Учет субсидий на капитальные вложения

Юридическая информация на тему: "Учет субсидий на капитальные вложения" с подробными разъяснениями. Мы собрали и систематизировали информацию по теме и предоставили ее в удобном для чтения виде.

Капитальные вложения в объекты государственной собственности (Зернова И.)

Дата размещения статьи: 29.08.2015

Капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие расходы (ст. 1 Федерального закона N 39-ФЗ ). Как осуществляется финансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности? Каковы особенности бухгалтерского учета таких операций? Какие изменения следует внести в не исполненные по состоянию на 01.01.2013 государственные контракты (договоры)?

Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Способы финансового обеспечения капитальных вложений

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1456 утверждены Правила осуществления в 2013 г. за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства государственной собственности РФ федеральных бюджетных и автономных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий (далее — Постановление N 1456, Правила N 1456).

Постановлением N 1456 предусмотрено, что федеральные органы государственной власти (государственные органы), осуществляющие функции и полномочия учредителя или права собственника имущества федеральных автономных учреждений, при осуществлении бюджетных инвестиций (капитальных вложений) в 2013 г. вправе:

а) предоставлять учреждениям субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты в соответствии с соглашениями (договорами), заключаемыми между органами власти — получателями средств федерального бюджета и учреждениями в соответствии с Правилами N 1456;

б) передавать по решению Правительства РФ учреждениям на основании соответствующих соглашений (договоров) осуществление на безвозмездной основе своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени РФ в лице органа власти государственных контрактов в соответствии с Правилами N 1456.

Кроме того, органы власти вправе принять решение о сохранении порядка предоставления инвестиций, установленного для получателей средств федерального бюджета при условии соблюдения ими следующих положений:

— ведение учреждениями бюджетного учета должно производиться в соответствии с Инструкцией N 162н , составление и представление годовой, квартальной и месячной бухгалтерской (финансовой) отчетностей об исполнении федерального бюджета — в порядке, установленном Инструкцией N 191н ;

— в заключаемых после 01.01.2013 государственных контрактах должны быть предусмотрены условия, позволяющие реализовать с 01.01.2014 соответствующие способы финансового обеспечения бюджетных инвестиций (капитальных вложений), предусмотренные законодательством РФ, с внесением необходимых изменений в реестр контрактов в соответствии со ст. 18 Закона о госзакупках .

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н.

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Рассмотрим основные моменты предоставления учреждениям субсидий на капитальные вложения и передачи им полномочий органов власти.

Предоставление субсидий на капитальные вложения

Каковы правила выделения субсидий на капитальные вложения? Порядок выделения субсидий на капитальные вложения установлен п. п. 14 — 19 Правил N 1456. Разъяснения по применению положений этих пунктов приведены в Письме Минфина России N 02-14-05/5145 и Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.1-114 от 22.02.2013 (далее — Письмо N 02-14-05/5145).

Предоставление субсидий на капитальные вложения производится в соответствии с соглашениями (договорами), заключенными между органами власти и учреждениями в отношении каждого объекта, которые содержат (п. 16 Правил N 1456):

— описание предмета соглашения (договора) о предоставлении субсидии;

— права и обязанности сторон соглашения (договора) о предоставлении субсидий и порядок их взаимодействия;

— условия о соблюдении бюджетными учреждениями при использовании субсидий на капитальные вложения положений Закона о госзакупках;

— положения, устанавливающие обязанность учреждения по открытию лицевых счетов в ОФК для учета операций по получению и использованию субсидий на капитальные вложения;

— сроки (порядок определения сроков) перечисления субсидий на капитальные вложения;

— положения, устанавливающие право органов власти, предоставляющих субсидии, и органов государственного финансового контроля на проведение проверок соблюдения учреждениями условий, установленных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

— порядок возврата не использованных на начало очередного финансового года субсидий в случае отсутствия решения органа власти о наличии потребности их направления на те же цели;

— порядок возврата использованных сумм субсидий в случае установления по результатам проверок фактов нарушения учреждениями целей и условий, определенных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

— порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидий на капитальные вложения.

На каких лицевых счетах отражается поступление и расходование субсидий на капитальные вложения? Для учета операций по осуществлению автономными учреждениями капитальных вложений в объекты, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели, а также бюджетные инвестиции, открываются в ОФК отдельные лицевые счета с кодом 31 в соответствии с Порядком N 7н . На это указано также в п. 9.2 Письма N 02-14-05/5145.

Приказ Казначейства России от 07.10.2008 N 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами».

Таким образом, субсидии на капитальные вложения поступают на отдельный лицевой счет автономных учреждений. Согласно п. 7.2 Письма N 02-14-05/5145 санкционирование расходов на этом лицевом счете осуществляется в соответствии с Порядком N 72н .

Читайте так же:  1965 год как будет начисляться пенсия

Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н.

Включаются ли в налоговую базу по НДС субсидии на капитальные вложения? Денежные средства в виде субсидий, получаемые учреждениями из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений для оплаты приобретаемых ими работ по строительству, реконструкции и перевооружению объектов государственной собственности, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

В Письме N 02-14-05/5145 разъясняется, что в соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Следовательно, работы, выполненные за счет субсидии на капитальные вложения, НДС не облагаются.

Учитываются ли субсидии на капитальные вложения при определении налоговой базы по налогу на прибыль? Согласно положениям пп. 14, 26 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде субсидий, имеющих целевое назначение, предоставленных автономным учреждениям.

Таким образом, доходы в виде субсидий, получаемые автономными учреждениями на осуществление капитальных вложений, не учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Как отражаются в бухгалтерском учете операции, произведенные за счет средств субсидий на капитальные вложения? Автономные учреждения, получающие субсидии на капитальные вложения, ведут бухгалтерский учет в соответствии с Инструкциями N N 157н , 183н и составляют бухгалтерскую отчетность по Инструкции N 33н . Данные операции отражаются с кодом вида финансового обеспечения (деятельности) 6 — субсидии на цели осуществления капитальных вложений (п. 21 Инструкции N 157н).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.

Порядок отражения операций по поступлению и расходованию субсидии на капитальные вложения, а также постановки на учет объекта государственной собственности, приобретенного (построенного) за счет этих средств, представлен в Письме N 02-14-05/5145. Приведем в таблице корреспонденции счетов.

Учет субсидий на капитальные вложения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Учредителем подведомственному автономному учреждению была перечислена целевая субсидия на строительство пристройки.
Часть работ выполнена и оплачена учреждением, а остаток субсидии авансом перечислен контрагенту, но на отчетную дату (01.01.2018) работы еще не выполнены (остаток субсидии учитывается на счете 6.206.26).
На каких счетах у учредителя и автономного учреждения должен быть отражен соответствующий остаток субсидии на отчетную дату?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Исходя из порядка и сроков представления отчетности об использовании субсидии автономным учреждением, в рассматриваемой ситуации в бюджетном учете учредителя могут быть отражены остатки:
— на счете 1 206 73 000 — в части не подтвержденных отчетом об использовании средств субсидии на капитальные вложения в объект недвижимости;
— на счете 1 215 33 000 — в части сформированных вложений в размере, подтвержденном отчетом.
Основания для отражения каких-либо показателей на счете 1 204 33 000 в рассматриваемой ситуации отсутствуют.
В бухгалтерском учете автономного учреждения помимо дебиторской задолженности по соответствующему счету аналитического учета счета 6 206 00 000 на счете 6 205 81 000 подлежит отражению неподтвержденный отчетом остаток субсидии. Сумма сформированных вложений на счете 6 106 10 000 должна соответствовать сумме расходов на оплату фактически выполненных работ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

19 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как отражаются в бухгалтерском учете автономного учреждения получение субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности и расходы, произведенные за счет указанных средств?

При заключении договора на строительство объекта капитального строительства государственной собственности автономному учреждению необходимо руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ).

Читайте так же:  Заявление о назначении срочной пенсионной выплаты

В соответствии с П. 1 ст. 78.2 БК РФ из бюджетов бюджетной системы РФ государственным автономным учреждениям могут предоставляться субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности. Принятие решения о предоставлении указанных субсидий из федерального бюджета осуществляется в порядке, установленном Правилами осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности РФ, за счет средств федерального бюджета, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 13 (П. 2 ст. 78.2 БК РФ).

Согласно П. 17 Правил предоставление субсидий на капитальные вложения производится в соответствии с соглашениями, заключаемыми между органами власти как получателями бюджетных средств, предоставляющими субсидии на капитальные вложения, и учреждениями на срок, не превышающий срока действия утвержденных получателю средств федерального бюджета, предоставляющему субсидию, лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.

Операции с субсидиями, поступающими учреждению, учитываются на отдельном лицевом счете, открытом учреждению в территориальном органе Федерального казначейства, в порядке, установленном Федеральным казначейством (П. 21 Правил).

В бухгалтерском учете доходы автономного учреждения, полученные в виде субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности, отражаются по Статье 180 «Прочие доходы» КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н).

Полученная от органа исполнительной власти, осуществляющего в отношении автономного учреждения функции и полномочия учредителя, указанная субсидия подлежит отражению в бухгалтерском учете автономного учреждения по коду финансового обеспечения (деятельности) «6» — субсидии на цели осуществления капитальных вложений (П. 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).

При поступлении субсидии на отдельный лицевой счет автономного учреждения в органе Федерального казначейства производится запись по:

— дебету Счета 6 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»;

— кредиту счета 6 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам» (П. 72 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н).

Одновременно поступившая на лицевой счет учреждения сумма отражается на забалансовом Счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» (П. 365 Инструкции N 157н).

Расходы автономного учреждения по оплате договора на строительство объекта относятся на Статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (Указания N 65н). Следовательно, учет расчетов со строительной организацией ведется на счете 6 302 31 000 «Расчеты по приобретению основных средств» (П. 130 Инструкции N 183н).

Перечисление аванса подрядчику в бухгалтерском учете учреждения оформляется записью по:

— дебету счета 6 206 31 000 «Расчеты по авансам по приобретению основных средств»;

— кредиту Счета 6 201 11 000 (П. 73, 100 Инструкции N 183н).

Одновременно на сумму перечисления формируется запись по забалансовому Счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (П. 367 Инструкции N 157н).

Вложения учреждения в объект основных средств отражаются в данном случае по:

— дебету счета 6 106 11 000 «Вложения в основные средства — недвижимое имущество учреждения»;

— кредиту счета 6 302 31 000 (П. 51, 139 Инструкции N 183н).

[1]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Зачет обязательства по оплате выполненных работ на сумму перечисленного ранее учреждением аванса оформляется бухгалтерской записью по:

— дебету счета 6 302 31 000;

— кредиту счета 6 206 31 000 (П. 101, 157 Инструкции N 183н).

При погашении задолженности перед подрядчиком в бухгалтерском учете автономного учреждения формируется запись по:

— дебету счета 6 302 31 000;

— кредиту Счета 6 201 11 000 (П. 73, 157 Инструкции N 183н).

Одновременно на сумму перечисления производится запись по забалансовому Счету 18 (П. 367 Инструкции N 157н).

На основании утвержденного учредителем автономного учреждения отчета о произведенных расходах за счет средств субсидии на цели осуществления капитальных вложений учреждением производится запись по:

— дебету счета 6 205 80 000;

— кредиту счета 6 401 10 180 «Прочие доходы» (П. 96, 178 Инструкции N 183н).

Согласно Письму Минфина России N 02-02-005/58618, Казначейства России N 42-7.4-05/5.1-897 от 31.12.2013 принятие учреждением к учету по коду финансового обеспечения «4» — субсидии на выполнение государственного задания вложений, произведенных за счет субсидии на осуществление капитальных вложений, отражается следующими бухгалтерскими записями:

— по дебету Счета 6 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» и кредиту счета 6 106 11 000;

— по дебету счета 4 106 11 000 и кредиту Счета 4 304 06 000.

Объект принимается к бухгалтерскому учету в составе основных средств по первоначальной стоимости на основании Акта о приеме-передаче зданий (сооружений) (Ф. 0306030) с приложением документов о государственной регистрации прав на недвижимость. Указанная операция отражается бухгалтерской записью по:

— дебету счета 4 101 13 000 «Сооружения — недвижимое имущество учреждения»;

— кредиту счета 4 106 11 000 (П. 23 Инструкции N 57н, П. 9, 53 Инструкции N 183н).

Аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках учета основных средств (Ф. 0504031) в разрезе материально-ответственных лиц и видов имущества. Инвентарная карточка учета основных средств открывается на каждый объект основных средств (П. 54 Инструкции N 157н).

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в бухгалтерском учете учреждения отражаются расчеты с учредителем в размере балансовой стоимости принятого к учету объекта. При этом формируется запись по:

Читайте так же:  Пенсия работающим пенсионерам инвалидам 3 группы

— дебету счета 4 401 10 172 «Доходы от операций с активами»;

— кредиту Счета 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем» (Письмо Минфина России N 02-02-005/58618, Казначейства России N 42-7.4-05/5.1-897, Письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798).

Кроме того следует отметить, что в соответствии с Подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ оказание услуг автономными учреждениями в рамках государственного задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия, не признается объектом налогообложения по НДС. Следовательно, в случае предъявления строительной организацией суммы НДС она учитывается в стоимости объекта основных средств (Объекта) на основании Подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ.

Субсидии на цели осуществления капитальных вложений относятся к средствам целевого финансирования и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (Подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Таким образом, рассматриваемые расходы автономного учреждения, произведенные за счет средств субсидии, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Согласно Подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования. Следовательно, объект не является для учреждения амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ.

ОБЩИЙ ПОРЯДОК УЧЕТА ЗАТРАТ НА КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ

Порядок бухгалтерского учета вложений во внеоборотные активы регулируется письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160 «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций», которое устанавливает правила бухгалтерского учета долгосрочных инвестиций и определения инвентарной стоимости объектов этих инвестиций в организациях.

Основным документом, определяющим порядок учета договоров на капитальное строительство и устанавливающим правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций застройщиков и подрядчиков, связанных с выполнением договоров подряда (контрактов) на капитальное строительство, является ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство», утвержденное приказом Минфина России от 20 декабря 1994 г. № 167.

Правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности коммерческих организаций информации о расходах, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, устанавливаются ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы».

Все затраты по возведению или приобретению объектов основных средств предварительно собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Обособленно учитываются затраты на НИОКР. К счету 08 открываются следующие субсчета:

  • 08-1 «Приобретение земельных участков»,
  • 08-2 «Приобретение объектов природопользования»,
  • 08-3 «Строительство объектов основанных средств»,
  • 08-4 «Приобретение объектов основанных средств»,
  • 08-5 «Приобретение нематериальных активов»,
  • 08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»,
  • 08-7 «Приобретение взрослых животных»,
  • 08-8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ».

Общий порядок учета затрат, относящихся к вложениям во внеоборотные активы, сводится к следующему. По дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражаются фактические затраты организации, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов.

Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных активов, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 04 «Нематериальные активы» и т.д.

Первоначальная стоимость включает сумму фактических затрат на приобретение объекта внеоборотных активов, в частности:

  • — суммы, уплаченные в соответствии с договором продавцу;
  • — суммы, уплаченные за доставку, монтаж, установку внеоборотных активов;
  • — заработная плата работников организации, занятых приобретением внеоборотных активов;
  • — иные затраты, непосредственно связанные с приобретением внеоборотных активов.

Сальдо по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретения основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов, а также формирования основного стада.

Аналитический учет по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» ведется:

  • — по затратам, связанным со строительством и приобретением основных средств — по каждому строящемуся или приобретаемому объекту основных средств;
  • — по затратам, связанным с приобретением нематериальных активов — по каждому приобретенному объекту;
  • — по затратам, связанным с формированием основного стада — по видам животных (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, лошади и т.д.);
  • — по расходам, связанным с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ — по видам работ, договорам (заказам).

Особенности бухгалтерского учета субсидий

Государство стремится поддержать малое и среднее предпринимательство. Такая поддержка наиболее часто выражается в форме предоставления субсидий – безвозмездных выплат из бюджета или спецфонда в качестве долевого финансирования затрат на бизнес. Если условия выполнены и субсидия выделяется, нужно не только правильно ее распределить и потратить, но и адекватно отразить в учетной документации.

Поговорим о том, как проводить получаемые в рамках субсидирования средства по бухгалтерии и рассчитывать с них налоги.

Целевое назначение субсидий

Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:

  • покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
  • возместить часть прошлых убытков;
  • компенсировать часть недополученной прибыли.

[2]

Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:

  1. Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
  2. Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.

СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.

В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:

  • средства выделены бюджетом;
  • организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.
Читайте так же:  Расчет налога на имущество организаций калькулятор

Субсидии в Плане бухгалтерских счетов

Субсидия является государственным пособием и имеет строгое целевое назначение. Для регламентирования бухучета госдотаций существует План Бухгалтерских счетов «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предписывает использовать для проводок счет 86 «Целевое финансирование».

Какие операции с субсидиями отражаются в проводках

Бухучет субсидий предусматривает три разновидности финансовых операций:

  • поступление дотационных средств;
  • применение финансов по целевому назначению;
  • возвращение части денег, которым не удалось найти целевое применение.

Когда отражать субсидии

Порядок освещения операций в учетных документах зависит от того финансового вопроса, который решает субсидия, то есть приходят ли деньги наперед или компенсируются постфактум. Отсюда вытекают два возможных пути отражения дотационных средств.

  1. «Задолженность по субсидии». Если имеется обоюдная уверенность – в соответствии требованиям финансирования и в получении денег – субсидию можно запланировать в балансе сразу после заключения договора, проведя ее как «государственную задолженность», погашаемую по мере получения траншей. В этом случае проводки будут следующими:
    • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 86 «Целевое финансирование» – отражение бюджетной дебиторской задолженности по предоставлению субсидии (на момент подписания договора);
    • дебет 51 «Расчетные счета» (10 «Материалы», 08 «Внеоборотные активы» или др.), кредит 76 – поступили денежные средства (или имущество) в счет предоставленной по договору субсидии.
  2. «Получили – отразили». Деньги или активы, поступившие в качестве субсидии, отражаются на балансе тогда, когда они фактически предоставлены предприятию. Проводка такова:
    • дебет 51 (10, 08 и др.), кредит 86 – отражение поступления финансов (или имущества, или и того, и другого) в рамках бюджетной субсидии.

Отражение субсидии на расходы прошлых периодов

Такой способ отражения субсидирования относится к первой отмеченной разновидности – погашению государственной задолженности. С ее помощью держава компенсирует целевые траты, которые уже были совершены ранее, а значит, нет сомнений в соблюдении условий субсидирования.

Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, ее нужно отражать такой проводкой:

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение бюджетной задолженности по государственному дотированию;
  • дебет 51 «Расчетные счета», кредит 76 – поступили средства по субсидии в компенсацию расходов, возникших в прошлые периоды.

Отражение субсидирования капитальных расходов

Капитальными признаются расходы на приобретение, строительство, создание основных средств (внеоборотных активов). Особенность бухучета в том, что такое имущество подвержено ежемесячной амортизации, которую необходимо регулярно списывать. Если на капитальные затраты предназначается субсидия, то отражать эти средства следует в таком порядке:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Расходы будущих периодов» – средства на капитальное приобретение (строительство, создание…) внеоборотного актива, полученные за счет субсидии;
  • дебет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.), кредит 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация по основным активам, приобретенных в счет дотационных средств.

Если приобретенный на субсидию актив не подлежит амортизации, то это целевое финансирование следует учесть как доход будущих периодов, а потом отражать в составе «прочих доходов» по мере признания затрат.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Четкого регламента по отнесению средств по субсидии в разряд «прочих доходов» в законодательстве нет. Организация может сама закрепить его в своей документальной политике.

Как отразить субсидию на текущие расходы

Если государство предоставило средство не на приобретение актива, а на реализацию программы, то расходы будут не единовременными, а более-менее регулярными: организации нужно будет постоянно платить заработную плату, покупать сырье, расходники и т.п. Отражать эти затраты в бухучете следует в тот период, когда они признаются. Приведем пример признания бюджетных средств, затраченных на приобретение материалов:

  • дебет 10 «Материалы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приобретены материалы у поставщика;
  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Расходы будущих периодов» – сумма субсидии, направленная на покупку материалов, признана расходом будущих периодов;
  • дебет 20 (23, 25,26 и др.), кредит 86 – списаны использованные материалы;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 «Прочие доходы» – в момент списания материалов сумма на их приобретение учтена в составе прочих доходов.

Для выплаты вознаграждения за труд из дотационных средств проводки будут такими:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Расходы будущих периодов» – к будущим расходам отнесена сумма на выплату зарплаты, предоставленная субсидией;
  • дебет 20 (23, 25, 26 и др.), кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (69 «Расчеты по соцстраху и обеспечению», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и др.) – начисление выплат для сотрудников;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 – сумма из субсидии, затраченная на выплату зарплаты, учтена в составе прочих доходов.

Отражение возврата субсидий

Вернуть средства в бюджет организация обязана тогда, когда больше не сможет обеспечивать условий предоставления дотации. В бухучете это найдет свое отражение в зависимости от:

  • времени получения основного транша;
  • способа отражения этого получения.
  1. Если средства нужно вернуть в том же году, когда они были получены (финансирование на текущие расходы), то придется сторнировать проводки, имеющие отношение к субсидии, естественно, кроме той, что говорит о ее поступлении. Вернуть средства нужно с помощью проводки:
    • дебет 76, кредит 51 (08,10 и др.) – возврат средств по субсидии, полученной ранее.
  2. Если субсидия была получена в предыдущем отчетном году, возврат производится немного сложнее. Капитальные расходы, субсидию по которым надо возвратить, отражаются так:
    • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности, связанной с возвращением субсидии;
    • дебет 91.1, кредит 86 – восстановление начисленной амортизации (по средствам субсидии);
    • дебет 98.2, кредит 86 – восстановление полной суммы субсидии.
Читайте так же:  Срок взыскания налога на имущество

Если помощь давалась на текущие расходы, вернуть ее нужно таким образом:

  • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности по целевому финансированию;
  • дебет 91.2, кредит 86 – восстановление средств субсидии в сумме понесенных текущих расходов.

Субсидия и налоги

Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.

Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).

Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:

  • траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
  • затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.

Для плательщиков ЕНВД субсидия не может являться вмененным доходом (госпомощь не «вписывается» в рамки деятельности «вмененки»), поэтому полностью будет учитываться в целях налогообложения как прибыль полностью и рассчитываться обычным порядком – по правилам общего режима или УСН (Письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66).

ВАЖНО! Налог на добавленную стоимость при выполнении работ и услуг, покупке товаров за счет бюджетных средств не признается расходом при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).

Учет субсидий на капитальные вложения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетному учреждению предоставляется субсидия на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности — строительство ледового дворца (КФО «6»). В целях подготовки площадки к строительству учреждение должно оплатить в доход муниципалитета компенсационную плату в денежной форме за вырубку леса. Оплата осуществляется в добровольном порядке.
Может ли бюджетное учреждение осуществить такие расходы за счет КФО «6»? Если да, то по какому коду видов расходов (орган казначейства предлагает КВР 414)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на оплату возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам, бюджетное учреждение сможет оплатить по КФО 6 в случае, если в соглашении о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства данное направление расходов будет предусмотрено.
Если подобные расходы являются неотъемлемой частью расходов, связанных со строительством объекта, и средства на их выплату доведены в рамках субсидий на капитальные вложения, то в бухгалтерском учете такие расходы могут быть отражены по коду видов расходов 407 «Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями» при условии их оплаты по КФО 6.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

[3]

21 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источники


  1. Неустойка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 746 c.

  2. Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.

  3. Астахов, Павел Земельный участок. Юридическая помощь по оформлению и защите прав на землю с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2015. — 256 c.
Учет субсидий на капитальные вложения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here