Специальные налоговые режимы налоговое право

Юридическая информация на тему: "Специальные налоговые режимы налоговое право" с подробными разъяснениями. Мы собрали и систематизировали информацию по теме и предоставили ее в удобном для чтения виде.

Специальные налоговые режимы

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается в гл. 26.1 Налогового кодекса и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на имущество организаций;
  • ЕСН.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате:

  • НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
  • ЕСН (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением налога на добавленную стоимость:

  • подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
  • уплачиваемого в соответствии при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Иные налоги и сборы уплачиваются, в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с положениями гл. 26.2 Налогового кодекса предполагает уплату ЕНВД, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период, и применяется наряду с общей системой налогообложения (общим режимом налогообложения), предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и ЕСН.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности уплаты НДФЛ (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и ЕСН (с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением налога на добавленную стоимость:

  • подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
  • уплачиваемого в соответствии при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Иные налоги уплачиваются ими в соответствии с общим режимом налогообложения.

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговая ставка устанавливается в размере:

  • 6 % – если объектом налогообложения являются доходы;
  • 15 % – если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности устанавливается НК и вводится в действие законами субъектов РФ.

С августа 1998 г. до 1 января 2003 г. ЕНВД для определенных видов деятельности относили к региональным налогам.

В настоящее время система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности рассматривается в качестве одного из видов специального налогового режима и урегулирована в гл. 26.3 Налогового кодекса.

Система налогообложения в виде ЕНВД отдельных видов деятельности применяется наряду с общей системой налогообложения (общим режимом налогообложения), предусмотренной законодательством о налогах и сборах.

Уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

  • налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
  • налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
  • ЕСН (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).

Уплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

  • НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
  • ЕСН (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Налогового кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов производятся налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Читайте так же:  Уйти на пенсию по болезни

Объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика. Ставка ЕНВД устанавливается в размере 15 % величины вмененного дохода.

Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции

Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливается НК (гл. 26.4) и Федеральным законом от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

При исполнении надлежащим образом оформленных соглашений о разделе продукции взимание федеральных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором. Взимание федеральных налогов и сборов, не заменяемое разделом произведенной продукции между государством и инвестором, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах с учетом положений Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».

Установленный специальный налоговый режим применяется в течение всего срока действия соглашения.

[2]

Специальные налоговые режимы налоговое право

Специальные налоговые режимы — это режимы налогообложения, при которых субъекты бизнеса получают возможность сократить документооборот и отчетность, уплачивая фактически один налог. Ставки и порядок уплаты, условия применения определяются в НК РФ и других федеральных и местных законах. В статье представлена краткая характеристика режимов в сводной таблице.

Специальные налоговые режимы 2018 года объединяют 5 основных спецрежимов, их список пока не изменился, хотя в ближайшее время он может пополниться так называемым налогом для самозанятых. Что такое специальные режимы налогообложения, какими нормами регулируются правоотношения, возникающие по поводу их применения, разберемся далее в статье.

Изначально при регистрации индивидуального предпринимателя или организации законодатель предусматривает применение общей системы налогообложения (ОСН или ОСНО). Для перехода на спецрежимы налогообложения потребуется решение субъекта бизнеса, оформленное в виде заявления в инспекцию ФНС по месту регистрации. О том, как написать такое заявление, мы рассказывали в статье «Уведомление о переходе на УСН». Подать заявление можно либо сразу же после регистрации, либо раз в год — до 31 декабря.

Специальный режим — это режим налогообложения, предусматривающий особый порядок подсчета и определения налога за определенный срок, в случаях и порядке, установленных фискальным законодательством. Специальные налоговые режимы кратко — это преференции для субъектов малого бизнеса, так как она предусматривает освобождение от части обязательных платежей.

По сути все они предусматривают уплату только одного обязательного платежа. Это существенно упрощает документооборот и отчетность предпринимателей и организаций, особенно субъектами бизнеса ценится возможность избежать налогообложения по НДС, так как это достаточно сложный в применении и расчете сбор в пользу государства.

Правовое регулирование специальных налоговых режимов опирается на положения Налогового кодекса РФ. Однако федеративное устройство нашего государства накладывает на правовое регулирование фискальной сферы свой отпечаток: регионам предоставлены определенные правомочия.

Сами спецрежимы не приобретают статус региональных, так как основные положения установлены на федеральном уровне. Однако Налоговый кодекс наделяет региональных законодателей правом определять для своего региона:

  • отрасли и виды деятельности, для которых устанавливаются спецрежимы;
  • размер налоговых отчислений;
  • условия применения налоговых льгот и т. п.

Так, региональные власти могут, в зависимости от конкретной ситуации на местах, корректировать общие положения, уточнять ставки (в случае с УСН) или виды деятельности и ставки (ЕНВД и ПСН).

Местные власти столицы, например, установили, что на территории города федерального значения ЕНВД не применяется вовсе. Поэтому чтобы применять соответствующую систему, необходимо изучить не только нормы НК РФ и федеральных законов, но и местных.

Таким образом, специальный налоговый режим — это система налогообложения, принципы которой кратко сформулированы в ст. 12 Налогового кодекса РФ. Понятие и виды специальных налоговых режимов даны в ст. 18 НК РФ. Далее рассмотрим виды спецрежимов, из описания которых станут понятны их суть, функции и задачи.

[3]

Далее представим специальные налоговые режимы, общая характеристика будет дана в сводной таблице после перечисления. Итак, полный перечень спецрежимов (полное и сокращенное наименование, принятое в нормативных актах и на практике):

  • система налогообложения (для сельскохозяйственных товаропроизводителей или единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (СРП);
  • патентная система налогообложения (ПСН).
Глава НК РФ

Ограничения по применению

Ставка Налоговая база ЕСНХ Гл. 26.1 Обложению подлежит разница между поступлениями и затратами по ставке 6 %. Предусмотрена только для предприятий, осуществляющих сельхоздеятельность, при количестве работников до 300 человек. 6 % Зависит от дохода

Плательщик выбирает объект обложения — доходы или доходы минус расходы. Для первого варианта установлена ставка 6 % и для второго — 15 % (по решению региональных властей эти показатели могут быть уменьшены соответственно до 1 и 5 %).

Количество работников — 100, величина поступлений за год — 150 000 000 рублей.

Ограничения во видам деятельности указаны в ст. 346.12.

6 % или 15 % Зависит от дохода

Плательщик перечисляет 15 % (ставка может быть снижена по решению региональных властей до 7,5 %) с определенного вмененного дохода.

По количеству работников — 100.

В соответствии со ст. 346.26 , определены виды деятельности, на которых она может быть применена (регионы могут расширить список).

15 % Постоянная

Применяется юрлицами или их объединениями, являющимися инвесторами при разработке месторождения полезных ископаемых и заключившими соответствующее соглашение с государством.

Зависит от дохода ПСН Гл. 26.5 ИП покупает патент по установленной в регионе цене на право осуществления определенного вида деятельности. Ставка составляет 6 % от возможного дохода (может быть уменьшена в регионе вплоть до 0). При этом отчетность вообще не составляется, ведется только книга учета доходов и расходов.
Читайте так же:  Исполнительное производство по взысканию алиментов на детей

Количество работников — 15, величина поступлений за год — 60 000 000 рублей.

Виды деятельности перечислены в ст. 346.43 НК РФ (регионы вправе уточнить список).

Специальные налоговые режимы

Существуют, так называемые, специальные режимы налогообложения, которые, по сути, являются льготными по отношению к общей системе налогообложения.

Понятие специальных режимов в налоговом праве

Специальные налоговые режимы в налоговом праве представляют собой такие режимы, которые отличаются от стандартных режимов, а также подразумевают в некоторых случаях полное освобождение от уплаты налогов и сборов.

Специальные налоговые режимы устанавливаются в рамках Налогового кодекса, им же регулируются, определяются, контролируются. Российские правоведы считают, что специальным режимам можно дать особое определение.

Так, по мнению юристов, специальный режим в налоговом праве – это особый механизм взимания средств в счет государственного бюджета, который применяется лишь в некоторых случаях. При этом законодательством предусмотрен и механизм полного не взимания средств при определенных условиях.

Виды и характеристика специальных налоговых режимов

В Налоговом кодексе в статье 18, достаточно подробно дается перечень специальных режимов. К каждому из них применяются свои механизмы взимания средств с плательщиков в государственный бюджет. К специальным налоговым режимам относятся такие виды, как:

  • патенты;
  • раздел продукции;
  • налог на вмененный доход;
  • сельское хозяйство;
  • система упрощенного вида.

Виды специальных налоговых режимов и особенности налогообложения по каждой категории выведены в отдельные статьи Налогового кодекса.

Так, патентная система подразумевает применение к индивидуальным предпринимателям так же, как и другие (следует понимать, как общие) системы налогообложения. При этом те предприниматели, которые попадают под специальные налоговые режимы именно по статье о патентном налогообложения, освобождаются от уплаты двух видов налогов: на имущество физических лиц и доходы физических лиц.

В статье 346.43 Налогового кодекса подробно описывает, по какому виду предпринимательской деятельности ИП попадают под патентную систему налогообложения. В частности, к ним относятся: ремонт обуви, косметические процедуры, ремонт мебели и прочие услуги.

Специальный налоговый режим на основе патента позволяет предпринимателям несколько сэкономить на уплате сборов и налогов на стартовом этапе развития своего бизнеса.

Налогообложение по системе раздела продукции подразумевает, что в качестве продукции выступает определенное полезное ископаемое, которые добывают на территории страны или континентальном шлейфе на морских просторах (следует понимать, как нефть).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для применения норм налогового права в отношении специального режима требуется, чтобы деятельность по добыче и разделе продукции была составлена на уровне соглашения. При этом в налоговый орган данное соглашение передается именно плательщиков налогов и сборов, а не второй стороной соглашения (инвестор, вкладывающий средства в развитие предпринимательской деятельности).

Система налогообложения при применении налога на вмененную прибыль подразумевает налоговую ставку в 15%, если иное не предусматривается какими-либо нормативно-правовыми актами. При этом виды деятельности достаточно обширные.

Например, к ним относятся: бытовые и ветеринарные услуги, транспортные услуги (при условии, что автопарк организации насчитывает не более 20 транспортных средств), услуги по размещению рекламных постеров и прочих объектов на транспортных средствах. Полный список всех видов деятельности, которые по системе налогообложения попадают под режим вмененного дохода, прописан в статье 346.26 Налогового Кодекса.

Упрощенная система уплаты налогов подразумевает не уплату ИП налога на прибыль, имущество организации и добавленную стоимость, налог на доходы физического лица и имущества.

Чаще всего по упрощенной системе открывают ИП, которые не получают достаточной прибыли или имеют в штате не более одного сотрудника. Например, фрилансеры, осуществляющие работу удаленно, без привязки к определенному местонахождению.

При этом за предпринимателями, уплачивающими налоги по упрощенной системе, равно как и за всеми другими, закрепляются правила по ведению отчетности и кассовых операций.

ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог, которые тоже относится к специальным режимам налогообложения. Налоговое законодательство предусматривает добровольный переход предпринимателей на данный режим налогообложения, при условии, что они осуществляют именно сельскохозяйственную деятельность.

Организации или ИП в рамках законодательства могут быть освобождены от уплаты налогов на доход физических лиц и организации, имущества физических лиц и организации. При этом все остальные обязательные налоги остаются в силе, за исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативно-правовыми актами.

Основы, задачи, применение, условия специальных режимов в налоговом праве

Специальный налоговый режим на основе патента подразумевает особый объект, подлежащий налогообложению. Так, им признается возможный годовой доход, который может получить предприниматель в ходе своей деятельности. Налоговая ставка в этом случае устанавливается в размере всего 6%.

Примечательно, что специальный налоговой режим на основе патента предусматривает и 0% ставку, при условии, что ИП, которые впервые зарегистрировали свою деятельность по данному режиму после вступления в силу соответствующих законов, установленных на уровне субъекта федерации. При этом могут вменяться особые условия, без выполнения которых нулевая процентная ставка не может применяться. В частности, это:

  • определенное количество сотрудников у ИП;
  • определенный доход, выручаемый с деятельности ИП.

Налоговый режим при разделе продукции по соглашению тоже имеет свои основы и особенности. Так, согласно статье 346.41 Налогового кодекса, плательщики встают на учет не по месту своего фактического нахождения, а по месту нахождения месторождения полезного ископаемого (следует понимать, как нефти).

Заявление подается после того, как соглашение с инвестором было составлено. Законодательством установлен срок в 10 календарных дней на подачу заявления, в противном случае соглашение теряет свою силу и требует перезаключения.

По истечении срока соглашения плательщик обязан прекратить свою деятельность или продлить условия соглашения с инвесторами.

В противном случае право на налогообложение в порядке раздела продукции утрачивается и деятельность попадает под общий порядок налогообложения.

Читайте так же:  Снижение задолженности по алиментам судебная практика

Совершенствование специальных налоговых режимов ведется постоянно. И частности это касается налогообложения на вмененный доход. Так, согласно статье 346.29 Налогового кодекса, базой для расчета налоговой ставки является совокупность базового дохода от деятельности предпринимателя, физического показателя в один налоговой период (следует понимать, как один календарный год).

Если в течение периода у плательщика изменился физический показатель, то при расчете базы учитывается и этот аспект. При чем исчисление ведется ровно с того месяца, в котором произошло изменение. В этом случае налоговая база будет рассчитываться условно из двух показателей: до изменения и после него.

В городах федерального значения налоговый процент может быть отличен от установленных стандартных 15%. Колеблется он в размере 7,5—15%, на усмотрение соответствующих нормативно-правовых актов, применяемых к конкретному виду деятельности предпринимателя.

Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов по упрощенной схеме не может быть применено к следующим видам деятельности:

  • деятельности банков и банковских агентов;
  • страховых компаний и агентов;
  • нотариусов и адвокатов, осуществляющих частную юридическую практику;
  • негосударственных пенсионных фондов и инвестиций;
  • организаций, осуществляющих деятельность в сфере азартных игр;
  • ломбарды и скупки цветного металла;
  • сельскохозяйственные организации и ИП.

Налоговая ставка в данном режиме налогообложения подразумевается в размере 6% (за исключением некоторых случаев, прописанных в федеральных законах и законах субъектов федерации).

Такая же ставка предусмотрена для организаций, которые перешли на систему налогообложения по ЕСХН. Специальным налоговым режимом признается в этом случае режим налогообложения, разработанный специально для предпринимателей, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность в крупных и средних масштабах. При этом численность сотрудников некоторых ИП (следует понимать, как рыбохозяйственные организации) не может превышать 300 человек, а деятельность осуществляется на судах, принадлежащих и находящихся в собственности организации.

Роль специальных налоговых режимов в налоговом праве достаточно велика, поскольку специальные режимы позволяют предпринимателям быстрее развивать свою деятельность, получать с этого достаточный доход, обеспечивать население рабочими местами, сокращать уровень безработицы, при этом не работая в убыток организации.

Совершенствование специальных налоговых режимов в российском законодательстве продолжается, с каждым годом для предпринимателей предлагается все больше выгодных условий, позволяющих успешно осуществлять деятельность, одновременно с этим пополняя государственный бюджет.

Правовая характеристика специальных налоговых режимов

экономические науки

  • Горелов Максим Владимирович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Башкирский государственный университет
  • НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Похожие материалы

Налоги появились в древние времена и тех пор понесли немало изменений. Они эволюционировали, менялась их форма, вид, понятие, роль. То, что налоги во многом определяются конкретными историческими рамками, оставляет нам надежду на становление «заключительного» понятия налога, однако оценивая современную налоговую систему можно увидеть высокий потенциал в развитии налогового права.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взымается с физических лиц или организаций в виде отчуждения их денежных средств для обеспечения функционирования государственной и муниципальной деятельности. В 1819 году Жан Симонд де Симонди определял налог как «цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан»[1]. Индивидуальная безвозмездность налога в определении налогового кодекса предполагает отсутствие возмездности для каждого определенного человека, однако по нашему мнению такая формулировка не говорит об отсутствии возмездности налогов как таковых. По нашему мнению возмездность налогов выражается в возмездности обществу или определенной группе людей, в связи с их поступлением в бюджет и последующим распределением[2].

Специальные налоговые режимы являются особым порядком уплаты и исчисления налогов, и сборов, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК Российской Федерации)[3]. Данные налоговые режимы нацелены на поддержку малого и среднего предпринимательства, они создают более благоприятные экономические и финансовые условия функционирования организаций. Специальные налоговые режимы предусматривают, что налогоплательщик освобождается от уплаты некоторых видов налогов и сборов, который заменяется каким-либо фиксированным налогом или более простой системой исчисления налога, налогоплательщик имеет право применять специальный налоговый режим если им соблюдены все условия установления этих режимов, а также для него устанавливается особый порядок при определении элементов налогообложения[4].

Понятие специальный налоговый режим является производным понятия правовой режим. Последнее в налоговой среде является специфическим проявлением такой системы налогообложения, которая объединяет ряд отдельных самостоятельных налоговых режимов, однако не является самостоятельным налогом (по правовым признакам), а имеет некоторые особенности в налоговой конструкции[5].

Все виды специальных налоговых режимов объединяет то, что они устанавливают единый налог и освобождают от уплаты иных налогов и сборов. Однако есть некоторые виды платежей, освобождение от которых кажется нецелесообразным, невозможным, в виду своей значимости и специфики, а также особой целевой направленности.

Мы выделили среди таких платежей основные:

  • Государственная пошлина;
  • Взносы в Государственный пенсионный фонд, по обеспечению государственного пенсионного страхования;
  • Налоги, уплачиваемые физическими лицами, объектом налогообложения которых является личное или иное имущество, которое не связано с реализацией, производством товаров, услуг;
  • Налоги, которые имеют экологическую направленность.

В общем виде при определении налогового регулирования с использованием специальных налоговых режимов можно сказать, что они выражаются через упрощение общей, установленной законодательством Российской Федерации, системы налогообложения и в снижении налоговых нагрузок.

Мы не можем не сказать о последствиях применения специальных налоговых режимов для налоговой системы и государства в целом. Несомненно, можно выделить как положительные последствия (позитивные), так и отрицательные (негативные).

Читайте так же:  Заявление о рассрочке уплаты налогов

К положительным последствия применения специальных налоговых режимов относится:

  • Значительное сокращение теневого оборота;
  • Снижается налоговая нагрузка на некоторые приоритетные области предпринимательской деятельности;
  • Повышается собираемость налогов в сфере применения специальных налоговых режимов;
  • Упрощается процедура налогового администрирования;
  • Повышается инвестиционная активность населения, малого предпринимательства.

Если выделить негативные последствия применения специальных налоговых режимов, следует сказать о следующих моментах:

  • Укрупнение большого количества субъектов предпринимательства;
  • Создаются новые схемы уклонения от уплаты налогов, в основу которых положены специальные налоговые режимы;
  • Уменьшаются поступления во внебюджетные фонды, также уменьшается поступления налога на прибыль в бюджет;
  • Затрудняется проведение налоговых проверок[6].

Специальные налоговые режимы применяются и базируются на основе некоторых принципов, которые мы рассмотрим далее.

Принцип сосуществования. Он означает, что применения специальных налоговых режимов в стране не должно говорить об отказе или неприменении общей системы налогообложения, иных видов налогов и сборов, от уплаты которых не освобождают специальные налоговые режимы. Этот принцип исходит их того, что потребности в расходах у государства очень велики и взимание лишь одного налога не сможет удовлетворить все потребности государства.

Принцип множественности. Говоря об этом принципе необходимо отметить, что идея, когда все налоги просто заменяются каким-либо одним не прижилась ни в одной стране. Говоря о том, что мы применяем специальные налоговые режимы, мы говорим о том, что они заменяют лишь уплату определенных налоговых поступлений одним налогом, но не всех налогов и сборов, взносов и платежей, к примеру социальный налог.

Принцип равенства условий. Данный принцип очень хорош и правилен в теории, однако на практике он не всегда выполняется. Специалисты в области налогового права, справедливо утверждают, что если несколько налогов заменяется одни налогом и применяется ко всем субъектам налогообложения, то теряется индивидуальная налоговая нагрузка, которая увеличивает или уменьшает налоговую базы, в зависимости от степени экономической активности, эффективности предприятия. Таким образом наиболее сложно приходится нести налоговое бремя слаборазвитым предприятиям, в то время, как на сильных предприятиях оно уменьшается[7].

Принцип простоты. Для определения налоговой базы хозяйствующего субъекта должен быть разработан очень простой механизм формирования единого налога, однако в действительности идет фиктивное упрощение. Мы не видим составных частей, структуры, формы и формулы налога, а если не знать сути налога, то мы не можем изменять его структуру и соответственно размер, для соответствия налогов экономической ситуации в стране. Происходит то, что происходило в административной системе. Налоги теряют регулятивную функцию, уплата налогов превращается в банальный перевод фиксированной суммы в бюджет.

Принцип упрощения документации. Согласно этому принципу субъекты освобождаются от применения плана бухгалтерских счетов и использования способа двойной записи. Кроме того, налоговая отчетность принимает максимально упрощенные формы (уплата на основе патента, упрощенной декларации). Однако здесь предполагается сохранить действующий порядок ведения кассовых операций;

Принцип добровольности. Подразумевается, что переход плательщика на специальный налоговый режим и отказ от него будет осуществляться на добровольной основе. Исключение должно быть сделано лишь для налогового режима для отдельных видов предпринимательской деятельности;

Принцип привлекательности. Этого можно достичь за счет снижения величины налогового бремени. Это необходимо сделать для повышения деловой и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;

Принцип избирательности. В этом плане следует определить круг плательщиков, которым переход на специальный налоговый режим будет запрещен. Во-первых, здесь реализуется ограничение по предприятиям, использующим особый порядок ведения бухгалтерского учета. Во-вторых, целесообразным выглядит ограничение по численности работающих, а не ограничение по величине выручки[8].

Таким образом, по нашему мнению, вся совокупность специальных налоговых режимов, действующих на территории Российской Федерации, должна строиться на общих базовых принципах, которые необходимо закрепить законодательно.

Представляется, что специальные налоговые режимы были введены государством в целях:

  • поддержки субъектов малого предпринимательства и развития малого бизнеса;
  • поддержки сельскохозяйственного производителя и стимулирования отрасли сельского хозяйства;
  • привлечения инвестиций в разработку недр и стимулирования добывающих и связанных с ними отраслей.

Тем самым установление специальных налоговых режимов служит в конечном итоге целям укрепления и дальнейшего развития экономики Российской Федерации и является реализацией регулирующей функции налога (ее стимулирующей подфункции)[9].

Всё перечисленное нами, понятие, принципы, раскрытие природы специальных налоговых режимов и составляет их правовую характеристику.

Список литературы

  1. Я.С. Ядгаров. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ (Учебник Четвертое издание, переработанное и дополненное). 2009
  2. Горский Игорь Васильевич. Развитие налоговой системы Российской Федерации : Дис. . д-ра экон. наук : 08.00.10 : М., 2004 342 c. РГБ ОД, 71:05-8/190
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 04.11.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31, ст. 3824.
  4. Брызгалин А.В., Кудреватых С.А. К вопросу о формировании налогового права как подотрасли права // Государство и право. 2012. № 6. С.61.
  5. Овчинников С. С. Правовое регулирование специальных налоговых режимов: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М., 2005. С.7.
  6. Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2015.
  7. Налоги и налогообложение : учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 503 с. — Серия : Профессиональное образование.
  8. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для СПО / под ред. Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 495 с. — Серия : Профессио¬нальное образование
  9. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. В 2 т. Т. 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Пансков. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 336 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс
Читайте так же:  Облагается ли налогом благотворительная помощь

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Специальные налоговые режимы. — Ответы к билетам по налоговому праву

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.Единый сельскохозяйственный налог устанавливается НК РФ и применяется наряду с иными режимами налогообложения.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, вправе добровольно перейти на уплату ЕСХН. ЕСХН предусматривает:

для организаций – замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой ЕСХН;

для индивидуальных предпринимателей – замену уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц и единого социального налога уплатой ЕСХН;

для организаций и предпринимателей замену уплаты НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Упрощенная система налогообложения. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает освобождение организаций от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Предприниматели освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, единого социального налога. Налогоплательщики не уплачивают НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Другие налоги уплачиваются в соответствии с иными режимами налогообложения.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения.

Система налогообложения в виде единого налога может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: оказания бытовых услуг; оказания ветеринарных услуг; оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств и др.

Специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Законом «О соглашениях о разделе продукции» и отвечают следующим условиям:

Специальные налоговые режимы налоговое право

25. Специальные налоговые режимы

В Налоговом кодексе РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ, определяется порядок установления таких налогов, порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13–15 НК РФ (п. 7 ст. 12 НК РФ).

[1]

Минфин России сообщает следующее: НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ (п. 7 ст. 12 НК РФ). Так, например, установленные гл. 26.1, 26.2, 26.3 НК РФ специальные налоговые режимы предусматривают соответственно единый сельскохозяйственный налог, налог, уплачиваемый при применении упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, которые являются федеральными налогами, не указанными в ст. 13 НК РФ.

В Налоговом кодексе РФ не указано, что специальные налоговые режимы могут предусматривать региональные и (или) местные налоги.

Система налогообложения для сельскохо-зяйственныхтоваропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается НК РФ и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с гл. 26.1 НК РФ, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Иные налоги и сборы уплачиваются организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 346.1 гл. 26.1 НК РФ).

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.

  2. Кулаков В. В., Каширина Е. И., Карапетян Л. А., Старков О. В. Правоведение; Феникс — Москва, 2011. — 224 c.

  3. Валютное право; Юрайт — Москва, 2011. — 592 c.
  4. Беликова, Т.Н.; Минаева, Л.Н. Все о пенсиях; СПб: Питер, 2012. — 224 c.
Специальные налоговые режимы налоговое право
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here