Предпроверочный анализ выездной налоговой проверки

Юридическая информация на тему: "Предпроверочный анализ выездной налоговой проверки" с подробными разъяснениями. Мы собрали и систематизировали информацию по теме и предоставили ее в удобном для чтения виде.

Предпроверочный анализ проводимый налоговым органом представляет собой

Предпроверочный анализ проводимый налоговым органом представляет собой

Методика проведения предпроверочного анализа

Поскольку аналитическая деятельность налоговых органов Российской Федерации активно развивается лишь в течение последних нескольких лет, отдельные методологические аспекты предпроверочного анализа, в частности принципы и последовательность (этапы) его проведения, в настоящее время недостаточно проработаны и требуют дальнейшего совершенствования.

Представляется, что предпроверочный анализ, осуществленный в предложенной последовательности, позволит не только сократить время проведения предстоящей выездной налоговой проверки, но и повысить ее эффективность.

Предпроверочный анализ — это комплекс осуществляемых налоговым органом контрольных процедур, направленных на подготовку максимально эффективного проведения выездной проверки, сбор и качественное изучение информации о налогоплательщике, планируемых для выездной налоговой проверки.

Конечной целью предпроверочного анализа является выработка оптимальной стратегии предстоящей выездной налоговой проверки, обеспечивающей рациональное использование всех необходимых методов налогового контроля.

Принципы предпроверочного анализа — это основные, исходные положения, определяющие его организацию и эффективное осуществление. Чтобы глубже понять сущность предпроверочного анализа и определить последовательность (этапы) его проведения, полагаем целесообразным выделить две группы принципов, одна из которых свойственна налоговому контролю в целом, а другая связана с особенностями именно предпроверочного анализа.

Охарактеризуем те принципы, которые свойственны налоговому контролю в целом:

  • принцип законности подразумевает строгое соблюдение налоговыми органами предписаний законодательства о налогах и сборах в ходе предпроверочного анализа;
  • принцип объективности результатов предполагает, что выводы по результатам предпроверочного анализа должны быть обоснованными и подтвержденными соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию;
  • принцип планомерности подразумевает, что предпроверочный анализ, как и любая контрольная деятельность, должен быть спланирован и подготовлен;
  • принцип соблюдения налоговой тайны означает, что в ходе предпроверочного анализа налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну.

Исходя из сущности и цели предпроверочного анализа, дадим общую характеристику его специфическим принципам:

Предлагаемая методика проведения предпроверочного анализа предусматривает четыре этапа.

Этап I. Анализ информационной базы о налогоплательщике, имеющейся в распоряжении налогового органа, оценка ее полноты, сбор и анализ недостающих сведений

Имеется в виду анализ всей информации о налогоплательщике, находящейся в распоряжении налогового органа, в том числе поступившей из внешних источников.

В целом информацию из внутренних и внешних источников можно сгруппировать для целей предпроверочного анализа следующим образом:

  • информация о налогоплательщике, содержащаяся в различных информационных ресурсах налоговых органов (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ПИК «НДС» и т.д.);
  • сведения о налогоплательщике, полученные на основе заключенных межведомственных соглашений или по запросам в различные государственные и иные сторонние организации, располагающие подобной информацией (органы внутренних дел, таможенные органы, лицензирующие и регистрирующие органы и др.);
  • «сигнальная» информация о налогоплательщике, полученная из внешних источников в инициативном порядке (от контролирующих органов, от сотрудников, акционеров и участников организаций и т.п.);
  • информация о налогоплательщике, его взаимозависимых лицах и основных контрагентах, содержащаяся в СМИ и сети Интернет;
  • выписки банков по счетам налогоплательщика, полученные в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ;
  • результаты истребований документов, проведенных в рамках камеральных проверок, а также по поручениям иных налоговых органов при налоговых проверках контрагентов;
  • результаты предыдущих камеральных и выездных налоговых проверок, решения судебных органов по ним.

Примечание. С 1 января 2007 г. налоговые органы могут в ходе предпроверочного анализа истребовать информацию относительно конкретной сделки налогоплательщика в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ.

В первую очередь проводится анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика, включающий:

В рамках анализа финансово-экономической деятельности налогоплательщика на основании информации, поступающей из внешних источников, а также информации, содержащейся в информационных базах данных налогового органа, проводится проверка наличия земельных объектов, транспортных средств, объектов недвижимого имущества. При этом устанавливаются:

  • превышение площади земельных участков по данным земельного комитета над данными декларации по земельному налогу;
  • превышение количества транспортных средств по данным ГИБДД над данными декларации по транспортному налогу;
  • полнота обложения налогом на имущество объектов недвижимого имущества.

Кроме того, отдельно проводится анализ в отношении каждого уплачиваемого налогоплательщиком налога.

Первостепенное значение в ходе предпроверочного анализа должно придаваться анализу выписок банков по счетам налогоплательщика, полученных в соответствии со ст. 86 НК РФ. При этом особо должны настораживать:

  • перечисления за приобретенные товары, работы, услуги денежных средств в крупных размерах или округленных суммах;
  • поступления денежных средств в крупных размерах, в этот же или на следующий день перечисленные в той же сумме на другой расчетный счет.

Анализ выписок по банковским счетам позволяет налоговым органам в ходе предпроверочного анализа составить схему движения финансовых потоков налогоплательщика, выявить его основных поставщиков и покупателей, оценить характер проведенных хозяйственных операций на соответствие видам деятельности, заявленным в учредительных документах, установить разовые и непрофильные сделки, определить источники финансирования налогоплательщика.

Изменения в часть первую НК РФ позволили налоговым органам с 1 января 2007 г. использовать вне рамок налоговых проверок, а значит и в ходе предпроверочного анализа, такой инструмент налогового контроля, как истребование информации относительно конкретной сделки налогоплательщика в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих данной информацией. При этом контрагенты для истребования такой информации могут быть выявлены налоговыми органами на основе анализа выписок по банковским счетам, полученных в соответствии со ст. 86 НК РФ. Сделки, о которых возможно истребовать информацию, определяются по содержанию банковских операций налогоплательщика.

Особое внимание следует уделять изучению схемы ведения налогоплательщиком бизнеса и выявлению контрагентов — потенциальных участников схем уклонения от налогообложения.

Анализ практики налоговых органов и многочисленной общедоступной литературы о схемах ухода от уплаты налогов позволяет выделить четыре основные группы контрагентов — потенциальных участников таких схем:

  • взаимозависимые с налогоплательщиком лица;
  • фирмы-«однодневки» или посредники между налогоплательщиком и фирмой-«однодневкой»;
  • организации с признаками «анонимных» структур. К таким признакам относятся: регистрация по несуществующим адресам или адресам «массовой» регистрации; регистрация на физических лиц, умерших либо утерявших паспорт; учредитель и руководитель являются лицами, зарегистрированными в другом регионе; наличие «массового» учредителя или «массового» руководителя;
  • офшорные структуры.

Выявление контрагентов — потенциальных участников схем ухода от уплаты налогов проводится на основе анализа данных информационных ресурсов налоговых органов.

Читайте так же:  Налог на имущество уменьшает усн

Все контрагенты анализируемого налогоплательщика в обязательном порядке отслеживаются на предмет наличия у них признаков фирм-«однодневок» и «анонимных» структур, а также признаков взаимозависимости. По выявленным контрагентам с подобными признаками посредством работы с информационными ресурсами определяется участие учредителя (руководителя) организации-контрагента в других организациях. Кроме того, следует провести тщательный анализ всех разовых и непрофильных сделок.

Наибольший интерес для целей анализа представляют контрагенты налогоплательщика, одновременно являющиеся взаимозависимыми с ним лицами. В целях наиболее полного анализа информации о выявленных взаимозависимых лицах налоговым органам рекомендуется произвести поиск рекламных материалов о взаимозависимых лицах в сети Интернет. При этом отсутствие рекламных предложений в сети Интернет повышает вероятность создания взаимозависимых лиц исключительно с целью участия в схемах уклонения от налогообложения. В случае наличия рекламных предложений указанные в рекламе цены и условия сделок могут использоваться для анализа сделок с взаимозависимыми лицами.

При изучении сделок с поставщиками принимаются во внимание результаты истребований документов (информации) у проверяемого налогоплательщика по поручениям иных налоговых органов.

Этап II. Анализ доходов и стоимости имущества должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя)

Задачей данного этапа является оценка реальных возможностей приобретения должностным лицом имущества на задекларированные доходы. С этой целью анализируются:

  • сумма доходов должностного лица и ее доля в общей сумме доходов организации;
  • среднемесячная заработная плата должностного лица в проверяемой организации;
  • наличие иных источников дохода (и суммы доходов) должностного лица (в том числе от иных работодателей или от предпринимательской деятельности);
  • расчетный среднемесячный доход должностного лица с учетом иных источников дохода;
  • сведения об имуществе должностного лица, приобретенном в анализируемом периоде;
  • соответствие стоимости приобретенного должностным лицом имущества его доходам.

Указанный анализ проводится на основе сведений, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов.

Выявление случаев несопоставимости стоимости имущества, приобретенного должностным лицом организации, сумме полученных им доходов (с учетом иных источников дохода) является косвенным индикатором возможного наличия у такого должностного лица доходов, скрытых от налогообложения.

В аналогичном порядке анализируются доходы индивидуального предпринимателя.

Этап III. Выявление «критических» точек налогового контроля и уточнение суммы предполагаемых доначисленных платежей

«Критические» точки налогового контроля («точки контроля») — это хозяйственные операции налогоплательщика, при реализации которых риск совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений особенно велик.

Предпроверочный анализ – фактор повышения эффективности налоговых проверок

Представляется, что в качестве таковых могут рассматриваться:

  • сделка с организацией, имеющей признаки фирмы-«однодневки»;
  • сделка с организацией, имеющей признаки «анонимных» структур;
  • сделка с взаимозависимым лицом;
  • разовая сделка;
  • непрофильная сделка;
  • хозяйственная операция налогоплательщика, экономическая обоснованность которой вызывает определенные сомнения и т.п.

Этап IV. Определение перспективных направлений и выработка оптимальной стратегии предстоящей выездной налоговой проверки

Оптимальная стратегия проведения проверки предполагает рациональное использование всех необходимых методов контроля. Поэтому на данном этапе налоговыми органами должны планироваться методы налогового контроля, необходимые для исследования конкретных перспективных направлений предстоящей выездной проверки. Выбор методов во многом зависит от общего уровня организации контрольной работы в налоговом органе, характера выявленных «точек контроля» и предполагаемых налоговых правонарушений.

Общепринятыми требованиями к контрольным процедурам, осуществляемым в ходе предпроверочного анализа, являются их эффективность в части обнаружения предполагаемых налоговых нарушений и рациональность при осуществлении.

Вместе с тем полагаем, что об эффективности предпроверочного анализа конкретного налогоплательщика можно судить не только по выявленным предполагаемым нарушениям налогового законодательства в количественном и суммовом выражении, но и по степени изученности экономических условий деятельности налогоплательщика.

Понять, может ли налогоплательщик при декларируемых финансовых результатах осуществлять свою деятельность в нормальном режиме и реализуется ли налогоплательщиком основная цель предпринимательской деятельности — получение прибыли, а если нет — в чем заключается выгода учредителей от существования убыточной или низкорентабельной организации, — вот, на наш взгляд, одна из основных задач предпроверочного анализа, решению которой в значительной степени способствует предлагаемая методика.

Предпроверочный анализ

Одной из важнейших частей планирования выездных налоговых проверок является предпроверочный анализ деятельности конкретного налогоплательщика.

Предпроверочный анализ финансово-экономической деятельности налогоплательщиков представляет собой комплекс проводимых налоговым органом мероприятий по анализу документов (информации) о налогоплательщике и иных аналогичных налогоплательщиках, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов, по сбору и анализу необходимых для данной проверки дополнительных документов (информации) о деятельности налогоплательщика, в том числе связанной с иными лицами, в целях разработки общей стратегии предстоящей выездной налоговой проверки и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему контрольных мероприятий, а также обеспечения иных необходимых условий для эффективного проведения проверки.

Предпроверочный анализ является неотъемлемой частью процесса подготовки выездных налоговых проверок и проводится по налогоплательщице кам, включенным в план проведения выездных налоговых проверок в целях определения приоритетных направлений данной проверки. Предпровероч- ный анализ проводится в отношении налогоплательщиков, которые были отобраны для включения в план выездных налоговых проверок на основании соответствующих критериев отбора и в результате предварительного предпроверочного анализа.

Предпроверочный анализ заключается:

  • • в выборе области налогообложения предстоящей проверки, касающейся расчетов тех или иных налогов, необходимых для данной проверки;
  • • обосновании выявленных по результатам камеральной проверки ошибок у налогоплательщика;
  • • контроле исправления ошибок налогоплательщиком, выявленных у него предыдущей выездной проверкой;
  • • анализе информации о наличии сигналов о нарушении налогового законодательства у налогоплательщика от регистрирующих органов или от других налогоплательщиков;
  • • выявлении реальных налоговых нарушений у налогоплательщика за проверяемый период.

Предпроверочный анализ обычно охватывает трехлетний период, предшествующий году проведения проверки, и может проводиться как в отношении отдельных налогоплательщиков, так и в отношении определенных взаимосвязанных между собой налогоплательщиков (групп налогоплательщиков).

В ходе проведения предпроверочного анализа обычно выделяются следующие основные этапы.

  • • сбор и обработка информации о налогоплательщике или группе налогоплательщиков;
  • • анализ группы, в которую входит планируемый к проверке налогоплательщик;
  • • анализ результатов контрольной работы, проведенной в отношении налогоплательщика, а также соответствующей группы;
  • • проведение подготовительных мероприятий налогового контроля;
  • • анализ показателей финансово-экономической деятельности налогоплательщика, соответствующей группы, а также налогоплательщиков, осуществляющих аналогичные виды экономической деятельности;
  • • формирование выводов и предложений по результатам проведенного анализа, а также оформление результатов предпроверочного анализа.

В результате проведения предпроверочного анализа обеспечивается:

Результатом проведения предпроверочного анализа должно являться формирование программы выездной налоговой проверки

[1]

На основании выводов, сделанных по результатам предпроверочного анализа, формируются предложения по включению тех или иных позиций в программу выездной налоговой проверки.

Читайте так же:  Как забрать накопительную часть пенсии единовременно

Основные направления работы, подлежащие включению в программу выездной налоговой проверки, выглядят следующим образом:

ОТБОР НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ДЛЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК, ПРЕДПРОВЕРОЧНЫЙ АНАЛИЗ

В результате освоения материала главы 3 студент должен:

  • • критерии отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, используемые налоговыми органами;
  • • основные положения Концепции системы планирования выездных налоговых проверок;

• применять на практике общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок;

• основами методики организации и проведения предпроверочного анализа.

Принципы отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок

Основными принципами, определяющими основы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, являются принципы:

  • законности, состоящий в необходимости неукоснительного соблюдения должностными лицами налоговых органов при осуществлении отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, требований законодательства РФ;
  • комплексности, предполагающий использование при проведении анализа всего информационного массива данных (баз данных) о налогоплательщиках;
  • целенаправленности, предполагающий направленность проводимого анализа на получение максимума полезной информации, которая может быть использована при проведении мероприятий налогового контроля;
  • объективности, выражающийся в том, что анализ должен являться результатом тщательно проведенной работы, основываться на достоверной информации и обеспечивать объективность оценки состояния финансово- экономической деятельности налогоплательщика и возможном наличии нарушений им законодательства о налогах и сборах;
  • полноты охвата, заключающийся в необходимости обеспечения охвата проверкой соответствия определенным установленным критериям отбора для выездного контроля всех налогоплательщиков, состоящих на учете в отдельном налоговом органе.

Предпроверочный анализ компании

Проведение предпроверочного анализа является обязательным этапом выездной налоговой проверки, благодаря которому налоговые инспекторы перед посещением компании уже знают, где искать нарушения, и предполагают размер доначислений

Перед открытием выездной налоговой проверки контролеры проводят большую работу по предпроверочному анализу компании. Анализируют всю информацию, которой располагает инспекция, как внутреннюю, так и внешнюю. Получается, что инспекторы, еще не начиная выездную проверку, имеют обширные сведения о деятельности компании, ее финансовых потоках, возможных нарушениях, рентабельности, а также платежеспособности.

Предпроверочный анализ и сроки проверки

Выездную налоговую проверку проводят на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой службы. Срок проведения выездной проверки исчисляют со дня вынесения решения о назначении и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Однако срок предъявления компании решения о проведении выездной налоговой проверки Налоговым кодексом не установлен (письмо Минфина России от 17.02.2016 № 03-02-07/1/8635).

Составление решения о проведении проверки еще не значит, что его вручат проверяемой фирме день в день. Сначала инспекторы направят запросы по интересующим контрагентам, их директорам, в нотариальные палаты и другие службы, у которых может быть полезная информация по проверяемой компании. И только когда инспектору будет необходимо попасть на территорию налогоплательщика и посмотреть или собрать необходимые документы для написания акта проверки, вручают решение о проведении проверки. Вместе с решением выставляют требование о представлении документов для проверки. Исполнить его фирма обязана в течение 10 рабочих дней с момента получения (абз. 1 п. 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). То есть, выходя непосредственно в компанию, контролеры знают, где искать нарушения, в каких суммах, какие документы нужны.

Проведение предпроверочного анализа: сбор информации

Сведения берут из налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, проведенных встречных или камеральных проверок, изучают материалы прошлых выездных проверок. В отчетности как бухгалтерской, так и налоговой особое внимание привлекут убытки компании, расхождения между данными декларации по прибыли и бухгалтерского баланса. В частности, если в бухотчетности доходы превышают доходы по налоговым данным или расходы в декларации по прибыли будут больше бухгалтерских расходов.

В ходе предпроверочного анализа также сравнят налогооблагаемые доходы в декларациях по НДС и налогу на прибыль. Насторожат значительные суммы вычетов по НДС. В каждом регионе установлена своя безопасная доля вычетов по НДС. А вот возмещение налога в любом случае будет являться одной из точек контроля.

Для предпроверочного анализа информацию также берут на просторах интернета, из жалоб сотрудников и бывших работников, конкурентов, по наводке госслужб (ПФР, ФСС России, полиции, таможни, миграционной службы, лицензирующих и регистрирующих органов и т.д.).

Выписки банка по счетам компании помогают понять, на какие расходы следует обратить особое внимание и каких контрагентов следует проверить на наличие признаков однодневки. Контролеры могут на глаз определить, каким контрагентам из выписки следует уделить особое внимание. Так, их заинтересуют фирмы, у которых пятая цифра в ИНН большая. Например, ИНН — 7725788451, из которых 77 — это регион, 25 — принадлежность к инспекции, а остальные цифры произвольны, 7 говорит о том, что компания сравнительно недавно стала на учет, а это значит, что, скорее всего, у нее не было налоговых проверок. Далее обратят внимание на сумму перечислений — обычно однодневкам перечисляют круглые суммы, например 145 000 рублей, а не 145 513,20 рубля. Смотрят назначение платежа — написано коротко или с указанием наименования товара и отсылки на договор. Первый вариант сразу попадает под контроль. Во втором варианте смотрят, перекликаются ли купленные товары с заявленной деятельностью проверяемой компании. Так, вряд ли организация по производству шин будет закупать стеклотару и т.п.

Предпроверочный анализ уделяет внимание и большинству оказываемых услуг для проверяемого налогоплательщика, поскольку фактическое оказание работ или услуг сложнее доказать, чем наличие купленного товара. Привлекут внимание и разовые сделки на крупные суммы. Особенно если их перечисляют полностью в этот же или на следующий день.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Директоров предполагаемых фирм-однодневок пригласят на опрос.

Декларации и выписки анализируют на предмет наличия скрытых доходов и завышенных сумм расходов. Кроме того, банковская выписка о компании на УСН сможет рассказать, не было ли превышения предельного размера доходов. Привлечет внимание наличие сумм с выделенной суммой НДС.

Смотрят среднемесячную зарплату, рассчитывая из справок 2-НДФЛ, сверяют их с зарплатой, указанной в размещенных открытых вакансиях. Теперь появилась возможность более детально контролировать уплату НДФЛ с различных выплат посредством нового квартального расчета 6-НДФЛ. Пригласят на опросы бывших работников для установления реальных сумм зарплат.

[2]

В случае наличия лицензируемой деятельности направят запрос о подтверждении действия лицензии, нотариальные палаты могут удостоверить наличие заверения сделки, при импорте или экспорте могут направить запросы в таможенные органы.

Читайте так же:  Выход на пенсию по инвалидности 3 группы

Предпроверочный анализ помогает рассчитать сумму доначислений

Может, это и покажется странным, но, выходя на проверку, контролер уже предполагает сумму, которую можно доначислить компании.

Суммы доначислений могут складываться в том числе из расхождения между отраженными доходами в бухотчетности и декларации по прибыли и декларации по НДС.

Поэтому бухгалтеру следует подготовить объяснения: например, расхождения возникают из-за различных правил учета доходов и расходов для бухгалтерских и налоговых целей либо часть оборотов не облагается НДС и т.д.

Далее смотрят отклонение показателя рентабельности фирмы от среднеотраслевых (Приложение № 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]). Если рентабельность ниже, то чиновники рассчитывают, сколько фирме нужно доначислить, чтобы вывести ее на среднеотраслевой уровень. Так, рентабельность проданных товаров считают как отношение прибыли от продажи к себестоимости проданных товаров. Рентабельность активов — соотношение прибыли и стоимости активов организаций.

Расчет предполагаемых доначислений проводится и в зависимости от показателя налоговой нагрузки компании. Она не должна быть ниже среднего уровня по конкретной отрасли (Приложение № 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]). Рассчитывают ее как отношение суммы уплаченных налогов и выручки компании.

Основным нарушением остаются фирмы-однодневки. Поэтому расходы, суммы НДС по предполагаемым контрагентам-однодневкам включат в доначисления в результате предпроверочного анализа. Также сюда попадут и расходы, не свойственные деятельности компании.

Благодаря проведению предпроверочного анализа налоговики избегают низкорезультативных проверок, упрощают проверку «выездникам» и уменьшают время фактического пребывания проверяющих на территории налогоплательщика.

Перед открытием выездной налоговой проверки контролеры проводят большую работу по предпроверочному анализу компании. Анализируют всю информацию, которой располагает инспекция, как внутреннюю, так и внешнюю. Получается, что инспекторы, еще не начиная выездную проверку, имеют обширные сведения о деятельности компании, ее финансовых потоках, возможных нарушениях, рентабельности, а также платежеспособности.

Предпроверочный анализ и сроки проверки

Выездную налоговую проверку проводят на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой службы. Срок проведения выездной проверки исчисляют со дня вынесения решения о назначении и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Однако срок предъявления компании решения о проведении выездной налоговой проверки Налоговым кодексом не установлен (письмо Минфина России от 17.02.2016 № 03-02-07/1/8635).

Составление решения о проведении проверки еще не значит, что его вручат проверяемой фирме день в день. Сначала инспекторы направят запросы по интересующим контрагентам, их директорам, в нотариальные палаты и другие службы, у которых может быть полезная информация по проверяемой компании. И только когда инспектору будет необходимо попасть на территорию налогоплательщика и посмотреть или собрать необходимые документы для написания акта проверки, вручают решение о проведении проверки. Вместе с решением выставляют требование о представлении документов для проверки. Исполнить его фирма обязана в течение 10 рабочих дней с момента получения (абз. 1 п. 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). То есть, выходя непосредственно в компанию, контролеры знают, где искать нарушения, в каких суммах, какие документы нужны.

Проведение предпроверочного анализа: сбор информации

Сведения берут из налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, проведенных встречных или камеральных проверок, изучают материалы прошлых выездных проверок. В отчетности как бухгалтерской, так и налоговой особое внимание привлекут убытки компании, расхождения между данными декларации по прибыли и бухгалтерского баланса. В частности, если в бухотчетности доходы превышают доходы по налоговым данным или расходы в декларации по прибыли будут больше бухгалтерских расходов.

В ходе предпроверочного анализа также сравнят налогооблагаемые доходы в декларациях по НДС и налогу на прибыль. Насторожат значительные суммы вычетов по НДС. В каждом регионе установлена своя безопасная доля вычетов по НДС. А вот возмещение налога в любом случае будет являться одной из точек контроля.

Для предпроверочного анализа информацию также берут на просторах интернета, из жалоб сотрудников и бывших работников, конкурентов, по наводке госслужб (ПФР, ФСС России, полиции, таможни, миграционной службы, лицензирующих и регистрирующих органов и т.д.).

Выписки банка по счетам компании помогают понять, на какие расходы следует обратить особое внимание и каких контрагентов следует проверить на наличие признаков однодневки. Контролеры могут на глаз определить, каким контрагентам из выписки следует уделить особое внимание. Так, их заинтересуют фирмы, у которых пятая цифра в ИНН большая. Например, ИНН — 7725788451, из которых 77 — это регион, 25 — принадлежность к инспекции, а остальные цифры произвольны, 7 говорит о том, что компания сравнительно недавно стала на учет, а это значит, что, скорее всего, у нее не было налоговых проверок. Далее обратят внимание на сумму перечислений — обычно однодневкам перечисляют круглые суммы, например 145 000 рублей, а не 145 513,20 рубля. Смотрят назначение платежа — написано коротко или с указанием наименования товара и отсылки на договор. Первый вариант сразу попадает под контроль. Во втором варианте смотрят, перекликаются ли купленные товары с заявленной деятельностью проверяемой компании. Так, вряд ли организация по производству шин будет закупать стеклотару и т.п.

Предпроверочный анализ уделяет внимание и большинству оказываемых услуг для проверяемого налогоплательщика, поскольку фактическое оказание работ или услуг сложнее доказать, чем наличие купленного товара. Привлекут внимание и разовые сделки на крупные суммы. Особенно если их перечисляют полностью в этот же или на следующий день.

Директоров предполагаемых фирм-однодневок пригласят на опрос.

Декларации и выписки анализируют на предмет наличия скрытых доходов и завышенных сумм расходов. Кроме того, банковская выписка о компании на УСН сможет рассказать, не было ли превышения предельного размера доходов. Привлечет внимание наличие сумм с выделенной суммой НДС.

Читайте так же:  Размер пенсии по достижению 80 лет

Смотрят среднемесячную зарплату, рассчитывая из справок 2-НДФЛ, сверяют их с зарплатой, указанной в размещенных открытых вакансиях. Теперь появилась возможность более детально контролировать уплату НДФЛ с различных выплат посредством нового квартального расчета 6-НДФЛ. Пригласят на опросы бывших работников для установления реальных сумм зарплат.

В случае наличия лицензируемой деятельности направят запрос о подтверждении действия лицензии, нотариальные палаты могут удостоверить наличие заверения сделки, при импорте или экспорте могут направить запросы в таможенные органы.

Предпроверочный анализ помогает рассчитать сумму доначислений

Может, это и покажется странным, но, выходя на проверку, контролер уже предполагает сумму, которую можно доначислить компании.

Суммы доначислений могут складываться в том числе из расхождения между отраженными доходами в бухотчетности и декларации по прибыли и декларации по НДС.

Поэтому бухгалтеру следует подготовить объяснения: например, расхождения возникают из-за различных правил учета доходов и расходов для бухгалтерских и налоговых целей либо часть оборотов не облагается НДС и т.д.

Далее смотрят отклонение показателя рентабельности фирмы от среднеотраслевых (Приложение № 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]). Если рентабельность ниже, то чиновники рассчитывают, сколько фирме нужно доначислить, чтобы вывести ее на среднеотраслевой уровень. Так, рентабельность проданных товаров считают как отношение прибыли от продажи к себестоимости проданных товаров. Рентабельность активов — соотношение прибыли и стоимости активов организаций.

Расчет предполагаемых доначислений проводится и в зависимости от показателя налоговой нагрузки компании. Она не должна быть ниже среднего уровня по конкретной отрасли (Приложение № 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]). Рассчитывают ее как отношение суммы уплаченных налогов и выручки компании.

Основным нарушением остаются фирмы-однодневки. Поэтому расходы, суммы НДС по предполагаемым контрагентам-однодневкам включат в доначисления в результате предпроверочного анализа. Также сюда попадут и расходы, не свойственные деятельности компании.

Благодаря проведению предпроверочного анализа налоговики избегают низкорезультативных проверок, упрощают проверку «выездникам» и уменьшают время фактического пребывания проверяющих на территории налогоплательщика.

Планирование выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков

«Налоговый вестник», 2009, N 6

В этой статье приводится рекомендуемая сотрудникам налоговых органов стратегия подготовки к налоговой проверке крупнейших налогоплательщиков и даны рекомендации для добросовестных налогоплательщиков о том, как подготовиться к проверке, на что обратить внимание, какие часто встречающиеся недоработки можно устранить и какие ошибки исправить в ожидании проверки.

Рекомендации для проверяющих

Исследование проблем, связанных с низкими показателями выигрыша налоговыми органами споров в судах и эффективности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков (в статье рассматриваются на примере нефтегазовой отрасли), показало, что действенность налогового контроля напрямую зависит от тщательного предпроверочного анализа и предварительных тематических выездных налоговых проверок.

Уменьшение доначислений по результатам выездных налоговых проверок в основном обусловлено сложившейся арбитражной практикой. При этом по статистике, приведенной в одном из интервью с председателем 11-го судебного состава Арбитражного суда г. Москвы А.А. Гречишкиным, 70 — 80% исков выигрывают налогоплательщики. И так происходит не потому, что судьи предвзято относятся к представителям налоговых органов. Дело обстоит куда проще: инспекции ФНС, как правило, выносят решения, не основанные на нормах налогового права. Несколько иначе, но также не блестяще складывается ситуация по межрегиональным инспекциям.

Что же касается налогоплательщиков, то крупнейшие компании, в частности нефтегазовые, ежегодно на законных основаниях осуществляют расходы на устранение возможных налоговых ошибок и их последствий. В структуре нефтегазовых холдингов материнской компанией как инвестором организована система внутреннего контроля и аудита финансово-хозяйственной деятельности дочерних и зависимых компаний в рамках контроля за реализацией и финансированием инвестиционных проектов, реализуемых силами дочерних компаний, выполняющих функции заказчика. Это также позволяет исключить и/или минимизировать налоговые риски. Кроме того, в рамках подготовки консолидированной отчетности по финансово-хозяйственной деятельности холдинга ежегодно осуществляется независимый аудит финансовой отчетности входящих в него компаний.

Выездные налоговые проверки конкретных крупнейших налогоплательщиков проводятся, как правило, один раз в два года . При этом учитываются возможности соответствующих отделов межрегиональных инспекций и необходимость обеспечения сплошного контроля за весь период деятельности организации. Такая практика сложилась из-за временных ограничений на проведение выездной налоговой проверки, установленных ст. 89 Налогового кодекса РФ: проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения проверки.

Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение». — М.: Омега-Л, 2005. 408 с.

Точность оценки налогового потенциала каждого крупнейшего налогоплательщика зависит от информированности налоговой администрации уже на предпроверочной стадии о характере производственных и финансово-экономических отношений внутри интегрированного формирования. Налоговым органам необходимо определить вид интегрированного формирования с учетом внутренних связей и возможные для применения ими схемы и методы минимизации налоговых платежей.

Информацией для установления типа холдинга и характера финансовых отношений внутри него могут служить:

  • учредительные документы;
  • доверенности руководителей входящих в него компаний;
  • договоры между компаниями холдинга.

Кроме того, необходимо проанализировать основные виды налогов, уплачиваемых головной организацией и ее структурами. Это поможет выявить методы и схемы минимизации налоговых платежей, которые могут быть применены в данном интегрированном формировании.

К возможным методам и схемам минимизации налоговых платежей по налогам на прибыль организаций и добавленную стоимость могут быть отнесены:

  • применение трансфертных цен во взаиморасчетах между организациями внутри холдинга;
  • взаимодействие с компаниями, имеющими признаки фирм-однодневок;
  • перераспределение налоговых убытков между взаимозависимыми организациями;
  • выбор вариантов учетной бухгалтерской и налоговой политики;
  • построение длинной и разветвленной цепи фиктивных контрагентов товарного оборота, в том числе с участием агентских соглашений и движения векселей.

В ходе подготовительной работы сотрудники инспекции могут выполнить анализ финансовой отчетности по каждому крупнейшему налогоплательщику, включая динамику и структуру основных финансовых показателей во времени, трендовый анализ, расчет относительных показателей (коэффициентов), сравнительный анализ показателей отчетности в целом по интегрированному формированию и по организациям, входящим в его состав.

Необходимо проанализировать информацию из внешних источников, в том числе имеющуюся в Интернете, с целью получения сведений о развитии и финансово-хозяйственной деятельности компании-налогоплательщика: о выпуске им ценных бумаг, об осуществляемых капитальных вложениях на приобретение объектов основных средств и на строительство (реконструкцию) крупных производственных объектов, о списании (реализации) производственных объектов и мощностей, а также другую открытую информацию.

Читайте так же:  Размер минимальной пенсии в лнр

Результаты такого анализа позволяют еще до проведения налоговой проверки предварительно выявить «точки контроля», то есть статьи доходов и/или расходов крупнейшего налогоплательщика, где возможно занижение налоговой базы и налоговых платежей. Подтвердить или снять эти подозрения позволяет анализ деклараций налогоплательщика по основным налогам.

На основании собранного информационного массива налоговым органом формируется налоговое досье предприятия, которое используется для проведения предпроверочного анализа налогоплательщика.

Такой анализ, по нашему мнению, представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью выбора обоснованного направления выездной налоговой проверки и определения «точек контроля» для обеспечения ее результативности. Содержание и методика предпроверочного анализа включают два блока: изучение и анализ производственно-экономических показателей организации и анализ величины, структуры и динамики налоговой нагрузки организаций, а также факторов, определяющих ее формирование (рис. 1).

Содержание и последовательность предпроверочного анализа

Рассмотрим первый блок предпроверочного анализа на примере нефтегазовой отрасли. Вот его основные этапы:

а) уровня и динамики финансовых, налоговых и экономических показателей;

б) изменения структуры бухгалтерского баланса и прочей информации, полученной из бухгалтерской отчетности (изменения в составе и размещение активов, движение и амортизация основных средств, изменение дебиторской задолженности, наличие и движение оборотных средств, движение денежных средств, структура финансовых ресурсов, изменение кредиторской задолженности, наличие собственных оборотных средств);

в) показателей ликвидности баланса, финансовой устойчивости, рентабельности, платежеспособности и кредитоспособности организации в динамике по сравнению с предыдущим периодом.

В ходе углубленного финансового анализа деятельности организации решаются следующие задачи:

  • оценка уровней и динамики основных финансово-экономических показателей;
  • анализ взаимоувязки показателей, в ходе которого устанавливается достоверность показателей отчетности;
  • оценка влияния факторов и тенденций на отклонение фактического уровня показателей от уровня предыдущего года;
  • сравнение показателей деятельности анализируемой организации с аналогичными показателями других организаций того же профиля.

В рамках второго блока предпроверочной работы анализируются структура и динамика налоговой нагрузки организаций. Работа включает:

  • анализ величины и динамики налоговой базы и начислений по каждому из администрируемых налогов и факторов, влияющих на ее изменение;
  • анализ уровня и динамики налоговых поступлений и состояния расчетов с бюджетом;
  • анализ показателей, характеризующих уровень налоговой нагрузки на данную организацию.

В этот же блок аналитической работы входит анализ информации о ранее проведенных мероприятиях налогового контроля в отношении данной организации и анализ выявленных правонарушений. Изучаются результаты предыдущих выездных и камеральных проверок. Анализируется динамика показателей налоговых деклараций по основным налогам.

По результатам проведенного предпроверочного анализа необходимо сформировать выводы, включающие оценку обнаруженных ошибок и искажений с точки зрения их существенного влияния на финансовые результаты. С учетом этих результатов составляется программа проверки организации.

Вместе с тем в ходе осуществления предпроверочных мероприятий может отсутствовать необходимость в проведении отдельных этапов по некоторым налогам.

При планировании выездных налоговых проверок кроме учета результатов предпроверочного анализа следует предусмотреть целесообразную последовательность проверки правильности исчисления и уплаты налогов с учетом более полного и максимально эффективного использования информации и экономии времени проверяющих.

Специфическая для нефтегазовой отрасли информация, необходимая для определения объема и стоимости добытых и реализованных полезных ископаемых и продуктов их переработки, наиболее полно должна быть проанализирована при проверке правильности исчисления налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ). С учетом полученной информации формируется налоговая база по НДС и налогу на прибыль. Поэтому, по нашему мнению, необходимо, чтобы комплексной выездной налоговой проверке предшествовала тематическая проверка по НДПИ. Суть и преимущества наших предложений по планированию выездных налоговых проверок, предпроверочному анализу, а также по обеспечению доказательственной базы по выявленным налоговым правонарушениям представлены в таблице.

Предложения по планированию выездных налоговых проверок, предпроверочному анализу, а также по обеспечению доказательственной базы по выявленным налоговым правонарушениям

Советы для проверяемых

В целях повышения эффективности налогового администрирования во многих странах стремятся улучшить обслуживание налогоплательщиков, строят отношения с ними на принципах сотрудничества и доверия. Это сотрудничество становится возможным при создании атмосферы взаимного доверия между налогоплательщиком и администрацией и при условии четкого определения и защиты прав налогоплательщиков.

[3]

Чтобы сложные налоговые системы функционировали эффективно, практикуется некоторая степень сотрудничества налоговых органов с налогоплательщиками. Этого сотрудничества легче добиться, когда налогоплательщики считают систему справедливой, а их основные права четко сформулированы и уважаются.

В Российской Федерации в последнее время произошли значительные изменения во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками. ФНС России на протяжении ряда лет готовила Концепцию планирования выездных налоговых проверок. В процессе ее разработки ФНС России опубликовала на своем сайте 11 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. В октябре 2008 г. был добавлен еще один критерий. Весь список приведен на сайте ФНС России (www.nalog.ru, раздел «Налоговый контроль»).

Однако не все эти 12 критериев актуальны для крупнейших налогоплательщиков. Данная статья не преследует цели раскрыть суть всех указанных критериев (мы их рассмотрим в последующих номерах журнала «Налоговый вестник»), проанализируем только те из них, которые наиболее важны для крупнейших налогоплательщиков.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

По нашему мнению, крупнейшим налогоплательщикам при налоговом планировании и внутреннем налоговом контроле следует «примерять на себя» следующие критерии.

Источники


  1. Миронов, Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Иван Миронов. — М.: Книжный мир, 2015. — 672 c.

  2. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.

  3. Бурлаков, С. А. Крупные сделки юридических лиц. Правовое регулирование / С.А. Бурлаков. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 224 c.
  4. Годунов, Н. Мера ответственности / Н. Годунов. — М.: Юридическая литература, 2017. — 176 c.
Предпроверочный анализ выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here