Специальные налоговые режимы малого бизнеса

Юридическая информация на тему: "Специальные налоговые режимы малого бизнеса" с подробными разъяснениями. Мы собрали и систематизировали информацию по теме и предоставили ее в удобном для чтения виде.

Специальные налоговые режимы малого бизнеса

Специальные налоговые режимы — это режимы налогообложения, при которых субъекты бизнеса получают возможность сократить документооборот и отчетность, уплачивая фактически один налог. Ставки и порядок уплаты, условия применения определяются в НК РФ и других федеральных и местных законах. В статье представлена краткая характеристика режимов в сводной таблице.

Специальные налоговые режимы 2018 года объединяют 5 основных спецрежимов, их список пока не изменился, хотя в ближайшее время он может пополниться так называемым налогом для самозанятых. Что такое специальные режимы налогообложения, какими нормами регулируются правоотношения, возникающие по поводу их применения, разберемся далее в статье.

Изначально при регистрации индивидуального предпринимателя или организации законодатель предусматривает применение общей системы налогообложения (ОСН или ОСНО). Для перехода на спецрежимы налогообложения потребуется решение субъекта бизнеса, оформленное в виде заявления в инспекцию ФНС по месту регистрации. О том, как написать такое заявление, мы рассказывали в статье «Уведомление о переходе на УСН». Подать заявление можно либо сразу же после регистрации, либо раз в год — до 31 декабря.

Специальный режим — это режим налогообложения, предусматривающий особый порядок подсчета и определения налога за определенный срок, в случаях и порядке, установленных фискальным законодательством. Специальные налоговые режимы кратко — это преференции для субъектов малого бизнеса, так как она предусматривает освобождение от части обязательных платежей.

По сути все они предусматривают уплату только одного обязательного платежа. Это существенно упрощает документооборот и отчетность предпринимателей и организаций, особенно субъектами бизнеса ценится возможность избежать налогообложения по НДС, так как это достаточно сложный в применении и расчете сбор в пользу государства.

Правовое регулирование специальных налоговых режимов опирается на положения Налогового кодекса РФ. Однако федеративное устройство нашего государства накладывает на правовое регулирование фискальной сферы свой отпечаток: регионам предоставлены определенные правомочия.

Сами спецрежимы не приобретают статус региональных, так как основные положения установлены на федеральном уровне. Однако Налоговый кодекс наделяет региональных законодателей правом определять для своего региона:

  • отрасли и виды деятельности, для которых устанавливаются спецрежимы;
  • размер налоговых отчислений;
  • условия применения налоговых льгот и т. п.

Так, региональные власти могут, в зависимости от конкретной ситуации на местах, корректировать общие положения, уточнять ставки (в случае с УСН) или виды деятельности и ставки (ЕНВД и ПСН).

Местные власти столицы, например, установили, что на территории города федерального значения ЕНВД не применяется вовсе. Поэтому чтобы применять соответствующую систему, необходимо изучить не только нормы НК РФ и федеральных законов, но и местных.

Таким образом, специальный налоговый режим — это система налогообложения, принципы которой кратко сформулированы в ст. 12 Налогового кодекса РФ. Понятие и виды специальных налоговых режимов даны в ст. 18 НК РФ. Далее рассмотрим виды спецрежимов, из описания которых станут понятны их суть, функции и задачи.

[1]

Далее представим специальные налоговые режимы, общая характеристика будет дана в сводной таблице после перечисления. Итак, полный перечень спецрежимов (полное и сокращенное наименование, принятое в нормативных актах и на практике):

  • система налогообложения (для сельскохозяйственных товаропроизводителей или единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (СРП);
  • патентная система налогообложения (ПСН).
Глава НК РФ

Ограничения по применению

Ставка Налоговая база ЕСНХ Гл. 26.1 Обложению подлежит разница между поступлениями и затратами по ставке 6 %. Предусмотрена только для предприятий, осуществляющих сельхоздеятельность, при количестве работников до 300 человек. 6 % Зависит от дохода

Плательщик выбирает объект обложения — доходы или доходы минус расходы. Для первого варианта установлена ставка 6 % и для второго — 15 % (по решению региональных властей эти показатели могут быть уменьшены соответственно до 1 и 5 %).

[2]

Количество работников — 100, величина поступлений за год — 150 000 000 рублей.

Ограничения во видам деятельности указаны в ст. 346.12.

6 % или 15 % Зависит от дохода

Плательщик перечисляет 15 % (ставка может быть снижена по решению региональных властей до 7,5 %) с определенного вмененного дохода.

По количеству работников — 100.

В соответствии со ст. 346.26 , определены виды деятельности, на которых она может быть применена (регионы могут расширить список).

15 % Постоянная

Применяется юрлицами или их объединениями, являющимися инвесторами при разработке месторождения полезных ископаемых и заключившими соответствующее соглашение с государством.

Зависит от дохода ПСН Гл. 26.5 ИП покупает патент по установленной в регионе цене на право осуществления определенного вида деятельности. Ставка составляет 6 % от возможного дохода (может быть уменьшена в регионе вплоть до 0). При этом отчетность вообще не составляется, ведется только книга учета доходов и расходов.

Количество работников — 15, величина поступлений за год — 60 000 000 рублей.

Виды деятельности перечислены в ст. 346.43 НК РФ (регионы вправе уточнить список).

Налоговые режимы для малого бизнеса

Для любой страны с рыночной экономикой роль малого бизнеса неоценима — формирование антимонопольной хозяйственной среды, здоровой конкуренции, развитие национального производства, общий экономический рост.

Важные нюансы:

  • наиболее гибкий и одновременной прочный сектор рынка, переносящий кризисные периоды легче, чем средний и крупный;
  • объект налоговых платежей и налоговый агент;
  • стимулятор технологического развития и инноваций;
  • субъекты малого бизнеса вкладывают инвестиции в высокотехнологичные и научные проекты;
  • социально-экономический носитель, так как создает занятость, новые рабочие места.

В связи с такими важными позициями в национальном хозяйстве страны мира уделяют большое внимание поддержке, поощрению и вовлечению малого предпринимательства. Европейские страны, например, перевели решение многих экономических вопросов на предпринимателей и на государственном уровне обеспечивают их необходимыми условиями.

Важным рычагом влияния на бизнес — как малый, так средний и крупный — является налогообложение. Однако, в отличие от остальных классов предпринимательства, малое ввиду мобильности более чувствительно к изменениям,.

Субъекты малого бизнеса

Регламентация этой категории хозяйствующих лиц есть в Федеральном законе №209. Субъектами малого и среднего предпринимательства признаются:

  • индивидуальные предприниматели;
  • хозяйственные партнерства и общества;
  • потребительские и производственные кооперативы;
  • крестьянские и фермерские хозяйства.

Определение охватывает и средних предпринимателей. Поэтому предусмотрены лимиты, разделяющие субъекты хозяйствования по размерам.

В законе градация приводится по среднему числу трудящихся в год, лимиты делят малый бизнес на 2 категории:

  • менее 15 человек — микропредприятия;
  • менее 100 человек — малые предприятия.

Еще одним критерием является выручка за год, показатели прописаны в Постановлении Правительства РФ №265. Данные о выручке индексируются ежегодно — предыдущее постановление аннулируется новым. Итак, лимиты:

  • 120 миллионов рублей — микропредприятия;
  • 800 миллионов рублей — малые предприятия.
Читайте так же:  Можно ли вернуть налог на имущество

Специальные режимы

Предприниматели имеют самый широкий среди всех бизнес-единиц выбор системы налогообложения для своей работы. Специфика их деятельности, как правило, имеет небольшие обороты, основные средства и штат сотрудников позволяют применять все активные специальные режимы:

Если выручка и доходы субъекта не вмещаются в лимиты этих систем, они используют общий режим налогообложения. Иногда предприниматели выбирают ОСНО ради контрагентов-плательщиков НДС, и возможности совместно работать по системе возмещения этого налога.

В порядке очередности глав Налогового кодекса РФ среди спецрежимов представлена система для сельхозпроизводителей. Этот единый налог ориентирован на учет специфической деятельности фирм сельскохозяйственного сектора. Данная сфера за последние годы не реформировалась законодательством, ее регламентирует глава 26.1 НК РФ.

Субъект хозяйствования вправе использовать систему ЕСХН, если соответствует условию о доле выручки от сельскохозяйственной деятельности в общем объеме продаж, равной или большей 70%.

Несмотря на определенные проблемы правового обоснования системы для сельхозпроизводителей, на более слабое развитие во всех аспектах законодательства, режим ЕСХН создает комфортные условия и здоровый рост сельскохозяйственного производства, заинтересованность представителей малого и среднего хозяйствования выбирать этот сектор рынка и пользоваться благоприятными положениями его налогообложения, среди которых главные — простота и ясность.

Для субъектом малого предпринимательства, занятых одним типом хозяйствования, упрощенная система — оптимальна. Особенно привлекательна система для предпринимателей, занимающихся розничной торговлей или другими видами непосредственного взаимодействия с потребителями, так как становится очевидной экономия без учета НДС.

УСН применяется на добровольном основании — уведомлении, подаваемом в ИФНС. Многие налогоплательщики не обращают внимания на такие мелочи, но в случае УСН подается именно уведомление — т. е. сообщение об использовании спецрежима, тогда как в других режимах предусмотрена подача заявления, которое будет рассматриваться инспекторами.

Единицы малого бизнеса четко попадают в границы пользования системой:

  • число трудящихся — не больше 100 человек (этот предел совпадает с пределом для малых предприятий);
  • оценка основных средств в остатке по итогам года — 150 миллионов рублей;
  • доходы за отчетные периоды — не больше 150 миллионов рублей;
  • доходы за 9 месяцев — не больше 112,5 миллионов рублей.

Даже увеличенные лимиты позволяют малым предпринимателям применять УСН, если они:

  • не имеют представительства/филиалы;
  • не работают на рынке ценных бумаг;
  • не реализовываются через банки, страховые фирмы и ломбардные учреждения;
  • не производят подакцизную продукцию;
  • и т. д. по статье 346.12 Налогового кодекса РФ.

Важным условием является доля участия в деятельности других представителей рынка — не больше 1/4. Предприниматель также самостоятельно избирает объект налогообложения — доходы либо прибыль (доходы, из которых вычтены расходы).

Аналитика демонстрирует следующие закономерности:

  • если траты бизнесмена сложно собрать в бухгалтерской документации в виде доказательств, а доходы больше их на 60%, то предпринимателю выгоднее работать с объектов «доходы»;
  • когда расходы больше доходов на 60%, а их документальное доказательство непроблематично, то для предпринимателей более оптимален второй объект.

Налоговый кодекс РФ предусмотрел соответствующие ставки — 6 и 15%. В пределах этих размеров представительные органы власти регионов вправе устанавливать собственные ставки. Также налогоплательщики ведут книгу учета и подают декларацию в установленный срок.

Проблемой в УСН является поведение субъектов бизнеса, которые хотят оставаться на системе, даже когда в силу растущих оборотов не могут соответствовать установленным ограничениям. В такой ситуации предприниматели начинают дробить свой бизнес на несколько юридических лиц и ИП, что ведет к сложностям управления, администрирования, заключения сделок, снижению трудовой эффективности персонала, риску оказаться в числе обвиняемых органами ФНС в уклонении от уплаты налогов.

Другими проблемами для налогоплательщиков является доказательство целесообразности и обоснованности нормы расходов. Также неудобны правила регистрации и прекращения учета в качестве плательщика УСН — предприниматель узнает об изменившемся статусе и переходе на ОСНО поздно. Существуют и другие трудности использования режима.

Применение единого налога на вмененный доход до введения патентной системы носило принудительный характер, если осуществляемая деятельность попадала в виды хозяйствования по данному платежу.

После появления патента налогоплательщиков наделили правом выбирать между двумя спецрежимами. При этом еще в 2012 году предпринимателей предупредили, что ЕВНД будет упразднен. Однако он действует до сих пор и будет функционировать как минимум до 2021 года.

Отличием системы ЕНВД является объект обложения — вмененный доход, то есть примерный, потенциальный, средний доход, который лицо будет получать от конкретного вида хозяйствования. Для предпринимателей, получающих доходы, превышающие законодательные значения, применение системы определенно выгодно. Но лица, не имеющие стабильно высоких или средних доходов, могут потерпеть убытки, так как отнесение какие-то операций к расходам или отражение реального дохода в режиме не предусмотрены.

Элементы режима крайне просты. Отчитываться необходимо каждый квартал — сдавая декларацию и уплачивая сумму налога. Размер ставки составляет 15%.

Среди проблем режима стоит отметить противоречие концепции ЕНВД как простейшей и удобной системы для небольших предпринимателей с одновременной обязанностью вести раздельный учет — трудоемкую и сложную работу, зачастую упирающуюся в тупик из-за недоработанности норм по нему.

Самым молодым спецрежимом является система патента.

К особенностям патентной системы относится очень узкий круг субъектов — работать на спецрежиме могут только единичные индивидуальные предприниматели. Юридические лица не входят в число субъектов ПСН.

Но даже индивидуальным предпринимателям необходимо соответствовать узким требованиям главы 26.5 НК РФ:

  • число сотрудников — не больше 15;
  • отсутствие в бизнесе соглашений о совместительстве;
  • доход за налоговый период не переходит за границу 1 миллиона рублей (субъекты России вправе увеличивать лимит в 3, 5 или 10 раз).

Для функционирования на ПСН предприниматели подают в ИФНС заявление о переходе на новый режим и получают в ответ патент — основание применения.

Как с ЕВНД, в патенте выбран специфический объект — потенциальный годовой доход, т. е. потенциальная базовая доходность лица от осуществляемой им деятельности. Но, в отличие от того же ЕНВД, при формировании налоговой базы не учитывается физический показатель — площадь, мощность, вес и т. д. База тождественна годовому доходу в рублях.

Также на патентной системе установлена более сложная система периодов. Максимальный период — календарный год. Минимальный период — один месяц. Налоговый период зависит от времени действия патента, которое ИП устанавливает сам, когда подает заявление. Разумеется, при досрочном прекращении работы с патентом это учитывает налоговыми органами.

Перечисление патентного налога в казну осуществляется:

  1. Если патент получен на полгода и меньше — в полном размере суммы уплачивается не позднее истечения срока действия патента.
  2. Если патент получен на полгода и больше:
  • 1/3 суммы налога перечисляется не позднее 90 календарных дней со дня применения патента;
  • 2/3 суммы налога перечисляются не позднее истечения срока действия патента.
Читайте так же:  Когда уходить на пенсию 1970 году

Единичные предприниматели освобождены от обязанности подавать декларационное заявление в налоговую инспекцию, но отчитываются по книге учета.

Проблема данного спецрежима в первую очередь связана с порядком расчета. Учитывая непредсказуемость бизнеса и различные экономические риски, предпринимателям не нравится уплата налога авансом, так как невозможно предугадать будущие доходы и расходы, внеплановые события и т. п.

Также строгие и узкие границы по числу работников и оборотам делают систему недоступной для многих ИП, а для тех, кто включается в субъекты ПСН, не всегда легко соответствовать внутренним лимитам по каждому виду деятельности — например, площадь зала не больше 50 метров в квадрате. Также число видов деятельности не вбирает в себя все существующие формы хозяйствования ИП, и им приходится рассматривать другие режимы налогообложения.

Необходимость ежегодно получать новый патент и отдельный документ на каждый вид деятельности увеличивает административную нагрузку на бизнесменов, как и на самих налоговых инспекциях.

Однако все перечисленные проблемы касаются правовых норм и с помощью соответствующих поправок постепенно должны решиться.

Общая система

Кроме специальных налоговых режимов субъекты малого бизнеса могут работать на общей системе, причем не только в случае превышения показателей над лимитами по льготным режимам, но и мотивированным решением — например, для заключения сделок с контрагентами и функционирования по вычету входного НДС. Также для некоторых предпринимателей общий режим более привлекателен в силу специфики деятельности — по налогам ОСНО предусмотрены освобождения или значительные льготы.

В любом случае общая система всегда открыта для любых налогоплательщиков, имеет гибкие рычаги оптимизации налоговой базы и получения преференций и льгот.

Налоговые льготы для субъектов малого бизнеса

Какие льготы могут применять субъекты малого предпринимательства? Какие преференции могут получить бизнесмены, осуществляющие деятельность в приоритетных сферах экономики?

В соответствии с НК РФ малые предприятия могут применять следующие специальные налоговые режимы:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл.26.1 НК РФ);

упрощенная система налогообложения (гл.26.2 НК РФ);

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл.26.3 НК РФ);

патентная система налогообложения (была введена Федеральным законом от 25.06.2012 г. №94-ФЗ с 1 января 2013 г.) в отношении определенных видов деятельности, осуществляемых предпринимателями.

Кроме того, по относимым к региональным налогам налогу на имущество организаций и транспортному налогу законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования (ст.372, ст.356 НК РФ). А нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения по земельному налогу (ст.387 НК РФ, Письма ФНС РФ от 17.02.2017 г. №БС-4-21/[email protected], Минфина РФ от 25.05.2016 г. №03-01-11/29777).

Льготы для плательщиков на УСН

Малые предприятия имеют право перейти на УСН с 1 января 2019 года, если по итогам девяти месяцев 2018 года доходы не превысили 112,5 млн рублей (ст.346.12 НК РФ).

В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка составляет 6 %.

При этом законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составляет 15 %. При этом законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Для того чтобы воспользоваться пониженной ставкой «упрощенного» налога, организации необходимо зарегистрироваться в данном льготном регионе и создать обособленное подразделение по месту осуществления фактической деятельности организации.

Распространенным условием применения льготной ставки «упрощенного» налога является ведение налогоплательщиком приоритетного для региона вида деятельности.

Например, Законом Московской области от 12.02.2009 г. №9/2009-ОЗ «О ставке налога, взимаемого в связи с применением УСН» (далее по тексту – Закон №9/2009-ОЗ) для некоторых столичных бизнесменов, применяющих УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы», установлена налоговая ставка в размере 10%, при условии, что компании и ИП осуществляют определенные виды деятельности (ст.2 Закон №9/2009-ОЗ).

Среди них, например: выращивание однолетних и многолетних культур, выращивание рассады, животноводство, смешанное сельское хозяйство, деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции, сбор и заготовка дикорастущих грибов, плодов, ягод, орехов, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство резиновых изделий, стекла и изделий из стекла, чугуна, стали и ферросплавов, строительных металлических конструкций и изделий, часов, оптических приборов, фото- и кинооборудования, машин и оборудования общего назначения, мебели, ремонт машин и оборудования, электронного и оптического оборудования, деятельность автомобильного грузового транспорта, аренда судов внутреннего водного транспорта для перевозки пассажиров с экипажем, управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, деятельность в области спорта.

Налоговые каникулы

ИП, применяющие УСН с объектом обложения «доходы» с 1 января 2015 г., вправе применять 0 ставку при условии принятия субъектами РФ соответствующего закона.

Для того чтобы воспользоваться льготой, ИП должен выполнить ряд условий:

предпринимательская деятельность должна осуществляться в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг;

ИП зарегистрирован впервые и поставлен на учет в ИФНС после вступления соответствующего закона субъекта РФ в силу.

[3]

Например, Законом Свердловской области от 20.03.2015 г. №21-ОЗ, установлена налоговая ставка в размере 0% для впервые зарегистрированных налогоплательщиков — ИП, осуществляющих один или несколько из следующих видов предпринимательской деятельности, входящих в класс «Производство пищевых продуктов», «Производство текстильных изделий», «Производство одежды», в группу «Производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках» в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности и др.

Льготы для плательщиков ЕНВД

Для плательщиков ЕНВД ставка единого налога установлена в размере 15% величины вмененного дохода (п. 1 ст. 246.31 НК РФ). При этом регионам предоставлена возможность снижения ставки единого налога с 15 до 7,5% (п.2 ст. 346.31 НК РФ).

Сумма ЕНВД может быть уменьшена на сумму перечисленных страховых взносов, оплаты больничных пособий за первые 3 дня и платежей на основании договоров добровольного личного страхования в пользу работников.

Право налогоплательщиков на уменьшение суммы ЕНВД на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное страхование ограничивается только тем налоговым периодом, в котором они были уплачены (пп.1 п.2 ст.346.32 НК РФ). Соответственно, сумма ЕНВД за квартал уменьшается на сумму страховых взносов, которая фактически уплачена в данном квартале. При этом не имеет значения, за какой период начислены взносы (Письма Минфина РФ от 24.10.2018 г. №03-11-11/76242, от 24.10.2018 г. №03-11-06/3/76236).

Читайте так же:  Налоговая гатчина режим работы на 7 армии

Льготы для плательщиков, работающих на патенте

Патентная система налогообложения (далее по тексту — ПСН) применяется ИП наряду с иными режимами налогообложения в отношении видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.43 НК РФ.

Например, в отношении:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

услуг общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;

производства кожи и изделий из кожи;

производства молочной продукции;

производства хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;

услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;

ремонта компьютеров и коммуникационного оборудования.

Например, Законом республики Башкортостан от 28.04.2015 г. №221-з для ИП на патенте предусмотрены налоговые каникулы на период с 11.05.2015 г. по 31.12.2020 г. Налоговые каникулы предусмотрены и для ИП, зарегистрированных в г. Москве и осуществляющих определенные виды деятельности в период с 25.03.2015 г. по 31.12.2020 г. (Закон г. Москвы от 18.03.2015 г. №10).

Льготы по налогу на имущество

Субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН и ЕНВД, признаются плательщиками налога на имущество, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости.

В отношении же имущества, налоговая база по которому определяется в соответствии со ст.375 НК РФ как среднегодовая стоимость (ст.375 НК РФ), данные налогоплательщики по-прежнему освобождены от уплаты налога на имущество.

Правительство г. Москвы снижает размер и темпы роста ставки по налогу на имущество организаций, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость (торговая, офисная, иная коммерческая недвижимость).

Соответствующие поправки были внесены в Законг. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 г. №64 (далее по тексту – Закон №64).

Суть льготы состоит в том, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:

налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;

налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;

за предшествующий налоговый период средняя численность работников, составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника, составила не менее 2 млн. рублей.

для осуществления образовательной деятельности и (или) медицинской деятельности;

научными организациями, выполняющими НИОКР за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, при условии, что указанные средства составляют не менее 30 процентов всех доходов, полученных научной организацией в отчетном (налоговом) периоде.

Специальные налоговые режимы малого бизнеса

Важнейшим условием благоприятного развития малого и среднего бизнеса выступает устойчивая, гибкая и развивающаяся система налогообложения. Основная цель поддержки деятельности малого и среднего предпринимательства – насыщение рынка товарами, работами и услугами, повышение конкурентоспособности, введение в производство инновационных разработок, а также внедрение новых рабочих мест.

Для привлечения предпринимателей государство разрабатывает особые условия налогообложения малого и среднего бизнеса. В соответствии со статьей 18 Налогового Кодекса Российской Федерации специальные налоговые режимы трактуются как «особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов». Таким образом, в содержании данного понятия акцентируется внимание на возможность применения режимов налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков (представителей малого и среднего бизнеса).

Законодательством предусмотрены следующие специальные налоговые режимы:

– система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);

– упрощенная система налогообложения (УСН);

– система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

– система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

– патентная система налогообложения (ПСН) [3].

Поступления налогов от организаций и ИП, применяющих специальные налоговые режимы, в консолидированный бюджет РФ приведены в таблице [1].

Динамика налоговых поступлений по специальным налоговым режимам в консолидированный бюджет РФ за 2014–2016 гг., млн. руб.

Налог, взимаемый в связи с применением УСН

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Единый сельскохозяйственный налог

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, налоговые поступления по УСН и ЕСХН имеют тенденцию к увеличению. За 2016 год доля налога, взимаемого в связи с применением УСН, увеличилась на 40,7 %, а доля налога, взимаемого в связи с применением ЕСХН – на 53 %. Примечательна структура поступлений по ЕНВД и ПСН. В 2016 году доля налога, взимаемого в связи с применением ЕНВД, снизилась на 7,5 %, а доля налога, взимаемого в связи с применением ПСН, уменьшилась на 21,5 %.

Несомненным лидером по количеству поступлений в бюджет является УСН. Она является достаточно «универсальной», поскольку не зависит от вида предпринимательской деятельности, ограничение размера дохода за год позволяет применять данный налоговый режим не только малому, но и среднему бизнесу, а также УСН могут применять как организации, так и ИП.

Рассмотрим преимущества и недостатки каждого вида специального налогового режима.

При применении специальных налоговых режимов субъекты малого и среднего бизнеса освобождаются от уплаты налогов, присущих общей системе налогообложения, а именно: предприниматели не уплачивают налог на добавленную стоимость, организации – налог на прибыль и налог на имущество организаций, индивидуальные предприниматели – налог на доходы физических лиц и налог на имущество физических лиц. В обязанность малого и среднего бизнеса входит уплата единого налога либо оплата патента в зависимости от вида специального налогового режима.

ЕСХН – специальный налоговый режим, разработанный для производителей сельскохозяйственной продукции. Основным условием применения режима является доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, которая должна составлять в общем доходе бизнеса не менее 70 %. Если в конце года указанная доля уменьшается, то налогоплательщик лишается права на применение льготного режима налогообложения с начала налогового периода, в котором были допущены нарушения [4].

Необходимость введения данного режима налогообложения обусловлена тем, что функционирование сельского хозяйства невозможно без государственной поддержки. Общий режим налогообложения несет за собой большое налоговое обременение для представителей малого и среднего бизнеса. Поэтому внедрение ЕСХН, в первую очередь, связано с упрощением системы налогообложения и стимулированием экономического роста для сельскохозяйственных организаций.

Читайте так же:  Исковое заявление о взыскании алиментов подается

Однако данный режим налогообложения имеет недостаток. Организации, перешедшие на ЕСХН, не могут предъявлять НДС к вычету из бюджета, поскольку не являются плательщиками данного налога. Но большинство производителей сельскохозяйственной продукции применяют общую систему налогообложения. Поскольку НДС входит в цену продукции, организации, применяющие ЕСХН, автоматически уплачивают его поставщикам, но по законодательству РФ освобождаются от уплаты. В связи с этим, затраты организации увеличиваются [2, c. 172].

Необходимо отметить тот факт, что ЕСХН направлен только на стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей, поэтому его нельзя отнести в полной мере к методу поддержки деятельности всех субъектов малого и среднего предпринимательства.

Упрощенная система налогообложения введена в целях упрощения ведения налогового учета малым и средним бизнесом. По сравнению с общим режимом налогообложения при УСН:

– вместо ряда налогов уплачивается единый налог;

– появляется возможность планировать налоговую нагрузку предприятия ввиду выбора объекта налогообложения [5, c.84].

В соответствии со статьей 346.12 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики вправе перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, доходы не превысили 112,5 млн. рублей.

Организации и ИП, применяющие данный режим налогообложения, не выставляют счета-фактуры покупателям и заказчикам. На первый взгляд, это является преимуществом, но не для всех налогоплательщиков. Проблема состоит в том, организации-плательщики НДС отказываются заключать сделки с компаниями, перешедшими на УСН, поскольку теряют возможность получения вычета по НДС. Поэтому налогоплательщики УСН теряют покупателей и заказчиков и увеличивая издержки организации.

В соответствии со статьей 346.14 Налогового Кодекса РФ объектом налогообложения при УСН признаются:

– доходы, уменьшенные на величину расходов.

При выборе объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» у налогоплательщиков возникают некоторые сложности, поскольку расходы не всегда соотносятся с реальными затратами, когда как общая система налогообложения допускает включать в состав расходов практически все издержки предприятия, если они экономически обоснованы и направлены на получение дохода. Кроме того, перечень расходов по УСН постоянно изменяется. В связи с этим, предпринимателям необходимо отслеживать нововведения, чтобы не утратить право применения специального режима налогообложения. ЕНВД – специальный налоговый режим, рассчитанный на представителей малого бизнеса. Отличительной особенностью является то, что величина уплаченного налога зависит не от реально полученного дохода, а от физических показателей. В статье 346.26 Налогового Кодекса РФ приведен перечень видов деятельности, на основании которых налогоплательщиками может применяться ЕНВД.

Особенностью данного режима налогообложения является то, что объектом налогообложения является вмененный доход, а не реально полученный. При его расчете используются значение базовой доходности, число физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности. Однако стоит отметить, что размер базового дохода устанавливается в целом по стране, исключая возможность регионам самостоятельно устанавливать размер дохода исходя из специфических особенностей деятельности в отдельном субъекте. Кроме того, также как и при УСН, предприниматели на ЕНВД освобождаются от уплаты НДС, а значит, процесс работы с партнерами по бизнесу затруднен.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции представляет собой особый вид специального налогового режима, который используется в добывающей промышленности. Главной особенностью является отсутствие ввода определенного налога, а также применения его элементов.

Действие подобного режима выгодно для инвестора и государства. Инвестор имеет благоприятные условия для вложения средств в поиск, разведку и добычу полезных ископаемых, а государство приобретает гарантии получения части прибыли от этой деятельности. В связи с этим, применение данного режима представляется невозможным для субъектов малого и среднего бизнеса.

Патентная система налогообложения предназначена для обеспечения льготного режима налогообложения только для индивидуальных предпринимателей. Данный налоговый режим предусматривает приобретение патента, который дает право на ведение определенной предпринимательской деятельности. Период, на который оформляется патент, налогоплательщик определяет самостоятельно, однако он не может быть менее одного месяца и превышать один год [4].

Преимуществом данной системы налогообложения является отсутствие налоговой отчетности в виде декларации, что упрощает процедуру взаимодействия с налоговыми органами. Однако стоит отметить, что организации ПСН применять не могут. Кроме того, недостатком данного режима является невозможность уменьшения стоимости патента за счет выплаченных страховых взносов.

Таким образом, для субъектов малого и среднего бизнеса законодательством РФ предусмотрены особые условия функционирования в экономике страны. Следует сделать вывод, что система налогообложения для малого и среднего предпринимательства требует существенных доработок. Поскольку данный вид бизнеса считается самым неустойчивым к внезапным рыночным изменениям, необходимо путем введения новых и совершенствования уже существующих налоговых режимов осуществлять поддержку в развитии малого и среднего предпринимательства в России.

Малый бизнес и новая система специальных режимов налогообложения

2013 год принес преобразования в существующую систему налогообложения субъектов малого предпринимательства. Какие изменения произошли в специальных налоговых режимах? Какие новшества требуют особого внимания предпринимателей?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 110-35-79 . Это быстро и бесплатно !

Малый бизнес – один из самых быстро развивающихся и динамичных сегментов экономики. Именно индивидуальным предпринимателям принадлежит большая часть рынка в сфере торговли, бытовых услуг, производства продуктов питания. Многочисленные ИП уже на протяжении многих лет успешно занимаются обеспечением потребностей населения в товарах и бытовом обслуживании. Частные организации малых форм мобильны, мгновенно реагируют на изменения рынка, хорошо адаптируются к новым условиям, однако они же и самая уязвимая часть экономического сообщества. Создание и развитие класса предпринимателей в российских условиях очень зависит от поддержки государства. Одним из шагов по такой поддержке стало создание специальных налоговых режимов.

Налоговые послабления фирмам, занимающимся малым бизнесом, предоставлены в рамках исполнения задач, поставленных федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», принятым в 1995 г. По этому закону для создания условий, способствующих развитию предпринимательства, малым фирмам снижена налоговая нагрузка и упрощен бухучет.

Налоговый кодекс устанавливает возможность применения специальных налоговых режимов для отдельных категорий организаций и ИП.

Особые налоговые режимы применяются в нескольких случаях:

  1. для сельхозпроизводителей устанавливается специальный порядок налогообложения на основе ЕСХН (единого сельскохозяйственного налога);
  2. для фирм, соответствующих определенным критериям, — УСН (упрощенная система);
  3. для некоторых видов предпринимательства, установленных законодательством — ЕНВД (единый налог на вмененный доход);
  4. для инвесторов, выполняющих условия соглашения о разделе продукции, — льготное налогообложение;
  5. для ИП, осуществляющих определенную в законе деятельность — работа на основе патента.
Читайте так же:  Исчисления налога и авансовых платежей

Налоговые льготы для фермеров и инвесторов, разрабатывающих недра, требуют особого рассмотрения. Большинство же предпринимателей работает с использованием «упрощенки», «вмененки» или патента.

«Упрощенка» устанавливается предпринимателям по их желанию, однако не все могут выбрать этот вид налогообложения. Закон устанавливает ограничения для применения УСН:

  • если доход компании за год превышает 15 млн. рублей;
  • если остаточная стоимость активов равна или превышает 100 млн. рублей;
  • если в фирме работает в среднем более 100 человек;
  • если доля участия в предприятии других компаний более 25%;
  • если компания занимается такими видами деятельности, как банковская, инвестиционная, страховая; имеет филиалы; является бюджетной организацией;
  • если фирма производит подакцизную продукцию, работает в сфере добычи полезных ископаемых, занимается игорным бизнесом;
  • если компания перешла на другую систему налогообложения.

Организация, имеющая право применять «упрощенку», может на нее перейти, отправив до конца года заявление в налоговую инспекцию. Тогда приступать к работе по новой системе можно с января следующего года. Новые фирмы могут использовать УСН с момента создания, уведомив налоговую сразу после регистрации (в течение месяца). Если нарушены сроки подачи заявления, фирма теряет свое право на УСН и работает на основе общей системы.

«Упрощенцы» освобождаются от уплаты налогов:

  • на прибыль (или доходы физлиц для ИП);
  • на имущество;
  • на добавленную стоимость.

Все остальные налоги и обязательные платежи выплачиваются в общем порядке.

До момента подачи заявления на УСН важно определиться с объектом налогообложения: «доходы» или «доходы минус расходы».

В первом случае размер единого налога будет определяться как ставка 6%, умноженная на сумму доходов, полученных фирмой за налоговый год.

Во втором случае ставка налога составляет 15% от разницы годовых доходов и расходов предпринимателя. В различных регионах возможно предоставление пониженных ставок отдельным категориям налогоплательщиков.

ЕНВД применяется только в тех местностях, где это предусмотрено территориальными законодательными актами местных органов власти. Правила применения «вмененки» для всех территорий, где она имеется, одинаковы, но могут иметь свои особенности в каждой конкретной местности. В частности, местные власти могут выбрать, на какие из перечисленных налоговым кодексом направлений деятельности, подпадающих под ЕНВД, будет распространяться использование этого налогового режима на территории их ответственности. На местном уровне устанавливается и корректирующий коэффициент К2, который необходим при расчете налога, в пределах от 0,005 до 1. Тем самым властями предоставляются налоговые послабления по своему усмотрению.

Организация может выплачивать ЕНВД, если она:

  • занимается деятельностью, на которую по налоговому и местному законодательству распространяется «вмененка»;
  • среднее число персонала, работающего на фирме, не выше 100 человек;
  • доля юридических лиц, участвующих в организации, не более 25%;
  • фирма не платит ЕСХН;
  • организация не занимается сдачей в аренду автозаправок.

Плательщики ЕНВД свободны от тех же налогов, что и фирмы на «упрощенке». Но эта льгота касается только тех форм деятельности, по которым разрешено взимание ЕНВД, в случае, если организация занимается несколькими направлениями бизнеса.

Налоговая база на «вмененке» исчисляется по специальной формуле на основе:

  • утвержденной налоговиками базовой доходности каждого вида деятельности;
  • физических показателей;
  • корректировочных коэффициентов К1 и К2;
  • ставки единого налога, равной 15%.

Коэффициент К1 с 2014 года рассчитывается как аналогичный показатель, применявшийся в предыдущем году, умноженный на рассчитанный госстатистикой коэффициент потребительских цен.

Перейти на «вмененку» можно в любой момент, а отказаться от нее по своему желанию — только после завершения текущего года, поставив об этом в известность налоговиков. Если нарушаются основания, по которым организация приобретает право использовать льготную схему налогообложения, то происходит принудительный перевод фирмы на ОСНО. До этого года применение организацией ЕНВД, если она подходила под определение плательщика единого налога, было обязательным. В дальнейшем работать по «вмененке» можно будет до конца 2017 года.

Специальные налоговые режимы в 2014 году претерпели существенные корректировки. В частности это коснулось патентной схемы, которая теперь выделена отдельной статьей из старой «упрощенки» на основе патента.

Применять новую патентную систему могут ИП тех регионов, правительство которых приняло соответствующий закон. При этом предприниматель обязан заниматься такой деятельностью, которая находится в перечне соответствующего налогового закона. Данный список может быть расширен субъектом федерации за счет услуг, относящихся к бытовому обслуживанию.

Дополнительным условием является ограничение численности сотрудников ИП – она не должна быть больше 15 человек.

Для начала работы по патентной системе необходимо за 10 дней подать документы на оформление патента по каждому из направлений своей деятельности и по всем регионам, где будет осуществляться работа ИП.

Базой налога на патенте считается потенциально возможный годовой доход предпринимателя. Этот показатель устанавливается регионами самостоятельно по каждому виду деятельности отдельно, в пределах от 100 тыс. рублей до 1 млн. рублей.

Данные цифры корректируются путем умножения на коэффициент-дефлятор, отражающий изменение потребительских цен, утвержденный на текущий год. На сегодня этот коэффициент принят за единицу. При вычислении базы налога ИП могут учитываться физические показатели его работы. Ставка налога по патенту равна 6%. Учет доходов предпринимателя ведется по каждому патенту отдельно.

В связи с налоговыми изменениями 2014 года многим организациям пришлось переходить на иную систему налогообложения. Кроме того по некоторым специальным режимам изменились условия перехода, сроки и форма уведомления, порядок уменьшения налоговой базы и прочие нюансы. Заинтересованным лицам следует уделить этим новшествам особое внимание.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

+7 (499) 110-35-79 (Москва)
+7 (812) 490-75-26 (Санкт-Петербург)

Источники


  1. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 128 c.

  2. Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 257 c.

  3. Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.
  4. Зайцева Т. И., Медведев И. Г. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3; Инфотропик Медиа — М., 2010. — 400 c.
Специальные налоговые режимы малого бизнеса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here