Выездная налоговая проверка что делать

Юридическая информация на тему: "Выездная налоговая проверка что делать" с подробными разъяснениями. Мы собрали и систематизировали информацию по теме и предоставили ее в удобном для чтения виде.

Как проходит выездная налоговая проверка и чем заканчивается

Вадим Чимидов
руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

По данным ФНС, 97% выездных налоговых проверок заканчиваются доначислениями. Однако, если знать закон, можно не только оспорить действия инспектора в ходе проверки, но и добиться через суд отмены итогового решения. Все дело в том, что сами налоговики нередко нарушают правила проведения проверки, и это можно использовать в интересах налогоплательщика.

Продолжаем серию публикаций, посвященных выездным налоговым проверкам. В предыдущей статье мы рассмотрели причины назначения выездной проверки в компании. Итак, ваша компания оказалась в плане выездных проверок. Что дальше?

Сразу оговоримся, что план выездных проверок – это тайна за семью печатями и никогда не публикуется в открытых источниках. Поэтому организации, как правило, о грядущей выездной проверке узнают в момент получения решения о проведении выездной проверки . Как правило, одновременно с решением вручается требование о предоставлении документов.

Но помимо истребования документов в ходе выездной ревизии возможны и другие, не менее хлопотные для проверяемой компании и ее руководства, процедуры налогового контроля. Рассмотрим их подробнее.

[3]

Встречная проверка. В рамках встречной проверки налоговики запрашивают документы и информацию у контрагентов проверяемой компании, чтобы выяснить, не является ли поставщик «однодневкой». Если выяснится, что это именно так, то по всем операциям с подозрительным контрагентом налоговики снимут расходы и вычеты (см. материал на сайте, посвященный встречным проверкам).

Опросы. Если налоговики заподозрят в контрагенте «однодневку», при помощи которой проверяемая организация уходила от НДС и налога на прибыль, они будут разыскивать и вызовут на опрос лиц, которые фигурируют в ЕГРЮЛ в качестве генерального директора и учредителя компании. Инспекторы будут расспрашивать, является ли этот гражданин учредителем (генеральным директором) компании. Подписывал ли он «первичку» и проч.

Экспертиза. В случае, если приглашенный в инспекцию генеральный директор контрагента откажется от своей причастности к организации и подписи в первичных документах, инспекторы могут назначить экспертизу подписей на договорах, накладных, счетах-фактурах и проч. Но экспертиза – довольно дорогое удовольствие для самих инспекторов, поэтому ее назначают только в случае если сумма планируемых доначислений составляет не менее 10 млн рублей.

Выемка. Налоговый кодекс позволяет инспекторам изъять – то есть взять на проверку – к примеру, жесткий диск с компьютера главбуха. И это поможет им доказать правомерность доначислений. Поэтому уже заранее стоит обезопасить себя и не хранить на рабочем компьютере никакой компрометирующей информации.

Сроки выездной налоговой проверки

Выездная проверка проводится в течение двух месяцев. Однако этот период выездной проверки может быть продлен до 4 и даже 6 месяцев (п. 6 статьи 89 НК РФ).

Продление срока выездной проверки возможно, если:

выездная проверка проходит у крупнейшего налогоплательщика;

[1]

во время выездной проверки инспекторы получили информацию о каких-то дополнительных нарушениях, требующих тщательного изучения и проверки;

на территории проверяемой компании случился пожар, наводнение, затопление или произошел еще какой-то форс-мажор;

проверяемая компания имеет обособленные подразделения;

налогоплательщик оттягивает представление документов, необходимых инспекторам для полноценного проведения выездной проверки;

иные обстоятельства, среди которых выделяются объемы проверяемых и анализируемых документов, количество осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности и т. д.

При этом в срок не засчитывается время «простоя» – когда проверка приостанавливалась для истребования информации у контрагентов, получения сведений у иностранных государственных органов, проведения экспертиз, перевода на русский язык документов, представленных на иностранных языках и др.

Могу сказать, что в своей практике мы не раз сталкивались с выездными проверками, которые длились по 10 месяцев и дольше.

Конечно, случается, что налоговики нарушают все мыслимые и немыслимые сроки выездной проверки. Однако суды не признают итоговое решение по выездной проверке незаконным только на этом основании.

В своей практике мы не раз сталкивались с выездными проверками, которые длились по 10 месяцев и дольше

Как проходит выездная проверка

На выездную проверку инспекторы выходят группами, и в ней всегда назначается сотрудник, ответственный за результаты проверки. В его функции входит не только непосредственно проверка компании, но и координация работы других инспекторов, а также оформление результатов проверки. И именно он участвует в рассмотрении разногласий налогоплательщика и в подготовке решения выездной проверки.

Справка об окончании проверки. В последний день выездной налоговой проверки руководитель группы проверяющих составляет справку об окончании проверки. В ней обязательно указываются:

  • место и дата составления;
  • реквизиты решения о назначении выездной проверки;
  • полное и сокращенное название проверенной организации, ее ИНН и КПП;
  • предмет проверки (виды проверяемых налогов, период, который охватывается проверкой);
  • сроки проведения выездной налоговой проверки.

Справка составлена – значит, выездная проверка закончена (п. 8 ст. 89 НК РФ). С даты составления справки отсчитываются сроки дальнейшего оформления результатов налоговой проверки.

Важно!
После составления справки представители ИФНС не вправе находиться на территории организации, истребовать документы и осуществлять какие-либо мероприятия налогового контроля, в т. ч. проводить опросы, запрашивать документы по «встречке» и назначать экспертизы.

Справку о проведенной выездной проверке инспекторы должны вручить законному или уполномоченному представителю организации в день составления, т. е. в последний день проверки.

Акт выездной налоговой проверки. Через два месяца со дня оформления справки (и ни днем позже) налоговики должны изготовить акт выездной налоговой проверки. Причем этот документ составляется, даже если по результатам проверки налоговики не нашли никаких нарушений.

Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах: один – для инспекции, второй – для проверяемого налогоплательщика. Вручить организации экземпляр акта инспекция должна лично генеральному директору или иному уполномоченному представителю компании под расписку в течение 5 рабочих дней с даты подписания акта.

Важно!
Если в процессе написания акта выездной проверки у ревизоров возникли сомнения в трактовке законодательства (например, если по какому-то вопросу нет официальных разъяснений ФНС, либо они расходятся с позицией Минфина), они направляют проект акта на согласование в вышестоящий налоговый орган – Управление ФНС. При этом срок согласования не должен увеличивать общую продолжительность подготовки акта – два месяца.

Возражения по акту. Очень часто компании не согласны с изложенными в акте выездной проверки фактами, выводами и предложениями. На то чтобы представить свои возражения налогоплательщику отводится месяц со дня получения акта. Возражения подаются в письменном виде – в целом по акту выездной проверки или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ). В обоснование возражений рекомендуется приложить подтверждающие документы.

Читайте так же:  Задолженность по налогам 3 года

Рассмотрение материалов проверки. В течение десяти рабочих дней со дня истечения срока на представление возражений по акту выездной проверки инспекция должна рассмотреть сам акт, материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения компании. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

О времени и месте рассмотрения акта выездной налоговой проверки инспекторы обязаны известить налогоплательщика. Извещение может быть отправлено заказным письмом по почте (с уведомлением о вручении), телефонограммой, телеграммой, факсом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если представитель компании извещение получил, но не явился, налоговики будут рассматривать материалы проверки и представленные возражения без него. Но если руководство инспекции посчитает присутствие представителя проверяемой организации обязательным, срок рассмотрения возражений могут перенести.

Решение по акту выездной проверки. На основе всех имеющихся материалов инспекция выносит окончательное решение по итогам выездной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Его инспекторы обязаны вручить генеральному директору или другому уполномоченному представителю компании.

Чем заканчивается выездная проверка

Как это ни печально, но пережить выездную проверку без потерь практически невозможно – по данным ФНС, в настоящее время более 97% выездных проверок заканчиваются доначислениями. Это значит, что, если все-таки выездная проверка началась, то итогом проверки станет решение о привлечении к ответственности. Причем средняя сумма доначислений по одной результативной выездной проверке составляет не много ни мало 2 млн руб.

Но на какую сумму выпишут «счет» Вашей компании – завит от Вас и Ваших действий в ходе выездной проверки. И профессионализма специалистов, которые помогают Вам в ходе выездной проверки и в процессе вынесения решения по ее результатам.

Налоговые юристы нашей компании обладают колоссальным опытом в области сопровождения выездных проверок.

Если выездная проверка пришла к вам – звоните и пишите! Мы оперативно отреагируем и составим согласованный план действий в ходе проверки, что поможет избежать доначислений или хотя бы свести их к минимуму.

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Выездная налоговая проверка является разновидностью налогового контроля с присущими ей особенностями. Так, она может проводиться по месту нахождения налогоплательщика, и инспекторы имеют право проверять несколько налогов. Если избежать выездной проверки ИФНС все же не удалось, рекомендуем вам ознакомиться с главными нюансами такой формы контроля.

Выездная налоговая проверка в 2018 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2018 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС в срок до 28.02.2019 об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

[2]

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

Читайте так же:  Инструкция по заполнению налоговой декларации по усн

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

В каких случаях стоит ждать налоговую проверку

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

  • Роман Мориц

Налоговики не спят. Сегодня всё хорошо, но уже через месяц они могут заявиться в офис и испортить вам нервы. Неприятно осознавать это, но приходится смотреть правде в глаза.

Однако служащие ФНС не всесильны, они не могут нагрянуть вдруг и без всякого повода. Так когда ждать налоговую проверку? Есть ли план или определённые критерии, по которым можно судить о её приближении?

Нормативная база

Критерии действительно есть, и их двенадцать. Ещё в 2007 году ФНС опубликовала Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. В этом акте перечислены те факторы, на которые налоговая инспекция обращает внимание в первую очередь. Список открытый, и ознакомиться с ним может любой предприниматель.

Решение о проведении проверки выносится по простому алгоритму:

  • налоговики «прогоняют» фирму по каждому из критериев и устанавливают, насколько компания им соответствует;
  • все обнаруженные таким образом нарушения суммируются;
  • если их количество превышает допустимый (по мнению инспекторов) предел, отделение ФНС назначает проверку.

Здесь мы разъясним, о чём именно говорится в положениях Концепции и что подразумевается.

Скромные суммы налоговых платежей

Это первый и наиболее очевидный критерий. Если вы платите налоговикам меньше, чем ваши конкуренты в той же отрасли (в среднем), то вами обязательно заинтересуются. Средний уровень налоговой нагрузки рассчитывается на основании двух показателей:

  • оборота по определённому виду коммерческой деятельности (в соответствии с данными Росстата);
  • суммы уплаченных налогов.

Если разница между средними и вашими показателями достаточно велика – проверка рано или поздно придёт. Значение «достаточной величины», увы, не регулируется законодательно и зависит только от мнения служащих ИФНС.

Нескончаемые убытки в отчётности

Если ваша фирма сдаёт «убыточные» декларации более двух лет подряд, её теоретически могут включить в план проверок. Однако практика показывает, что всё не так страшно. Во-первых, «новорожденные» компании почти всегда показывают убыток в течение нескольких периодов, и налоговики это знают. Во-вторых, инспекторы понимают, что серьёзных отчислений с такой компании всё равно не получить – да, декларацию можно сфабриковать, но едва ли разница между заявленным и фактическим балансом будет существенной. Тратить время на такую фирму служащим ФНС попросту неинтересно.

Однако это не означает, что налоговики не предпримут никаких мер. Вас вполне могут вызвать в отделение налоговой на заседание специальной комиссии. Там вам придётся убедительно обосновать столь плачевное положение дел и подтвердить свои доводы документально (по возможности). Расскажите о снижении цен на рынке, об увеличении закупочной стоимости – и вас наверняка поймут и простят.

Читайте так же:  Пфр накопительная часть пенсии узнать

Большие суммы налоговых вычетов

Нехорошо, когда по НДС вычеты за последний год превышают 89 % от общей суммы налога по налоговой базе. Вот этот критерий гораздо серьёзнее второго – налоговики относятся к заявляющим вычеты плательщикам с подозрением. Правда, одно это нарушение вряд ли станет поводом для проведения проверки, но на комиссию вас наверняка вызовут.

Расходы растут быстрее, чем доходы

Несоответствие темпа увеличения расходов темпу роста доходов привлекает внимание ФНС. Налоговики будут смотреть на налог на прибыль фирмы. Если прибыль увеличивается, а соответствующий налог уменьшается, вам придётся объясниться (как минимум). По данному критерию учитываются только расходы и доходы от реализации товаров или услуг.

Низкий уровень зарплаты сотрудников

Здесь учитывается размер среднемесячной зарплаты ваших работников и средний уровень выплат по данной отрасли в регионе. Предположим, вы – владелец парикмахерской, и ваши работники получают 25 тыс. рублей в месяц. Налоговики смотрят, сколько платят своим сотрудникам владельцы других парикмахерских, салонов красоты и прочих подобных учреждений. Выясняется, что у конкурентов средняя отметка выплат достигает 30 тыс. рублей. Вас вызывают на заседание комиссии. Членам комиссии можно привести, например, следующие доводы:

  • у ваших работников расширенный соцпакет, с лихвой покрывающий жалкие 5 тысяч разницы;
  • парикмахерская переживает не лучшие времена, поэтому з/п пришлось временно сократить.

Не забудьте позаботиться о документальном подтверждении. В идеале нужно постоянно мониторить средний уровень зарплат по вашему виду деятельности. Для этого можно использовать несколько источников статистических данных:

  • официальный региональный сайт Росстата;
  • сборники экономико-статистических материалов Росстата (эти сборники можно найти как в электронном, так и в печатном виде);
  • сайты территориальных отделений ИФНС.

Можно просто прийти в ближайшее отделение Росстата или ФНС и подать запрос на получение данных о средней заработной плате. Аналитика не бывает излишней – особенно когда ждёшь налоговую проверку.

Приближение к максимальным показателям специальных налоговых режимов

Если вы применяете специальный режим налогообложения (не принципиально, какой именно), не допускайте приближения показателей к предельному значению менее, чем на 5 %. Два таких нарушения за налоговый период – и в ФНС загорится «красная лампочка». Вдруг вы искусственно подгоняете результаты своей коммерческой деятельности, чтобы остаться на той же УСН и не переплачивать?

Незначительная разница между суммами расходов и доходов

Этот критерий применяется в основном к ИП. Когда по итогам календарного года сумма расходов превышает 83 % процента от суммы доходов, налоговые инспекторы начинают подозрительно щуриться. Налогообложению должны подлежать не менее 17 %, таково требование налогового законодательства.

Заключение договоров без последующей выгоды

Вы заключили несколько договоров с контрагентами (перекупщиками, посредниками и т.д.) без разумных и очевидных экономических причин. Условия этих договоров не предусматривают никакого (или практически никакого) профита для вас. По сути, заключение таких сделок не было обусловлено деловой целью. Какой вывод сделает ФНС?

Использование незаконных схем – это одно из самых тяжких налоговых правонарушений, поэтому за вас возьмутся всерьёз. Вероятность проведения выездной проверки угрожающе возрастёт.

Как правило, ситуация со «странными» договорами складывается из-за систематического использования агентов-посредников, которые ищут покупателей и оказывают другие подобные услуги. Особенно плохо, если в качестве агентов вы привлекаете фирмы-однодневки. Не то чтобы посредники были вне закона, но вам придётся объяснить, почему вы не ищете покупателей сами. Впрочем, найти подходящие отговорки – не проблема:

  • можно сказать, что для поиска клиентов нужны уникальные качества, знания и навыки, которых у вас нет;
  • если клиенты находятся слишком далеко от вас – упирайте на неудобство удалённого привлечения.

Кстати, налоговики обязательно будут искать взаимосвязь между участниками сделок. Если они отыщут взаимозависимость между компаниями, участвующими в цепочке финансовых операций, то шансы попасть под выездную проверку увеличатся ещё на порядок. Чтобы обезопасить себя, следует при выстраивании цепочек движения товара и привлечения посредников «отпиарить» ясный и очевидный экономический смысл этих действий. Не забудьте подготовить документы, которые убедительно подтвердят ваши аргументы и доводы.

Отсутствие пояснений в ответ на запрос из налоговой

В ходе камеральной проверки служащие ФНС могут обнаружить ряд нарушений:

  • ошибки в сданных налоговых декларациях;
  • противоречия или неточности в предоставленных сведениях;
  • и т. д.

В этих случаях налоговики обязаны потребовать объяснений, а вы должны предоставить все запрашиваемые пояснения в письменном виде. На это закон отводит вам 5 рабочих дней. Если вы вовремя не предоставите пояснения (или не внесёте требуемые изменения в документы), дело может дойти до выездной проверки.

Неоднократное изменение места нахождения фирмы

При изменении места нахождения налогоплательщик должен сняться с учёта в одном отделении ФНС и встать на учёт в другой. Неопытные предприниматели часто прибегают к такому способу, чтобы избежать выездной проверки. Способ плохой, поскольку нередко реализуется следующий сценарий:

  • налоговая инспекция узнаёт о коварном плане налогоплательщика, в течение 7 дней принимает решение о проведении проверки и вручает соответствующее уведомление руководителю фирмы;
  • проверка проводится, даже если фирма уже стоит на учёте в другом органе ФНС.

Предположим, вы окажетесь оперативнее налоговиков и успеете сменить юридический адрес до вынесения решения. Поможет ли это вам? Увы, нет. Инспекторы, напав на след злостного уклониста, обратятся с просьбой о проведении проверки в то отделение, где вы встали на учёт. Ваше поведение будет расцениваться как крайне подозрительное, поэтому ВНП избежать не удастся.

Уровень рентабельности фирмы существенно ниже уровня рентабельности всей отрасли

Уровень рентабельности вашей компании определяется по данным бухгалтерской отчётности, а аналогичный параметр всей отрасли (вида деятельности) – по статистическим сведениям. Если ваша рентабельность на 10 % ниже, это плохо. Критерий можно отнести к дополнительным – причин низкой рентабельности может быть много – но пренебрегать им не стоит. Собственно, налоговики и не пренебрегают.

Высокий уровень налоговых рисков

Многие способы ведения коммерческой деятельности с высоким налоговым риском направлены на неправомерное получение налоговой выгоды. Есть несколько факторов, из-за которых налоговый риск растёт:

  • при заключении сделок контрагенты не предоставляют контактные данные своих руководителей или уполномоченных лиц;
  • нет документального подтверждения полномочий руководителей или уполномоченных лиц контрагентов;
  • отсутствует информация о местонахождении контрагента, его производственных, складских помещений;
  • нет сведений о способах получения информации о контрагенте (ни сайта, ни рекламы, ни рекомендаций);
  • не установлен факт регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.
Читайте так же:  Предприятия уплачивают налог на прибыль

На основании этих признаков налоговые инспекторы отнесут вашего контрагента к числу проблемных. В результате будут поставлены под сомнение все ваши сделки с ним. Кстати, есть и ещё более грозные симптомы, свидетельствующие о дополнительном повышении рисков:

  • проблемный контрагент является посредником;
  • в договорах содержатся необычные условия (например, отсутствие предоплаты при поставке крупных партий товара, отсутствие гарантий, расчёты через третьих лиц или с длительной отсрочкой платежа и т. д.);
  • растёт задолженность плательщика, но поставки в его адрес продолжаются, а меры по взысканию задолженности не применяются;
  • выдаются или получаются займы без обеспечения, покупаются или продаются неликвидные векселя;
  • срок погашения обязательств превышает 3 года;
  • большая часть расходов налогоплательщика относится к сделкам с проблемными контрагентами.

Снизить или ликвидировать риски можно следующими способами:

  • при расчете налоговой базы за период исключить из расходов операции по сомнительным сделкам;
  • подать уточнённые таким образом налоговые декларации и сопроводить их Пояснительной запиской;
  • сообщить налоговикам о предпринятых для снижения рисков мерах.

Налоговая служба регулярно проверяет фирмы на соответствие каждому из 12 критериев. Информация в ФНС поступает от банков, гос. органов, контрагентов… Словом, скрыть что-то серьёзное довольно трудно.

Если ваша фирма попадает под один или два из перечисленных критериев, не стоит разворачивать лихорадочную деятельность и жечь все бумаги. В 90 % случаев всё обойдётся малоприятной, но вполне безобидной беседой с инспекторами ФНС. Исправьте нарушения (хотя бы формально) и не беспокойтесь. А вот если вы провели анализ деятельности своей фирмы и поняли, что нарушений слишком много – приступайте к глобальному переустройству. Иногда налоговая может молчать месяцами и годами, а затем внезапно прислать вам «письмо счастья». Сюрпризы такого рода часто оборачиваются катастрофой.

Не забывайте про ещё один важный момент. Все упомянутые выше критерии служат лишь для определения того, будет ли включена компания в план выездных налоговых проверок. Однако ведь есть ещё и внеплановые! Поводом для неожиданного визита налоговиков вполне могут стать жалобы недовольных клиентов или порочащие вас сведения из МВД. И когда нужно ждать налоговую проверку в таких случаях? Правильно, в любой день. Не допускайте такого развития событий. Ведите дела аккуратно, без злоупотреблений, и всё будет хорошо.

Что проверяет выездная налоговая проверка

Каждый руководитель всегда с ужасом ожидает выездных налоговых проверок, ведь такие мероприятия могут выявить множество недочетов, которые приведут к штрафным санкциям. Чтобы избежать негативных последствий, к таким проверкам следует готовиться заранее, а для этого необходимо точно знать, что проверяет выездная налоговая проверка и как именно она проводится. Это поможет успешно пройти ее и не вызвать претензий со стороны контролирующего государственного органа. Об этом мы расскажем в этой публикации.

Общие положения

Налоговые проверки, как для индивидуальных предпринимателей, так и для юридических лиц, могут проходить в двух форматах: камеральном или выездном. В первом случае налоговики проверяют бумаги у себя, во втором – приедут прямо в организацию.

Основанием для выездной проверки служит приказ начальника регионального подразделения ФНС РФ или его заместителя. Обычно необходимость в таком мероприятии появляется, если в ходе камеральной процедуры был выявлен ряд нарушений действующего налогового законодательства. Проводится проверка обычно по месту регистрации предприятия, но может и в других городах, если там есть филиалы. Регулирует такие проверки 89 статья действующего на территории Российской Федерации Налогового кодекса.

Ревизия может быть как сплошной, так и выборочной. Задача первой состоит в изучении всей налоговой отчетности, вторая – ставит целью посмотреть только некоторые бумаги, которые вызывают подозрение. На практике чаще можно увидеть первый метод как более полный и достоверный.

Есть ограничения

Существуют некоторые ограничения, связанные с данной процедурой. Так, например, проверка по одним и тем же документам два раза за один налоговый период проведена быть не может. Также нельзя смотреть документы, которым больше трех лет, они не попадают под проверки.

Если говорить о сроке, в который должны уложиться сотрудники налоговой инспекции, осуществляя свою работу на выезде, то это два месяца. Но он может быть увеличен до 4 месяцев, а в особых ситуациях и до полугода (обычно при ликвидации фирмы).

Что могут проверять

Нацелена выездная проверка налоговой инспекции обычно на документы, связанные с налоговой отчетностью. Но налоговики могут потребовать предъявить им также бумаги по бухгалтерии компании, если посчитают, что они нужны. К этому стоит быть готовым.

Прежде всего, ФНС требует следующее:

  • Ведет ли налогоплательщик учет, и правилен ли он.
  • Есть ли перечень документации, который предусмотрен законом.
  • Предоставлена ли вся налоговая отчетность, и не укрываются ли какие-то бумаги.

Запрашивают при проверке выездного характера следующие документы:

  • Журнал расходов и доходов компании.
  • Реквизиты по оплате (чеки, талоны и прочее).
  • Квитанции, указывающие на то, что налоговый сбор был уплачен в полной мере.
  • Счета-фактуры.
  • Книги затрат на покупку товаров для нужд организации.
  • Графики продаж.
  • Накладные листы.
  • Путевые листы для водителей.

По окончании своей работы инспектор налогового органа делает справку, в которой отмечает предмет проверки и ее точные сроки. Данную бумагу получает налогоплательщик. После составления этого документа налоговая служба обязана прекратить проведение своих мероприятий и покинуть фирму.

Как проводится выездная налоговая проверка

Сотрудники ФНС считают, что самое эффективное контрольное мероприятие — выездная налоговая проверка, порядок проведения которой регулируется ст.89 НКРФ. Ее законная цель состоит в том, чтобы проверить правильность исчисления налогов и полноту их уплаты, а по сути – это выявление «скрытой» недоимки. Поэтому фактор «неожиданности» логично вписывается в нее как средство достижения конечного результата.

Кто, где и когда имеет право проверять

Ревизия проводится налоговыми органами в помещении организации, но если условия не позволяют этого сделать — она может быть перенесена в здание инспекции. Закон предоставляет налогоплательщикам следующие гарантии:

  1. одну организацию в течение календарного года нельзя проверять больше 2-х раз (если руководителем ФНС не принято особое решение по имеющимся обстоятельствам);
  2. не допускается повторная проверка по одному и тому же налогу за рассмотренный ранее период;
  3. документы истребуются не более чем за 3 предшествующих года, не считая текущего.

Ограничения пункта 2 не касаются случаев, когда налоговая проверка проводится вышестоящим органом ФНС в порядке внутреннего служебного контроля, а также, если в предоставленной уточненной декларации произошло уменьшение суммы налогов. За нарушения, выявленные во время повторного посещения, к организации не могут быть применены штрафные санкции.

Читайте так же:  Какой подоходный налог два ребенка

Сроки проведения процедуры

Все действия сотрудники ФНС обязаны завершить в 2-х месячный срок, но он может быть продлен до 4-х, а в исключительных случаях — до 6-ти месяцев. Поводом могут послужить любые обстоятельства, например, большой объем сведений, технологические трудности и так далее — список является открытым.

Приказом № ММВ-7-2/189 от 08.05.2015 были утверждены новые формы налоговых решений, требований, уведомлений, справок и других документов, которыми оформляются действия ФНС, а так же основания для продления выездной проверки.

Риск попадания в план налоговых проверок

Список проверок составляется ФНС по результатам анализа всех имеющихся данных, в том числе полученных из сторонних источников.Цель — выявить возможность получения необоснованной налоговой выгоды. Перечислим основные факторы, которые повышают риск появления в организации ревизора:

  1. наличие сведений, предположений об уходе от уплаты налогов, их необоснованном уменьшении;
  2. рост убытков организации в течение нескольких лет подряд;
  3. близость показателей к пограничным значениям, дающим право на применение УСН и других льгот;
  4. отражение суммы расходов за отчетный период близкое к сумме доходов;
  5. большое количество договоров с «контрагентами» и число посредников, не обоснованное разумной экономической выгодой;
  6. снижение суммы налоговых платежей ниже среднего уровня по объектам, занятым аналогичной деятельностью;
  7. большое количество налоговых вычетов за отчетный период;
  8. превышение динамики роста расходов над ростом доходов;
  9. отсутствие объяснений по выявленному несоответствию в экономических показателях,
  10. появление информации об уничтожении, порче финансовых документов.

Предполагается, что добросовестные налогоплательщики должны самостоятельно анализировать эти риски, поэтому соответствующий документ о критериях отбора выложен на сайте ФНС.

Какие документы требуется представить

Перечень документов, которые имеют право проверить, не установлен законом. Следовательно, могут «попросить»все, что, по мнению ревизоров,имеет отношение к налоговым платежам. Единственное ограничение:их нельзя требовать после выдачи справки об окончании ревизии. Приблизительный список приводится в Методических указаниях ФНС от 25.07.2013, это:

  1. Устав, учредительный договор, лицензии;
  2. бухгалтерская документация: приказ об учетной политике, планы счетов;
  3. первичные хозяйственные документы: книги покупок, продаж; счета, фактуры, книги учет и т.д.;
  4. налоговая отчетность, перевозочные, банковские и кассовые документы;
  5. путевые листы, акты приема-передачи, выполненных работ.

Более подробно порядок проведения выездной налоговой проверки, и как это выглядит на практике, раскрыт в приведенном ниже видеоролике.

Как себя вести себя во время проверки

Налоговый инспектор может появиться в организации только с решением руководителя ФНС, не допускается его подписание ИО без расшифровки. Руководитель и главный бухгалтер, а также любые другие лица, например, сторонние приглашенные эксперты (при наличии доверенности) могут присутствовать во время работы налоговиков.При первом их появлении, рекомендуется следующий порядок действий.

  1. Нужно попросить у ревизора программу, в которой перечислены вопросы, на которые должны быть получены ответы в результате проведения проверки. Это служебная, но не секретная информация. Особенно обратить внимание на детализацию отдельных пунктов.
  2. Постараться уже в ходе проверки дать устные и письменные разъяснения по всем моментам, не ясным для инспекции.
  3. Устранить по возможности мелкие нарушения в бухгалтерском и налоговом учете, привлекая независимых специалистов.
  4. Обдуманно относиться к требованиям инспектора, оценивая их с точки зрения будущих последствий. Например, не желая изучать первичку, они могут предложить составить аналитические справки, выписки, то есть провести определенную работу, создать новые документы – это не предусмотрено порядком. Но не исключено, что практичнее будет пойти навстречу.
  5. Фиксировать нарушения ревизоров, но не помогать им в их устранении. При необходимости, составить письменный акт с привлечением 2-х свидетелей.

Как оформляются результаты, порядок оспаривания

После окончания работы сотрудники ФНС должны представить организации два документа, которые не нужно путать.

Справка, подтверждающая дату окончания проверки, оформляется в последний день работы налоговиков и остается в организации. Результаты – отражаются в акте, который составляется в течение 2-х месяцев после ее окончания.

После даты, указанной в справке, проверяющие не имеют права что-либо требовать и осуществлять действия, направленные на ее продолжение. Акт выездной налоговой проверки оформляется независимо от того, имеются нарушения или нет. Внимательно изучить его после получения. Все отмеченные нарушения должны сопровождаться ссылкой на соответствующую статью закона.В случае несогласии с результатами, нужно представить в ФНС в течение 1 месяца со дня получения акта, письменные мотивированные возражения с приложением доказательных документов.

Срок их рассмотрения руководителем ФНС – 10 дней. Организацию должны уведомить о месте и времени разбирательства. Если это условие не выполнено – решение ФНС может быть отменено(п. 4 ст. 101 НК РФ).Во время заседания ведется протокол, по результатам делается вывод о том, имело ли место налоговое нарушение. Может быть вынесено решение о дополнительной проверке длительностью не более месяца. В результате выносится одно из двух решений: отказать в привлечении либо привлечь налогоплательщика к ответственности за нарушение.

Далее можно продолжать жаловаться в вышестоящие органы ФНС в административном порядке, либо обращаться в суд.

Дополнение

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нужна более детальная консультация что делать если вас ожидает или уже к вам пришла налоговая проверка? Задайте любые вопросы профессиональному юристу посредством онлайн-сервиса «Правовед» (получение первого ответа в течении 15 минут).

Источники


  1. Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве; М.: Эксмо, 2011. — 576 c.

  2. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.

  3. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 766 c.
Выездная налоговая проверка что делать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here