Срок вынесения решения по налоговой проверке

Юридическая информация на тему: "Срок вынесения решения по налоговой проверке" с подробными разъяснениями. Мы собрали и систематизировали информацию по теме и предоставили ее в удобном для чтения виде.

Срок вынесения решения по налоговой проверке

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В организации более года проходит налоговая проверка. Проверяющие неоднократно представляли решения о приостановлении проверки. Какие этапы есть у налоговой проверки? Есть ли какие-то основания для ее продления? Когда и чем она заканчивается?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления проверяющими справки о проведенной проверке.
Кроме того, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки.
Срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
В результате с учетом продления и периодов приостановления проведение выездной налоговой проверки максимально может продолжаться до 15 месяцев.

[3]

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сроки на принятие решения по налоговой проверке: «несущественный» момент (Ремчуков С.)

Дата размещения статьи: 22.08.2017

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вынесенного налоговиками решения о привлечении компании или ИП к ответственности. На практике нередко налоговики выносят решение по проверке с нарушением установленных на то сроков. Можно ли рассматривать такое опоздание как существенное нарушение, которое «обнулит» налоговые доначисления? Ответ на этот вопрос дал Конституционный Суд в определении от 20 апреля 2017 г. N 790-О.

Судейский взгляд

Несмотря на то что опоздание налоговиков с вынесением решения по проверке как минимум причиняет определенные неудобства налогоплательщикам, суды не признают такую «ошибку» существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки. Именно с такой проблемой столкнулась одна компания, которой арбитражные суды отказали в требовании об отмене вынесенного инспекторами «припозднившегося» решения. Однако организация на этом не остановилась и обратилась в Конституционный Суд с заявлением о проверке на соответствие Конституции положений пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса. Дескать, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 1, 2 и 15 Конституции, поскольку оно не предполагает безусловную отмену решения налогового органа, вынесенного с нарушением установленных законом сроков проведения налоговой проверки, проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, принятия решения по результатам налоговой проверки. Судьи отказывали компании в «обнулении» результатов проверки, мотивируя это тем, что опоздание налоговиков в данном случае не повлияло на объем налоговых обязательств общества и не нарушило его имущественных прав.

Вердикт КС

Перспективное «вмешательство»

Пленум ВАС о дополнительных мероприятиях налогового контроля (Весницкая Е.Г.)

Дата размещения статьи: 07.06.2015

Положения п. 6 ст. 101 НК РФ позволяют налоговикам продлить период сбора доказательств совершения проверяемым налогоплательщиком вменяемых ему правонарушений, если руководство инспекции назначит дополнительные мероприятия налогового контроля. В гл. 14 НК РФ четко прописаны лишь сроки осуществления этих мероприятий и формы их проведения. Норм, касающихся оформления результатов допмероприятий, порядка и сроков их обжалования, вынесения итогового решения по проверке, закон не содержит. Поэтому и проверяющим, и проверяемым приходится ориентироваться на разъяснения компетентных и судебных органов. Не так давно Пленум ВАС РФ выпустил Постановление от 30.07.2013 N 57 (далее — Постановление N 57), в котором, в частности, затронуты вопросы рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе после проведения допмероприятий.
Налоговые нормы о «допах»

Реже дополнительные мероприятия организуются по инициативе должностного лица налогового органа, рассматривающего материалы проверки, если, по его мнению, инспекторы не собрали достаточную доказательную базу по фактам, изложенным в акте проверки.
Налогоплательщик вправе оспорить решение о проведении дополнительных мероприятий в административном или судебном порядке, если сочтет, что указанные в решении обстоятельства не вызывают необходимость назначения таких мероприятий. Как правило, суды, разрешая подобные споры, принимают сторону инспекции, оставляя ее решения в силе (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 N 09АП-25295/2013, от 08.07.2013 N 09АП-19644/2013 ).
———————————
С 1 января 2014 г. вводится обязательный досудебный порядок обжалования любого акта ненормативного характера, принятого налоговым органом (Федеральный закон от 02.07.2013 N 153-ФЗ).
Определением ВАС РФ от 01.11.2013 N ВАС-14853/13 отказано в передаче данного Постановления в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Согласно п. 6 ст. 101 НК РФ налоговики обязаны указать в упомянутом решении срок и конкретные формы проведения контрольных мероприятий. В качестве допмероприятий могут производиться истребование документов (ст. ст. 93, 93.1), допросы свидетелей (ст. 90), проведение экспертизы (ст. 95).
Хотя данный перечень мероприятий является закрытым, проверяющие иногда производят выемку документов, например, если налогоплательщик не исполнил требование о представлении документов, выставленное в рамках «допов», или документы необходимы для проведения назначенной почерковедческой экспертизы. Суды не усматривают в таких действиях проверяющих несоблюдения налоговых норм . Солидарна с ними и ФНС. Так, в Письме от 23.05.2013 N АС-4-2/9355 налоговое ведомство разъяснило, что выемка документов с целью проведения почерковедческой экспертизы допустима в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако проверяющим нужно учитывать, что основанием для изъятия документов должны являться случаи, перечисленные в п. п. 4 и 8 ст. 94 НК РФ.
———————————
Постановления ФАС СКО от 02.09.2011 N А63-8481/2010, от 27.01.2012 N А53-27001/2010, ФАС МО от 08.02.2011 N КА-А40/17940-10-2, ФАС СЗО от 18.05.2010 N А56-33713/2009, ФАС ВВО от 16.04.2008 N А11-3197/2007-К2-24/221.

Читайте так же:  Начисляются ли алименты с премии

Это все налоговые нормы, касающиеся порядка, сроков и форм проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Между тем и у налоговиков, и у налогоплательщиков возникает масса вопросов, связанных с «допами». Вот некоторые из них.

Требуется ли оформлять результаты допмероприятий каким-либо документом?

Какие сроки отведены налогоплательщику на подготовку возражений на результаты допмероприятий?

Есть судебные акты, в которых арбитрами применен аналогичный подход. Например, ФАС МО в Постановлении от 25.12.2012 N А40-523/11-20-3 признал правомерными действия инспекции, предоставившей проверяемому лицу один рабочий день вместо 15 для подготовки возражений на акт с учетом материалов допмероприятий. Судьи решили, что налоговый орган не допустил существенных нарушений процедуры принятия решения о привлечении к налоговой ответственности. А арбитры ФАС ВСО в Постановлении от 15.05.2012 N А19-8330/2011 указали, что ст. 100 НК РФ 15-дневный срок установлен только для представления возражений на акт проверки.
Из Постановления N 57 усматривается, что высшие арбитры хотят поменять подход судебных органов к разрешению данного вопроса. В п. 38 этого Постановления четко сказано, что п. 6 ст. 100 НК РФ налоговые органы должны применять и в отношении обжалования результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.

В какой срок должно быть принято итоговое решение по проверке?

Вариант первый — материалы направлялись

Вариант второй — материалы не направлялись

[2]

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Выездная налоговая проверка является разновидностью налогового контроля с присущими ей особенностями. Так, она может проводиться по месту нахождения налогоплательщика, и инспекторы имеют право проверять несколько налогов. Если избежать выездной проверки ИФНС все же не удалось, рекомендуем вам ознакомиться с главными нюансами такой формы контроля.

Выездная налоговая проверка в 2018 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2018 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС в срок до 28.02.2019 об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Читайте так же:  Процент пенсии вдове военного пенсионера пенсия

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Составлен акт налоговой проверки: возражения, решение, апелляция, требование об уплате налогов, принудительное взыскание

О том, что проверка закончена, вас уведомят соответствующей справкой. Кстати, со дня ее составления налоговики должны покинуть территорию налогоплательщика. Справка носит информационный характер, в ней фиксируются:

— сроки ее проведения.

Акт по результатам выездной налоговой проверки оформляется в течение двух месяцев с момента ее окончания (ст. 100 НК РФ) и содержит:

— подробные выводы проверяющих;

— документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

— выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, если за данные нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрена налоговая ответственность.

Акт налоговой проверки подписывают лица, проводившие проверку, а также проверяемое лицо.

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю в течение пяти рабочих дней с даты составления этого акта (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Акт может быть вручен налогоплательщику под роспись или отправлен заказным письмом; в этом случае он считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

Примечание. Со дня получения акта начинается отсчет срока, предусмотренного для написания возражений, и фиксация этого срока крайне важна.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представлять возражения по акту в целом или в отношении отдельных его положений.

Возражения подаются в произвольной форме в письменном виде (п. 6 ст. 100 НК РФ) в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Надо указать, с какими именно положениями акта вы не согласны. Эта позиция должна быть обоснована ссылками на нормы законодательства, судебной практикой, причем приоритет отдается решениям ВАС РФ и решениям судов по соответствующим судебным округам.

Тот факт, что возражения не были написаны, еще не свидетельствует о том, что налогоплательщик согласился с выводами, изложенными в акте проверки. Это никак не влияет на возможность последующего обжалования решения налоговых органов в суде. Однако, подавая возражения, следует учитывать, что они могут повлечь за собой проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). И тогда решение по результатам проверки будет принято с учетом данных, которые получены в ходе проведения дополнительных мероприятий.

Выносится решение

Решение о привлечении к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки составляется в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для представления возражений (ст. 101 НК РФ).

В течение пяти рабочих дней со дня его составления решение должно быть вручено налогоплательщику.

Еще через 10 рабочих дней со дня вручения решение вступает в силу.

Если решение отправлено заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки (т.е. вступит в силу спустя 16 рабочих дней с даты его отправления).

Читайте так же:  Будут ли добавлять пенсию работающим пенсионерам

Перед вынесением решения руководителем или заместителем руководителя налогового органа, проводившего налоговую проверку, рассматриваются акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту и приложенные к ним документы.

Если необходимо получить дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, руководитель или заместитель руководителя налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В этом случае окончательное решение о привлечении налогоплательщика к ответственности принимается после проведения дополнительных мероприятий по истечении месячного срока.

В решении излагаются:

— обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения таким образом, как они были установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;


— доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

— решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности;

— указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Подаем апелляцию

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (ст. 101.2 НК РФ).

Примечание. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его обжаловать, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Жалоба подается налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня вручения решения. Если решение обжаловалось, оно может вступить в силу после принятия решения по апелляционной жалобе лицом в вышестоящем налоговом органе.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решения нижестоящего налогового органа, то последнее вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, то это решение с учетом внесенных изменений вступает в силу со дня принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

Если решение уже вступило в силу и не было обжаловано в апелляционном порядке, то оно также может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В этом случае по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Выставление требования об уплате налогов

Требование об уплате налогов, пеней и штрафов на основании вступившего в силу решения о привлечении к налоговой ответственности направляется налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу данного решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Примечание. Требование, направленное организации налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, передается руководителю организации лично под расписку или направляется по почте заказным письмом. В этом случае оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма.

Требование должно содержать сведения:

— о сумме задолженности по налогу;

— размере пеней, начисленных на момент направления требования;

— сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;

— сроке исполнения требования;

— мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Уплата налогов, штрафов и пеней

Уплата налогов и штрафов по окончании налоговой проверки производится в течение восьми рабочих дней со дня получения требования налогового органа (п. 4 ст. 69 НК РФ), если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Если на дату получения требования у налогоплательщика имеется переплата по соответствующему виду налогов (федеральным, региональным, местным), она может быть зачтена в счет уплаты недоимок, пеней и (или) штрафов по итогам проверки (п. п. 1, 5 ст. 78 НК РФ). В этом случае обязанность по уплате считается выполненной в день вынесения налоговым органом решения о зачете (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Если налогоплательщик добровольно не исполнит решение налогового органа и не уплатит в срок, предусмотренный требованием, недоимку и штраф, ему грозит принудительное взыскание (ст. 46 НК РФ).

Принудительное взыскание

При неуплате или неполной уплате налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ).

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения этого срока (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Решение, принятое после истечения указанного срока о взыскании, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление подается в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести рабочих дней после его вынесения.

В случае невозможности вручить решение о взыскании налогоплательщику под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма.

Читайте так же:  Выход на пенсию на государственной гражданской службе

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Поручение должно содержать указание на те счета налогоплательщика, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться как с рублевых расчетных (текущих) счетов, так и с валютных счетов налогоплательщика, если недостаточно средств на рублевых счетах.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок действия депозитного договора.

Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством РФ.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Срок вынесения решения по налоговой проверке

Семинар «Налоги и взносы — 2014», актуально на 16 декабря 2013 г.

Сроки взыскания

Сроки на бесспорное и судебное взыскание налоговой задолженности установлены статьей 46 Кодекс Напомню их вам. Для того чтобы взыскать налоговую задолженность в бесспорном порядке, выставив инкассо к нашему счету, соответствующее решение ИФНС должна принять в течение 2 месяцев со дня истечения срока для уплаты налога по требованию. Если в этот срок такое решение принято не будет, ИФНС сможет взыскать с нас долг только через суд. Для этого у нее есть 6 месяцев со дня истечения срока уплаты налога по требованию.

ИФНС пропустила срок для взыскания налоговой задолженности: что дальше

Если же ИФНС, пропустив срок на бесспорное взыскание, пропустит и срок на обращение в суд, то она уже никогда не сможет взыскать с нас указанные в соответствующем требовании суммы. Причем даже если они начислены абсолютно законно.

Однако для того чтобы контролировать соблюдение налоговиками этих сроков, нам надо самим хорошо их знать и уметь подсчитывать. Ведь если мы не заявим о том, что решение о взыскании с нас задолженности принято с просрочкой, об этом никто не узнает. И деньги с нас абсолютно спокойно взыщут, даже если права на это у ИФНС уже не было. А вернуть их будет не просто.

Как считать срок на взыскание налоговой задолженности

Так вот, один из самых важных выводов Пленума ВАС, сделанных в Постановлении № 57, касается как раз исчисления этих сроков. Пленум указал, что пропуск налоговиками некоторых сроков, установленных НК, не изменяет порядок исчисления пресекательных сроков на принятие мер по взысканию налогов, пени и штрафов. То есть для подсчета этих сроков мы должны брать предельные сроки, установленные НК для тех или иных действий налогового органа, которые предшествуют принятию решения о взыскании или обращению ИФНС в

Также следует помнить, что при подсчете пресекательных сроков на бесспорное и судебное взыскание сроки на «пробеги почты» не учитываются. Мы исходим из того, что любой документ, который должна была передать нам ИФНС, вручен нам в последний день срока, отведенного на отправку документа. Этот подход следует из пунктов 6 и 9 Информационного письма Президиума ВАС Письмо старое, 2003 года, но никто пока его не отменял и изложенные в нем разъяснения не опровергал.

Теперь давайте посчитаем. Проще всего это делать с помощью графика. Начнем со сроков на проведение проверок: от начала проверки и до составления акта. Только договоримся, что возможные продления и приостановления сроков, а также срок на проведение допмероприятий налогового контроля мы в расчет брать не будем, все посчитаем по минимуму. Если же в вашей ситуации какие-то сроки будут продлеваться, приостанавливаться или будут назначаться допмероприятия, вы всегда сможете их к расчету прибавить. Также мы не будем учитывать срок на принятие решения по жалобе управлением ФНС. О том, как его посчитать, мы поговорим чуть позже.

Камеральная проверка

Выездная проверка

Вступление в силу решения по проверке

Теперь нарисуем график «расследования» по делу о налоговом правонарушении, которое проводится по правилам статьи 101.4 НК. Здесь все еще проще, так как никаких продлений, приостановлений, а также допмероприятий этой процедурой не предусмотрено. И хотя статьей 101.4 НК не определены сроки для вручения правонарушителю акта о налоговом правонарушении и решения о привлечении к ответственности, благодаря Пленуму ВАС посчитать их можно. В пункте 28 Постановления № 57 сказано, что сделать это налоговый орган должен в течение 5 рабочих дней со дня составления акта и вынесения решения соответственно.

Вступление в силу «беспроверочного» решения

А это график для взыскания налоговой задолженности. Он единый и для взыскания доначисленного в решениях по проверкам, и для взыскания по «беспроверочным» решениям. Ведь, как мы уже выяснили, сроки выставления требований на основании этих решений одинаковые и отсчитываются от даты вступления решения в силу.

Срок на взыскание

Итак, если никакие сроки не продлевались и не приостанавливались, допмероприятия не назначались и апелляционная жалоба не подавалась, ИФНС не сможет взыскать налог, пени и штрафы, указанные в решении, принятом по результатам рассмотрения:

— материалов выездной проверки, если со дня ее назначения прошло более 12 месяцев и 58 рабочих дней;

— материалов камеральной проверки, если со дня представления декларации прошло более 11 месяцев и 58 рабочих дней;

— акта о налоговом правонарушении, если со дня выявления нарушения прошло более 7 месяцев и 58 рабочих дней.

Для ясности рассмотрим эти сроки на примерах. Начнем с выездной проверки.

Пример. Исчисление срока на взыскание недоимки по результатам выездной проверки

/ условие / Решение о проведении выездной проверки датировано 20.01.2014. Срок ВНП не продлевался и не приостанавливался. Срок на рассмотрение материалов ВНП не продлевался и допмероприятия налогового контроля не назначались. Апелляционная жалоба не подавалась. Срок исполнения требования об уплате налогов, пени и штрафов, доначисленных решением по проверке, — 8 рабочих дней со дня получения.

Читайте так же:  Социальная пенсия по потере кормильца составляет

/ решение / Срок на взыскание недоимки исчисляется так:

— 20.03.2014 — последний день для составления справки о выездной проверк

— 20.05.2014 — последний день для составления акта проверк

— 27.05.2014 — последний день для вручения акта проверки налогоплательщик

— 27.06.2014 — последний день для представления налогоплательщиком возражений на акт проверк

— 11.07.2014 — последний день для принятия решения по результатам рассмотрения материалов проверк

— 18.07.2014 — последний день для вручения решения по проверке налогоплательщик

— 18.08.2014 — последний день для подачи апелляционной жалоб

— 19.08.2014 — день вступления решения по проверке в

— 16.09.2014 — последний день для выставления требования об уплате налогов, пени и штрафов, доначисленных решением по проверк

— 26.09.2014 — последний день для «добровольного» исполнения требовани

— 26.11.2014 — последний день, когда ИФНС может принять решение о взыскании задолженности за счет денег на банковских счетах налогоплательщик

— 26.03.2015 — последний день, когда ИФНС, пропустив срок для принятия решения о взыскании, может обратиться в суд с иском о взыскании задолженност

Если ИФНС пропустит срок на принятие решения о взыскании недоимки и на подачу иска о ее взыскании в суд, то начиная с 27.03.2015 недоимку взыскать будет нельз

А теперь пример расчета сроков на взыскание по решению, принятому по камеральной проверке. С камералками налогоплательщики встречаются гораздо чаще, чем с выездными проверками.

[1]

Пример. Исчисление срока на взыскание недоимки по результатам камеральной проверки

/ условие / Декларация представлена 17.01.2014. Срок на рассмотрение материалов КНП не продлевался и допмероприятия налогового контроля не назначались. Апелляционная жалоба не подавалась. Срок исполнения требования об уплате налогов, пени и штрафов, доначисленных решением по проверке, — 8 рабочих дней со дня получения.

/ решение / Срок на взыскание недоимки исчисляется так:

— 17.04.2014 — последний день для проведения камеральной проверк

— 05.05.2014 — последний день для составления акта проверк

— 13.05.2014 — последний день для вручения акта проверки налогоплательщик

— 16.06.2014 — последний день для представления возражений на акт проверки налогоплательщико

— 30.06.2014 — последний день для вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверк

— 07.07.2014 — последний день для вручения решения по проверке налогоплательщик

— 07.08.2014 — последний день для подачи апелляционной жалоб

— 08.08.2014 — день вступления в силу решения по проверк

— 05.09.2014 — последний день для выставления требования об уплате налогов, пени и штрафов, доначисленных решением по проверк

— 17.09.2014 — последний день для «добровольного» исполнения требовани

— 17.11.2014 — последний день, когда ИФНС может принять решение о взыскании задолженности за счет денег на банковских счетах налогоплательщик

— 17.03.2015 — последний день, когда ИФНС, пропустив срок для принятия решения о взыскании, может обратиться в суд с иском о взыскании задолженност

Если ИФНС пропустит срок на принятие решения о взыскании недоимки и на подачу иска о ее взыскании в суд, то начиная с 18.03.2015 недоимку взыскать будет нельзя.

Как видите, нарушая процедурные сроки, инспекция тем самым укорачивает сроки на взыскание недоимки.

На первый взгляд, такие длительные сроки пропустить невозможно. Но поверьте, это только на первый взгляд. Пропускают, и довольно часто. И, указав на то, что сроки проведения проверки и оформления ее результатов учитываются при подсчете сроков на принудительное взыскание, ВАС оказал многим налогоплательщикам бесценную услугу. Потому что теперь налоговики будут вынуждены их соблюдать. Ведь ситуация, когда, например, составив справку о проверке, они удалялись в неизвестном направлении и акт проверки налогоплательщик получал через 8 месяцев, не была такой уж редкостью. А на вполне обоснованное возмущение налогоплательщика и налоговики, и некоторые суды могли заявить, что срок составления акта по проверке не является пресекательным и его несоблюдение никак права налогоплательщика не нарушает. И ваши нервы никого, кроме ваших близких и врача, не интересуют.

Когда можно заявить о пропуске ИФНС срока взыскания

Но учтите, что несоблюдение налоговиками сроков проведения и оформления мероприятий налогового контроля само по себе не является основанием для признания недействительным решения по проверке или «беспроверочного» решения. Несоблюдение этих сроков имеет значение лишь тогда, когда приводит к пропуску срока на бесспорное взыскание налоговой задолженности или срока на ее взыскание через Поэтому, как и указал Пленум ВАС в пункте 31 Постановления № 57, заявлять об этих нарушениях можно только в двух случаях:

— при оспаривании требования об уплате налоговой задолженности и решения о ее взыскании;

— при подаче заявления об истечении срока давности, если ИФНС подаст в суд иск о взыскании налоговой задолженности с вашей организации. Причем в этом случае суд, по идее, должен сам проверить, не истек ли срок для подачи такого иска. И если истек, а налоговый орган не заявлял ходатайство о его восстановлении, суд должен отказать в иске. На это Пленум ВАС указал в пункте 60 Постановления № 57.

Там же он разъяснил, что не могут считаться уважительными причинами пропуска срока на обращение в суд:

— необходимость согласования вопроса о предъявлении иска с вышестоящим налоговым органом;

— командировка или отпуск представителя или руководителя налогового органа;

— другие внутренние организационные причины, в том числе кадровые перестановки или смена руководителя налогового органа.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Следующая тема нашего семинара — изменения в порядке обжалования решений и действий (бездействия) налоговых органов.

Источники


  1. Практика адвокатской деятельности / Под редакцией Л.И. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 748 c.

  2. Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.

  3. Акции. Судебная практика, официальные разъяснения, образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 930 c.
Срок вынесения решения по налоговой проверке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here