Роль налогов в формировании доходов бюджетов

Юридическая информация на тему: "Роль налогов в формировании доходов бюджетов" с подробными разъяснениями. Мы собрали и систематизировали информацию по теме и предоставили ее в удобном для чтения виде.

Роль налогов в формировании бюджета доходов РФ

экономические науки

  • Таймасова Илюза Махмутовна , бакалавр, студент
  • Сатарова Мария Николаевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
  • Похожие материалы

    В рамках рыночной экономики налоги выступают в качестве важного элемента экономического принуждения, при одновременном сохранении у хозяйствующих субъектов достаточной степени интереса к увеличению финансовых показателей. В рамках экономической политики на уровне государства налоги выступают в качестве главного регулирующего элемента, и одновременно являются основным источником формирования национального бюджета. Только при условии поступления налогов государство имеет возможность реализовать на практике весь заложенный в него функционал [3].

    Актуальность предложенной темы объясняется тем, что в современных условиях НДФЛ одновременно выступает в качестве фискального и регулирующего рычага, но по своей сути не в полной мере отвечает условиям, сформировавшимся на нынешнем этапе развития мировой экономки. Целесообразно провести оценку собираемости налогов, и определить решения, способствующие повышению эффективности использования данного вида налога [2].

    До 2001-го года в нашей стране существовала прогрессивная линейка налога НДФЛ, когда величина налога зависела от уровня доходов граждан. С 2001-го года была сформирована новая схема налогообложения, при которой величина ставки составляет 13%, и является единой для всех категорий граждан, вне зависимости от уровня их материального благосостояния. Сегодня среди всех европейских государств в России используется наименьшая ставка налога, но это не является критерием общей эффективности системы налогообложения граждан в стране [5].

    НДФЛ относится к числу федеральных налогов, получаемые через него средства направляются на формирование бюджетов на уровне регионов и муниципальных образований. Законодательством предусматривается, что в казну субъектов поступает 80% данного налога (Статья 56 НК РФ). В бюджеты поселений и муниципальных районов зачисляется по 10% (Статья 61 НК РФ). В бюджеты городов Налоговым кодексом предусматривается перечисление 20% величины НДФЛ [1].

    Для примера важности НДФЛ для системы налогообложения в стране целесообразно рассмотреть конкретный пример — республику Башкортостан за период 2016-2017гг, и общегосударственную структуру за аналогичный период в таблице 1.

    Таблица 1. Удельный вес и объем поступлений налогов в бюджет Российской Федерации и Республики Башкортостан в 2016-2017 гг.

    Роль налогов в формировании доходов бюджетов всех уровней. — Ответы на экзамен по Теории и истории налогообложения

    Практика налогообложения складывалась под воздействием потребностей государства в доходах.

    Государство выражает интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, политическую, социальную и др.

    Отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов охватывает финансово-бюджетная система. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и др.функций государства. Важными «кровеносными артериями» финансово-бюджетной системы являются налоги.

    Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть ВВП, создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников производственного процесса. Дело в том, что государство, являясь важнейшим общественным институтом, практически не имеет самостоятельного дохода (в современном обществе у государства есть доходы, принадлежащим ему акциям, а также доходы, создаваемые в гос. секторе экономики, однако объем указанных доходов несопоставим с объемом гос. расходов).

    Совокупный доход общества создается в рамках индивидуальных хозяйств, которые ведутся экономически обособленными субъектами. Именно в процессе производства товаров, работ, услуг, а также в ходе действия механизма рыночной цены формируются доходы хозяйствующих субъектов. Государство может получать денежные средства, необходимые для осуществления своей деятельности, только через изъятие части доходов, сформированных в рамках индивидуальных хозяйств.

    Т.о. через налоги осуществляется перераспределение совокупного продукта общества м/у реальными его производителями и государством. Учитывая сложность современной экономики, уровень общественного разделения труда и многообразие применяемых видов налогов, можно сказать, что посредством налогов перераспределяется и ВВП. Цель указанного перераспределения одна – формирование доходной части государства. Т.о., изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

    Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования гос.доходов. Налоги в этих условиях становятся для государства главным методом мобилизации национального дохода. Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государство влияет на экономику, стимулируя или сдерживая развитие определенных отраслей, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. По своему содержанию на макроэкономическом уровне налог представляет собой долю произведенного государством ВВП, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а в микроэкономическом аспекте налог-это изымаемая доля продукта, произведенного субъектом хозяйствования при осуществлении своей деятельности.

    В НК РФ сказано, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ.лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и МО. Иными словами, налог основывается на принципах:

    — обязательности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения;

    — индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;

    — безвозмездности уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ, продукции, прав,, документов взамен уплачиваемой суммы налога;

    — отчуждения доли денежных средств, принадлежащих организации или физ.лицу.

    Кроме того, особенностью налога является то, что он устанавливается и взимается государством или специально уполномоченными организациями в силу права верховенства, властных полномочий.

    В НК РФ дается и определение понятия «сбор» — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ.лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, ОМСУ, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Главное отличие сбора от налога состоит в отсутствии требования безвозмездной уплаты, т.е. уплата сбора предполагает последующее совершение разрешительных действий плательщиком.

    Вместе с тем в данной формулировке отсутствует одна немаловажная деталь: данный платеж д.б. законодательно установлен, т.е. взимание налога может осуществляться только на правовом основании, по юридически установленным правилам.

    Кроме того. Данное определение страдает еще одним серьезным недостатком. Уплата налога жестко увязывается с денежной формой его внесения.

    Подобная увязка ограничивает возможность уплаты налога в других формах. Естественно, что денежная форма должна быть и фактически является основной формой уплаты налогов в любой налоговой системе. Но она не м.б. и фактически не является единственной. Теория и мировая практика не исключают возможности уплаты налога в натуральной форме. В частности, такое право получают налогоплательщики, участвующие в СРП, которые платят налог в виде части добытых полезных ископаемых.

    И последнее. Предусмотренное в данном определении взимание налогового платежа в форме отчуждения принадлежащих организациям и физ.лицам на праве собственности, хоз.ведения или оперативного управления денежных средств противоречит КРФ, поскольку согласно КРФ лишение имущества м.б. произведено только лишь по решению суда.

    Т.о., можно дать следующее определение: налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, взимаемый с организаций и физ.лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и МО (Пансков).

    По мнению Курочкина В.В., Осетровой Н.И. наиболее научной понятной является дефиниция налога, которая была дана в законе «Об основах налоговой системы в РФ» 1991г., где под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимался «обязательный внос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами».

    В настоящее время формирование доходной базы бюджетов всех уровней осуществляется в соотв. С БКРФ в статьях 10,50,56, 61.

    БК РФ определяет доходы:

    Статья 50. Налоговые доходы федерального бюджета

    В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

    налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;

    налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) — по нормативу 100 процентов;

    налога на прибыль организаций при 3.

    В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса.

    В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

    налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;

    [1]

    налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) — по нормативу 100 процентов;

    налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции») и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 20 процентов;

    налога на добавленную стоимость — по нормативу 100 процентов;

    акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50 процентов;

    акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, — по нормативу 100 процентов;

    акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50 процентов;

    акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100 процентов;

    акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей — по нормативу 40 процентов;

    акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100 процентов;

    акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;

    налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;

    налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 процентов;

    налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40 процентов;

    налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации — по нормативу 100 процентов;

    регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;

    регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 процентов;

    регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции — по нормативу 100 процентов;

    сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 70 процентов;

    сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 100 процентов;

    водного налога — по нормативу 100 процентов;

    государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2 настоящего Кодекса) — по нормативу 100 процентов.

    Статья 56. Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

    1. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

    налога на имущество организаций — по нормативу 100 процентов;

    налога на игорный бизнес — по нормативу 100 процентов;

    транспортного налога — по нормативу 100 процентов.

    5.Указанные в настоящей статье налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 настоящего Кодекса.

    Статья 61. Налоговые доходы бюджетов поселений

    1. В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

    земельного налога — по нормативу 100 процентов;

    налога на имущество физических лиц — по нормативу 100 процентов.

    Статья 61.1. Налоговые доходы муниципальных районов

    Статья 61.2. Налоговые доходы бюджетов городских округов

    Роль налогов в формировании доходов бюджетной системы

    Налоговые доходы в бюджеты различных уровней

    В Бюджетном Кодексе Российской Федерации доходы бюджета — это денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления [2].

    Формирование доходной части бюджета с переходом на рыночные отношения имеет в основном налоговый характер.

    На сегодняшний день классификация налогов и сборов как важнейшая составляющая налоговой системы весьма разнообразна.

    Все налоги, действующие на территории РФ, подразделяются на три вида:

    — федеральные — налоги и сборы, установленные НК и обязательные к уплате на всей территории РФ.

    — региональные — налоги и сборы, установленные НК и обязательные к уплате на всей территории РФ.

    — местные — налоги и сборы, устанавливаемые НК и нормативными актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих МО [7].

    Налоговые доходы федерального бюджета — это налоги и сборы, перечень и ставки которых устанавливаются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год [3].

    В бюджеты субъектов РФ зачисляются следующие налоги [2]:

    — федеральные налоги по нормативам, установленным в федеральном законе о бюджете;

    — региональные налоги и сборы в полном объеме, доходы от специальных налоговых режимов;

    — субсидии, передаваемые из муниципальных бюджетов; Налоговые доходы местных бюджетов [1]:

    — государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в доходы федерального бюджета.

    — отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом РФ;

    — собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ.

    Система по сбору средств федерального, регионального и местного бюджетов насчитывает ряд недостатков, из-за чего бюджет недополучает денежные средства, либо получает, но не в полном количестве. К недостаткам, которые связаны с формированием доходной части бюджета, за счёт налоговых поступлений можно отнести следующие проблемы:

    Органы федерального казначейства, которые выполняют учёт поступлений в федеральный бюджет и контроль за использованием данных средств. Те средства, которые поступают в федеральный бюджет, становятся доступными только тогда, когда банком и органами казначейства будет составлена отчётность об остатках средств на лицевых счетах по учёту доходов федерального бюджета, перечисленных на финансирование расходов.

    Прохождение средств от налогоплательщика до получателей бюджетных средств, а также поставщиков товаров, работ и услуг этим получателям, замедляет большое количество счетов по уровням органов казначейства. Остатки средств федерального бюджета, которые находятся, на лицевых счетах органов казначейства не могут находиться в оперативном управлении.

    Должное исполнение налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов и сборов. Такие правонарушения приобретают массовый характер. Серьезность таких правонарушений содержится в том, что они перекрывают каналы поступлений денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней, что в свою очередь уменьшает результативность бюджетной и налоговой политики Правительства РФ и субъектов РФ.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Для эффективного управления средствами бюджетов и уменьшения срока их прохождения до получателей, а также сохранности, обеспечения централизованного учёта поступлений в бюджеты всех уровней и получения оперативной информации о ходе реализации бюджетов, крайне необходимо оптимизировать потоки движения средств бюджетов различных уровней и сконцентрировать их на едином казначейском счёте.

    Деяния налогоплательщиков в сущности направленные на не желание уплаты налогов со стороны судебной системы признаются законными. Я думаю, что это происходит потому, как в налоговом законодательстве существуют несовершенства по налоговым поступлениям, которые помогают уклониться от уплаты налогов. Чтобы не сталкиваться с этими проблемами, необходимо ввести принцип сохранения налоговой базы.

    Этот принцип будет основан на том, что при невозможности организации — плательщика соответствующим образом выполнять обязанности по уплате налогов, государством могут быть предъявлены требования на уплату обязанным лицам, например, исполнительному органу организации. Вследствие чего, будет достигнута одна из главных целей — это невозможность уклонения от уплаты налогов физическими лицами, фактически осуществляющими свою предпринимательскую деятельность путём создания организаций.

    Разумно будет установить такой порядок, чтобы все обязанные лица до погашения всей суммы задолженности не имели право занимать руководящие посты в любых юридических лицах, создавать новые юридические лица и приобретать акции.

    Таким образом, доходы бюджетов различных уровней образуются за счет налоговых поступлений.

    Сегодня на территории РФ предусмотрена трехуровневая система распределения налогов: федеральные налоги; налоги субъектов РФ; местные налоги.

    Одной из главных задач в сфере реформирования налоговой системы является совершенствование налогового законодательства, обеспечение ее стабильности, повышение ее прозрачности и справедливости.

    Роль налогов в формировании доходов бюджетов всех уровней. — Шпаргалки по теории и истории налогообложения

    Взаимосвязь финансов и налогов. Налоги в экономической системе государства. Налоги в макроэкономическом аспекте. Значение налогов в доходах государства. Роль налогов в социально-экономическом развитии общества. Бюджетный кодекс Российской Федерации о налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований и районов. Налоговый потенциал территории.

    Фина́нсы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюдже́т.

    Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

    Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

    Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

    Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

    Социально-экономическая сущность, роль и назначение налогов определяются экономическим и политическим строем общества, природой и задачами государства, а также историей становления системы налогов.

    Налоги направляются на финансирование расходов, связанных с обеспечением защиты страны (содержание армии, военного, морского и воздушного флота), защиты граждан (финансовое обеспечение полиции, пожарных, служб по ликвидации чрезвычайных ситуаций), созданием системы здравоохранения, образования, культуры, науки, содержанием органов управления и т.д.

    Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

    • налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
    • отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;
    • конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;
    • отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;
    • конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

    Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.

    Полномочия органов власти различных уровней в области налогообложения определяются Налоговым кодексом РФ. Налоговая система РФ имеет трехуровневый характер. В соответствии с НК РФ налоги в России подразделяются на федеральные, региональные и местные.

    При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы необходимо, прежде всего, классифицировать доходы по видам. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Закон Российской Федерации от 7 мая 2002 г. № 51-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»» внес изменения в БК РФ и предусматривает следующие элементы классификации доходов бюджетов:

    – доходы целевых бюджетных фондов;

    – доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

    К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги, а также пени и штрафы. Налоговые доходы, как правило, составляют более 90% доходной базы бюджета. Это вызвано свойствами налога, которые были подробно рассмотрены в Главе 1.

    К неналоговым доходам относятся:

    • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
    • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; займы; доходы от денежной эмиссии; доходы от приватизации;

    К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств и зачисляемые в соответствующий бюджет. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

    Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами различных уровней в случае внесения изменений в налоговое или бюджетное законодательство РФ, происшедших после утверждения закона о бюджете и потому не учтенных в законе, а также при передаче полномочий по финансированию расходов или передаче доходов.

    НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ — предельно возможный объем налогов, сборов и других обязательных платежей, рассчитанных по законодательно утвержденным ставкам (по их предельному уровню) и предназначенных для зачисления в бюджетную систему. Н.п. РФ складывается из совокупности Н.п. субъектов РФ, в свою очередь Н.п. субъекта РФ есть совокупность Н.п. его муниципальных образований. Н.п. муниципального образования определяется суммой налогов, сборов и других обязательных платежей, которые начисляются и уплачиваются налогоплательщиками, зарегистрированными на его территории.

    Оценка налогового потенциала осуществляется в определенной последовательности:

    1. Определяется перечень основных и прочих налогов (удельный вес которых в налоговых доходах территориального бюджета в пределах 90 %), по которым будет производиться расчет налогового потенциала.

    Остальные налоги и сборы, определенные налоговым законодательством РФ, отнесены к категории “прочие налоги и сборы”. По ним налоговый потенциал рассчитывается на основе фактических и ожидаемых налоговых сборов в базовом (текущем) году и прогнозируемого индекса роста потребительских цен.

    2. Производится расчет налоговой базы на планируемый год, по каждому виду основных налогов, в соответствии с налоговым законодательством РФ.

    В качестве исходных данных для расчета налогооблагаемой базы используются данные отчета налоговых органов по форме 5-НБН за отчетный и текущий периоды. При этом прогнозирование налогооблагаемой базы по каждому налогу в отдельности должно учитывать:

    — оценку макроэкономической ситуации в стране в целом и в отдельных регионах с учетом различия их географических и социально-экономических условий в виде системы показателей и основных параметров социально-экономического развития;

    — оценку результатов изменения налогового законодательства;

    — прогноз оценки развития отраслей экономики страны с учетом отраслевой структуры региона.

    3. Налоговый потенциал муниципального образования по основным видам налогов на планируемый год может быть рассчитан как сумма произведений прогнозируемой налогооблагаемой базы, ставки налога и коэффициента собираемости (по данным отчета налоговых органов по форме 1-НМ) по каждому виду основных налогов;

    4. Налоговый потенциал по прочим налогам исчисляется как произведение ожидаемых налоговых сборов по этим налогам в текущем году на индекс роста потребительских цен;

    5. Налоговый потенциал муниципального образования равен сумме налоговых потенциалов по основным и прочим видам налогов.

    Налоговый потенциал = Распределение регионов по объему налоговых поступлений

    в расчете на душу населения с учетом прожиточного минимума в 2009 г.

    (Значение показателя по Москве составило 281%, Ямало-Ненецкому АО – 462%, Ханты-Мансийскому АО – 517%.)

    Роль налогов и сборов в формировании доходной части бюджета Российской Федерации

    экономические науки

    • Нещадимова Анастасия Алексеевна , бакалавр, студент
    • Ставропольский государственный аграрный университет
    • Лапина Елена Николаевна , кандидат наук, доцент, доцент
    • Ставропольский Государственный Аграрный Университет
    • Похожие материалы

      Взимание налогов является одной из древнейших функций и неотъемлемым атрибутом развития общества и существования государства. Основой необходимости существования налогов выступает то, что без изъятия части доходов у населения и субъектов экономической деятельности в пользу казны невозможно формирование централизованных ресурсов в форме бюджета, без существования которого государство не смогло бы реализовывать возложенные на него функции.

      Данная статья посвящена роли налогов и сборов в формировании доходной части бюджета РФ и проблеме наполняемости бюджета России за счет налоговых поступлений.

      Целью данной работы является изучение роли налогов в формировании доходной части бюджета России, существующих проблем в процессе поступления налоговых доходов в бюджет и путей их решения.

      Ключевые слова: налог, бюджет, государство, доход, сборы, пошлины, акцизы, Российская Федерация.

      В любом государстве государственный бюджет является основным звеном финансовой системы, объединяющем все финансовые категории, к которым относятся налоги, государственные кредиты, доходы и расходы. Под бюджетом понимается совокупность экономических отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных финансовых ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.

      Его роль заключается в обеспечении и поддержании деятельности государства, реализации региональной и национальной политики, направленной на достижение стабильного экономического роста и удовлетворение потребностей различных экономических субъектов, осуществляемой через перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, функции правовой и военной защиты общества, создание социально значимых объектов, содержание административного аппарата и т.д.

      Формирование доходной части бюджета происходит за счет различных источников, которые делятся на 2 группы: налоговые и неналоговые доходы. На сегодняшний день основным способом пополнения бюджета для всех без исключения государств являются налоговые доходы. Так, основу формирования федерального бюджета Российской Федерации составляют федеральные налоги и сборы, обязательные платежи юридических и физических лиц, устанавливаемые федеральными нормативными актами.

      Согласно бюджетному законодательству России к федеральным налогам и сборам относятся: акцизы; налоги на доходы физических лиц; налог на добавленную стоимость; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; государственная пошлина; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

      Стоит отметить, особенность налогов заключается также в том, что они представляют собой не только инструменты фискальной политики, но и метод косвенного регулирования экономических процессов на макроэкономическом уровне, вследствие этого они являются одним из основных инструментов государственного вмешательства в экономику страны. Доходы федерального бюджета от налоговых и неналоговых поступлений представлены в таблице 1.

      Таблица 1. Структура доходов федерального бюджета по видам доходов в 2011–2015 гг.

      Показатели доходов в %

      Налог на прибыль организаций

      Вывозные таможенные пошлины

      Ввозные таможенные пошлины

      Данные таблицы 1 таблицы подтверждают, что основу доходов бюджета составляют налоговые доходы. Наиболее значительными по доходности, как видно из данных таблицы, являются налоги НДПИ и НДС. В динамике выросли значения НДПИ, в том числе и по причине повышения базовой ставки НДПИ на нефть с 530 до 766 рублей и введения повышающего коэффициента в размере 4,4 к ставке НДПИ на газовый конденсат (увеличение с 42 до 185 рублей за тонну). В итоге при средних значениях за 2011–2014 гг. 19,8% в 2015 г. показатель достиг 23,1%

      В 2015 году произошло заметное увеличение прочих неналоговых доходов, при средних значениях в 2011–2014 гг. в 9,9% в 2015 году показатель достиг 13,5%. Но снизились поступления от вывозных таможенных пошлин, при среднем показателе за 2011–2014 гг. 31,93%, в 2015 году их доля снизилась до 20,4%. Это может быть связано как с действиями правительства России, выразившимися в так называемом «налоговом маневре», в результате чего вывозные пошлины были снижены на нефть с 57% до 42%, на «темные нефтепродукты» с 100% до 76%, дизельное топливо с 63% до 48%, бензины прямогонные с 90% до 85%, бензины товарные с 90% до 78%, прочие светлые нефтепродукты с 66% до 48%, так и с недобросовестной конкуренцией на внешних рынках.

      В итоге если в 2011–2014 гг. доля налоговых доходов составляла в среднем 52,8%, то в 2015 году доля налоговых доходов составила 62%. Налицо положительная динамике в роли налоговых доходов при формировании федерального бюджета РФ.

      Таблица 2. Поступление доходов федерального бюджета по кодам бюджетной классификации за 2014 – 2015 год (млрд. руб.)

      Налоговые и неналоговые доходы

      Налог на прибыль организаций

      Налог на товары (работы и услуги), реализуемые на территории РФ

      НДС на товары (работы и услуги), реализуемые на территории РФ

      Акцизы по подакцизным товарам (продукции) производимым на территории РФ

      Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

      Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ

      Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ

      Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

      Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

      Доходы от внешнеэкономической деятельности

      Ввозные таможенные пошлины

      Вывозные таможенные пошлины

      Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

      Платежи при пользовании природными ресурсами

      Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

      Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

      Административные платежи и сборы

      Штрафы, санкции, возмещение ущерба

      Прочие неналоговые доходы

      Данные, отраженные в таблице 2 показывают, доля налоговых доходов бюджета в 2014 году составляла 54,1%, в 2015 году – 62,2%. А также то, что при валовом снижении налоговых и неналоговых доходов бюджета России на 784, 5 млрд. рублей доходы от налоговых поступлений выросли в натуральных показателях на 790,8 млрд. рублей.

      Это позволило избежать катастрофического падения доходов бюджета, вызванного различным спектром экономических проблем и, в то же время, служит доказательством не только роли налогов в доходной части бюджета, но и того, что налоги могут использоваться государством в качестве инструмента регулирования экономических и бюджетных процессов.

      Очевидно, что в сложившихся условиях мобилизация федеральных налогов является одной из важнейших проблем государства. Главной проблемой налоговой системы является то, что ее основное направление – фискальная политика. Это сопровождается жестким регламентированием налоговой базы, обособлением налогового учета из общего бухгалтерского. Стоит отметить, что бремя налоговых платежей в России гораздо выше подобного в развитых государствах.

      Также увеличение налоговых поступлений интенсивным путем может осуществляться за счет изменения правил исчисления и уплаты отдельных налогов, принятия ряда мер в области налогового администрирования и его совершенствование, противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низко налоговых юрисдикций, создания оптимальной системы налоговых льгот и освобождений (в том числе сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений), совершенствования налога на прибыль организаций, применения прогрессивной ставки налогообложения. В данном случае рациональная и грамотная политика государства может привести к уменьшению налогового бремени граждан, сглаживанию тенденции социального расслоения общества, способствовать более высокому уровню дохода, в том числе за счет сокращения теневого сектора экономики, способствовать развитию перспективных и инновационных направлений деятельности и т.д.

      [2]

      В части мер стимулирования налогообложения в среднесрочном периоде необходимо снести изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям: поддержание инвестиций в человеческий капитал; совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операций; развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях; совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса и т.д. Таким образом перед государством стоит серьезная задача по принятию мер на повышение эффективности налогового пополнения федерального бюджета. Наиболее вероятными шагами в данном направлении могут быть следующие:

      • снижение налогового бремени;
      • увеличение размера выручки, позволяющей применять упрощенную систему налогообложения;
      • разработка действующих механизмов по рассрочке налоговых платежей по инициативе налогоплательщика;
      • коррекция деятельности налоговых органов, с целью препятствования злоупотребления полномочиями.

      Одновременно необходимо проводить большую работу по снижению налоговой «недоимки» путем принудительного взыскания и повышения ответственности за уклонение от уплаты налогов. Данную работу необходимо проводить по трем направлениям:

      1. Выявление и пресечение правонарушений в сфере налогового законодательства;
      2. Обеспечение возмещения материального ущерба государству путем взыскания недоимок по налогам, пени, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством;
      3. Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение налоговых нарушений.

      Проблема ответственности за нарушение налогового законодательства решается на уровне государства, но степень ответственности за налоговые правонарушения и преступления в России не достаточно высока. Примером здесь может служить практика США, где ответственность за налоговые преступления карается «жестко». В результате исследования установлено, что налоги являются важнейшей составляющей доходной части бюджета государства, но в то же время требует внимания и тот факт, что в России велика доля косвенных налогов, что не типично для государств с развитой экономикой. Необходимо ответственно подходить к их использованию. Недочеты в системе налогообложения и законодательства, желание извлечь максимальную выгоду, неверное использование налоговогоинструментария может спровоцировать обратный эффект и нанести ущерб бюджету.

      Результатом применения указанных выше мер должно стать повышение прозрачности налогообложения и возможность их уплаты без чрезмерной обременительности для налогоплательщиков и, в то же время, недопущение уклонения от уплаты налогов. Это, в свою очередь, позволит качественно наполнять доходную часть бюджета Российской Федерации.

      Список литературы

      1. Российская Федерация. Налоговый кодекс (1998, 2000). Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: офиц. текст // СПС «Консультант Плюс».
      2. Алиева, Б. Х. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие / Б. Х. Алиева, Х. М. Мусаева; под ред. Б. Х. Алиева, Х. М. Мусаевой. – М.: Юнити–Дана, 2014. – 439 с.
      3. Кулешова, Л. В. Налоги и налогообложение: учебно-практическое пособие / Л. В. Кулешова, Е. Н. Лапина, Е. А. Остапенко ; Ставропольский гос. аграрный ун-т. – Ставрополь, 2014. – 96 с.
      4. Лапина Е. Н. Налоговые преступления: уклонения физического лица от уплаты налога и страховых взносов: Экономика и социум / Лапина Е. Н., Шумская В. Ю., 2015 – С. 916–919
      5. Лапина Е.Н. Оптимизация налогового потенциала как основы формирования финансовых ресурсов Ставропольского края / Е.Н. Лапина, Л.В. Кулешова, Р.В. Мирошниченко // Ученые записки Российского государственного социального университета, 2014. – №1 (123). – С. 74–81.
      6. Лапина Е.Н. Роль специальных налоговых режимов в формировании бюджета РФ: Финансово–экономические проблемы развития региона и учетно–аналитические аспекты функционирования предпринимательских структур / Лапина Е. Н., Кулешова Л. В., 2013. – С. 256–261.
      7. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ – http://www.nalog.ru

      Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

      Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Читайте так же:  Как будут платиться алименты если

Источники


  1. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.

  2. Зайцева Т. И., Медведев И. Г. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3; Инфотропик Медиа — М., 2010. — 400 c.

  3. Михайленко, Е. В. Менеджмент в юриспруденции / Е.В. Михайленко. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2012. — 280 c.
  4. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.
Роль налогов в формировании доходов бюджетов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here