Возврат налога на прибыль из бюджета

Юридическая информация на тему: "Возврат налога на прибыль из бюджета" с подробными разъяснениями. Мы собрали и систематизировали информацию по теме и предоставили ее в удобном для чтения виде.

Возврат налога на прибыль из бюджета

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Налоговая инспекция частично отказала в возврате переплаты налога на прибыль, указав на пропуск срока подачи заявления на возврат налога на прибыль за 2009 год.
Можно ли еще вернуть налог?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Возврат налога на прибыль из бюджета

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 15 апреля 2016 г. N 02-01-11/21926 Об учете денежных средств в виде субсидий, получаемых налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), для целей налогообложения

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел в пределах своей компетенции обращение о разъяснении применения положений пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетного кодекса), и сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий (далее — получатели субсидий), а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Учитывая изложенное, указанные субсидии предоставляются на определенные цели, и переуступка прав по ним получателем субсидии в пользу третьих лиц невозможна.

Согласно положениям статьи 78 Бюджетного кодекса при предоставлении субсидий получателям субсидий обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

Аналогичная норма содержится в подпункте «а» пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2015 N 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (далее — Постановление).

Кроме того, подпунктом «а» пункта 24 Постановления предусматривается, что в соглашение (договор) о предоставлении субсидии включаются также порядок и сроки представления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, установленные главным распорядителем средств федерального бюджета по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Аналогичные нормы также могут быть установлены на уровне субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в нормативных правовых актах, (муниципальных правовых актах), определяющих правила предоставления субсидий.

По вопросу включения денежных средств, получаемых коммерческой организацией в качестве субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль необходимо отметить следующее.

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются.

Таким образом, денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются, поскольку указанные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Читайте так же:  Платят ли пенсионеры алименты на детей

При этом следует отметить, что в случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета, суммы налога на добавленную стоимость вычету не подлежат, поскольку принятие к вычету (возмещению) налога, оплаченного за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета. Поэтому суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам), следует восстановить на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса.

В случае если субсидии получены налогоплательщиком в качестве оплаты реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то налог на добавленную стоимость в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке.

Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с положениями статьи 41 Налогового кодекса, закрепляющей принципы определения доходов, доходом для целей главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить в соответствии с данной главой Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 248 Налогового кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации) и внереализационные доходы.

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Положениями статьи 249 Налогового кодекса установлено, что в целях главы 25 Налогового кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 Налогового кодекса (статья 250 Налогового кодекса).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 Налогового кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в статье 251 Налогового кодекса не поименованы, следовательно учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Дата признания доходов в виде субсидий, полученных организациями, определяется в соответствии с пунктом 4.1 статьи 271 Налогового кодекса.

Директор Департамента С.В. Романов

Обзор документа

В силу БК РФ субсидии юрлицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), ИП, а также физлицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за некоторым исключением), выполнением работ, оказанием услуг.

Указанные субсидии предоставляются на определенные цели. Переуступка прав по ним получателем субсидии в пользу третьих лиц не возможна.

Денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку указанные средства не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг).

При этом в случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета, суммы НДС вычету не подлежат. Поэтому суммы НДС, ранее принятые к вычету, следует восстановить.

Если субсидии получены налогоплательщиком в качестве оплаты реализуемых им товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то НДС в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке.

Субсидии, полученные коммерческими организациями в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.

Как зачесть переплату по налогу на прибыль

Каждый может ошибаться, и бухгалтер — не исключение. Излишнее перечисление суммы налога или подача уточненной налоговой декларации, в которой уменьшается сумма налога к уплате, могут вести к образованию переплаты по налогу. Излишне уплаченную сумму налога можно как зачесть, так и вернуть (ст. 78 НК РФ). В этом материале рассмотрим особенности зачета переплаты по налогу на прибыль.

В счет чего можно зачесть переплату

Налог на прибыль является федеральным налогом (ст. 13 НК РФ). А, значит, зачесть переплату по нему можно только в счет предстоящих платежей, погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения лишь по федеральным налогам.

Наряду с налогом на прибыль к федеральным налогам относятся:

  • НДС;
  • акцизы;
  • НДФЛ;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

О наличии переплаты и сумме излишне уплаченного налога на прибыль налоговая инспекция обязана сообщить организации по установленной форме в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения переплаты (п. 3 ст. 78 НК РФ, Приказ ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/[email protected]).

Алгоритм зачета переплаты по налогу на прибыль можно представить в виде блок-схемы:

Заявление о зачете переплаты

Заявление о зачете переплаты может быть подано в течение трех лет со дня уплаты суммы налога на прибыль (п. 7 ст. 78 НК РФ). Причем если переплата возникла по авансовым платежам, то трехлетний период исчисляется с даты подачи декларации за соответствующий налоговый период (но не позднее последнего числа срока, если декларация подана с опозданием) (Письмо Минфина РФ от 15.06.2012 № 03-03-06/1/309 ,

Что делать с переплатой по налогу на прибыль (нюансы)?

Переплата по налогу на прибыль бывает у многих компаний. Разберем в нашей статье, что же делать бухгалтерам фирм с возникшей у них переплатой по налогу на прибыль.

Каковы причины образования переплаты по прибыли?

У предприятия образуется переплата по налогу на прибыль, если:

В текущем квартале им ежемесячно вносились авансы по прибыли, а сам налог, рассчитанный за отчетный период, оказался меньше общей суммы платежей, уже внесенных в бюджет, либо налог за квартал оказался убыточным.

Читайте так же:  Нужно ли платить налоги многодетным семьям

Оно подает уточненку, где сумма налога оказывается меньше, чем в первичной декларации.

Бухгалтер допустил ошибку вследствие невнимательности или каких-либо других факторов и перечислил большую сумму налога, чем та, что заявлена в декларации.

Принципы зачета и возврата переплаченного налога на прибыль

Чтобы зачесть или вернуть переплату по налогу на прибыль в соответствии со ст. 78 НК РФ, нужно:

чтобы с момента возникновения переплаты прошло не более 3 лет;

произвести сверку с налоговой или сделать запрос на выдачу справки о состоянии расчетов с бюджетом (сумму переплаченного налога лучше уточнить, чтобы убедиться в том, что налоговики не зачли ее самостоятельно в счет другого налога или имеющейся недоимки);

передать в налоговую лично или по ТКС заявление на фирменном бланке, подписанное директором или другим уполномоченным лицом, с просьбой о возврате (зачете) переплаты.

По переплаченному налогу, который возник при подаче декларации, зачет и возврат осуществляются через 3 месяца, которые предназначены для проверки декларации инспекторами.

Решение о возврате переплаты по налогу на прибыль, зачете или об отказе налоговый орган отправляет предприятию в письменной форме в течение 5 рабочих дней с момента вынесения.

Как произвести зачет излишне уплаченного налога?

Налог на прибыль — это федеральный налог. В связи с этим переплаченная сумма засчитывается по уплатам в бюджет аналогичного уровня (п. 1 ст. 78 НК РФ):

• предстоящие платежи по этому налогу;

• налог на прибыль в другой бюджет;

• иной федеральный налог (например, НДС и НДФЛ);

• пени по налогу этого уровня;

• штрафы по налогу этого уровня или административные штрафы.

В заявлении на зачет излишне уплаченного налога фирме следует прописать сумму, которую нужно зачесть, и КБК налогов и сборов либо же штрафов и пеней, между которыми производится зачет.

Налоговики выносят решение, произвести зачет или нет, за 10 рабочих дней, при этом дата зачета — это день принятия решения о зачете.

В учете зачет переплаченного налога отражается записью:

Дт 68 (субсчет соответствует тому платежу, на который переносится переплаченный налог) Кт 68 (субсчет соответствует переплаченному налогу на прибыль).

Каким образом возвращается из бюджета переплата по налогу на прибыль?

В заявлении на возврат предприятие приводит банковские реквизиты, необходимые для перечисления налога из бюджета.

У налоговой есть 10 рабочих дней, чтобы принять решение о возврате.

Отметим, что если у предприятия существует недоимка в бюджет соответствующего уровня, то частично сумма переплаты пойдет на ее погашение. Это событие обязательно найдет отражение в решении, принимаемом налоговой. Оставшаяся часть возвращается на расчетный счет предприятия.

После вынесения решения инспекторы передают поручение на перечисление денежных средств федеральному казначейству, которое и осуществляет окончательный расчет с предприятием.

Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ с момента подачи письма с просьбой о возврате до отправки средств предприятию не должно пройти больше месяца.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В бухучете возврат излишне уплаченного налога из бюджетной системы РФ отражается в день фактического поступления средств на счет компании бухгалтерской записью:

Дт 51 Кт 68 (субсчет соответствует налогу, по которому произведен возврат).

Переплата по налогу на прибыль

Многие компании сталкиваются с переплатой по налогу на прибыль. Такая переплата может возникнуть как при уплате авансовых платежей, так и при окончательной уплате налога на за год. Причины переплаты могут быть различны: это и счетная ошибка, и ошибочное перечисление денежных средств дважды, и образование переплаты за прошлые налоговые периоды. Переплата образуется, если вы уплатили большую сумму налога, пеней, штрафа, чем требуется согласно законодательству. Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды.

В налоговом законодательстве предусмотрено два варианта действий налогоплательщика в данном случае:

Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам.

Наличие переплаты подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.

В п. 14 ст. 78 Налогового кодекса предусмотрено, что правила, установленные данной статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей по налогу.

[3]

При буквальном прочтении это означает, что так же, как и в случае с излишней уплатой непосредственно налога, налогоплательщику необходимо подать заявление на возврат или зачет переплаты.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения инспекцией заявления о возврате. Срок на возврат суммы излишне уплаченного налога, определенный п. 6 ст. 78 НК РФ, при представлении налоговой декларации исчисляется с момента завершения камеральной проверки либо с момента, когда она должна была быть завершена в соответствии со ст. 88 НК РФ.

Некоторые налогоплательщики самовольно не доплачивают налоги в связи с образовавшейся переплатой. Однако такая возможность в налоговом законодательстве не предусмотрена. И в этом случае возможны риски доначисления налога и штрафных санкций.

Возврат или зачет переплаты осуществляется на основании решения ИФНС.

В заключение следует отметить, что налогоплательщик должен осуществлять возврат или зачет переплаты по налогу на прибыль на основании Налогового кодекса. В случае, если налоговый орган безосновательно отказывает в возврате или зачете, следует обращаться в суд. При этом недоплата налога или авансовых платежей с целью сокращения переплаты может не привести к желаемому результату, поскольку такие действия в НК РФ не предусмотрены.

Возврат налога на прибыль из бюджета

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте так же:  Будет ли пенсия пенсионерам в феврале

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

У организации есть переплата по налогу на прибыль в федеральный и региональный бюджет. Может ли организация зачесть из регионального бюджета переплату по налогу на прибыль в счет платежей по НДС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Налогоплательщик вправе зачесть переплату по налогу на прибыль организаций, образовавшуюся по расчетам с бюджетом субъекта РФ, в счет платежей по НДС.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Порядок зачета (возврата) налоговым органом излишне уплаченных сумм налога, страховых взносов (пеней, штрафов) по заявлению налогоплательщика;
— Энциклопедия решений. В счет каких налогов можно зачесть налоговую «переплату»?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

[1]

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Возврат переплаты по налогам из бюджета

Верните наши «кровные»: переплата на лицевом счете налогоплательщика!

В данной статье в краткой форме вы узнаете:

  • о причинах возникновения переплаты и фактах ее обнаружения;
  • о видах переплаты по налогам;
  • о «сроках хранения» переплаты по налогам на лицевых счетах;
  • о сроках возврата переплаты при самостоятельном обнаружении и выявлении переплаты налоговым органом;
  • о порядке возврата переплаты на расчетный счет; возможности зачета ее в счет других платежей;
  • о формах заявлений о возврате переплаты и зачете.

Причины возникновения переплаты

Переплата образуется, если организация или ИП уплатил большую сумму налога, пеней, штрафа, чем требуется согласно законодательству. На практике такая ситуация встречается часто.

Основными причинами возникновения переплаты являются:

  • неправильный расчет налогов;
  • ошибки при заполнении платежных поручений;
  • внесение в налоговое законодательство изменений, действие которых распространяется на прошлые периоды;
  • по итогам налогового периода исчислена сумма налога к уменьшению;
  • изменение режима налогообложения.

Факт излишней уплаты налогов может быть обнаружен:

  • налогоплательщиком (самостоятельно);
  • налоговыми органами (обязаны сообщить в течение 10 рабочих дней со дня установления данного факта) (п. 6 ст. 6.1 НК РФ, п. 3 ст. 78 НК РФ);
  • при совместной сверке.

Виды переплаты

Переплата по налогам (сборам), пеням и штрафам делится на:

  • излишне уплаченную;
  • излишне взысканную.

Основной критерий различия: основание перечисления в бюджет.

Если налогоплательщик самостоятельно (без участия налогового органа) исчислил налог или пени в излишнем размере или ошибся при указании платежа в платежном поручении, то сумма признается излишне уплаченной.

Если же излишнюю сумму налога начислила инспекция, отразив это в решении по итогам налоговой проверки, то платеж признается излишне взысканным. При этом не имеет значения, уплатил налогоплательщик соответствующую сумму самостоятельно или ее принудительно взыскал налоговый орган.

[2]

Схематично отличие платежей будет выглядеть так:

Схема возврата излишне уплаченных сумм

Для возврата излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов налогоплательщику необходимо подать заявление в налоговый орган (п. 6, 14 ст. 78 НК РФ) по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 N ММВ-7-8/[email protected] (Приложение N 8).

После получения заявления инспекция проверит по данным своего учета наличие переплаты, а также задолженности по платежам в бюджет. Если инспекция подтвердит наличие переплаты и задолженности по платежам в бюджет, то сначала она погасит ее зачетом за счет излишне уплаченной суммы. И только затем переплата будет возвращена в сумме, оставшейся после зачета (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Зачет суммы переплаты в счет погашения задолженности (перед ее возвратом из бюджета) налоговый орган осуществляет самостоятельно (в одностороннем порядке). Для его осуществления от налогоплательщика никаких действий не потребуется (п. 5, 6 ст. 78 НК РФ).

Сроки при возврате переплаты в результате сверки расчетов и самостоятельном выявлении:

  • заявление — в течение 3х лет со дня уплаты излишней суммы налога (п. 7, 14 ст. 78 НК РФ);
  • решение о возврате переплаты – в течение 10 рабочих дней с даты получения заявления;
  • уведомление о положительном решении – в течение 5 рабочих дней с даты вынесения решения;
  • возврат денежных средств на расчетный счет – не позднее 1го месяца с даты получения заявления.

Сроки при обнаружении переплаты налоговым органом:

  • сообщение об обнаружении переплаты — в течение 10 рабочих дней с даты обнаружения переплаты;
  • заявление — в течение 3х лет со дня уплаты излишней суммы налога;
  • решение о возврате переплаты – в течение 10 рабочих дней с даты получения заявления;
  • уведомление о положительном решении – в течение 5 рабочих дней с даты вынесения решения;
  • возврат денежных средств на расчетный счет – не позднее 1го месяца с даты получения заявления.

Сроки в случае отказа в возврате переплаты по всем основаниям:

  • заявление — в течение 3х лет со дня уплаты излишней суммы налога (п. 7, 14 ст. 78 НК РФ);
  • решение об отказе в возврате переплаты – в течение 10 рабочих дней с даты получения заявления;
  • уведомление об отказе в возврате – в течение 5 рабочих дней с даты вынесения решения;
  • судебные разбирательства – сроки не установлены.

Особенности возврата излишне взысканных сумм

На что нужно обратить внимание:

  • Если сумма налогов (пеней, штрафов) излишне взыскана, то налогоплательщик вправе обратиться за ее возвратом по своему выбору: (п. 3 ст. 79 НК РФ, Определение Верховного Суда РФ от 11.08.2016 N 309-КГ16-5644)
    • сначала в налоговый орган, а потом — в суд, если инспекция отказала в возврате излишне взысканных налогов, пеней, штрафов или оставила заявление без ответа (п. 1 ст. 138 НК РФ);
    • сразу в суд (подавать в налоговый орган заявление о возврате перед обращением в суд необязательно. Подтверждено Арбитражной практикой).
  • Срок подачи заявления о возврате в налоговый орган — один месяц с даты, когда налогоплательщику стало известно об излишнем взыскании, или со дня вступления в силу решения суда (п. 3, 9 ст. 79 НК РФ).
  • При возврате излишне взысканных сумм налогов (пеней, штрафов) налоговый орган в любом случае должен выплатить проценты. Они начисляются со следующего дня после взыскания платежей в бюджет по дату фактического возврата денежных средств на расчетный счет налогоплательщика (п. 5, 9 ст. 79 НК РФ).
Читайте так же:  Какие регионы не платят налоги

Расчет процентов осуществляется по формуле:

  • Ниу— сумма переплаты, срок возврата которой нарушен;
  • КДГ — число календарных дней в году;
  • Днсв — число календарных дней нарушения срока возврата переплаты.

Формы заявлений на возврат и зачет

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов пеней, штрафа) представляется по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 N ММВ-7-8/[email protected] (Приложение N 8).

Заявление о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов пеней, штрафа) представляется по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 N ММВ-7-8/[email protected] (Приложение N 9).

Заявление можно подать:

  • непосредственно в налоговый орган;
  • по почте (ценное письмо с описью вложения);
  • по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 6 ст. 78 НК РФ);
  • через личный кабинет налогоплательщика (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Возврат налога на прибыль из бюджета

Дата документа 01.11.2017
Метки Статья

ВОЗВРАТ ПЕРЕПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
О.Н. Емельянова

По данным бухгалтерского учета в учреждении не числится дебиторская задолженность по налогу на прибыль. О возникновении переплаты стало известно при получении акта сверки с налоговым органом. Уплата налога на прибыль осуществлялась по КОСГУ 130.
Какими бухгалтерскими проводками следует отразить в учете бюджетного учреждения возврат переплаты прошлого года по налогу на прибыль из налогового органа?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае расхождения информации по данным бухгалтерского учета учреждения с учетными данными налогового органа бюджетному учреждению прежде всего следует выяснить причины таких расхождений и при необходимости внести соответствующие исправительные записи в целях восстановления в учете суммы дебиторской задолженности.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Как вернуть налог, излишне уплаченный более трех лет назад: выводы из судебных решений

По традиции инспекторы используют любую возможность, чтобы отказать в возврате излишне уплаченного налога. Чаще всего поводом для отказа служит истечение срока, отведенного для возврата. Большинство таких конфликтов разрешается в арбитраже. Мы проанализировали арбитражную практику этого года и выяснили, какие аргументы помогают налогоплательщикам одержать победу.

Когда нужно подать заявление о возврате

Возврату и зачету излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов посвящены две статьи Налогового кодекса: 78 и 79. В первой говорится о случаях, когда налогоплательщик сам допустил переплату. Во второй — о ситуациях, когда налоговики принудительно взыскали чрезмерную сумму.

В обеих статьях названы сроки, в течение которых можно подать в инспекцию заявление о возврате или зачете.

Если налогоплательщик заплатил в бюджет больше, чем следовало, и у него нет недоимки по другим налогам, заявление можно подать в течение трех лет с момента уплаты (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Если излишнюю сумму налога взыскали сотрудники ИФНС, то заявление необходимо написать с течение месяца со дня, когда налогоплательщик узнал о таком взыскании, или со дня вступления в силу соответствующего судебного решения (п. 3 ст. 79 НК РФ).

А как быть компаниям и предпринимателям, которые не уложились в эти сроки? В случае принудительного взыскания нужно руководствоваться пунктом 3 статьи 79 НК РФ. Там говорится, что вернуть или зачесть переплату можно в судебном порядке, причем исковое заявление надо написать в течение трех лет с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания. При «самостоятельной» переплате действует та же норма. На это указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 08.11.06 № 6219/06.

Почему возникают сложности

Все было бы просто и понятно, если бы удавалось с легкостью определить момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате. Но в законе на этот счет нет указаний, а на практике возникают разногласия между инспекторами и бухгалтерами. Представители ИФНС утверждают, что такой момент наступил более трех лет назад, поэтому право на возврат потеряно. Организации и ИП заявляют, будто три года еще не истекли, и настаивают на возврате.

Точки в спорах ставят судьи. При этом исход дела и аргументы, которые сыграли решающую роль, во многом зависят от особенностей каждой ситуации. Посмотрим, к каким выводам чаще всего приходят арбитры в наиболее распространенных ситуациях.

Ситуация первая: переплата произошла из-за ошибки бухгалтера

Часто причиной излишней уплаты налогов является невнимательность бухгалтера, указавшего неверную сумму, неправильный код бюджетной классификации и пр. Ошибка остается незамеченной до тех пор, пока ее не выявит очередная сверка взаиморасчетов с ИФНС. Если три года с даты излишней уплаты уже истекли, налогоплательщику приходится возвращать деньги через суд.

Налоговики традиционно заявляют, что бухгалтер должен узнать о переплате сразу после перевода средств в бюджет. Но судьи, как правило, с ними не соглашаются и признают, что излишняя уплата стала очевидна только во время сверки (см., например, постановления ФАС Московского округа от 24.02.11 № КА-А40/203-11 и от 29.03.11 № КА-А40/1628-11).

Читайте так же:  Соглашение о субсидии государственное задание

В большинстве случаев одним из главных аргументов является тот факт, что инспекторы знали о переплате еще до сверки, но не сообщили бухгалтеру. А между тем обязанность налоговиков информировать об излишних платежах в бюджет закреплена пунктом 3 статьи 78 НК РФ. Судьи расценивают эту обязанность инспекторов как еще одно доказательство права налогоплательщика на возврат (постановления ФАС Уральского округа от 04.04.11 № Ф09-1603/11-С3 и ФАС Западно-Сибирского округа от 24.03.11 № А75-5895/2010).

Встречаются и решения в пользу ИФНС. Так, ФАС Северо-Кавказского округа сделал вывод, что организация должна была заметить переплату не в день сверки, а раньше — при подаче декларации, при наступлении срока уплаты или при самой уплате (постановлении от 04.02.11 № А22-937/2010). К счастью, вердикт в пользу налоговиков — скорее исключение, нежели правило.

Ситуация вторая: излишняя уплата вызвана искажениями налогооблагаемой базы

Другая распространенная причина излишней уплаты налога — неверное определение облагаемой базы. Последовательность событий здесь такова. Как только бухгалтер обнаружит завышение базы, он подает уточненную декларацию. Инспекторы в свою очередь проводят камеральную проверку, и отражают переплату в карточке расчетов с бюджетом. Если со дня перевода денег прошло более трех лет, с заявлением о возврате налогоплательщику приходится обращаться в суд.

Такие споры в основном заканчиваются победой организаций и ИП. Хотя налоговики убеждены, что моментом, когда бухгалтер узнал о переплате, является дата перечисления средств, судьи принимают другую позицию. Они соглашаются с налогоплательщиком, что о выявлении ошибки можно судить по дате «уточненки», и именно от нее нужно отсчитывать три года для обращения в суд (см, например, постановление ФАС Центрального округа от 18.01.11 № Ф10-5928/2010).

Случается, что налогоплательщик имеет право на льготу, но не знает о ней. Потом получает соответствующую информацию и применяет льготу задним числом. При этом отправной точкой для исчисления трехлетнего срока, по мнению судей, является день получения информации о льготе. Так было в случае с учреждением, которое получило письмо от местных властей. В письме сообщалось, что некоторые совершенные учреждением операций освобождены от налогообложения. Судьи пришли к выводу, что налог подлежит возврату, несмотря на то, что он перечислен более трех лет назад (постановление ФАС Уральского округа от 10.03.11 № Ф09-376/11-С2).

Иногда случаются и отрицательные для налогоплательщиков решения суда. Одна компания сначала подала в ИФНС «уточненки», а спустя два года — заявление о возврате, на которое налоговики ответили отказом. ФАС Восточно-Сибирского округа не признал за организацией право на возврат переплаты, потому что с точки зрения судей три года следует исчислять не с момента подачи заявления, а с даты подачи уточненной декларации (постановление от 09.06.11 № А58-7281/10).

Ситуация третья: факт переплаты обусловлен судебным решением

Еще одну категорию споров о возврате составляют случаи, когда чрезмерная уплата налогов подтверждена решениями судов.

Это относится к ситуации, когда бухгалтер нашел ошибку в облагаемой базе, подал уточненную декларацию, а инспекторы провели камеральную проверку и не подтвердили уменьшение базы. Далее компания оспорила решение по проверке в арбитраже, и выиграла спор. Однако со дня перечисления налога прошло более трех лет, и возврат переплаты стал возможен только в судебном порядке. Здесь арбитры единодушно приходят к выводу, что три года на подачу иска следует отсчитывать с даты, когда вступил в силу вердикт, аннулировавший решение по «камералке» (см., например, постановление ФАС Московского округа от 06.07.11 № Ф05-5670/11).

Поводом для признания переплаты может служить и оспоренное решение по выездной проверке. Есть пример, когда организация победила и в первой, и в апелляционной инстанции. Но пока шли тяжбы, трехлетний срок с момента переплаты оказался пропущен. Однако ФАС Московского округа подтвердил право на возврат, посчитав, что бухгалтер узнал об излишней уплате в день, когда вступило в силу решение по апелляционной жалобе (постановление от 09.08.11 № Ф05-7508/11).

Ситуация четвертая: переплата вызвана тем, что налогоплательщик не предъявил к вычету НДС

Особняком стоят случаи, когда излишняя уплата произошла из-за непредъявленного вычета НДС. Впоследствии бухгалтер подает уточненную декларацию, где с опозданием указывает вычет и ставит налог к возмещению. Но инспекторы проводят камеральную проверку и отказывают в возмещении, ссылаясь на пункт 2 статьи 173 НК РФ. В нем говорится, что возмещение невозможно, если декларация подана по истечении трех лет с момента окончания соответствующего налогового периода.

В этом случае у компаний и ИП остается единственный пусть — добиться возмещения через суд. При этом действует общий срок исковой давности, равный трем годам с даты, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возмещение (постановление Пленума ВАС РФ от 18.12.07 № 65).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Судьи считают, что о нарушении права стало известно при вынесении решения по камеральной проверке и отказа в возврате НДС. Если три года с даты такого решения не прошли, инспекция обязана перечислить деньги (постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.01.11 № Ф07-14164/2010 и от 03.08.11 № Ф07-6258/11).

Источники


  1. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.

  2. Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве; М.: Эксмо, 2011. — 576 c.

  3. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.
Возврат налога на прибыль из бюджета
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here