проверку;

лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Если проверяемое лицо отказывается подписать акт, то в нем делается соответствующая запись.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В акте налоговой проверки должны быть указаны следующие сведения:

дата акта налоговой проверки (дата подписания акта);

полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица;

ФИО лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

период, за который проведена проверка;

наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

даты начала и окончания налоговой проверки;

адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки или запись об отсутствии таковых;

выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если в нем предусмотрена ответственность за данные нарушения.

Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки предполагает несколько этапов (рис. 6.6).

[1]

Рис. 6.6. Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает:

совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;

образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

о привлечении к ответственности за совершение налогового пра-вонарушения с указанием соответствующих статей НК РФ, а также размера выявленной недоимки и соответствующих пеней, штрафа;

об отказе в привлечении к ответственности за совершение нало-гового правонарушения. В решении могут быть указаны размер не-доимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

Вынесенное решение вступают в силу по истечении 10-ти дней со дня вручения его налогоплательщику.

После вынесения решения о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента или иного лица к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган, согласно ст. 104 НК РФ, обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

Вместе с тем, руководитель налогового органа при наличии соответствующих оснований может принять обеспечительные меры для исполнения вынесенного решения (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Обеспечительными мерами могут быть:

запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Это распространяется последовательно на:

недвижимое имущество, в том числе не участвующее в производстве продукции (работ, услуг);

транспортные средства, ценные бумаги, предметы дизайна слу-жебных помещений;

иное имущество, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;

готовую продукцию, сырье и материалы.

Читайте так же:  Сколько составляет подоходный налог с зарплаты

Приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.

Вместе с тем, согласно ст. 104 НК РФ в случае, если налогоплательщик (иное лицо) отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением в:

арбитражный суд, если налоговые санкции предъявляются организации или индивидуальному предпринимателю;

суд общей юрисдикции, если налоговые санкции предъявляются физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее 6-ти месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции) (ст. 115 НК РФ).

Что касается пени, то их принудительное взыскание с организаций осуществляется в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном (п. 6 ст. 75 НК РФ).

АКТ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются МНС (Инструкция МНС от 31 марта 1999 г. № 52 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов»).

Акт вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или представителями налогоплательщика. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная со дня его отправки.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы отказа от подписания акта проверки. По истечении указанного срока в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

Особенности производства по делу о предусмотренных НК нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами, определены в ст. 101.1 НК.

При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.

В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах. Форма акта и требования к его составлению устанавливаются МНС. Акт вручается лицу, совершившему нарушение законодательства о налогах и сборах, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, начиная со дня его отправки.

Лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, вправе приложить к письменным объяснениям (возражениям) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы отказа от подписания акта проверки. По истечении указанного срока в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах.

В случае представления лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах, письменных объяснений или возражений по акту материалы проверки рассматриваются в присутствии этого лица или его представителей. О времени и месте рассмотрения материалов налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Если лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, несмотря на извещение, не явилось, то акт и приложенные к нему материалы рассматриваются в его отсутствие.

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: 1) о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах; 2) об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах; 3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Решение о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах должно обязательно содержать: а) обстоятельства допущенного нарушения; б) указания на документы и иные сведения, которые подтверждают обстоятельства допущенного нарушения; в) доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов; г) решение о привлечении лица к ответственности за конкретные нарушения законодательства о налогах и сборах с указанием статей НК, предусматривающих данные нарушения и применяемые меры ответственности.

На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней.

Копия решения руководителя налогового органа и требование вручаются лицу, нарушившему законодательство о налогах и сборах, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения нало-гоплательщиком либо его представителем. В случае, если копия решения налогового органа и (или) требование не могут быть ему вручены, они считаются полученными лицом, нарушившим законодательство о налогах и сборах, или его представителем по истечении шести дней после их отправки по почте заказным письмом. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов вышеуказанных требований может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Читайте так же:  Постановление правительства о субсидии на жилье

По выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки

Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки

Похожие публикации

Заключительный этап любой налоговой проверки – документальное оформление ее итогов. Датой окончания выездных контрольных мероприятий является день составления справки по результатам проверки, после чего инспекторам отводится некоторое время на составление акта. Рассмотрим, в каком порядке производится оформление результатов налоговой проверки.

Справка о проведении выездной проверки

В последний день выездной проверки руководитель группы проверяющих должен составить справку по форме приложения № 7 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189.

Что должна содержать справка, когда происходит оформление результатов выездной налоговой проверки:

  • дату составления (совпадает с датой окончания проверки),
  • реквизиты решения ИФНС о проведении проверки,
  • наименование/Ф.И.О. проверяемого налогоплательщика, его ИНН и КПП; при проверке консолидированной группы, указываются ее участники,
  • перечисляются все проверяемые налоги и периоды,
  • если срок проверки продлевался, или приостанавливался, это отражается в справке с указанием реквизитов решений ИФНС об этом,
  • подпись должностного лица ИФНС с расшифровкой,
  • если справка вручается налогоплательщику на руки лично, то он ставит на справке свою подпись, Ф.И.О., дату получения, представителю также следует указать реквизиты доверенности.

Справка в тот же день вручается налогоплательщику либо его представителю, возможна также передача справки в электронном виде. Если налогоплательщик получать справку отказывается, документ будет направлен ему почтой заказным письмом (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Когда справка составлена, налоговая выездная проверка считается законченной, а значит проверяющие больше не вправе запрашивать документы и даже находиться в офисе, или на иной территории налогоплательщика (письмо ФНС РФ от 29.12.2012 № АС-4-2/22690).

Акт налоговой проверки

Далее, по результатам выездной налоговой проверки составляется акт. На его подготовку налоговикам отводится до 2-х месяцев, считая от даты составления справки (для консолидированной группы – 3 месяца). Причем, не имеет значения, каким образом справка была передана налогоплательщику – сразу на руки, или отправлена почтой. Исчисление двухмесячного срока начинается именно со дня составления, а не получения справки налогоплательщиком.

Форма и требования к акту проверки установлены ст. 100 НК РФ и приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189 (приложения 23, 24). Составление акта обязательно, даже если проверяющие не выявили нарушений законодательства по налогам. Порядок реализации результатов налоговой проверки установлен статьями 100 и 101 НК РФ.

Форма акта может быть бумажной или электронной, при этом на бумаге акт может заполняться на бланке вручную, или с помощью компьютера. Все листы акта и приложений нумеруются, прошиваются, приложения заверяются подписью руководителя ИФНС. В тексте документа нельзя допускать корректировки и исправления, кроме оговоренных и заверенных подписями каждой стороны.

Акт, применяемый для оформления результатов налоговой проверки, состоит из 3-х частей:

Результат выездной налоговой проверки – это выявленные факты налоговых правонарушений. Все они должны быть обоснованы, по каждому указываются ссылки на нарушенные нормы налогового права, протоколы контрольных действий, первичные бухгалтерские документы и др.

  1. Вводная часть включает:
    • дату акта — это день подписания акта проверяющими,
    • название проверяемой организации, Ф.И.О. ИП, или физлица, адрес места нахождения,
    • реквизиты решения о выездной проверке,
    • список документов, которые налогоплательщик представил проверяющим при проверке,
    • перечень проверяемых налогов, сборов, взносов и периодов,
    • даты начала проверки и окончания,
    • проведенные при проверке контрольные мероприятия и т.п.
  2. Описательная часть содержит:
    • обнаруженные в ходе проверки, подтвержденные документами факты нарушения налогового законодательства,
    • если нарушений нет, делается запись об их отсутствии,
    • обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика.
  3. Итоговая часть включает:
    • выводы проверяющих и предложения по устранению нарушений, как результат налоговой проверки,
    • Ф.И.О. проверяющих и их должности,
    • количество листов приложений

Подписывается акт обеими сторонами, а при отказе налогоплательщика подписать, это фиксируется в акте. Один экземпляр остается налоговикам, а второй вручается налогоплательщику. На вручение отводится 5 дней. При отказе в получении, акт направляется заказным письмом по почте, при этом датой его вручения считают 6-й день со дня отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Порядок обжалования результатов налоговой проверки

Налогоплательщик, несогласный с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте выездной налоговой проверки, имеет право представить свои письменные возражения в ИФНС. Сделать это можно в течение 1 месяца с даты получения акта. Возражения возможны как в целом по акту, так и по его отдельным положениям, при этом можно приложить, или представить позднее в оговоренный срок, документы, подтверждающие правоту налогоплательщика (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Руководитель ИФНС рассматривает возражения налогоплательщика вместе с самим актом и материалами проверки. Результатом рассмотрения будет одно из решений:

  • привлечь налогоплательщика к ответственности,
  • отказать в привлечении к налоговой ответственности,
  • провести дополнительные контрольные мероприятия (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Источники


  1. Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. — М.: Высшая школа, Мастерство, 2000. — 224 c.

  2. Взаимодействие органов имущественного блока Санкт-Петербурга с юридическими и физическими лицами по вопросам оборота государственного недвижимого имущества и управления государственной собственностью. — М.: Леонтьевский центр, 2004. — 624 c.

  3. Графский, В.Г. Бакунин; Юридическая литература, 2013. — 144 c.
  4. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. — М.: Проспект, 2012. — 720 c.
По результатам налоговой проверки составляется
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here