Выездная налоговая проверка охватываемый период

Юридическая информация на тему: "Выездная налоговая проверка охватываемый период" с подробными разъяснениями. Мы собрали и систематизировали информацию по теме и предоставили ее в удобном для чтения виде.

Выездная налоговая проверка охватываемый период

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В ходе выездной налоговой проверки, охватывающей период 2012-2014 годов, у организации были запрошены документы (товарная накладная по форме N ТОРГ-12, счета-фактуры), подтверждающие закупку ТМЦ. Однако эти документы по факту их получения и оприходования относятся к 2011 году. На начало проверяемого периода (2012 год) есть соответствующие остатки на счетах учета. Уточненные декларации за запрашиваемый период не подавались. За 2011 год налоговая выездная проверка проведена.
ТМЦ, приобретенные в 2011 году, использованы в производстве в 2012 году. НДС по приобретенным в 2011 году ТМЦ принят к вычету в 2011 году. Организация не относится к лицам, проверяемый период которых превышает три года.
Обязана ли организация представлять документы проверяющим (переносимого убытка прошлых лет нет)?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сроки проведения камеральной и выездной налоговых проверок

Срок проведения камеральной налоговой проверки, аналогично сроку проведения выездных проверочных мероприятий, установлен НК РФ. Рассмотрим, каковы предельные сроки проведения проверочных действий, в каких случаях они могут быть продлены и приостановлены.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

Сколько длится выездная налоговая проверка?

Предельный срок рассматриваемых проверочных действий – 2 месяца (п. 6 ст. 89 НК РФ). Однако это лишь общее правило, из которого имеются исключения. В частности, филиалы и представительства фирмы могут проверяться не дольше месяца.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

Проверка начинается с момента вынесения руководителем ФНС (его замом) решения. Например, если решение вынесено 7 февраля, то проверка, по общему правилу, не может продолжаться после 7 апреля.

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Оканчиваются проверочные мероприятия составлением справки. Она заполняется в последний день срока оценки правильности исчисления и уплаты фирмой налогов (п. 15 ст. 89 НК РФ).

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Двухмесячный срок может продляться и приостанавливаться. Разберем эти вопросы подробнее.

[3]

p, blockquote 6,0,1,0,0 —>

Возможно ли продление срока выездной проверки? Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 6 месяцев, либо одного года?

Правило о двухмесячном сроке может быть изменено, поскольку п. 6 ст. 89 НК РФ предоставляет ФНС возможность увеличить его путем продления. Первое продление увеличивает срок на 2 месяца, а второе – еще на два.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Повторное продление возможно только в исключительных случаях, которые ФНС необходимо обосновать. Таким образом, максимальный срок выездных мероприятий путем продления может быть увеличен до полугода.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Сроки не могут продлятся произвольно, этому должно быть дано обоснование со стороны ФНС. Основания для продления срока, и процедура отражены в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

Проверка продлевается, если:

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

  1. Налогоплательщик относится к категории крупнейших.
  2. Если в ФНС поступили сведения о нарушении требований законодательства проверяемым юр. лицом, а их проверка требует дополнительных временных затрат.
  3. Возникли чрезвычайные обстоятельства на территории проверяемого, в частности, пожар, потоп.
  4. В составе проверяемой фирмы имеются обособленные подразделения.
  5. Запрашиваемые документы не предоставляются проверяемой организацией.

[2]

Данный перечень оснований не является исчерпывающим. В частности, продление срока может быть мотивировано значительным объемом документации, которую необходимо изучить, большим количеством видов налогов, уплачиваемых фирмой, существенным разнообразием видов деятельности, которыми занимается проверяемое юридическое лицо.

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

Часто задается вопрос, какой предельный срок проверочных мероприятий? Такой срок составляет 1 год (полгода — максимальный срок с учетом продления, плюс полгода — с учетом максимально возможного приостановления).

p, blockquote 12,1,0,0,0 —>

Как продляется срок проведения выездной налоговой проверки?

Решение может быть принято руководителем или замом руководителя ФНС, вышестоящего проверяющей инспекции. В некоторых случаях, решение принимается исключительно руководителем ФНС России (его замом). В п. 3 Оснований, приведенных в Приложении № 4 к Приказу № ММВ-7-2/[email protected] содержатся основания для продления проверочных мероприятий высшими должностными лицами ФНС.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

Они выносят соответствующее решение, если:

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

  1. Требуется продлить проверку, которая проводится региональной ФНС.
  2. Проводится межрегиональная проверка.
  3. Проверка осуществляется ФНС России.

Форма решения утверждена на законодательном уровне, однако она необязательна к применению, соответственно, данный документы может быть составлен по произвольному шаблону, а неиспользование утвержденной формы не является нарушением законодательства.

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

Приостановление срока выездной проверки

Как уже упоминалось, сотрудники ФНС вправе приостановить проверочные мероприятия (п. 9 ст. 89 НК РФ). Течение срока останавливается на период от одного дня до полугода, но не более, поскольку более длительное приостановление срока законом не предусмотрено.

Читайте так же:  От реализации продукции сумму налога

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

При приостановлении проверочных мероприятий, должностные лица ФНС обязаны покинуть территорию проверяемого, прекратить истребование документов, вернуть истребованные ранее документы до окончания срока приостановления. Требование о возвращении документов не касается бумаг, изъятых во время выемки.

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

В период приостановления проверочных действий ФНС имеет право истребовать сведения у контрагентов проверяемого юридического лица (ст. 93.1 НК РФ), вызывать сотрудников организации для дачи пояснений, допрашивать свидетелей на территории ФНС (прямого запрета на это нет).

Проверка приостанавливается лишь при наличии оснований для этого, к которым в п. 9 ст. 89 НК РФ отнесены:

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

  1. Необходимость проведения экспертизы.
  2. Направление запроса в иностранные гос. органы.
  3. Перевод иностранных документов юридического лица.
  4. Истребование сведений и документов у контрагентов.

Напоминаем, что срок приостановления проверочных действий не может длиться более полугода. При этом, приостановление может производиться неоднократно.

Каков срок проведения камеральной налоговой проверки?

В п. 2 ст. 88 НК РФ закреплено, что камеральные проверочные мероприятия не могут продолжаться более 3 месяцев. Данный срок начинает течение после получение ФНС декларации налогоплательщика. При этом, если налоговый орган не сразу приступил к проверке документов, срок не приостанавливается.

p, blockquote 21,0,0,0,0 —>

Камеральные проверочные действия, в отличие от выездных, не могут ни приостанавливаться, ни продлеваться.

p, blockquote 22,0,0,0,0 —>

Например, декларация поступила в налоговый орган 1 июня 2017 года. Это значит, что максимальный срок камеральной проверки – до 1 сентября 2017 года.

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

Нарушение 3-месячного срока не влечет безусловного признания действий ФНС незаконными, поскольку такое нарушение не признается существенным.

Таким образом, НК РФ предусматривает различные сроки для проведения проверок, которые в некоторых случаях могут продлеваться, либо приостанавливаться.

Порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017-2018 году

Порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017-2018 году читатель узнает, прочитав статью. Кроме того, расскажем о том, что проверяют при выездных проверках, на каком основании, и каким образом.

[1]

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

Нормативное регулирование и виды налоговых проверок

Налоговый кодекс РФ является основным нормативным актом, регулирующим порядок проведения налоговых проверок. Согласно п. 1 ст. 31 НК РФ проверки проводятся с целью установления, насколько своевременно и точно организация уплачивает налоговые платежи.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

Виды проверок закреплены в п. 1 ст. 87 НК РФ. Всего их 2 – выездные и камеральные. Порядок реализации у данных видов проверок абсолютно различен, несмотря на то, что их цель едина.

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

При камеральной проверке изучается своевременность и полнота уплаты налогов на основании представленной организацией декларации. Таким образом, предмет проверочных действий достаточно узок, а выходить за пределы налогового периода и налога, отраженного в конкретной декларации налоговый орган не вправе. В ходе проверки должностные лица по адресу нахождения организации не выезжают, проверочные действия производятся по месту учета налогоплательщика.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Выездные проверки гораздо более объемны, нежели камеральные. Нет ограничений по виду налога, могут проверяться несколько налоговых периодов. Кроме того, сотрудники ФНС вправе выехать на территорию налогоплательщика и осуществлять различные мероприятия, о которых пойдет речь в статье.

Выездная налоговая проверка проводится на основании устного распоряжения, либо письменного решения?

Порядок проведения выездных проверок достаточно полно отражен в Письме ФНС России «О рекомендациях…» от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (далее – Рекомендации).

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Перед проверкой обязательно составляется программа мероприятий, которой руководствуются должностные лица ФНС. Она отражает полный перечень действий, которые позволят осуществить мониторинг возможных нарушений и собрать достаточное количество доказательств, их подтверждающих.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

На основании устного распоряжения выездная проверка проводиться не может — без решения о проведении проверочных мероприятий она будет признана незаконной. Решение в силу п. 1.2 Рекомендаций выносится ФНС по месту учета проверяемой фирмы. Документ обязательно должен подписываться либо руководителем, либо заместителем руководителя ФНС.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

Форма решения утверждена в Приложении № 3 к Приказу ФНС России «Об утверждении…» от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

В документе указываются следующие данные:

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

  1. Название проверяемого юридического лица.
  2. Предмет проверочных действий.
  3. Налоговые периоды, проверяемые в рамках проверочных мероприятий.
  4. Данные о лице, проводящем проверку, с указанием Ф.И.О. и должности.

Копия решения должна быть вручена руководителю или представителю проверяемой организации, о чем делается отметка в его копии, которая остается в ФНС.

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

Выездная проверка налоговой инспекции: что проверяют?

Документы, содержащие сведения, которые ФНС может получить у иных государственных органов чаще всего не исследуются в ходе проверки. В п. 5.3 Рекомендаций раскрывается огромный перечень информационных баз, которые должностные лица вправе изучать. К ним относятся сведения из реестров ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, данные из ЕГАИС, ФСС, Таможня Ф, Реестра ККТ, и многих других баз.

Основным направлением выездных проверочных мероприятий является проверка документов, находящихся у налогоплательщика. Их примерный перечень содержится в п. 5.1 Рекомендаций.

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

  1. Лицензии.
  2. Путевые листы.
  3. Данные бухучета.
  4. Данные бухгалтерской отчетности.
  5. Приказы, изданные в организации.
  6. Учредительные документы.
  7. Договоры с контрагентами.
  8. Договоры с клиентами.
  9. Накладные.
  10. Первичные учетные документы.
  11. Иные документы.

Таким образом, каких-либо ограничений по перечню возможных документов, которые вправе проверять сотрудники ФНС нет. В силу п. 12 ст. 89 НК РФ для должностных лиц открыт доступ ко всей документации, которая так или иначе связана с уплатой налогов.

Читайте так же:  Сколько лет нужно работать на пенсию

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

Если организация препятствует проведению проверочных мероприятий, в том числе не предоставляет необходимые документы, чем лишает сотрудников ФНС возможности провести их анализ, возможно привлечение фирмы к административной ответственности по ст. 19.4.1 КоАП РФ. Штраф – от 5 до 10 тысяч рублей. Если же по причине создания препятствий проверка не была завершена, размер штрафа может увеличиться и составить от 20 до 50 тысяч рублей.

Каким образом может проводиться выездная налоговая проверка и как оформляются ее результаты?

Согласно НК РФ выездная налоговая проверка по общему правилу длится 2 месяца. Однако данный срок может продляться до 4, а иногда и 6 месяцев (при наличии исключительных обстоятельств).

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

Порядок проведения проверочных мероприятий содержится как в уже упомянутых Рекомендациях, так и ФЗ «О защите прав юридических лиц…» от 26.12.2008 № 294.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

При начале проверки должностные лица ФНС предъявляют служебное удостоверение и знакомят руководство организации, либо ее представителя с решением о проведении проверки (п. 4 ст. 12 ФЗ № 294). При отсутствии на месте представителя фирмы, проводить проверочные действия запрещено. Однако отсутствие руководства чревато возможностью последующей проверки без предварительного уведомления.

p, blockquote 20,0,0,1,0 —>

Перечень действий, которые могут быть произведены инспекторами, раскрывается в п. 5.4 Рекомендаций.

p, blockquote 21,0,0,0,0 —>

Сотрудники ФНС вправе:

p, blockquote 22,0,0,0,0 —>

  1. Направлять в иностранные государственные органы запросы, в случае, если сведения о регистрации иностранного контрагента, заключавшего сделки с проверяемой фирмой, не нашли подтверждения в базе данных иностранного государства, либо если есть основания полагать, что проверяемая фирма уклоняется от уплаты налоговых платежей путем заключения сделок с иностранными контрагентами.
  2. Запрашивать сведения о банковских счетах и движению по ним.
  3. Проводить инвентаризацию активов.
  4. Проводить допросы свидетелей.
  5. Осматривать как документы, так и территории, предметы.
  6. Истребовать документы.
  7. Производить выемку.
  8. Проводить экспертизу.
  9. Привлекать специалиста.
  10. Привлекать переводчика.
  11. Привлекать понятых.

По окончании проверки составляется справка в которой отражаются основные моменты, которые имели место в ходе проверочных мероприятия. К ним относятся срок проверки, данные о ее продлении и приостановлении, и т.д. В течение 2 месяцев после составления справки оформляется акт проверки, в котором отражаются нарушения, выявленные в ходе ее проведения.

В каких случаях может проводиться повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика?

Согласно п. 1.3.3 Рекомендаций максимальное количество проверок в год ограничивается двумя. Однако из этого правила имеется исключение. Если руководитель ФНС России примет решение о том, что необходимо провести большее количество проверок, то территориальная ФНС вправе это сделать. Решение принимается на основании запроса территориального органа налоговой службы.

p, blockquote 24,0,0,0,0 —>

Что касается ограничений на проведение повторных проверок, то они установлены в п. 3.1 Рекомендаций. Согласно данному пункту, повторные проверки по общему правилу невозможны, но имеются следующие исключения, когда допускается проведение повторных проверочных мероприятий:

p, blockquote 25,0,0,0,0 —>

  1. Когда проверку производит вышестоящая ФНС.
  2. Когда налогоплательщик представил уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога.
  3. Когда налогоплательщик ликвидируется или реорганизуется.

p, blockquote 26,0,0,0,0 —> p, blockquote 27,0,0,0,1 —>

Таким образом, порядок проведения выездных проверочных мероприятий подробно отражен в различных нормативных актах, упомянутых в статье. Проверяемая организация, изучив публикацию, может подготовиться ко всем возможным проверочным действиям сотрудников ФНС.

Каков максимальный срок проведения выездной налоговой проверки

Продолжительность проверки

По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (абз. 1 п. 6 ст. 89 НК РФ).

Продление проверки

Основанием для продления выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • принадлежность проверяемой организации к категории крупнейших;
  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации налоговых правонарушений, но требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие обособленных подразделений в составе проверяемой организации;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых инспекции для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в пункте 4 приложения 2 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Иные обстоятельства определяют в каждом конкретном случае. При этом необходимость и срок продления проверки определяют исходя из:

  • длительности проверяемого периода;
  • объемов анализируемых документов;
  • количества налогов, по которым назначена проверка;
  • количества видов деятельности, которыми занимается организация;
  • разветвленности организационно-хозяйственной структуры организации;
  • сложности технологических процессов;
  • других обстоятельств по усмотрению инспекции.

Об этом сказано в подпункте 6 пункта 2 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Чтобы продлить срок выездной проверки, инспекция, которая ее проводит, должна направить мотивированный запрос в вышестоящий налоговый орган. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего налогового органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Данный порядок предусмотрен пунктом 3 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Приостановление проверки

Выездная проверка в организации может быть не только продлена, но и приостановлена. Приостановление проверки означает, что приостанавливается и течение срока проверки. После возобновления проверки отсчет срока продолжится.

Приостановление проверки возможно, если в ходе ее проведения инспекции потребуется:

  • запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, обладающих этими сведениями;
  • получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России;
  • провести экспертизу;
  • перевести на русский язык документы, представленные проверяемой организацией на иностранном языке.
Читайте так же:  Платит ли некоммерческая организация налоги

Это следует из положений пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Перечень оснований для приостановления выездной проверки закрыт. Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз и по разным основаниям.

В отношении приостановления действуют только два ограничения.

Во-первых, приостановление проверки для истребования информации у контрагента или иных лиц допускается не более одного раза по каждому лицу (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ). Если инспекция приостановила проверку, чтобы истребовать документы у какого-либо контрагента организации, впоследствии она не сможет приостановить проверку для истребования дополнительных документов у этого же контрагента.

Во-вторых, общий срок всех приостановок не может превышать шести месяцев. Исключение предусмотрено только для тех случаев, когда в течение шести месяцев инспекция не успевает получить информацию, запрошенную у иностранных государственных органов. В такой ситуации общий срок приостановления выездной проверки может быть увеличен еще на три месяца. Об этом говорится в абзаце 8 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении выездной проверки. Возобновляется – с даты, указанной в решении о ее возобновлении. Указанные решения принимает руководитель (его заместитель) инспекции, которая назначила выездную проверку в организации (абз. 7 п. 9 ст. 89 НК РФ).

В период приостановления проверки инспекция:

  • не может запрашивать документы у проверяемой организации;
  • должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (кроме документов, полученных в результате выемки);
  • обязана приостановить все действия на территории, где проводится выездная проверка.

Об этом сказано в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Однако эти ограничения не запрещают инспекции проводить дополнительные мероприятия налогового контроля. В частности, в периоде приостановления проверки инспекция может проводить допросы свидетелей (вне помещений, расположенных на территории проверяемой организации), а также вызывать к себе представителей организации для дачи пояснений. Об этом говорится в письме ФНС России от 21 ноября 2013 г. № ЕД-3-2/4395. Обосновывая свою позицию, авторы письма ссылаются на пункт 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которому приостановление проверки не лишает инспекцию права на какие-либо действия за пределами организации. Единственное ограничение – эти действия не должны быть связаны с истребованием у организации документов или осуществляться на ее территории. В то же время инспекция вправе потребовать те документы, которые запрашивала ранее, а организация не успела подать их до приостановления проверки (письмо ФНС России от 7 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13892).

Ситуация: обязана ли инспекция на период приостановления проверки вернуть копии документов, ранее полученные от организации в ходе проверки?

На период приостановления выездной проверки инспекция должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ). Возврат копий законодательством не предусмотрен, поэтому обязанности возвращать их у налоговой инспекции нет. Более того, налоговое законодательство не запрещает инспекции в период приостановления проверки исследовать и анализировать эти копии, а также информацию, для получения которой была приостановлена проверка (сведения от контрагентов, результаты экспертизы, переводы документов, данные от иностранных государственных органов). Это следует из положений абзаца 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-47.

Ситуация: может ли налоговая инспекция в период приостановления проверки проводить допросы свидетелей?

Все ограничения, действующие в период приостановления выездной проверки, указаны в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Их перечень закрыт. В частности, инспекция обязана приостановить все действия на территории проверяемой организации. Между тем Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции проводить контрольные мероприятия, которые не связаны с пребыванием инспекторов на территории организации. Например, они могут проводить допросы свидетелей на своей территории. Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 16 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 14 января 2010 г. № А57-19762/2008, Дальневосточного округа от 20 марта 2009 г. № Ф03-711/2009).

Ситуация: может ли инспекция приостановить выездную проверку в период ее продления?

В период продления выездная проверка проводится в общем порядке. Никаких ограничений для инспекции по проводимым мероприятиям или действиям налоговое законодательство не устанавливает (п. 6 ст. 89 НК РФ). В частности, в период продления выездной проверки инспекция может ее и приостановить. Аналогичные разъяснения дают специалисты налоговой службы (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 21 февраля 2008 г. № 16-27).

Проверка филиалов и представительств

При проведении самостоятельной выездной проверки филиала или представительства ее срок не может превышать одного месяца (абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не предусматривает продление этого срока. Однако самостоятельную выездную проверку инспекция может приостановить на общих основаниях на срок до шести, а в отдельных случаях – до девяти месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Срок проведения проверки

Срок проведения выездной проверки – это период со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). При этом отсчет срока начинается со дня, следующего за днем принятия решения о проведении выездной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). При определении срока выездной проверки время фактического пребывания сотрудников инспекции на территории организации значения не имеет. При расчете срока следует учитывать лишь периоды продления и приостановления выездной проверки.

Пример расчета предельного срока выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной проверки в организации принято 16 июня 2016 года. Сотрудники инспекции приступили к проверке и официально вручили руководителю организации решение о ее проведении 21 июня 2016 года. Период проведения проверки, указанный в решении, равен двум месяцам.

Налоговая инспекция приостанавливала проверку на один месяц в связи с запросом информации у контрагентов проверяемой организации и продляла проверку на четыре месяца из-за наличия у организации пяти филиалов.

Поскольку решение по проверке принято 16 июня 2016 года, то срок ее проведения отсчитывается с 17 июня 2016 года. Изначально проверочные мероприятия инспекция должна была закончить 17 августа (по истечении двух месяцев). Но поскольку проверка приостанавливалась и продлевалась, инспекция должна закончить ее (составить справку о проведении проверки) не позднее 17 января 2017 года.

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам выездной проверки. Инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения?

Решение по выездной проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по выездной проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать объяснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Читайте так же:  7 окладов при выходе на пенсию

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ). Превышение срока проведения выездной проверки к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 27 мая 2008 г. № Ф09-3779/08-С3, от 24 марта 2008 г. № Ф09-1772/08-С3, Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2008 г. № Ф08-7602/2008, Западно-Сибирского округа от 26 мая 2008 г. № Ф04-3206/2008(5461-А27-15), Волго-Вятского округа от 13 июня 2007 г. № А11-6119/2006-К2-24/489).

Внимание: при принятии решения по выездной проверке инспекция не может использовать доказательства, полученные с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ). Превышение срока выездной проверки можно считать нарушением налогового законодательства. Таким образом, инспекция при принятии решения по проверке не может использовать доказательства, которые были получены в ходе налоговых мероприятий по истечении срока проверки. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29 июля 2008 г. № Ф04-4594/2008(8820-А03-31), Московского округа от 5 июня 2009 г. № КА-А40/3497-09, Дальневосточного округа от 26 мая 2009 г. № Ф03-2248/2009).

Сроки и порядок проведения выездной налоговой проверки

ФНС относится к контролирующим органам. В ее обязанность входит отслеживание процесса внесения налогов коммерческими структурами. В данной связи рассмотрим, как осуществляется выездная налоговая проверка: сроки и порядок проведения.

Причины проведения выездной проверки

У налоговых структур имеется план проведения выездных проверок. Найти его в широком доступе не представляется возможным. Спрогнозировать вариант проведения проверки относительно конкретного предприятия тоже затруднительно. В качестве возможных причин ФНС в своем Приказе № ММВ-7-2-297 излагает следующие факторы:

  • Непредставление в налоговый орган запрашиваемых документов.
  • Множественные жалобы и заявления граждан, ИП, организаций.
  • Обращения правоохранительных структур и контролирующих органов.

Наиболее пристальное внимание сотрудников Налоговой службы вызывают фирмы, соответствующие следующим критериям:

  1. Предприятие на протяжении долгого времени уплачивает суммы налогов, несоизмеримые с масштабами своей деятельности.
  2. Согласно представляемой отчетности фирма на протяжении более 2-х лет работает в убыток.
  3. Низкий уровень заявленных заработных плат при внешнем благополучии предприятия.
  4. Согласно отчетности расходы фирмы растут в несколько раз быстрее, чем ее доходы.
  5. Фирма периодически встает на учет в налоговых органах разных районов и снимается через непродолжительные промежутки времени.

Означенные причины и поводы не являются основанием для обязательной проверки и, тем более, для наказания, но только поводом для возникновения подозрений.

Плановая выездная проверка возможна в отношении любой фирмы. Учитывая, что сотрудников ФНС намного меньше, чем коммерческих структур, отбор их для осуществления проверочных действий проводится тщательно. Критерии излагаются в Приложении № 2 к Приказу ФНС № ММВ-7-2/[email protected] .

Лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, следует учитывать, что кроме плановой сотрудники ФНС могут провести проверку внеплановую. Причин для их осуществления несколько, но, чаще всего, таковая устраивается при реорганизации или ликвидации предприятия.
Плановые проверки делятся на:

Повторные проверки охватывают период и документы, изучаемые первичной проверкой. Реализуются с целью осуществления контроля за организацией, проводившей первичную проверку или после подачи налоговой декларации, с внесенными в нее изменениями.

При условии, что повторная проверка обнаружила факт нарушений, которые остались неучтенными при первичной проверке, к предприятию не могут быть применены налоговые санкции. В этом правиле имеется исключение: обнаружение доказательств сговора между работниками коммерческой структуры и сотрудниками, осуществившими первичную проверку.

Место проведения проверки

В качестве места для осуществления мероприятий по выездной налоговой проверке выбирается территория предприятия, которое должно быть ей подвергнуто. Если по каким-то причинам такой вариант невозможен (например, у фирмы отсутствует отдельное помещение, которое могли бы занять сотрудники налоговой службы), проверку допустимо провести по месту нахождения отделения ФНС.

Если проверка проходит по месту нахождения предприятия, сотрудники налоговой службы получают доступ во все необходимые помещения на основании служебных удостоверений и предписания, которое выдается за подписью руководителя подразделения ФНС или его заместителя.

Решение о проведении проверки предъявляется сотрудниками ФНС руководителю структуры, где она будет проходить. Документ должен содержать в себе следующую информацию:

  • Название проверяемой структуры полное и сокращенное. Если речь идет об ИП – его ФИО.
  • Предмет, в отношении которого осуществляется проверка.
  • Временные рамки, которые будут затронуты в ходе проверочных действий.
  • ФИО и должности лиц, осуществляющих проверку.
Читайте так же:  Как получить накопительную пенсию после смерти мужа

Если работники проверяемой структуры чинят препятствия по допуску на объект, об этом составляется соответствующий акт.

Количество разрешенных проверок за год

Сотрудники ФНС имеют обозначенные в ст. 89 НК РФ ограничения по количеству выездных проверок. В отношении одного и того же лица их нельзя проводить чаще, чем два раза за календарный год. В исключительных случаях количество проверок может быть увеличено, но только при принятии соответствующего решения руководителем подразделения ФНС.

Более двух проверок сведений, относящихся к одному налоговому периоду, не допускается.

Предупреждать о грядущей проверке сотрудники налоговых служб не обязаны (Письмо ФНС № АС-37-2/15853) . Если работники проверяемой структуры заявляют о своей неготовности, это не является основанием для отмены деяния.

Дата начала проверки – это дата составления решения о ее начале.

Основные задачи

В качестве основных задач при осуществлении выездной проверки указываются следующие:

  • Рассмотрение финансово-хозяйственных операций, осуществляемых предприятием.
  • Поиск преднамеренных и непреднамеренных ошибок в отчетной документации.
  • Выявление причинно-следственных связей между бухгалтерской отчетностью и отчетами, представляемыми в налоговую службу.
  • Расчет сумм налогов за прошедшие периоды и доначисление их при необходимости.
  • Привлечение к налоговой ответственности за выявленные нарушения.

В первоначальном решении руководителя подразделения ФНС указан один период, вносить в него корректировки строго запрещено. Т.е. если в ходе проверки были выявлены факты, указывающие на возможность допущения ошибок в иные налоговые периоды, проверять их запрещено. С этой целью потребуется составление еще одного решения уже по проверке иного налогового периода.

Временной период, охватываемый анализом, не может превышать три календарных года. Проверяют только предшествующие периоды, за которые сдана налоговая отчетность. В законе до конца не прояснен вопрос относительно рассмотрения текущего налогового периода. Прямых указаний на невозможность его учета не существует. однако, как показывает практика, сотрудники ФНС в ходе выездной проверки текущий период не затрагивают.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Поэтапный порядок проведения выездной проверки излагается в Письме ФНС № АС-4-2/13622 . Согласно документу обнаружение в процессе фактов совершения правонарушений, не относящихся к налоговой сфере, накладывает на сотрудников ФНС обязанности по донесению их в прочие контролирующие и/или правоохранительные органы.

При осуществлении проверки задействуются не только сотрудники налогового ведомства, но и представители проверяемой стороны. Все лица участвующие лица, включены в три основные группы:

  • Представители контролирующего органа, осуществляющего действия по налоговой проверке.
  • Лица, чья деятельность подвергается рассмотрению.
  • Специалисты, которых привлекают к ряду проверочных действий со стороны. Это могут быть всевозможные эксперты, экономисты и пр.

Все действия, совершаемые сотрудниками ФНС в ходе проверки, можно условно разделить на следующие группы, приведенных в таблице №1:

Используемый метод Характеристики
Выборочная проверка Для анализа захватывают документы выборочно по отдельным периодам. Цель – выявление систематических нарушений Сплошная проверка Просмотр всей финансовой документации за установленный налоговый период. Наиболее часто используемый метод Тематическая проверка Анализ документации, касающейся расчета и выплаты отдельных видов налогов. Комплексная проверка Рассмотрение документации по всем группам налогов, вносимых предприятием

В проведении выездной проверки можно выделить несколько основных этапов:

  1. Принятие решения о проведении, визирование его начальником налогового подразделения или его заместителем.
  2. Ознакомление с решением представителей предприятия, в котором будет осуществлена проверка. Обсуждение организационных вопросов с руководством и главным бухгалтером фирмы.
  3. Анализ представляемой финансовой документации.

В ходе процедуры сотрудниками ФНС могут быть предприняты следующие действия:

  • Проведение инвентаризации.
  • Осуществление осмотра.
  • Истребование финансовой и организационной документации.
  • Выемка представленных документов.
  • Проведение экспертизы с целью получения экспертного заключения.
  • Опрос причастных лиц.

Завершающим этапом становится оформление Акта по итогам проверки. Для его формирования сотрудникам ФНС отводится два месяца после завершения всех проверочных действий. В документе могут быть зафиксированы следующие нарушения:

  • Несоблюдение сроков постановки на налоговый учет.
  • Несоблюдение сроков предоставления отчетности по открытию и закрытию банковских счетов.
  • Все нарушения, связанные с предоставлением налоговой декларации.
  • Невнесение всей суммы в качестве налоговых сборов.
  • Не предоставление финансовой документации по запросу ФНС.

Ознакомление с документом проверяемого лица обязательно. После составления он должен быть в течение пяти рабочих дней предоставлен под роспись. Проверяемому дается право подать письменные возражения в ФНС в течение месяца после получения Акта.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Большинство нарушений, выявляемых выездной проверкой, связаны с неправильным ведением финансовой документации: от ошибок в реквизитах до погрешности при арифметических расчетах. По результатам руководство отделения ФНС принимает решение о привлечении к налоговой ответственности проверяемого лица.

Источники


  1. Очерки конституционной экономики. 10 декабря 2010 года. Госкорпорации — юридические лица публичного права. — М.: Юстицинформ, 2010. — 456 c.

  2. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, 2013. — 432 c.

  3. Национал-экстремизм и судебная власть в современной России. — М.: ОФ Антифашист, 2014. — 121 c.
Выездная налоговая проверка охватываемый период
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here