Представление возражения по акту налоговой проверки

Юридическая информация на тему: "Представление возражения по акту налоговой проверки" с подробными разъяснениями. Мы собрали и систематизировали информацию по теме и предоставили ее в удобном для чтения виде.

ФНС России разъяснила, как подавать возражения на акт налоговой проверки

SergeyNivens / Depositphotos.com

ФНС России рассказала о порядке и сроках направления возражений на акт налоговой проверки. Так, налогоплательщик вправе подать возражения на акт проверки в целом или отдельным положениям в течение месяца со дня его получения. Возражения подают в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки или в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях. При этом налогоплательщик вправе приложить к возражениям документы, в том числе их заверенные копии, которые подтвердят обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4 Налогового кодекса). Сдать возражения можно лично либо через представителя в канцелярию или в окно приема документов налоговой инспекции либо направить по почте.

Перед тем как приступить к процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки, руководитель налогового органа (его заместитель) обязан известить налогоплательщика о времени и месте проведения рассмотрения (абз. 1 п. 2 ст. 101 НК РФ). Если налоговики не известят организацию или ИП, то решение по итогам проверки будет незаконным (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Перед рассмотрением материалов проверки руководитель налогового органа (его заместитель) проверяет явку лица, в отношении которого составлен акт. Если налогоплательщик, извещенный надлежащим образом, не явился на рассмотрение, решение по результатам проверки может быть принято в его отсутствие (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).

Какие документы должны прилагаться к акту налоговой проверки? Узнайте из материала «Акт налоговой проверки» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

В случае явки лица материалы налоговой проверки рассматриваются в присутствии этого лица, а также возражения на акт в случае их наличии. Лицо вправе давать устные пояснения, а также предоставлять подтверждающие его позицию документы.

При ненадлежащем извещении принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки.

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель) налогового органа должен:

объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

установить факт явки лиц, приглашенных для рассмотрения материалов;

в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить его полномочия (доверенность);

разъяснить лицам, присутствующим при рассмотрении, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);

вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, возражений налогоплательщика при их наличии, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из следующих решений:

о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ);

о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);

об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);

о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ);

  • об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ).
  • Если налоговые инспекторы проводили дополнительные мероприятия налогового контроля, то в течение 10 дней со дня истечения срока этих мероприятий можно подать письменные возражения по результатам этих мероприятий в целом или в части (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

    Представление возражения по акту налоговой проверки

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Обзор документа

    Информация Федеральной налоговой службы от 25 мая 2018 г. «Подача возражений на акты налоговых проверок»

    ФНС России проинформировала, что в течение месяца со дня получения акта налоговой проверки в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки или в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, можно представить письменные возражения по акту или его положениям. Возражение подают в канцелярию или в окно приема документов налогового органа либо по почте.

    Приведена форма возражения по акту налоговой проверки.

    Определен порядок рассмотрения возражений и материалов налоговой проверки.

    1. В течение одного месяца со дня получения акта в случае несогласия с фактами, изложенными:

    — В акте налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ),

    — В акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст. 101.4 НК РФ)

    Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

    2. В течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля можно представить письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

    Возражения — это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ), результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101 НК РФ) или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст. 101.4 НК РФ). При явке на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля можно давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы.

    Способы подачи возражений

    — В канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа

    Варианты подачи возражений

    Представители (Глава 4 ст. 27, 29 НК РФ)

    — это представители организации по закону или на основании учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК РФ)

    — это представители физического лица в соответствии с гражданским законодательством (п. 2 ст. 27 НК РФ).

    — это представители, действующие на основании доверенности (ст. 29 НК РФ).

    Процедура подачи возражений на акты налоговых проверок

    Случаи подачи возражений

    В течение одного месяца со дня получения акта в случае несогласия с фактами, изложенными:

    [1]

    — в акте налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ),

    — в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст. 101.4 НК РФ)

    можно представить письменные возражения по указанным акту в целом или по их отдельным положениям.

    Читайте так же:  Можно ли вернуть налог на дом

    Возражения — это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ) или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).

    Кому адресовать возражения

    Возражения направляются в адрес налогового органа, составившего акт.

    Узнать номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции можно с помощью сервиса: «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции»

    Способы подачи возражений

    — В канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа

    Варианты подачи возражений

    Представители (Глава 4 ст. 27, 29 НК РФ)

    — это представители организации по закону или на основании учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК РФ)

    — это представители физического лица в соответствии с гражданским законодательством (п. 2 ст. 27 НК РФ).

    — это представители, действующие на основании доверенности (ст. 29 НК РФ).

    Перед рассмотрением материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа проверяет явку лица, в отношении которого составлен акт.

    В случае явки лица руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает материалы налоговой проверки (или материалы дела) и возражения лица (в случае их наличия).

    В случае неявки лица руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, извещено ли лицо о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

    При надлежащем извещении:

    — в случае если присутствие лица признано обязательным, принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки;

    — в случае если присутствие лица не признано обязательным, принимается решение о рассмотрении материалов налогового контроля в отсутствие указанного лица.

    При ненадлежащем извещении принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки.

    При явке на рассмотрение акта можно давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы.

    [2]

    Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен (п. 3 ст. 101 НКРФ):

    — объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

    — установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;

    — в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;

    — разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);

    — вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

    По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из следующих решений:

    — решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ);

    — о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);

    — об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);

    — о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 Н К РФ);

    — об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НКРФ).

    Наименование налогового органа, составившего

    акт, и адрес его нахождения

    Наименование лица, подающего возражения,

    ИНН (при наличии), адрес места его

    нахождения (места его жительства)

    по акту налоговой проверки

    от «___» __________ 20__ г. N ___

    ________________________________________________________ в отношении

    Наименование налогового органа

    наименование лица, в отношении которого проведена налоговая проверка

    проведена ____________________________ налоговая проверка, по результатам

    которой составлен акт налоговой проверки от __ __________ 20__ г. N ____.

    Налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой

    проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в связи с чем

    на основании пункта 6 статьи 100 части первой Налогового кодекса РФ

    представляет свои возражения по акту налоговой проверки.

    Факты, изложенные в акте налоговой проверки, не соответствуют

    следующим обстоятельствам: ______________________________________________

    (излагаются обстоятельства со ссылками на документы, их подтверждающие)

    Таким образом, выводы проверяющих не соответствуют _________________

    законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению

    налогоплательщика не соответствуют выводы проверяющих)

    Учитывая вышеизложенное, в соответствии со статьями 100, 101

    Налогового кодекса РФ прошу по результатам рассмотрения материалов

    1) вынести решение об отказе в привлечении к ответственности за

    совершение налогового правонарушения;

    2) не доначислять налог и не начислять пени за его несвоевременную

    1. Документы (заверенные надлежащим образом их копии),

    подтверждающие обоснованность возражений.

    2. Документы, подтверждающие полномочия представителя в случае

    подписания возражений представителем по доверенности.

    Должность, Ф.И.О. ___________________ _____________

    ___ ___________ 20__ г.

    Обзор документа

    Разъяснено, что в течение месяца со дня получения акта налоговой проверки в случае несогласия с фактами, изложенными в этом документе или в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, можно предоставить письменные возражения.

    Возражение подают в канцелярию, в окно приема документов либо по почте (лично, через представителя).

    Приведена форма возражения.

    В течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля можно предоставить письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий в целом или в части.

    Возражения направляются в адрес налогового органа, составившего акт. Узнать номер, адрес и реквизиты своей инспекции можно с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

    Перед рассмотрением материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа проверяет явку лица, в отношении которого составлен акт.

    В случае явки лица руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает материалы налоговой проверки (или материалы дела) и возражения лица (в случае их наличия).

    В случае неявки лица руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, извещено ли лицо о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

    При явке на рассмотрение акта можно давать устные пояснения, а также предоставлять подтверждающие документы.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Приведен алгоритм рассмотрения поступивших материалов.

    Подача возражения на акт налоговой проверки

    «Практическая бухгалтерия», 2014, N 8

    Допустим такую ситуацию: организация (либо индивидуальный предприниматель) получила из инспекции акт или решение камеральной (выездной) налоговой проверки с предложением погасить штраф за неуплату или неполную уплату суммы налога (ст. 122 НК РФ). При этом бухгалтер фирмы уверен в том, что налог уплачен полностью и вовремя. Такую спорную ситуацию можно благополучно разрешить, если уделить внимание определенным моментам.

    Акт. В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения проверки сотрудник инспекции по ее окончании должен составить акт. Если бухгалтер не согласен с выводом налогового органа о неуплате обязательных платежей и о применении карательных мер — взыскании штрафа, он вправе в течение одного месяца со дня получения акта представить в инспекцию письменные возражения (п. 5 ст. 101.4, абз. 1 п. 6 ст. 100 НК РФ).

    Читайте так же:  Жалоба на расчет задолженности по алиментам

    Возражения должны быть обоснованны, к ним следует приложить заверенные копии документов, которые подтвердят уплату налога полностью и вовремя (например, платежных поручений, справки о расчетах с бюджетом). При этом в возражениях на акт целесообразно указывать те претензии, которые касаются непосредственно выводов инспекции о неуплате налога полностью или частично.

    Уведомление. Одновременно с актом (или отдельным письмом вслед за актом) должно быть направлено (вручено лично) уведомление о вызове налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки. Под этим уведомлением подразумевается реализация права налогоплательщика на участие в процессе рассмотрения материалов проверки и представления своих возражений.

    Неполучение плательщиком такого уведомления надлежащим образом свидетельствует о нарушении требований п. 14 ст. 101 Налогового кодекса и, как следствие, о наличии оснований для признания решения инспекции незаконным.

    Дата рассмотрения. Необходимо уделить внимание дате, на которую назначено рассмотрение материалов проверки:

    • установлена ли эта дата в разумный срок (дата не должна совпадать с днем получения уведомления или быть позднее этого дня);
    • установлена ли дата в уведомлении вообще.

    При выявлении таких фактов у налогоплательщика есть все шансы оспорить решение инспекции (Постановления ФАС Московского округа от 24.01.2014 N Ф05-17623/2013 по делу N А40-39102/13-91-127, ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.10.2013 по делу N А19-22250/2012).

    Бывают случаи, когда дата рассмотрения назначена, но его время не указано. Что касается такой ситуации, есть судебная практика в пользу налогоплательщика (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.09.2011 по делу N А45-558/2011).

    Также стоит иметь в виду, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании ст. 122 Налогового кодекса, если со следующего дня после окончания налогового периода (в течение которого оно было совершено) и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (ст. 113 НК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 22.02.2011 N 13447/10).

    Возражение на акт налоговой проверки

    Екатерина Гостева
    налоговый консультант

    Если выводы сотрудников ИФНС, отраженные в акте выездной или камеральной проверки, могут негативно сказаться на интересах и безопасности бизнеса, от лица компании составляется возражение. От того, насколько аргументированным и структурированным получится этот документ, зависит степень его влияния на окончательное решение по итогам проверки. Его можно будет обжаловать уже только в налоговом Управлении или суде (см. определение Конституционного суда РФ от 27.05.2010 № 766-О-О).

    Значение возражения на акт налоговой проверки для бизнеса

    Акт налоговой проверки не является финальным документом – он лишь оповещает налогоплательщика о предварительных выводах налоговиков. Поэтому важно изложить позицию собственника бизнеса до предъявления каких-либо требований, влекущих за собой правовые последствия.

    Еще лучше – организовать с помощью экспертов всю финансовую отчетность так, чтобы у инспекторов не возникало претензий на камеральных проверках, а риск назначения выездной проверки сводился к нулю. Предварительное прогнозирование налоговых рисков сэкономит не только ресурсы компании, но и время и нервы ее сотрудников.

    В процессе бухгалтерского обслуживания специалисты 1С-WiseAdvice контролируют уровень налоговой нагрузки клиента, анализируя всевозможные риски и предугадывая наперед возможные действия налоговиков. Мы знаем, что и как проверяет ИФНС: чтобы предотвратить возможные потери бизнеса, наши эксперты согласовывают бухгалтерский учет с налоговым. Вся отчетность клиента тщательно перепроверяется по сотне контрольных соотношений – поэтому даже по итогам самой пристрастной проверки сотрудники ИФНС не смогут сформулировать какие-либо замечания.

    В каких случаях составляется акт налоговой проверки

    Акт составляется как при выездных, так и при камеральных проверках. Но в случае выездных проверок данный документ составляется всегда – поэтому их лучше избежать, чем потом вступать в письменную дискуссию с ИФНС. При камеральных проверках акт имеет место быть, если налоговики нашли нарушения (п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ) – а это при грамотной организации налогового и бухгалтерского учета также можно исключить.

    Акт камеральной налоговой проверки

    По итогам любой камеральной проверки инспекторы делают выводы, нарушил ли налогоплательщик законодательство или нет. Если факты нарушения удалось выявить, сотрудники инспекции в течение 10 дней после окончания проверки составляют акт камеральной проверки (в соответствии с п. 5 ст. 88 и абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ.). Исходя из изложенной в нем информации, руководитель инспекции или уполномоченное лицо выносит решение о том, стоит ли привлекать налогоплательщика к ответственности за совершенное им налоговое правонарушение или нет (п. 1 ст. 101 НК РФ).

    Отсутствие акта является для суда основанием для отмены решения, вынесенного ИФНС по результатам рассмотрения материалов проверки – даже в случае выявления нарушений (п. 14 ст. 101 НК РФ).

    Акт выездной налоговой проверки

    В отличие от предыдущего документа, акт выездной налоговой проверки составляется и в том случае, если никаких нарушений не обнаружено (пп. 1, 3 ст. 100 НК РФ). В противном случае итоговое решение по результатам проверки не может соответствовать нормам законодательства – ведь оно выносится уполномоченным лицом только после рассмотрения всех материалов, относящихся к проверке, в том числе самого акта (п. 1 ст. 101 НК РФ).

    Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен по форме, утвержденной ФНС России в приказе от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (приложение 23), и содержать описание выявленных нарушений и принятого налоговиками решения. Поэтому собственник бизнеса в любом случае должен быть информирован о предварительных выводах ИФНС и иметь возможность составить возражение, в котором выскажет свое видение ситуации.

    При формулировании опровержений важно учесть все нюансы процесса вынесения итогового решения руководством ИФНС, а это под силу только экспертам.

    Срок и порядок подачи возражения

    На подачу возражений Налоговый кодекс отводит 1 месяц со дня получения налогоплательщиком акта проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

    Направить возражения на акт возможно:

    • через канцелярию подразделения налоговой службы;
    • по почте;
    • в электронном виде через специальную форму или личный кабинет на сайте ФНС.

    Выражая свое несогласие с фактами, выводами и предложениями из акта налоговой проверки, лучше приложить копии документов, подтверждающих обоснованность ваших возражений.

    Эксперты 1С-WiseAdvice всегда готовы оказать клиентам всестороннюю экспертную поддержку, обеспечивающую безопасность бизнеса в самых угрожающих условиях. Большая практика составления аргументированных возражений, которые всегда учитывали при вынесении итогового решения по результатам проверки, позволяет нашим специалистам сформировать собственную систему выстраивания взаимоотношений с ИФНС в этом вопросе. Мы не только готовим обоснованные ответы на запросы и требования, даем пояснения, но и боремся за благоприятный для клиента исход по итогам налоговой проверки уже после вынесения решения, в том числе в суде.

    Читайте так же:  Налоговая узнать налог на имущество

    Общие требования к составлению возражения

    Закон не устанавливает конкретную форму для возражения на акт проверки. Статья 139.2 Налогового кодекса предусматривает лишь общие требования к форме и содержанию жалоб, которые можно использовать и при составлении возражений – в бумажном или электронном формате.

    В содержании документа необходимо указать свои данные; реквизиты акта налоговой проверки; в какой именно ФНС подается возражение; перечень оснований, подтверждающих, по мнению налогоплательщика, необоснованность выводов инспекторов; свои требования и предпочитаемый способ получения ответа (почта, электронная почта и т.д.).

    Рекомендуемая структура состоит из трех условных разделов:

    • вводного, в котором необходимо информировать адресата о том, когда и в отношении кого проводилась проверка;
    • описательного – перечня всех нарушений, указанных в акте, и аргументированных возражений на них со стороны налогоплательщика;
    • резолютивного – здесь кроме собственных выводов заявитель может указать на необходимость уведомления его о месте и времени рассмотрения возражений.

    Каждое возражение на обнаруженное нарушение необходимо выделять в отдельный пункт со ссылкой на нормы законодательства, действовавшие на момент проверки. Независимо от характера перечисленных в акте претензий налогоплательщик может ссылаться на смягчающие обстоятельства – они перечислены в п. 1 ст. 112 НК РФ.

    Образец возражения 1C-WiseAdvice

    Эксперты консалтинговой компании 1C-WiseAdvice знают, как именно оградить ваш бизнес от излишнего внимания контролирующих органов. Наш риск-ориентированный подход во многом является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки. Его эффективность обеспечиваем двумя способами: с помощью внутренней автоматизации и регулярного аудита работы наших сотрудников. Наш метод работы позволяет избежать доначислений и санкций (штрафов, пеней) по итогам камеральных и выездных проверок.

    Но если по результатам проверки вы все-таки получили акт, специалисты 1C-WiseAdvice приложат максимум усилий, чтобы предотвратить убытки или свести их к минимуму. Шаблонная форма возражения от ФНС, которая находится в свободном доступе на многих специализированных ресурсах, предусматривает изложение типичных спорных ситуаций с заведомо проигрышной позиции. Одни лишь ссылки на «законы и иные нормативные правовые акты» вряд ли повлияют на итоговое решение уполномоченных лиц, а соответственно, не освободят от ответственности. Не стоит надеяться, что удастся найти явные формальные ошибки в действиях налоговых инспекторов.

    Возражения, составленные экспертами 1С-WiseAdvice, формируют комплексную картину несостоятельности представленных в актах выводов проверяющих. Многолетний опыт, понимание процессов формирования итогового решения «изнутри», оперирование многочисленными ссылками на регулярно меняющуюся судебную практику и разъясняющие письма вышестоящих инстанций позволит нам свести негативные последствия налоговой проверки к минимуму. Кроме того, глубокий анализ необоснованности выводов акта налоговой проверки может стать залогом успешного для вас разрешения спора, если придется составлять иск в суд или жалобу в УФНС.

    Возражения на акт камеральной налоговой проверки — образец

    Возражения на акт камеральной проверки — образец их можно вполне составить самостоятельно. Для этого достаточно учесть несколько факторов, о которых пойдет речь в данной статье.

    Когда следует подавать возражения на акт камеральной проверки

    Если у налогоплательщика есть сомнения в правомерности позиции налогового органа по итогам камеральной проверки, ему следует подать возражения. Причем составлять документ надо обязательно в письменной форме, потому что:

    • так вы демонстрируете серьезность намерений;
    • в другом виде инспекция или управление ФНС его рассматривать не будут;
    • он может понадобиться в суде.

    Естественно, следует подобрать очень убедительные доводы, способные склонить мнение вышестоящей инстанции или суда в вашу сторону.

    Вместе с тем налогоплательщик должен иметь в виду, что подача возражений чревата дополнительными проверками — налоговая инспекция, согласно п. 6 ст. 101 НК РФ, обязана отреагировать на сигнал. Подобная ситуация отражена в нескольких судебных решениях, в частности в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.07.2009 № А58-4792/08, ФАС Московского округа от 09.09.2009 № КА-А40/8644-09 и ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2009 № А56-26710/2008.

    Может случиться так, что налоговые инспекторы в ходе дополнительной проверки найдут еще более серьезные нарушения. Поэтому, подавая возражения на акт камералки, следует еще раз тщательно убедиться в том, что вы правы и все документы в порядке.

    [3]

    В каких ситуациях не стоит подавать возражения на акт камеральной проверки

    Не следует отмечать в возражениях формальные нарушения, допущенные инспекторами, как то: сроки начала и окончания мероприятия, процедурные рамки, неточности в оформлении протокола. Лучше сосредоточиться на сути акта.

    Если же у налогоплательщика есть замечания лишь по формальным поводам, то возражения подавать лучше не стоит. Их можно оставить для обжалования решений, принимаемых по итогам камеральной проверки. В суде таким образом можно будет попытаться дискредитировать акт. Если же сделать это раньше, то налоговый орган устранит недочеты и лишит налогоплательщика аргументов.

    О том, к чему нужно быть готовым при проверке декларации по налогу на прибыль, читайте в материале «Камеральная проверка по налогу на прибыль: как подготовиться?».

    Возражения на акт камеральной налоговой проверки: образец

    В Налоговом кодексе и других законодательных актах нет отдельных требований к оформлению возражений на акт камеральной налоговой проверки. Поэтому налогоплательщик может излагать аргументы в произвольной форме.

    Приведем образец возражения на акт камеральной проверки.

    Налоговый орган в лице старшего налогового инспектора Зайцевой И. И. провел камеральную проверку декларации по НДС, поданной ООО «Омега» за 3 квартал 2017 года. В акте от 18.01.2018 № 18-4/23 Зайцева предлагает доначислить НДС за 3 квартал 2017 года и начислить пени по налогу. Претензии у налоговой инспекции возникли по договору поставки с ООО «Геркон».

    Руководитель, бухгалтер и юрист компании ознакомились с актом и посчитали, что найдут весомые аргументы для убеждения налоговиков в исправлении суммы претензии. В результате был составлен документ — возражение на акт камеральной проверки.

    ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу

    ул. Пулковская, д. 12, литера А

    ИНН 7801378904, КПП 771801991

    196158, г. Санкт-Петербург,

    пр-т Московский, д. 136

    ООО «Омега» на акт камеральной налоговой проверки

    от 18.01.2018 № 18-4/23

    25 января 2018 года Санкт-Петербург

    ИФНС России № 23 по Санкт-Петербургу в лице старшего государственного налогового инспектора И. И. Зайцевой провела камеральную проверку налоговой декларации по НДС ООО «Омега» за 3 квартал 2017 года.

    В составленном инспектором Зайцевой И. И. акте от 18.01.2018 № 18-4/23 нашему обществу предложено оплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 172 800 руб. и начисленные в этой связи пени в сумме 4 354 руб. Помимо этого, общество за допущенное нарушение предлагается привлечь к налоговой ответственности.

    Полагаем, что выводы инспектора Зайцевой И. И. необоснованны по следующим причинам:

    В п. 2.4 оспариваемого акта указано, что сумма вычета в размере 172 800 руб. заявлена неправомерно, поскольку наше общество не получило товар от ООО «Геркон» (ИНН 77876091011 / КПП 778609001). По этой причине не состоялась и реализация данной продукции.

    В подтверждение этому инспектор сослался на тот факт, что товар нашим обществом не оплачен, а контрагент имеет все признаки фирмы-однодневки, зарегистрированной для извлечения неправомерной налоговой выгоды.

    Однако ООО «Омега» способно подтвердить документами реальность и правомерность сделки. На основании приложенных к возражениям документов можно убедиться, что товар в объеме 48 тонн был получен, оприходован на склад, а затем реализован другим контрагентам. Прилагаются следующие документы:

    Кроме того, поясняем, что поставленная продукция действительно не была оплачена в 3 квартале 2017 года, поскольку в п. 4.2 договора поставки срок оплаты указан до 31.12.2017.

    Директор ООО «Омега» Павлов Павлов Е. И.

    Акт камеральной налоговой проверки оформляется налоговиками только в том случае, если при контроле декларации были обнаружены нарушения. Вы можете письменно отправить в инспекцию свои возражения, если сумеете аргументированно обосновать ошибочность выводов, изложенных в акте проверки.

    Читайте так же:  Порядок и способы уплаты налога

    Если аргументов недостаточно, оформлять возражения опасно – они могут спровоцировать дополнительные мероприятия налогового контроля.

    Возражения на акт налоговой проверки

    Что такое возражения на акт налоговой проверки?

    Возражения на акт налоговой проверки — это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки (п. 6 ст.100 НК РФ), результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст.101 НК РФ) или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст.101.4 НК РФ).

    Возражения могут быть поданы следующими способами:

    в канцелярию налогового органа или окно приёма документов налогового органа;

    Сроки написания возражений на акт налоговой проверки

    Налоговые инспекторы провели проверку вашей организации — камеральную либо выездную. Обнаружив нарушения, налоговая инспекция решила привлечь вашу организацию к ответственности, либо доначислить налоги и пени. Но еще до привлечения к налоговой ответстенности налоговый орган обязан выполнить ряд обязательных процедур, в число которых включена процедура по составлению акта налоговой проверки.

    Итак, по окончании проведения любой проверки налоговые инспекторы (при выявлении нарушений) обязаны в установленные сроки составить акт налоговой проверки, где указываются все выявленные ими нарушения. Таким образом, акт налоговой проверки) — это первый итоговый документ, фиксирующий результаты проверки.

    По правилам пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ (далее — НК), акт налоговой проверки должен быть вручен подвергшемуся проверке лицу не позднее чем через пять дней с момента составления акта. Сам же акт оформляется в следующие сроки:

    по результатам камеральной налоговой проверки — в течение 10 дней с момента ее окончания (п. 1 ст. 100 НК РФ);

    по результатам выездной налоговой проверки — в течение двух месяцев с даты составления справки о проведенных мероприятиях.

    Если налогоплательщик не согласен с изложенными в акте фактами, то он может написать свои мотивированные возражения в течение одного месяца, начиная со дня следующего за получением акта налоговой проверки. Порядок представления возражений в налоговый орган един для камеральной и выездной проверок.

    Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, то налоговые органы могут направить акт налоговой проверки по почте заказным письмом. Тогда датой его вручения считается шестой рабочий день, считая со дня отправки письма. При этом дата фактического получения документов значения не имеет.

    При этом доказать факт уклонения от получения акта обязан налоговый орган.

    Если письмо пришло с опозданием, что не позволило компании ознакомиться с материалами проверки и представить возражения на акт, это также может послужить основанием для отмены решения.

    Достаточно часто у налогоплательщика возникнет необходимость ознакомиться с материалами проверки. Налоговый орган (согласно п. 2 ст. 101 НК РФ) не вправе отказать в этом.

    Оформление и содержание возражений

    Возражения составляется в письменной форме — так предписывает статья 139.2 НК, введенная Законом № 153-ФЗ от 02.07.2013. Никаких других требований к этому документу в Налоговом кодексе РФ нет. Статья 139.2 НК определила перечень сведений, которые необходимо отразить жалобе, которые можно применять и к возражениям.

    Хотя требований об изложении возражений на фирменных бланках организаций нормативно и не установлено, можно признать это обычаем делового оборота.

    Сами возражения можно условно разделить на 3 части:

    вводная (самая короткая часть возражений, состоящая, как правило, из 1 – 3 абзацев);

    описательная (основная часть возражений);

    В вводной части излагается информация о самой проверке, основаниях ее проведения, ее фактическом периоде проведения, составе проверяющих, на какой именно акт налоговой проверки составляется возражение, указав дату и номер этого документа. Формулировка при этом может быть следующей:

    «В период с _____ по ____ ИФНС по ______________ району _________ области была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт № ____ от __.__.____.

    По результатам данного акта Обществу (индивидуальному предпринимателю) предложено уплатить недоимку по налогам (сборам) в сумме …, начисленные на нее пени в сумме … , а также штрафы в размере … . Данные предложения основаны на материалах проверки и выводах, отраженных в акте.

    Налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в связи с чем на основании пункта 6 статьи 100 части первой Налогового кодекса РФ представляет свои возражения по акту налоговой проверки. . «.

    В описательной части возражений излагаются все аргументы и доводы налогоплательщика. Здесь можно указывать любые доводы (как бесспорные, так – спорные и сомнительные) – это право налогоплательщика, но для начала необходимо понять, какие нарушения, отраженные в акте, действительно имеют место, а какие – домыслы налоговиков.

    Читайте так же:  Видом налога взимаемого с физических

    Затем – необходимо оценить, будет ли организация оспаривать те замечания, которые действительно имеют место. Это можно сделать путем устранения замечаний, выявленных налоговыми органами, т.е. представить уточненные налоговые декларации, в которых отразить и сумму доначисленного налога, и сумму неучтенных расходов или непринятых вычетов. Все это позволит снизить размер штрафа и пени.

    Кроме того, если компания имеет возможность восстановить недостающие документы или исправить недочеты в имеющихся документах, то об этом также стоит позаботиться и представить исправленные или восстановленные документы вместе с возражениями. В этой части налоговый орган также должен будет снизить размер доначисленного налога с учетом внесенных исправлений.

    Свои доводы лучше излагать подробно с указанием оспариваемого пункта акта и пояснением – почему организация поступила так и не иначе.

    Желательно, чтобы ваши доводы подтверждались ссылками на законы, разъяснения Минфина и ФНС РФ, судебной практикой и документацию самого налогоплательщика (с ее приложением) – с такими аргументами налоговикам спорить будет трудно.

    Также необходимо указать на:

    ошибки в расчетах проверяющих (если таковые имеют место в акте);

    ситуации, связанные с неверной оценкой документов и фактов

    ошибки или искажения, неверную интерпретацию хозяйственных операций налогоплательщика.

    Излагать свои доводы лучше по тексту акта последовательно.


    Все нарушения можно разделить на 2 группы:

    нарушение процесса проведения проверки (т.е. порядка и процедуры ее проведения);

    нарушение норм материального права (т.е. толкование налоговым органом содержания нормативных актов)

    Если организация оспаривает акт налогового органа только в части порядка проведения проверки, то руководитель налогового органа может вынести решение о проведении мероприятий дополнительного контроля, что позволит устранить налоговым органом процедурные упущения. Поэтому лучше составлять возражения на акт налоговой проверки опираясь не только на процессуальные недочеты, но и на те упущения, которые налоговые органы сделали по существу проверки.

    При этом следует помнить, что организация вправе обжаловать решение о привлечении ее к налоговой ответственности в судебном порядке лишь в той части, которая обжаловалась в вышестоящий налоговый орган т.к. только в этом случае будет соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора (такой вывод следует из системного толкования п. 5 ст. 101.2 НК РФ и подп. 2 п. 1 ст. 148 АПК РФ).

    Содержание описательной части возражений может выглядеть так:

    Факты, изложенные в акте налоговой проверки, не соответствуют следующим обстоятельствам: _____________________________ (излагаются обстоятельства со ссылками на документы, их подтверждающие).

    Таким образом, выводы проверяющих не соответствуют __________________ (указываются законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению налогоплательщика, не соответствуют выводы проверяющих

    В резолютивной части возражений подводится итог и указывается общая сумма доначисленных налогов, с которой организация не согласна, с разбивкой по периодам и суммам (или сумма налога, в возмещении которой отказано).

    Формулировка резолютивной части может быть следующей:

    Учитывая вышеизложенное, в соответствии со статьями 100, 101 Налогового кодекса РФ прошу по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки:

    1) вынести решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

    2) не доначислять налог и не начислять пени за его несвоевременную уплату.

    Также в резолютивной части (чтобы не давать лишний повод налоговикам рассмотреть возражения без вас) лучше написать, что организация просит уведомить ее о дате, месте и времени рассмотрении возражений указав при этом контактное лицо, адрес (место нахождения организации), телефон, факс (если эти сведения отличаются от тех, которые указаны на фирменном бланке организации).

    Если к возражениям прикладываются копии подтверждающих документов, то их необходимо перечислить в разделе «Приложения» самих возражений (с указанием названий, реквизитов и количества листов) или составить их опись. Копии должны быть заверены подписью уполномоченного лица и печатью организации. Как разъяснил Минфин РФ в своем письме от 11.05.2012 № 03-02-07/1-122 – заверять надо каждую копию документа, а не их подшивку.

    Возражения, подписанные уполномоченным лицом, направляются в налоговую инспекцию, осуществившую проверку и составившую акт.

    Образец возражений на акт налоговой проверки

    С учетом изложенного возражения на акт налоговой проверки могут выглядеть так:

    Дальнейшие действия по обжалованию результатов налоговой проверки

    С окончанием срока на представление возражений законодатель связывает начало течения срока на рассмотрение налоговым органом материалов проверки.

    Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, об этом прямо указано в п. 4 ст. 101 НК.

    Согласно п. 1 ст. 101 НК акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и по результатам рассмотрения в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК (срока на представление возражений) должно быть принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

    Статья написана и размещена 04 октября 2012 года. Дополнена — 01.09.2013, 29.08.2016, 19.04.2018

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    Источники


    1. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.

    2. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2018. — 352 c.

    3. Панов, А. Б. Административная ответственность юридических лиц / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2013. — 192 c.
    4. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.
    Представление возражения по акту налоговой проверки
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here