Сумма излишне взысканного налога подлежит

Юридическая информация на тему: "Сумма излишне взысканного налога подлежит" с подробными разъяснениями. Мы собрали и систематизировали информацию по теме и предоставили ее в удобном для чтения виде.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

3.7 Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налога (сбора)

Зачет и возврат излишне уплаченной суммы налога. Излишне уплаченная сумма налога может возникнуть у налогоплательщика в результате арифметической ошибки или перечисления налога не на тот расчетный счет. Эту сумму налогоплательщик может направить:

  • на исполнение обязанностей по уплате налогов;
  • на погашение недоимки;
  • на уплату пеней;

Зачет суммы излишне уплаченного налога проводит налоговый орган по месту учета налогоплательщика без начисления процентов. Если переплату обнаруживает налоговый орган, то он обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца с момента ее обнаружения и направить налогоплательщику предложение о совместной выверке уплаченных налогов.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей, погашения недоимки, уплаты пеней осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления.

Зачет излишне уплаченной суммы налога возможен только в рамках одного бюджета.

Зачет и возврат излишне взысканной сумы налога . Излишне взысканная сумма налога может возникнуть в результате неправомерных действий налоговых органов.

Излишне взысканная сумма налога подлежит возврату налогоплательщику. Однако при наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням возврат происходит только после погашения недоимки. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимает налоговый орган на основании письменного заявления налогоплательщика в течение двух недель со дня подачи такого заявления.

Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня обнаружения.

Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата согласно действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Банка России. Сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом.

[3]

Возврат излишне взысканного налога

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 79 НК РФ. При этом возврат суммы излишне взысканного налога при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) (п.1 ст. 79 НК РФ).

Пунктом 2 ст. 79 НК РФ установлено, что решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Согласно п. 5 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение 1-го месяца со дня получения заявления от налогоплательщика. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком:

— в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога;

— (или) в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога (п. 3 ст. 79 НК РФ).

На заметку

Правила, установленные статьей 79 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.01.2013 № 9880/12 подчеркнуто, что пункт 3 статьи 79 Налогового кодекса предоставляет право налогоплательщику обратиться с заявлением о возврате излишне взысканного налога непосредственно в суд.

Суть дела: на основании решения налоговой инспекции об отказе в налоговых вычетах по НДС с расчетного счета налогоплательщика инкассовыми поручениями в феврале и апреле 2009 г. была списана сумма недоимки по НДС за 2 кв. 2008 г. В октябре 2009 г. в судебном порядке указанное решение было признано недействительным. Соответственно, сумма излишне взысканного налога подлежала возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 79 НК РФ. Однако указанная сумма не была возвращена налогоплательщику.

Налогоплательщик обратился в суд об обязании налоговой инспекции вернуть сумму излишне взысканного налога и уплатить пени за несвоевременный возврат указанной суммы.

Суд первой инстанции принял сторону налогоплательщика.

Налоговая инспекция на дату рассмотрения дела представила в суд справку о наличии задолженности о состоянии расчетов с бюджетом на 19.07.2011, согласно которой за налогоплательщиком числилась задолженность по налогам, пеням и штрафам в общей сумм примерно такой же, как и излишне взысканный налог.

Суды апелляционной и кассационной инстанций приняли решения в пользу налогового органа.

[1]

Президиум ВАС РФ, принимая решение в пользу налогоплательщика, констатировал, что налоговый орган не представил документы, в которых бы содержались данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки, например, налоговые декларации, акты налоговых проверок, решения инспекции о рассмотрении материалов проверок и т.п.

— справка, содержащая данные лицевого счета о размере недоимки, при отсутствии иных документов не является достаточным доказательством задолженности по налогу;

— при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам инспекция должна была принять решение о зачете, законность и обоснованность которого проверили бы суды.

Судом сделан вывод: сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщика с начисленными на нее процентами.

На заметку

Согласно п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правоотношения в деле о банкротстве» при проверке обоснованности и размера требований по налогам судам необходимо учитывать, что представляемая уполномоченным органом в обоснование указанных требований справка налогового органа, содержащая данные лицевого счета о размере недоимки на определенную дату, в случае несогласия должника с этими сведениями не может рассматриваться как достаточное доказательство для признания заявленных требований доказанными.

Возврат излишне взысканного налога, сбора, а также пени

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

Читайте так же:  Можно ли кредитной картой сбербанка оплатить налоги

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом — в порядке искового судопроизводства.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд — в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня установления этого факта.

Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом, а в случае вынесения судом решения о возврате излишне взысканных сумм — в течение одного месяца после вынесения такого решения.

Возврат суммы излишне взысканного налога, а также начисленных процентов производится в валюте Российской Федерации.

Раздел 5. Налоговые декларации и налоговый контроль

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8774 —

| 7158 — или читать все.

Сумма излишне взысканного налога подлежит

Налогообложение. Бюджетный учет. Отраслевые инструкции. Учетная политика.

Банкротство или ликвидация юрлица с долгами

Наиболее безопасный и единственный надежный и законный способ прекращения деятельности

Широкий спектр услуг по бухгалтерскому, налоговому и юридическому сопровождению коммерческих организаций и государственных учреждений.

В данном разделе вы можете ознакомиться с опытом судебной практики КГ «Аюдар».

Консультации наших аудиторов и экспертов по самым актуальным юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.

Данные юридические статьи подскажут, как правильно зарегистрировать предприятие, выбрать оптимальную систему налогообложения, оформить трудовые отношения, защищать интересы предприятия в суде.

Информационно-справочная система

19 декабря в Москве в здании Московского молодежного центра «Планета КВН» про.

24 декабря 2018 г.

5 октября в Москве в легендарном здании-книжке на Новом Арбате прошел очередной Делов.

16 октября 2018 г.

С 17 по 22 сентября в городе Алушта прошла IX Всероссийская финансово-бухгалтерская конфе.

3 октября 2018 г.

«…выражаем Вам благодарность за многолетнее плодотворное сотрудничество. Ваши сотрудники всегда качественно, быстро и четко дают ответы на наши вопросы…»

ЗАО «Хайнц-Георгиевск» Иван Сидоров

«. Мы уже несколько лет сотрудничаем с КГ «Аюдар», и они никогда нас не подводили — всегда быстрые и грамотные ответы на вопросы по бухгалтерскому и налоговому учету, квалифицированные специалисты и большой выбор услуг. Спасибо. »

ООО «Курземес Авиа» Анна Герасимова

© 1996 – 2019 Консалтинговая группа «Аюдар» | Карта сайта

Статья 79 НК РФ. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа (действующая редакция)

1. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

1.1. Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

Возврат суммы излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

2. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.

В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, на основании указанного заявления налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

4. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

5. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

6. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

7. В случае, если предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

[2]

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

Читайте так же:  Какая сейчас минимальная пенсия в россии

8. Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

9. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Положения, установленные настоящей статьей, применяются в отношении возврата или зачета излишне взысканных сумм государственной пошлины с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Суммы налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, излишне взысканные с участников этой группы, подлежат зачету (возврату) ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 79 НК РФ

В комментируемой статье устанавливается обязанность налогового органа возвратить налогоплательщику излишне взысканную сумму налога. Возврату подлежат суммы налога, зачисленные в бюджет или во внебюджетный фонд за счет общих поступлений в них налогов и сборов (источник возмещения), с начислением пеней.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Под излишне взысканной суммой налога понимается сумма налога, необоснованно уплачиваемая налогоплательщиком или взыскиваемая налоговым органом с налогоплательщика на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки. Порядок возврата излишне взысканных сумм налога разъяснен в комментируемой статье НК РФ и применяется в отношении возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяется на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Возврат может происходить как по заявлению налогоплательщика, для которого требование о возврате является правом, так и по инициативе самого налогового органа, на котором лежит соответствующая обязанность.

В п. 3 комментируемой статьи определены предельные сроки на истребование налогоплательщиком излишне взысканных с него сумм налога — один месяц для обращения в налоговый орган со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания; три года для обращения с исковым заявлением в суд, начиная со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога. При пропуске указанных сроков налогоплательщику должно быть отказано в возврате излишне взысканных сумм налога. Следует отметить, что суд вправе отказать налогоплательщику в возврате излишне взысканных налоговых платежей только при условии, что представитель налогового органа сделает заявление об истечении срока исковой давности.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о факте излишнего взыскания налога в течение 10 дней со дня установления этого факта. С момента такого уведомления начинают течь указанные выше сроки.

Основанием, препятствующим исполнению обязанности по возврату излишне взысканного налога, является наличие у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету или внебюджетному фонду.

В этом случае возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) по правилам ст. 78 НК РФ.

Излишне взысканная сумма возвращается только после погашения недоимки и задолженности. Проведенный налоговыми органами зачет недоимки и задолженности возобновляет право налогоплательщика на истребование излишне взысканного налога полностью или в части, превышающей зачтенную сумму, в зависимости от ситуации.

Кроме этого, налогоплательщик вправе обратиться с заявлением о возврате излишне взысканной суммы налога в суд. При этом НК РФ не установлен обязательный административный (досудебный) порядок обращения налогоплательщика с заявлением в налоговый орган за зачетом или возвратом излишне взысканных сумм налога.

Тем не менее установлены различные сроки для обращения в налоговый орган и в суд. Если в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне взысканного налога, как уже было отмечено, может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда, то исковое заявление в суд согласно п. 3 комментируемой статьи может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога.

Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами, исчисляемыми со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Банка России.

При этом, как отмечается в письме ФНС России от 21 сентября 2011 года N СА-4-7/15431, для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога — путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета, поскольку начисление процентов приведет к восстановлению имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налогового органа.

Право налогоплательщика на уплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, в зависимости от формы возмещения сумм налога (возврата или зачета) законом не предусмотрено.

Учитывая изложенное, установленная комментируемой статьей обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемом в форме зачета.

Иное толкование норм НК РФ могло бы привести к нарушению прав налогоплательщиков, использующих право на зачет в качестве способа восстановления имущественного положения, нарушенного налоговыми органами.

Предусмотренное НК РФ начисление процентов является компенсацией материальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды. Отказ инспекции уплатить проценты в качестве компенсации за просрочку причитающихся платежей нарушает справедливый баланс, который надлежит поддерживать между интересами частных лиц (налогоплательщиков) и интересами общества.

Подобная правовая позиция выражена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 10848/04, от 29 ноября 2005 года N 7528/05, от 6 июня 2006 года N 1363/06.

Территориальный орган федерального казначейства после осуществления возврата суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов уведомляет налоговый орган о дате совершения операции и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

Таким образом, основаниями к возврату излишне взысканных сумм налога служат:

— решение налогового органа о возврате требуемой суммы;

— вступившее в законную силу решение суда.

Пункт 9 статьи 79 НК РФ предусматривает, что правила, установленные данной статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Читайте так же:  Как будут платиться алименты если

Взыскание процентов с налоговых органов в пользу налогоплательщика

  • Разумовская Е. | налоговый юрист (г. Москва)

Проценты на излишне уплаченные налогоплательщиком суммы, не возвращенные в установленный срок

В соответствии с п. 10 ст. 78 НК РФ на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Однако ни момент начала срока исчисления процентов, ни момент его окончания НК РФ не определены. Если обратиться к приказу ФНС РФ от 15.09.2005 г. No САЭ-3-19/[email protected] (предназначен для служебного пользования налоговых органов, в Минюст РФ на государственную регистрацию не направлялся) «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам», то в нем определен порядок начисления процентов. Как следует из документа, в случае нарушения срока возврата излишне уплаченных сумм налогов проценты начисляются за каждый день просрочки. При этом даты начала и окончания срока начисления процентов не определены.

Проценты на излишне взысканные суммы

В соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, начало и окончание срока начисления процентов установлены. Конституционный Суд РФ в Определении от 27.12.2005 г. No 503-0, разъясняя порядок применения ст. 79 НК РФ, в том числе п. 4 ст. 79 НК РФ (в редакции до 01.01.2007), указал, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в ст. 35 Конституции РФ принципа охраны права частной собственности законом 1 .

Взыскание процентов по п. 4 ст. 79 НК РФ по своей правовой природе является компенсацией ущерба налогоплательщику, причиненного действиями налогового органа по удержанию необоснованно взысканного в виде налога имущества налогоплательщика.

Проценты на несвоевременно возмещенные суммы налогов

В соответствии с п. 10 ст. 176 НК РФ при нарушении сроков возврата суммы налога, подлежащей возмещению, считая с 12 дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. Таким образом, начало срока исчисления процентов определено, а окончание срока начисления – нет.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 г. No 7528/05 определен период просрочки возврата НДС по экспортным операциям. При этом суд указал, что период просрочки длится по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм налогоплательщику.

Проценты за несвоевременный возврат суммы акциза

Согласно абз. 3 п. 3 ст. 203 НК РФ при нарушении сроков возврата на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Таким образом, начало и окончание срока начисления процентов не определены.

9-й Апелляционный арбитражный суд по делу об обязании инспекции начислить и уплатить проценты за нарушение срока возврата акциза на прямогонный бензин в соответствии со ст. 203 НК РФ согласился с позицией налогоплательщика об исчислении процентов со дня, когда сумма акциза должна была быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение. Однако не согласился с позицией налогоплательщика об определении срока окончания начисления процентов – днем фактического возврата денежных средств налогоплательщику – и посчитал моментом окончания срока день, предшествующий дате фактического возврата.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 23 постановления от 28.02.2001 г. No 5 разъяснил, что при решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.

Вместе с тем, учитывая, что срок просрочки начинается со следующего дня, когда налоговый орган обязан был в силу закона принять решение о возврате налога, день фактического поступления денежных средств налогоплательщику не может быть исключен из периода просрочки, поскольку в таком случае безосновательно исключается один день.

О соблюдении баланса публичного и частного интересов

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что законодатель, принимая законы в области налогообложения, обязан учитывать не только публичные интересы государства, но и частные интересы физических и юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений 2 .

Примером обеспечения публичного интереса государства является норма, зафиксированная в ст. 75 НК РФ, согласно которой пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

При этом Конституционный Суд РФ в постановлении от 17.12.1996 г. No 20-П определил пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Таким образом, налогоплательщик возмещает государству потери, уплачивая пеню в повышенном размере исходя из 1/300 ставки рефинансирования по день фактической уплаты суммы налога налогоплательщиком.

Обеспечением частного интереса является установленное в ст. 78, 79, 176, 203 НК РФ право налогоплательщиков на проценты, которые начисляются на излишне уплаченные или взысканные налоги и пени. Таким образом, государство компенсирует налогоплательщику вред, причиненный незаконными действиями налоговых органов, уплачивая проценты в пониженном размере исходя из количества дней, равных 360 дням.

О соблюдении баланса частных и государственных интересов в сфере налогообложения указывается также и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Так, Президиум ВАС РФ разъяснил, что законодательство о налогах и сборах нацелено на соблюдение баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и увязывает начисление процентов с незаконной задержкой возврата налоговым органом сумм, причитающихся налогоплательщику в качестве налоговой выгоды.

Начисление процентов по ст. 78, 176, 203 НК РФ является компенсацией материальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды. Отказ инспекции выплатить проценты в качестве компенсации за просрочку причитающихся платежей нарушает справедливый баланс, который надлежит поддерживать между интересами частных лиц (налогоплательщиков) и интересами государства.

Данная правовая позиция выражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.02.2007 г. No13584/06, от 13.02.2007 г. No 11484, от 06.06.2006 г. No 1363/06, от 29.11.2005 г. No 7528/05, от 21.12.2004 г. No 10848/04.

Компенсационный характер процентов, начисляемых по ст. 78, 176 и 203 НК РФ

Право налогоплательщика на возврат излишне уплаченных налогов корреспондирует с обязанностью налогового органа осуществить данный возврат в порядке, предусмотренном НК РФ (подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ, подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 г. No 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащих образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения. Начисление процентов по ст. 176, 203 НК РФ является компенсацией материальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды.

Читайте так же:  Накопительная пенсия 1953 года рождения

Статья 53 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц. Для гарантий прав налогоплательщиков в ст. 78, 176, 203 НК РФ установлено правило о возврате излишне уплаченных сумм налога с начисленными на них процентами, т.е. начисление процентов по своей правовой природе является компенсацией ущерба, причиненного незаконными действиями налогового органа по неисполнению требований законодательства о налогах и сборах по своевременному возврату излишне уплаченного налога.

Конституционный Суд РФ в Определении от 08.02.2007 г. No 381-О-П указал, что в случае допущения налогоплательщиком переплаты налога в налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания. В связи с этим НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный возврат излишне уплаченной суммы налога или ее зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам.

  1. Начало и окончание срока исчисления процентов определены только в одном случае – при излишнем взыскании налога (ст. 79 НК РФ).
  2. Проценты, установленные в ст. 78, 79, 176, 203 НК РФ, носят общий компенсационный характер и направлены на восстановление имущественного положения налогоплательщика, т.е. должны быть соблюдены нормы о полном возмещении ущерба налогоплательщика за неправомерное удержание налоговым органом денежных средств, принадлежащих налогоплательщику, что соответствует правовым позициям КС РФ и ВАС РФ.
  3. При наличии такого количества неопределенностей в установлении сроков начала и окончания начисления компенсационных процентов представляется возможным в силу п. 7 ст. 3 НК РФ применить по аналогии ст. 79 НК РФ и исчислять проценты со дня, следующего за днем нарушения налоговым органом срока возврата излишне уплаченного налога по день фактического возврата переплаты (включительно).

«По жалобе ФГУП «123 Авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым п. 4 ст. 79 НК РФ». Вернуться назад

Постановления КС РФ от 27.04.2001 г. № 7-П, от 14.07.2003 г. № 12-П, определение КС РФ от 08.04.2004 г. № 168-О. Вернуться назад

Проценты при излишнем взыскании налога

Инспекция может взыскать суммы налога в большем размере, чем следует. В таком случае компания имеет право на возврат излишне удержанной суммы налога с процентами

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату плательщику с начисленными на нее процентами (п. 5 ст. 79 НК РФ). В статье мы детально рассмотрим вопросы возникновения у организации права на проценты, сроков обращения за их получением, а также порядок расчетов и получения процентов.

Право на проценты

Компания может получить проценты от налоговой инспекции только в случае излишнего взыскания налога. Иными словами, когда налог по закону не должен был быть уплачен.

Как узнать об излишнем взыскании?

Факт излишнего взыскания налога может установить сама инспекция (п. 4 ст. 79 НК РФ). В таком случае она обязана сообщить об этом фирме не позднее десяти рабочих дней (письмо ФНС России от 22.09.2011 № СА-4-7/15525). Однако здесь необходимо сделать несколько уточнений, о которых в законе прямо не сказано.

По нашему мнению, правильнее вести речь об обязанности инспекции сообщать о взыскании только в тех ситуациях, когда факт незаконности взыскания установлен судом или вышестоящей налоговой инспекцией. Например, в результате рассмотрения жалобы компании на уже вступившее в силу решение инспекции по месту учета. В настоящее время Налоговый кодекс не дает возможности инспекции, которая взыскала налог (либо другой инспекции по месту учета), самостоятельно признать свою или чужую ошибку.

Случаи, когда налоговая инспекция извещает организацию об излишнем взыскании, не очень распространены. Чаще о факте излишнего взыскания налога, штрафа или пеней фирма узнает из вступившего в силу судебного акта (пост. ФАС МО от 21.07.2011 № КА-А40/7268-11, ФАС СЗО от 22.01.2010 № А56-28723/2009, от 28.10.2010 № А42-965/2010).

Требование об уплате налога и право на проценты

Взыскание — это принудительная форма исполнения налоговой обязанности (ст. 46 НК РФ). Инспекция может заставить компанию заплатить налог, только если имеет на руках соответствующее решение о взыскании. Тогда налоговая направляет инкассовое поручение в банк, где открыты счета фирмы. Предшествовать такому решению могут камеральная или выездная налоговая проверка (тогда будет еще вынесено решение о привлечении или отказе в привлечении компании к ответственности) либо просто факт выявления недоимки вне рамок налоговых проверок.

Если организация получила требование об уплате налога, но не получила решение, она также может заплатить недоимку. И в случае признания взыскания незаконным плательщик будет вправе получить назад сумму взыскания с процентами.

Конституционный Суд РФ дал четкие разъяснения по данному вопросу (определение КС РФ от 27.12.2005 № 503-О): требование инспекции об уплате налога уже является мерой принуждения компании к исполнению налоговой обязанности. То есть уплата по такому требованию будет также признаваться взысканием недоимки. Это позволяет плательщику вернуть налог с процентами, если будет доказано, что налоговая обязанность в действительности отсутствовала.

В настоящее время осталась неопределенность в вопросе о том, можно ли считать взысканием налога уплату недоимки до получения требования на ее уплату. То есть будет ли признана взысканием сумма, уплаченная по решению о привлечении или отказе в привлечении к ответственности, которое вынесла инспекция по итогам налоговой проверки?

По нашему мнению, такая уплата также позволяет квалифицировать налоговые платежи как взысканные. Дело в том, что КС РФ в качестве границы между излишней уплатой и взысканием налоговых платежей признает «самостоятельность» уплаты (определение КС РФ от 27.12.2005 № 503-О). Когда компания допускает ошибку в исчислении и уплате налога, например в силу неправильного прочтения закона, речь должна идти именно о возврате или зачете налога (ст. 78 НК РФ). Иная ситуация, если расчет произведен на основании вступившего в силу решения инспекции, то есть не самостоятельно. В этом случае, по нашему мнению, мы имеем дело с взысканием (ст. 79 НК РФ). Тогда недоимку можно считать взысканной, даже если она уплачена до получения требования (пост. ФАС СЗО от 09.09.2008 № А05-992/2008).

Взыскание за счет переплаты по налогам

В некоторых случаях инспекция взыскивает налог, не списывая деньги со счетов, а зачитывая нужные суммы, уменьшая переплату компании по налогам. Можно ли в данном случае говорить о взыскании налога? Положения Налогового кодекса неоднозначны.

С одной стороны, в Кодексе указано, что в случае неуплаты или неполной уплаты налог принудительно взыскивается за счет денежных средств на счетах плательщика (ст. 45, 46 НК РФ). Это наводит на мысль, что путем зачета недоимку взыскивать нельзя.

Читайте так же:  Влияет ли кредит на алименты

Если у фирмы есть переплата, в счет которой может быть зачтена недоимка, фактическая задолженность перед бюджетом вообще отсутствует. Это позиция Высшего Арбитражного Суда РФ (п. 42 пост. Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5). Следовательно, нет оснований для выставления требования об уплате налога и вынесения решения о его взыскании. Это может быть дополнительным аргументом в пользу того, что возбуждение процедуры принудительного взыскания возможно только тогда, когда нет переплаты и зачета. Таким образом, зачет переплаты в счет недоимки компании не может быть квалифицирован как взыскание налога, нет оснований для возврата налога с процентами.

Тем не менее на практике распространены ситуации, когда инспекция выставляет требования об уплате налога даже при наличии переплаты. Налоговики предполагают, что решение о взыскании средств не будет вынесено, так как можно сделать зачет. В итоге считается, что плательщик исполнил свою налоговую обязанность, ведь под исполнением обязанности по уплате налога следует понимать также зачет недоимки в счет переплаты (пп. 1, 3 ст. 45 НК РФ). Однако если будет доказано, что налог не подлежал уплате или зачету, компания не сможет взыскать из бюджета эту сумму, поскольку есть вероятность истолкования норм налогового законодательства так, что факта взыскания налога не было.

И все же, по нашему мнению, зачет задолженности налогоплательщика, определенной в требовании, в счет переплаты следует также признать взысканием (ст. 79 НК РФ). В противном случае плательщики, исполнившие свои обязанности по уплате налога путем зачета (добровольно или принудительно), будут вообще лишены возможности вернуть свои деньги из бюджета (письмо ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431; пост. ФАС МО от 05.05.2011 № КА-А40/3771-11-П).

Срок и порядок реализации права на проценты

Налоговый кодекс не устанавливает сроков, в течение которых компания может обратиться с требованием в инспекцию о выплате процентов в связи с незаконным взысканием налога. Связано это с тем, что инспекция обязана вернуть налог с уже начисленными на него процентами без всякого обращения со стороны фирмы. Однако, к сожалению, далеко не всегда государство исполняет эту обязанность.

Если вернули только налог

Компания не должна подавать заявление о возврате процентов, это не предусмотрено законодательством. Если инспекция вернула только излишне взысканную сумму налога без процентов, можно сразу обращаться в суд. По общему правилу лицо, не получившее причитающихся ему процентов, вправе обратиться за защитой своих прав в суд в течение трех лет (ст. 196 ГК РФ). Если этот срок прошел, отказ инспекции в возврате процентов будет признан законным.

Основные вопросы, которые возникают на практике, связаны с определением момента, с которого такой срок должен исчисляться. По Гражданскому кодексу срок начинает течь со дня, когда плательщику стало или должно было стать известно о нарушении его права на получение процентов (ст. 200 ГК РФ). Налоговики часто связывают такой день с моментом взыскания налога (вынесения решения о взыскании), который впоследствии был возвращен (зачтен), или с моментом вступления в силу судебного акта о признании недействительным решения инспекции. Однако такой подход нельзя признать верным.

Организация узнает о нарушении своих прав, получив выписку с расчетного счета, в которой видно, что инспекция вернула сумму налога без процентов. Именно с этого момента должен отсчитываться трехлетний срок, в течение которого можно обращаться в суд за получением процентов от налоговой. Если компания все же направляла в инспекцию заявление о возврате процентов и получила письменный ответ о том, что проценты будут возвращены позднее (например, после проведения налоговой проверки), трехлетний срок для обращения в суд может исчисляться с момента истечения обещанного срока (ст. 203 ГК РФ).

Если излишне взысканные суммы еще не возвращены, фирме важно не пропустить срок на возврат самого налога. За таким возвратом можно обратиться либо напрямую в налоговую, либо сразу в арбитражный суд. Организация самостоятельно выбирает удобный вариант защиты своих прав (пост. Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 17413/09, от 05.12.2006 № 8689/06).

Для варианта с инспекцией предусмотрен месячный срок для подачи заявления (с момента, когда компания узнала об излишнем взыскании или когда вступило в силу решении суда о признании решения инспекции недействительным) (ст. 79 НК РФ). Для варианта с обращением в суд — три года с момента, когда узнали или должны были узнать об излишнем взыскании налога.

Пропуск срока на возврат налога будет означать автоматическую утрату права плательщика на получение процентов. Если фирма уложилась в отведенный период, то срок давности на возврат процентов будет исчисляться в порядке, который описан выше (три года после получения на расчетный счет излишне взысканного налога без процентов).

Конечно, это не препятствует обращению компании в арбитражный суд с требованием вернуть как сумму налога, так и проценты. Однако на практике такой вариант поведения приводит к тому, что проценты рассчитываются судом на момент вынесения решения и зачастую плательщику приходится снова обращаться в тот же суд за возвратом оставшейся их части, начисленной с даты вынесения судебного акта до момента фактического возврата налога. Логичнее заявлять требования по взысканию с инспекции процентов тогда, когда весь период незаконного удержания денежных средств уже известен.

С какой инспекцией судиться?

Компания может сменить местонахождение, что влечет изменение места постановки на налоговый учет. В таком случае общаться нужно уже с новой налоговой по новому месту учета, так как у нее будут все полномочия по расчетам с плательщиком (пост. Президиума ВАС РФ от 30.05.2006 № 1334/06).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Подводя итог, стоит отметить, что в последнее время организации гораздо активнее используют принадлежащие им по закону права. Боязнь испортить отношения с контролерами проходит. Однако расширяется и круг аргументов, которые выдвигает инспекция для отказа в возврате процентов за излишне взысканные в бюджет платежи. В связи с этим внутренним службам компаний необходимо обращать повышенное внимание на все детали, связанные с получением истребуемой от налоговой инспекции компенсации.

Источники


  1. Шалагина, М. А. Правоведение. Шпаргалка / М.А. Шалагина. — М.: Феникс, 2015. — 126 c.

  2. Евецкий, А.А. О юридических лицах / А.А. Евецкий. — М.: ООО PDF паблик, 2009. — 879 c.

  3. Кулаков В. В., Каширина Е. И., Карапетян Л. А., Старков О. В. Правоведение; Феникс — Москва, 2011. — 224 c.
Сумма излишне взысканного налога подлежит
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here