Расхождение по налогам с налоговой

Юридическая информация на тему: "Расхождение по налогам с налоговой" с подробными разъяснениями. Мы собрали и систематизировали информацию по теме и предоставили ее в удобном для чтения виде.

Расхождение по налогам с налоговой

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В организации сменился бухгалтер. При сверке с ИФНС установлено, что задолженность по налогу по данным ООО значительно выше задолженности по данным ИФНС. Расхождение появилось более 5 лет назад, найти причину невозможно.
Что делать в такой ситуации? Какие проводки необходимо сделать в бухгалтерском и налоговом учете?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

[1]

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Расхождение по налогам с налоговой

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Налоговая инспекция выставила требование о предоставлении пояснений: — в форме 2 (прибыль до налогообложения) и в налоговой декларации (налогооблагаемая база) — выручка в налоговой декларации на прибыль и выручка в декларации по НДС — выручка от реализации основных средств в форме 4 бухгалтерской отчетности и в налоговой декларации по налогу на прибыль. Требование получено в рамках камеральной проверки декларации по налогу на прибыль по п. 3 ст. 88 НК РФ. Должна ли организация пояснять расхождения (налоговые базы в отчетностях разные)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В силу различия порядка признания доходов и расходов, формирующих бухгалтерскую прибыль до налогообложения и налогооблагаемую прибыль, данные показатели в отчете о финансовых результатах и декларации по налогу на прибыль могут различаться и не могут однозначно свидетельствовать о наличии ошибок или противоречий в декларации по налогу на прибыль.
Вместе с тем при выявлении любых расхождений в отчетности, вызывающих сомнения в правильности исчисления налогов, налоговая инспекция вправе запросить пояснения.
Если же организация считает требования неправомерными, то она вправе оспорить такое требование в установленном порядке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

23 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сверка расчетов организации с налоговой инспекцией

Сверка расчетов производится по инициативе организации (ИП) либо налоговой инспекции. Назначение процедуры: выверить правильность денежных перечислений на предмет отсутствия (наличия) переплат и т. п. Цель — выявить возможные ошибки в работе бухгалтерии. Для этого стороны производят сличение данных по страховым взносам, налогам, сборам. Во внимание берутся также пени, штрафы, неопределенные платежи. Правовую основу процедуры определяют:

  1. НК РФ, ст. 21, п. 5.1 (о праве плательщиков сборов, налогов на проведение совместной выверки расчетов и получение по ее итогам акта).
  2. Приказ ФНС РФ № САЭ-3-01/[email protected] от 09.09.2005 (ред. от 21.01.2013) «Об утверждении Регламента», п. 3 (порядок осуществления выверки расчетов).

По результатам сверки расчетов нередко обнаруживаются ошибки в оформлении платежных документов либо излишне уплаченные суммы. Предпринимая дальнейшие действия, стороны руководствуются ст. 45, п. 7 и ст. 78, п. 8 НК РФ.

Обязательную сверку расчетов инициируют налоговики, если организация (обязанное лицо) снимается с учета, прекращает деятельность либо становится на учет в другой налоговой. Кроме этого, каждый квартал налоговики проводят посредством ТКС выверку расчетов крупнейших плательщиков.

О предстоящих обязательных сверках налоговики уведомляют заранее в письменном виде с указанием даты проведения процедуры. Если в назначенное ими время обязанное лицо не появится, то акт переправляется адресату по почте (Читайте также статью ⇒ Акт сверки взаимных расчетов).

Порядок проведения сверки расчетов с налоговой инспекцией по инициативе организации

Процедура выверки расчетов по инициативе организации проводится при возникающей необходимости и ничем не отличается от стандартной схемы сличения расчетов иных обязанных лиц.

Этапы выверки расчетов по инициативе организации Особенности проведения этапов
Подача заявления организацией (2 экземпляра) Варианты подачи:

отдать лично (через представителя),

послать заказным письмом;

[2]

1 экземпляр остается у налоговиков, второй с отметкой о принятии — у заявителя

Получение акта сверки из налоговой Документ готовится и отправляется заявителю в течение 5 дней после обращения Разбор полученного акта главным бухгалтером (выверка сведений с имеющимися учетными данными в организации) Если несоответствий по результатам сверки нет, то делается пометка на каждой странице документа: «без разногласий»;
Читайте так же:  Подать документы на льготную пенсию

сверенный акт отдается на согласование руководителю организации;

при обнаружении несоответствий ответственное лицо описывает каждое расхождение (раздел 1, графа 4);

выясняются причины расхождений, принимается решение по их корректировке, уточнению платежей

Отправка сверенного акта налоговикам (при необходимости с документами, которые требуются для корректировки выявленных расхождений), завершение процедуры Последовательность действий:

1. Если переданный акт без расхождений, то в налоговой инспекции его прикрепляют к делу организации и на этом процедура считается завершенной.

2. Если от организации пришел акт с разногласиями, то обнаруженные расхождения устраняются ФНС, затем плательщику отправляется новый акт с корректными данными.

3. Обновленный актуальный акт подписывается руководителем организации, после чего отдается в ФНС.

Учет результатов проведенной сверки Все хозяйственные операции, которые имели место по результатам сверок (зачет, возврат излишне уплаченных платежей), отображаются в бухучете организации сообразно установленному порядку

Порядок проведения сверки расчетов по инициативе налоговой инспекции

Последовательность проведения выверки расчетов по инициативе ФНС во многом схожа.

Основные этапы выверки расчетов по инициативе ФНС Пояснения
Отправка налогового уведомления о предстоящей сверке организации В сообщении обязательно указывается даты начала процедуры
Оформление акта сверки ФНС Производится на основании имеющихся у ФНС сведений.
Отправка готового акта в организацию

Обязанное лицо осуществляет сличение полученного акта с имеющимися в организации данными учета Подведение итогов сверки

1. При отсутствии расхождений организация и ФНС подписывают акт, процедура завершается.

2. Если выявлены расхождения, то несоответствия корректируются, актуальный акт подписывается двумя сторонами и передается по назначению.

3. Если несоответствия не ликвидированы, этот факт помечается в акте, после чего документ подписывается и передается по назначению.

Если плательщик не согласен с пометками ФНС по части долгов, несоответствий, он отмечает это в акте и только после этого подписывает. Таким порядком будет зафиксирована позиция «несогласия» организации.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Основные способы сверки расчетов с налоговой инспекцией: преимущества и недостатки

Организации вправе самостоятельно выбирать наиболее приемлемый способ сверки расчетов, который более других подходит ей по специфике деятельности.

Способ сверки расчетов Основные достоинства Недостатки
Стандартный, через подачу заявления на бумажном носителе Личное участие, позволяющее отслеживать весь ход процедуры;

обеспечивает полноту процедуры, оформления итогового акта

Требует больше времени, усилий Дистанционный, посредством ТКС Минимум затрат;

ответ предоставляется на следующий день, создается автоматически;

оптимальный вариант для тех, кто сдает отчетность в электронном виде

Необходима электронная подпись,

при наличии ошибочных данных в реквизитах автоматически формируется отказ;

больше подходит для крупнейших организаций

Дистанционный, через личный кабинет юрлица на сайте ФНС Удобный интерфейс;

автоматическое заполнение данных;

практически исключаются ошибки;

действия можно выполнять в любое время;

можно отслеживать статус документов (принят, готов, на рассмотрении и т. д.)

Обязательно наличие УКЭП;

если организация не согласна с данными, представленными в электронном акте, ей нужно будет подать заявление на бумажном носителе

Ключевые документы, фигурирующие при сверке расчетов с налоговой инспекцией

Основные документы, без которых невозможен процесс проведения сверки:

  • заявление и запрос обязанного лица (организации);
  • акт сверки налоговой инспекции.

Заявление составляется в произвольной форме на имя руководителя ФНС с указанием реквизитов налогового органа и самого заявителя. В основной части формулируется просьба о проведении сверки по конкретному налогу (сбору и т. д.) с указанием КБК, уточняется период проведения процедуры. Определяется также ответственное лицо за сверку, вариант получения акта. Обязательно проставляется подпись заявителя с расшифровкой и печать организации при ее наличии.

Заявитель вправе также связаться с налоговой инспекцией через интернет и отправить ей электронный вариант запроса на сверку расчетов. Но сделать это он сможет только при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи. Суть вопроса остается той же, что и в бумажном варианте заявления (описана выше).

Ответ на дистанционный запрос организации налоговики представят также в электронном виде. Но этот ответ будет оформлен как справка, которая не будет включать всю полноту сведений о плательщике и о расхождениях при их наличии.

Акт сверки готовится и представляется в ответ на письменное заявление, поданное плательщиком. Действующая на сегодня форма документа — КНД 1160070. Его основное предназначение — выявлять и информировать о расхождениях и недостоверностях в расчетах.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Акт сверки дает возможность также детально изучить состояние расчетов, платежей в бюджет, проконтролировать отсутствие задолженностей. Краткий вариант акта составляется налоговиками при отсутствии разногласий (срок5 дней). Если имеются несоответствия, то оформляется и представляется заявителю полная форма этого документа (в срок до 7 дней). При ликвидации организации составляется 2 экземпляра акта, а при переходе в иную инспекцию — 3.

Пример 1. Сверка расчетов с налоговой инспекцией по инициативе организации

Налоговая инспекция приняла решение о возмещении НДС «ЗАО» «Стройка» в сумме 50 000 руб. У компании имеются недоимка по НДС (10 000 руб.) и неоплаченная пеня (3 000 руб.). Следовательно, налоговики сначала зачтут НДС в счет недоимки и пени (итого 13 000 руб. из суммы 50 000 руб.). Только после этого компании вернут оставшиеся 37 000 руб. (50 000 — 13 000). Таков порядок.

ЗАО «Стройка» вправе обратиться к налоговикам с заявлением о сверке счетов по налогам и сборам, а также зачете НДС, тем самым ускорив весь процесс, в том числе и возврата оставшейся суммы НДС (Читайте также статью: → Как узнать задолженность перед налоговой инспекцией).

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Какие сроки предусмотрены законодательством по процедуре сверки расчетов с налоговой?

Если расхождений не имеется, то 10 дней, а если все же несоответствия есть, то срок увеличивается до 15 дней. Время, которое ушло на доставку актов, здесь не учитывается.

Читайте так же:  Субсидия на иные цели капитальный ремонт

Вопрос №2: Может ли налоговая инспекция отказать в сверке расчетов по налогам и сборам, если ее инициирует плательщик?

Нет. Налоговые органы обязаны осуществлять сверку всех расчетов по заявлению плательщика и иных ответственных лиц. Это обязательство прописано в ст. 32, п. 1, пп.11 НК РФ.

Плательщик может по телефону записаться на сверку. Но тогда получается, что дата ее начала не будет подтверждена. Поэтому при переносе, каком-либо нарушении срока начала процедуры претензии по этой части будут необоснованными.

Сверка расчетов с налоговым органом

«Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 2

В предлагаемом вниманию читателей материале проведем ликбез по совместной с налоговыми органами сверке расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Наибольший интерес вызывает ситуация, когда между налоговым органом и налогоплательщиком есть разногласия по начисленным суммам и налогоплательщик намерен отстаивать законность своей позиции.

Сверка расчетов: право налогоплательщика и обязанность налогового органа

В Налоговом кодексе декларировано право налогоплательщика на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение соответствующего акта (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ). Этому праву корреспондирует обязанность налогового органа проводить по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). Закон никак не ограничивает организацию в частоте обращений в инспекцию для выполнения сверки расчетов. Кстати, заявление составляется в произвольной форме. Очевидно, оно должно содержать данные, позволяющие налоговикам идентифицировать контрагента.

[3]

В Налоговом кодексе не названы случаи, когда совместная сверка расчетов необходима, но приведены две ситуации, когда ее можно провести по предложению налогоплательщика или налогового органа. Во-первых, когда налогоплательщик допустил ошибку в платежном поручении о перечислении налога (п. 7 ст. 45 НК РФ). Правда, в этом случае налоговики должны уточнить платеж и без акта сверки, если она не проводилась. Во-вторых, когда были обнаружены факты, свидетельствующие о возможной излишней уплате налога, сбора, пени и штрафа (п. 3 ст. 78 НК РФ). Очевидно, что это далеко не все случаи проведения сверки расчетов.

Правила работы налоговиков установлены в Регламенте организации работы с налогоплательщиками, утвержденном Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/[email protected] Согласно этому документу сверку нужно проводить обязательно при снятии налогоплательщика с учета (при реорганизации, ликвидации, переходе из одной налоговой инспекции в другую), а также ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками.

Содержание акта сверки

При проведении сверки налоговый инспектор формирует акт сверки, форма утверждена Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/[email protected] и состоит из двух разделов. В разд. 1 приводятся только данные о сальдо расчетов по состоянию на конкретную дату. В нем есть графа «Отметка налогоплательщика о расхождениях (рублей)». Если данные налогоплательщика не совпадают со сведениями, представленными в акте сверки, то при получении акта из инспекции на нем следует сделать запись «Согласовано с расхождениями», заполнить эту графу (вписать сумму согласно собственным данным).

Раздел 2 содержит детальную информацию: в нем указывают сальдо на начало сверяемого периода, данные (начисления и оплаты) за сверяемый период, сальдо на конец периода, а также сведения о суммах, списанных с расчетных счетов налогоплательщика, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов на конец сверяемого периода. В акте указываются данные налогового органа и предусмотрены графы для данных налогоплательщика, выведения расхождений, а также результатов совместной сверки. Заполнив графу «Данные налогоплательщика», нужно вернуть акт сверки в инспекцию. Естественно, перед этим следует внимательно изучить данные налоговиков и поискать свои ошибки, возможно, придется заявлять об уточнении платежа в бюджет.

Как указано в п. 3.1.4 Регламента организации работы с налогоплательщиками, при выявлении расхождений инспектор сверяет расчеты по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения причины возникновения разногласий. Выходит, что организация, указавшая на расхождения, должна представить налоговикам документы, подтверждающие ее показатели. Если налоговики выявят собственные ошибки, после их исправления вновь составляется акт сверки с учетом внесенных изменений. В самом конце акта сверки описываются разногласия, поясняются их причины, а также отмечается, устранены ли расхождения в результате проведенной совместной сверки, и если нет, то почему.

Способы передачи акта сверки

Расхождения из-за несогласия налогоплательщика с недоимкой

Бывает, что расхождения не обусловлены неточностями, пропусками, техническими ошибками, которые подлежат исправлению в процессе совместной сверки расчетов, а носят, скажем так, принципиальный характер. Банальный пример — несогласие налогоплательщика с решением о доначислении налога по итогам выездной налоговой проверки.

Так, акты сверки налоговики составляют на основании своего информационного ресурса. Согласно Единым требованиям к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня», утвержденным Приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/[email protected], информация по решениям налоговых органов и судов отражается в карточках «Расчеты с бюджетом» после вступления соответствующих актов в законную силу. То есть как только решение по итогам выездной налоговой проверки вступит в силу, соответствующие доначисления заносятся в информационный ресурс и будут отражены в акте сверки расчетов.

Если мы рассматриваем ситуацию, когда налогоплательщик не согласен с решением налоговиков, логично предположить, что решение инспекции будет обжаловано. Прежде всего — в вышестоящий налоговый орган (без этого этапа судебное обжалование невозможно — п. 2 ст. 138 НК РФ). В этом случае решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности вступит в силу с момента принятия решения по жалобе (ст. 101.2 НК РФ). Если провести сверку расчетов по налогам после этой даты, в акте будут выявлены расхождения с данными налогоплательщика (при условии, что результаты обжалования не удовлетворят компанию).

Налогоплательщику следует обратить особое внимание на разъяснения, данные в п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25. Во-первых, требования налоговиков не могут считаться доказанными только на основании справки налогового органа, содержащей данные лицевого счета о размере недоимки на определенную дату, в случае несогласия должника с этими сведениями. Обосновать свои претензии инспекторы могут документами, в которых имеются данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, актами налоговых проверок, решениями налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок).

Читайте так же:  Сколько сейчас пенсия 2 группа

Во-вторых, в качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, суд может расценить:

  • подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным) представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика;
  • требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.

Выходит, что отметка в акте сверки о расхождениях, а также действия по возражению и обжалованию позиции налоговиков в рамках предусмотренной НК РФ процедуры — это звенья одной цепи, имеющие целью доказать незаконность доначисления недоимки.

Теперь самое время обратиться к бухгалтерскому законодательству.

Отражение расчетов с бюджетом по правилам бухучета

Согласно п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. В то же время предусмотрен особый подход к отражению в отчетности сумм по расчетам с банками и бюджетом: такие суммы должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Указание в бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается, о чем сказано в п. 74 упомянутого выше нормативного документа. Как трактовать данное правило и применять его на практике?

Вспомним, что все записи в бухгалтерском учете составляются на основании первичных документов. Организация отражает расходы в виде начисленных налогов (одновременно формируется задолженность перед бюджетом) на основании чаще всего бухгалтерских справок (налоговая декларация, определение которой дано в п. 1 ст. 80 НК РФ, не рассматривается в качестве первичного учетного документа). Операции по уплате налогов в бюджет подтверждаются банковскими документами.

Решение налогового органа по результатам налоговой проверки, требование об уплате налога не расцениваются в качестве первичных документов, на основании которых налогоплательщик обязан доначислить налог. Эти документы, исходящие от проверяющих, отражают их оценку налоговых обязательств компании. Если налогоплательщик согласен с трактовкой проверяющих, значит, его первоначальная оценка фактов хозяйственной жизни была ошибочной, соответственно, ошибку необходимо исправить в общем порядке. Если же налогоплательщик полагает, что его позиция верна, у него нет оснований вносить корректировки в учет. Акт сверки расчетов с налоговой инспекцией также не рассматривается как первичный документ, основание для составления записей в учете.

То обстоятельство, что налоговое законодательство допускает согласование акта сверки расчетов по налогам с расхождениями, дает основание сделать вывод: суммы по расчетам с бюджетом в бухгалтерской отчетности налогоплательщика могут быть не тождественны данным налогового органа. Исходя из того что подписание акта сверки без разногласий может стать доказательством против налогоплательщика, в учете начислять налог (составлять проводку по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам») не нужно, если организация намерена оспаривать взыскание налога.

Одновременно организации ничто не мешает уплатить сумму начисленной инспекторами недоимки добровольно, по требованию, ведь так или иначе налог может быть взыскан в принудительном порядке, за редким исключением (п. 2 ст. 45 НК РФ). В учете перечисление налога фиксируется записью Дебет 68 Кредит 51. Поскольку налог не начислялся, в учете налогоплательщика будет отражена дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом (переплата налога). В акте сверки расхождения будут отражены по строке 2.2 «Начислено (доначислено) по расчетам, перерасчетам и решениям, вынесенным по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок, по судебным актам)» разд. 2.

Просроченная задолженность по налогам

В лицевом счете налогоплательщика (а значит, и в актах сверки) налоговики отражают задолженность налогоплательщика в полной сумме, в том числе недоимки, которые уже невозможно взыскать. Так, решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах в банках может быть принято не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога. Если такое решение не было принято в указанный срок, то у налогового органа есть время для судебного взыскания недоимки — шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ). При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налог может быть взыскан по решению инспекции за счет иного имущества налогоплательщика — оно должно быть принято в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Без такого решения у налоговиков есть два года (отсчитываются все от того же момента — даты истечения срока исполнения требования об уплате налога) для обращения в суд с заявлением о взыскании суммы налога (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Но и по истечении двух лет на лицевом счете числится задолженность налогоплательщика, поскольку признать ее безнадежной может только суд (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ). Дело в том, что суд может восстановить пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании. Если суд укажет в решении на невозможность взыскания налога (в том числе путем вынесения определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки), налоговики в особом порядке, предусмотренном Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/[email protected], принимают решение о признании недоимки безнадежной к взысканию и после этого корректируют данные информационного ресурса. Как указано в п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

Если в учете налогоплательщика числится задолженность перед бюджетом, по которой пропущен срок исковой давности, встает вопрос о ее списании. Можно ли списать данную кредиторскую задолженность, не дожидаясь судебного акта, в котором было бы указано на невозможность ее взыскания? Вспомним, что в силу п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации. Применительно к налоговой задолженности понятие «срок исковой давности» не употребляется, а применяется «срок взыскания». Эти понятия, по сути, аналогичны — в течение указанного срока иск кредитора о взыскании долга может быть удовлетворен.

Читайте так же:  Платежи в пфр в налоговую

См. п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ N 57.
Постановления ФАС СЗО от 05.09.2014 по делу N А05-892/2014, АС МО от 09.12.2014 по делу N А40-56496/14.

Запросив или получив по инициативе самих налоговых инспекторов акт сверки, организация сравнивает данные налоговиков с собственными. При наличии расхождений соответствующая отметка проставляется в акте, к нему прилагаются подтверждающие документы и акт передается в инспекцию. Далее возможно исправление неточностей в информационном ресурсе ФНС либо подписание акта с расхождениями. Если налогоплательщик возражает против уплаты недоимки и планирует оспаривать ее в судебном порядке, подписание актов без расхождения будет доказательством его согласия с позицией налоговиков. В бухгалтерском учете данные налогового органа (из акта сверки, решений по результатам налоговой проверки) не являются основанием для внесения исправлений в учет. Если в бухучете числится просроченная задолженность по налогам, организация имеет право списать ее в доходы несмотря на то, что в лицевом счете она отражается вплоть до вступления в силу судебного акта, которым будет подтверждена утрата возможности принудительного взыскания недоимки.

Пояснительная записка в налоговую

Пояснительная записка в налоговую

Похожие публикации

По всем полученным налоговым декларациям и расчетам ИФНС проводит камеральную проверку, в ходе которой может запросить у налогоплательщика необходимые пояснения по предоставленной отчетности (п. 3 ст. 88 НК РФ). Мы расскажем о причинах таких налоговых запросов, о том, как составляется пояснительная записка в налоговую по требованию, образец пояснений также приведем в данной статье.

Когда налоговая запрашивает пояснения

Причины, по которым у налоговиков могут возникнуть вопросы к налогоплательщику в процессе камеральной проверки, перечисляются в п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ:

  • Причина 1 — «камералка» выявила в отчетности ошибки либо противоречия между данными отчетности и имеющимися у налоговиков сведениями.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения или внести исправления в отчетность.

  • Причина 2 – налогоплательщиком сдана «уточненка», в которой сумма налога к уплате, по сравнению с ранее представленным отчетом, стала меньше.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения с обоснованием изменения показателей и снижения суммы налога к уплате.

  • Причина 3 – в отчетности заявлены убыточные показатели.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения, обосновывающие сумму полученного убытка.

Получив подобный запрос от налоговиков о представлении пояснения в налоговую (образец можно посмотреть ниже), ответить на него следует в течение 5 рабочих дней. Штрафных санкций за непредставление не предусмотрено, но игнорировать требования налоговой не стоит, поскольку, не получив ответа, ИФНС может доначислить налоги и насчитать пени.

Обратите внимание: если налогоплательщик относится к категории тех, кто обязан подавать налоговую декларацию в электронном виде согласно п. 3 ст. 80 НК РФ (например, по НДС), то он должен обеспечить прием от ИФНС электронных документов, направляемых в процессе камеральной проверки. В том числе это относится и к требованиям о представлении пояснений – в течение 6 дней со дня отправки налоговиками, налогоплательщиком в ИФНС отправляется электронная квитанция, подтверждающая получение такого требования (п. 5.1. ст. 23 НК РФ). Если получение электронного требования не подтвердить, это грозит блокировкой банковских счетов налогоплательщика (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Как писать пояснения в налоговую

Образец пояснительного письма, направляемого в ответ на требование ИФНС о представлении пояснений, утвержденный официально, отсутствует. Пояснения можно составить в произвольной форме, указав следующую информацию:

  • наименование налогового органа и налогоплательщика, его ИНН/КПП, ОГРН, адрес, телефон;
  • заголовок «Пояснения»;
  • обязательная ссылка на исходящий номер и дату требования от налоговой инспекции,
  • непосредственно пояснения по запрашиваемому вопросу с их обоснованием,
  • если необходимо, перечислить приложения к письму, подтверждающие правильность показателей отчетности,
  • подпись руководителя.

Если ошибка, допущенная в отчетности, не привела к занижению налога, пояснительная записка в налоговую должна содержать эту информацию. Напишите об этом, указав характер ошибки (например, опечатка или техническая ошибка) и верное значение, либо представьте уточненную декларацию или расчет. Ошибку, из-за которой была занижена сумма налога, можно исправить, только подав «уточненку» — одних пояснений для налоговиков в таком случае будет недостаточно.

Когда ошибки, по мнению налогоплательщика, в отчетности нет, а значит и подавать «уточненку» нет надобности, представить пояснения налоговикам все равно необходимо, указав в них на отсутствие ошибок в декларации или расчете.

Письмо-пояснение в налоговую: образец по убыткам

Налоговиков может заинтересовать убыточная деятельность компании, и в этом случае пояснения налогоплательщика должны в полной мере раскрывать причину возникновения убытка в запрашиваемом отчетном периоде. Для этого в письме расшифровываются доходы и расходы за определенный промежуток времени.

Также пояснения в налоговую (образец см. далее) должны содержать указания, почему расходы превысили доходы. Например, компания создана недавно, деятельность только началась и выручка пока невелика, но текущие расходы уже значительные (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т.п.), либо фирмой были произведены неотложные крупные расходы на ремонт, закупку оборудования и т.п. Чем подробнее будут расписаны причины убытка, тем меньше новых вопросов возникнет у налоговиков.

Все приведенные сведения нужно подтвердить документально, приложив к письменному пояснению в налоговую копии бухгалтерских документов, договоров, накладных, банковских выписок, налоговых регистров и т.д.

Аналогичным образом могут быть даны пояснения в ответ на запрос о причинах снижения налоговой нагрузки, в сравнении со средним уровнем по отрасли.

Образец письма в налоговую о даче пояснений в связи с убытком:

Образец письма в налоговую о даче пояснений в связи с убытком

Пояснительная записка в налоговую: образец по НДС

С 24.01.2017 г. действует приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ- 7-15/682 об утверждении формата пояснений к декларации по НДС в электронной форме. Данный формат применяется всеми плательщиками НДС, подающими электронную отчетность. Порядок действий налогоплательщика при получении требования дать пояснения по декларации НДС подробно расписан в письме ФНС РФ от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395.

Читайте так же:  Назначение платежа налог 6 усн

Как писать пояснительную записку в налоговую по НДС? Только электронно. Пояснения по НДС, представленные в «бумажном» виде, не считаются поданными, и в данном случае это может расцениваться налоговиками как неправомерное несообщение запрашиваемых сведений, грозящее штрафом в 5000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Каким бы ни был запрос налоговой инспекции: об обнаруженных ошибках, противоречиях между отчетными формами, о снижении суммы налога в уточненной декларации, или о причинах образования убытка, в любом случае отвечать на требование необходимо. Для отчетности, представляемой исключительно по телекоммуникационным каналам связи, предусмотрен электронный формат подачи пояснений по запросу налоговиков.

Образец письменного пояснения в налоговую по НДФЛ

lori-0006459598-bigwww.jpg

Похожие публикации

Отчетность по налогу на доходы физических лиц включает в себя отчетность налогового агента-работодателя — справку 2-НДФЛ, расчет по форме 6-НДФЛ, а также налоговую декларацию, которую представляют сами физлица – форму 3-НДФЛ. В ходе камеральной проверки или налогового мониторинга инспекторы ИФНС могут заметить расхождения, противоречия или несоответствия между предоставленными отчетами, выявить ошибки, о чем и запросят пояснения у налогового агента. Как ответить на подобное требование налоговой инспекции рассмотрим далее.

Как написать пояснение в налоговую по НДФЛ

Получив от ИФНС требование о предоставлении пояснений, ответить на него нужно в течение 5 дней (п.3 ст. 88, п. 2 ст. 105.29 НК РФ). На сегодня не предусмотрена ответственность за неисполнение такого требования. Но с 1 января 2017 года вступят в силу изменения в Налоговый кодекс, в которых пояснениям уделено особое внимание: согласно статье 129.1 НК РФ, за непредставление пояснений по требованию, налоговики будут вправе оштрафовать налогоплательщика на 5000 рублей, а при повторном игнорировании требования штраф вырастет уже до 20 000 рублей.

У ИФНС может быть множество поводов для запроса пояснений у налоговых агентов: расхождения в суммах начисленного, удержанного и перечисленного налога, значительное снижение размера дохода сотрудника по сравнению с прошлым периодом, неверное применение вычетов, несовпадение показателей в форме 6 НДФЛ и справках 2 НДФЛ и т.д. Здесь мы рассмотрим, как написать пояснение в налоговую по НДФЛ в некоторых случаях. Учтите, что установленной формы для пояснений по НДФЛ нет, поэтому содержание вашего ответа может быть произвольным, главное, чтобы он был обоснованным и убедительным.

В отчетность закралась опечатка или иная ошибка технического характера. По этой причине могут возникнуть самые различные расхождения в любой отчетности. Например, в справке 2-НДФЛ сумма начисленного и удержанного НДФЛ не соответствует перечисленному в бюджет налогу либо неверно указана сумма дохода, налоговых вычетов и т.п. В пояснении нужно указать, что причиной стала именно техническая ошибка и приложить исправленную отчетность. Пояснения в налоговую по НДФЛ. Образец:

Руководителю ИФНС России № 77 по г. Москве

ИНН 7701111111/КПП 770000000

Пояснения

В ответ на ваше требование № 0001-222-33/123 от 15.04.2016 г. сообщаем следующее:

в представленной нами справке по форме 2-НДФЛ за 2015 год на Сидорова И.И. допущена техническая ошибка, в результате которой возникло расхождение между суммами исчисленного и перечисленного налога. НДФЛ с дохода Сидорова И.И. был перечислен в бюджет своевременно и в полном объеме.

Исправленная справка 2-НДФЛ за 2015 год на Сидорова И.И. представлена в ИФНС 18.04.2016 (копию прилагаем).

Приложение: копия справки 2-НДФЛ за 2015 год на Сидорова И.И.

Генеральный директор Петров В.В.Петров

Письменное пояснение в налоговую по НДФЛ может понадобится при расхождении между справкой 2-НДФЛ и декларацией 3-НДФЛ.Такая ситуация возможна, если сотрудник компании подал сам за себя декларацию о доходах, в которой указана не только зарплата по основному месту работы, но и доходы, полученные им от других источников. У ИФНС же могут возникнуть подозрения о «серых» зарплатных схемах в компании и неуплате НДФЛ. Поскольку сообщать о всех своих источниках дохода сотрудник вам не обязан, то укажите это в пояснении и подтвердите достоверность своей отчетности. Образец:

Руководителю ИФНС России № 77 по г. Москве

ИНН 7701111111/КПП 770000000

Пояснения

В ответ на ваше требование № 0001-222-33/456 от 19.04.2016 г. сообщаем следующее:

в представленной нами ранее справке по форме 2-НДФЛ за 2015 год на Смирнова П.П. отражены доходы, полученные за 2015 год в размере 670 000 руб. Указанные данные о доходе, выплаченном Смирнову П.П. в ООО «Альянс», являются достоверными. Информацией об иных источниках дохода Смирнова П.П. ООО «Альянс» не располагает.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Генеральный директор Петров В.В.Петров

Источники


  1. Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.

  2. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2014. — 240 c.

  3. Малько, А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 1999. — 272 c.
  4. Грудцына, Л. Ю. Адвокатское право / Л.Ю. Грудцына. — М.: Деловой двор, 2014. — 320 c.
Расхождение по налогам с налоговой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here